О сверхтяжелых колоколах и их назначении
(несколько мыслей о колокольной гигантомании)
История колоколов, становления и развития колокольного дела в мировом масштабе, как и колокололитейного искусства – это время длиною в десяток столетий. Оно наполнено непрерываемой практикой отлива колоколов в поисках наилучшего их звучания, чистоты тона, длительности декремента затухания, износоустойчивости и их дизайна. Эти поиски, и ныне продолжающиеся тем же методом проб и ошибок, и это не смотря на фундаментальную науку, вооружившую человечество новыми знаниями. Следует полагать, что колокола будут и далее совершенствоваться, представляться в новых формах и качествах. В деле отлива колоколов есть некое таинство: от чего одни отливки колоколов, имеющие правильные формы и пропорции, хорошие металлы и замечательный результат внешнего порядка, не имеют ожидаемых звуковых характеристик, а в отливках неумелых, грубых и даже небрежных они обладают этими замечательными характеристиками?
Всякие колокола – небольшие и неказистые, звонкие и не очень, массивные, холодные, молчаливые и чаще всего одинокие на колокольнях – где их продувают зимние ветра и греет летнее знойное солнце – духовные святыни. Их духовность не языческая, вроде камней, лесов и вод, фигур, резаных из дерева – они «говорящие иконы». Веками они «говорили», обращаясь к людям, о человеческом долге и терпимости, совести и чести, достоинстве и уважении, любви к Богу и ближнему. Всегда и везде колокола любили, смотрели на них с благоговением и гордостью за свою веру, с надеждой на лучшее будущее. Колокол в сознании людей всегда олицетворял связь времен – прошлого, настоящего и будущего. Ничто в жизни людей из рукотворного, что они могли ежедневно видеть и слышать, не было настолько древним, как колокол. Их отливали неспешно и фундаментально, веками и на века.
Колокола по их назначению и осуществляемым звонам разные по габаритам: диаметра и высоты, толщины стенок, от чего разнятся и весом. Совсем уж малые колокола – колокольчики – чаще бытового назначения, включая и самые большие из них дужные (ямские) до 1 кг.– сигнальные устройства. Даже более тяжелые (до 16 кг.), уже являющиеся специальными устройствами оповещения и тревоги, имевшие широкое распространение тоже сигнальные, хотя иногда использовались и для уставных звонов. Самые крупные колокола – храмовые - те что участвуют в звонах уставных как и любых других, возможно и в карильонах – музыкальные инструменты.
Средние из храмовых колоколов– зазвонные, от них зависит «рисунок» колокольной музыки. Таких значительно больше на колокольнях чем больших с могучим звучанием. Самые большие колокола чаще всего символы. Несмотря на то, что они в большинстве своем целы и могут участвовать в звонах, висят на специально для них сооруженных колокольнях, молчаливо, словно обиженные на судьбу, отличную от других колоколов и лишь восхищают своей массой. В некоторых случаях даже вездесущим туристам их видеть не разрешено. Так они и висят годами и столетиями, олицетворяя историю своих стран и славу их создателей.
Огромных по своей массе колоколов больших чем 30 тонн не так уж и много и чем они тяжелее, тем более оберегаемы. Редко их услышишь в звонах. Сложно и дорого обеспечение их охраны и надежности сохранения. Из приведенных списков больших колоколов, составленных Н.И.Оловянишниковым (1912 год.) и В.Бидновым (1931 год), современных сведений из Интернета, колоколов, что тяжелее 16 тонн (1000 пудов) и до 30 тонн достаточно много и они все рабочие. Есть основания полагать, что учета таких колоколов во всемирном масштабе, пожалуй еще и нет.
Колокола немногим более 1000 пудов отливались и на Украине, единственным, самым мощным колокололитейным заводом П.П.Рыжова в с. Песочине (ныне г. Харьков).
