Вторник, 19.06.2018, 15:45
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [19]
Другие статьи [9]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [24]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [4]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [4]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Исторические колокола и звоны Украины

Колокола харьковского национального академического театра оперы и балета

КОЛОКОЛА ХАРЬКОВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. Н.В. ЛЫСЕНКО

Харьковский национальный академический театр оперы и балета им. Н.В. ЛЫСЕНКО

Декоративная композиция «Музыка М.В.Лысенко». (скульптор С. Ястребов)

источник www.shukach.com

Харьков в своей истории всегда был крупнейшим центром украинской национальной культуры, науки и образования. Его значение в истории страны трудно переоценить, хотя бы уже потому, что он был первой столицей Украины. По праву его можно считать и театральной столицей. Здесь множество театров, которые работают в совершенно различных направлениях искусства: начиная от легкой оперетты и заканчивая серьезными драматическими произведениями. Одним из самых выдающихся театров Харькова является Харьковский национальный академический театр оперы и балета (ХНАТОБ). Это один из старейших музыкальных театров в Украине, который собрал под одной крышей многовековые традиции украинской, российской и мировой балетной и оперной сцены.

Начиная с середины ХІХ века в Харькове не на постоянных сценах ставились оперные спектакли. Еще в 1829 году было выстроено здание по ул. Рымарской, 21 (архитектор неизвестен), а в 1855 году его приобрёл предприниматель Зарудный и перестроил для показа представлений. Затем постройка перешла в собственность коммерческого клуба и в 1884—1885 годах была капитально реконструирована для оперного театра (архитектор Б.Г. Михаловский). В1891 году оперный театр получил здесь постоянную прописку и работал с небольшим перерывом без малого 100 лет. В этом, наиболее приспособленном для театральных спектаклей здании, с большой сценой и залом для публики, складывалось и совершенствовалось оперное искусство, осуществлялись множественные классические постановки опер и балетов. С 1918 года театр носил название «Народной Оперы», с 1920 года — «Русской государственной оперы».

Здание театра по ул. Рымарской, 21 до реконструкции 1930-ых годов.
Со старой почтовой открытки. Изображение из википедии.

В октябре 1925 года в соответствии с правительственным постановлением в Харькове, тогда еще столице Украины, был создан первый государственный национальный театр оперы и балета под названием «Украинская государственная столичная опера». Здесь впервые были поставлены украинские оперы классика, композитора национальной оперной музыки Н.В. Лысенко“Рождественская ночь” и “Утопленница”.

Лысенко Николай Витальевич (1842-1912). Украинский композитор, основоположник украинского сценического оперного искусства. (фото из википедии)

До 1934 года в Харьковском оперном театре были поставлены 32 оперы и 11 балетов. В период с 1941г. оккупации Харькова театр работал в г. Чите и г. Иркутске (Россия). После окончания войны с 1945г. театр занимал то же здание. Оно требовало значительных ремонтных и реставрационных работ, которые осуществлялись по проекту архитектора Пушкарёва В.И. в 1947 г. В здании осуществлялись спектакли и постановки вплоть до 1991 г., когда театр получил новое современное здание. Ныне здание по ул. Рымарской капитально ремонтируется для харьковской филармонии.

Новое, современное здание театра, по весьма своеобразному проекту, разрабатывалось группой архитекторов: В.Д. Елизаровым, Н.В. Чуприной, Р.Н. Гупало, А.П. Зыбиным во главе с главным архитектором Украинской ССР Сергеем Миргородским. Проект театра предназначался для г. Киева. Строительство осуществлялось чрезвычайно долго и затянулось на 21 год (1970г. – 1991г.).

Архитектура здания построена на контрасте большой нависающей «плиты» двух верхних этажей и сложной пластики входных вестибюлей, фойе и других помещений нижних этажей. Театр имеет два зрительных зала: большой на 1500 и малый на 400 мест. Вход в кассовый зал украшает декоративная композиция «Музыка Н. В. Лысенко» (скульптор С. Ястребов). Огромная конструкция здания покоится на шести столбах размером 3 на 6 м и перекрывается металлическими балками с пролётами по 100 м и массой 100 т каждая. По первоначальному замыслу, в главном зале должно было размещаться 4000 человек, а сцена должна была быть очень большой — для пропуска демонстраций и даже военной техники. Здание планировали построить за пятилетку к 30-й годовщине празднования Дня Победы. Но на строительство не хватило средств, и стройка была законсервирована на долгие годы. Реальная стоимость строительства превысила сметную стоимость театра в четыре раза.