О самых крупных (тяжелых) колоколах много сведений в справочниках, научной литературе. О них периодически появляются сообщения на страницах газет и журналов, на телевидении и в специализированных научных изданиях кампанологии. Ниже приводим сведения о таких колоколах. В первую очередь из уважаемых источников: Н.И.Оловянишникова и В.Биднова. В них могут быть допущены авторами ошибки и не по их вине, а в результате новых, более точных измерений и исследований, произведенных за минувший ХХ век.
Список самых крупных колоколов в мире
(Из книги Н.И Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное исскуство»,
издание тов-ва П.И.Оловянишникова и с-вей, Москва, 1912г.
/4-е издание, Москва, изд-во «Русская панорама», 2003г./)
Название
|
Год отлива
|
Автор (литейщик)
|
Физические данные
|
Место нахождения
|
Действующий или нет
|
Царь колокол
|
1735
|
Моторин Иван Федорович и его сын Михаил Иванович
|
высота 34 фута,
вес 12000 пудов 196560 кг
|
Россия, Москва
|
не действует. До 1835 года находился в литейной яме. Расколот от перегрева в пожаре и охлаждения водой
|
Троицко-Сергиевский
|
1748
|
|
65520 кг
|
Россия, Сергиесвкий посад
|
действует
|
Киотский
|
1632
|
|
4685 пудов
76740 кг
|
Япония
|
|
Большой «Успенский»
|
1817
|
Богданов Михаил Гаврилович
|
3351 пуд
54889 кг
|
Россия, Москва, Кремль
|
действует
|
Святого Ивана
|
1819
|
|
3500 пудов
57300 кг.
|
Россия, Москва, Кремль
|
действует
|
Пекинский
|
|
|
3400 пудов
55692 кг.
|
Китай
|
|
-
|
1667
|
|
2125 пудов
34800 кг
|
Россия, Московская обл.
Савино-Сторожевский монастырь, г. Звеногород
|
действует
|
Колокола весом 16 тонн (1000 пудов) во множестве имеются в работе в монастырях и храмах России
|
Список самых крупных колоколов в мире
(по статье Биднова В.А. «Колокола», 1931 г., журнал «ELPIS», Варшава)
Название
|
Год отлива
|
Автор (литейщик)
|
Физические данные
|
Место нахождения
|
Царь-колокол
|
1735
|
Моторин Михаил
|
вес 4329 центнер
432900 кг.
|
Россия, Москва, Кремль
|
Троицко-Сергиевский
|
1748
|
|
4000 пудов
65520 кг.
|
Россия, Красногорск, Сергиевский посад Троице-Сергиевская Лавра
|
|
1898
|
|
4000 пудов
65520 кг.
|
Киев, Киево-Печерская Лавра
|
|
1895
|
|
27000 кг
|
Франция, Париж, Базилика «Сердца Исусового»
|
Емануил
|
время царствования Людовика 14
|
|
430 центнер
43000 кг
|
Франция, Париж, Колокольня собора «Notre Dame»
|
Kaiserqlocke
|
1875
|
|
433 центнера
43300 кг.
|
Германия, Кельн
|
Свет Петра
|
1786
|
|
835 пудов
136 77 кг
|
Италия, Рим
|
Великий Петр
|
|
|
98607 кг
|
Англия
|
|
|
|
989 пудов
|
Австрия, Вена, собор Святого Стефана
|
Миланский
|
|
|
300 центнер
30000 кг.
|
Италия
|
|
|
|
286 центнер
38600 кг
|
Германия, Эрфурт
|
Список самых крупных колоколов в мире
(современные данные, www.livemaster.ru/topic/425995-samye-bolshie-kolokola-v-mire )
|
Название
|
Расположение
|
Вес, в кг
|
Год отливки
|
Производитель
|
1
|
Great Bell of Dhammazedi
|
Мьянма, Янгон
|
297.000
|
1487
|
Утонул в 1608 году, но возможно достать
|
2
|
Царь-колокол
|
Россия, Москва, Кремль
|
203.000
|
1735
|
Иван и Михаил Моторины
|
3
|
Колокол Счастья
Bell of Good Luck
|
Китай, Хэнань, Пиндиншан
|
116.000
|
2000
|
Tianrui Group
|
4
|
Колокол в Лючжоу
|
Китай, г. Лючжоу, монастырь Силайсы
|
109.000
|
2010
|
завод по производству винтов, Ухань, Китай
|
5
|
Мингунский колокол
Mingun Bell
|
Мьянма, Мингун
|
90.000
|
1810
|
неизвестно
|
6
|
Большой колокол
Chion-in Temple Bell
|
Япония, Киото
|
74.000
|
1633
|
неизвестно
|
7
|
Царский колокол
|
Россия, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра
|
72.000
|
2003
|
Балтийский завод
|
8
|
Большой Успенский Колокол
|
Россия, Москва, Кремль
|
65.000
|
1817
|
Богданов Михаил Гаврилович
|
9
|
Соборный колокол
|
Россия, Нижний Новгород
|
64.000
|
2012
|
Балтийский завод
|
10
|
Yongle Bell
|
Китай, Пекин
|
46.000
|
1415
|
неизвестно
|
Сколько сил и средств потрачено на отливку таких колоколов? Слишком дорогой символ «Царь-колокол» (Москва, Россия) весом более 200 тонн, стоит с 1835 года на специальном постаменте как символ державного могущества. Пробы его восстановления не осуществлялись, хотя проекты были.
Более правильное использование гигантских колоколов организовано в Пекине (Китай) и Токио (Япония). Они доступны народу и могут быть приведены к звону в любое время (впрочем, возможно и здесь есть какие-то ограничения).
В большинстве случаев эти огромные колокола замкнутые (закрытые) на колокольнях, куда доступ ограничен или запрещен вовсе.
Колоколов во всем мире в истории ХХ века стало много меньше, чем в период их интенсивного производства и использования в ХIХ веке. Колокола, в том числе древние, на территории России, Украины, Белоруссии, Молдавии, прибалтийских стран во множестве уничтожены войнами и политикой умышленного истребления с переливом на лом бронзы.
Без колоколов вовсе (или обходятся самым малым их количеством) остаются многие храмы даже больших городов (областных и районных центров). В поселках и селах их нет вовсе.
Есть ли смысл в таких огромных колоколах, практика отлива которых продолжается во всем мире и поныне?
Наряду с этим во множестве городов их, даже небольших, нет. Древняя славянская традиция колокольных звонов в селах, где был приход и храм, и даже в тех деревнях и хуторах, где храмов не было, давно забыта. Колоколов для этого нет. Нет их и для использования в качестве устройств выполняющих функции извещения граждан о необходимости сбора, торжественных событий. Они были символами единства людей, живущих вместе. На Украине сельские громады заботились об этом и колокола отливались за народные средства. Их хотели иметь все, в том числе и любой состоятельный хозяин. Такая практика поддерживала в людях уважение к колоколам.
Наряду с отливкой колоколов-символов в десятки и стони тонн, следует отливать и небольшие по доступной цене современные колокола и возрождать добрую традицию, по которой колокола и их звоны – стали частью счастливой жизни.
|
|
Great Bell of Dhammazedi, Мьянма, Янгон |
Царь-колокол, Россия, Москва, Кремль |
|
|
Колокол Счастья (Bell of Good Luck), Китай, Хэнань, Пиндиншан |
Колокол в Лючжоу, Китай, г. Лючжоу, монастырь Силайсы
(в процессе изготовления)
|
|
|
Мингунский колокол, Мьянма, Мингун |
Большой колокол Chion-in Temple Bell, Япония, Киото
|
|
|
Царский колокол, Россия, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра |
Большой Успенский Колокол, Россия, Москва, Кремль
|
|
|
Соборный колокол, Россия, Нижний Новгород |
Yongle Bell, Китай, Пекин
|
С.Сукач. сентябрь-октябрь 2017
|