Ныне Харьковский театр оперы и балета громадное предприятие с общей площадью всех этажей до 7 гектаров, где работает около 1000 сотрудников как творческих, так и технических профессий. Театр самостоятельно изготавливает сценические реквизиты, декорации, костюмы и всё необходимое для постановок спектаклей. На сегодняшний день театр оперы и балета им. Н.В. Лысенко в Харькове считается в нашей стране одним из старейших отечественных музыкальных театров и является воплощением традиций украинской и мировой оперной и балетной классики. На протяжении 142 театральных сезонов репертуарная афиша постоянно из года в год пополняется новыми постановками  и сейчас насчитывает около 60 опер и балетов. В основном, состоит из украинской и российской оперной классики, а также итальянских опер. Ежемесячно в репертуаре постановки произведений Н.В. Лысенка, М. Мусоргского, С. Гулака-Артемовского, П.И. Чайковского, С. Рахманинова, С. Прокофьева, И.Ф. Стравинского, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Ш. Гуно, Р. Леонкавалло, А. Адана, Д. Россини, Ф. Амирова, К. Сен-Санса. Также в репертуаре театра традиционные и любимые постановки для детей по мотивам известных сказок: “Красная шапочка”, “Белоснежка и семь гномов”, “Щелкунчик”.

Творческая труппа театра много гастролирует по городам Украины, выезжает за её пределы. Большим успехом пользовались спектакли, показанные в странах Западной Европы, Америке и странах Азии.

Некоторые из наиболее значимых событий в истории Харьковского театра оперы и балета:

1780г. – в Харькове состоялся первый в истории города музыкальный спектакль.

1841г. – в новом городском театре впервые прозвучала музыка из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

 26.12.1874г. (по старому стилю) в новом театре на ул. Екатеринославской (ныне ул. Полтавский шлях) начались спектакли стационарной русской оперной антрепризы.

1883г. – премьера в Харькове опер Н.В. Лысенко «Різдвяна ніч» и «Чорноморці».

1884г. – первая постановка в Харькове оперы Н.В. Лысенко «Утопленица» под управлением автора, а также премьера оперы С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем».

1890г. – начало оперных сезонов в помещении Коммерческого клуба на ул. Рымарской.

1893г. – оперный театр посещает П.И. Чайковский и пишет благоприятный отзыв.

1897г. – первое выступление на харьковской сцене Ф. Шаляпина.

1920г. – завершение периода оперных антреприз в Харькове. Создание русской оперы.

1924г. – мировая премьера оперы Н.В. Лысенко «Тарас Бульба».

1925г. – открытие по решению Совнаркома Украины государственного украинского театра оперы и балета.

1926г. – по постановлению Наркомпроса Украины театр получает звание академического.

1941-1945г.г. – творческая работа в Сибири совместно с Киевским театром оперы и балета. Участие артистов во фронтовых бригадах.

1944г. – театру присвоено имя основателя украинской национальной музыки – Н.В. Лысенко.

1945г. – открытие первого послевоенного сезона в помещении театра на ул. Рымарской.

1960г. – участие театра в Декаде украинской литературы и искусства в Москве, награждение коллектива орденом Трудового Красного Знамени.

1967г. – гастроли театра в Москве.

1989г. – открытие малого зала нового театра.

1991г. – открытие большого зала и начало эксплуатации всего комплекса нового сооружения по ул. Сумской, 25.

1996г. – гастроли театра во Франции со спектаклем «Борис Годунов».

2009г. – балетная труппа театра провела трёхмесячные гастроли в Великобритании со спектаклями «Коппелия» Л.Делиба и «Лебединое озеро» П.И.Чайковского.

Колокола являются музыкальными инструментами и колокольная музыка, согласно партитур, звучит  в операх национальной и мировой классики. Партии колокольной музыки исполняются ударниками – музыкантами, овладевшими методикой осуществления звонов. В оперных театрах, больших симфонических оркестрах имеются наборы колоколов, звуковые партии которых обеспечиваются исполнением реальной игры на колоколах.

Перечень опер, в которых звучат колокола
(по материалам книги «Колокола. История и современность», статья В.В.Лоханского «Русские колокольные звоны»)

«Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. Причем здесь можно услышать все разновидности звона – набат в сцене пожара Путивля в опере Бородина «Князь Игорь»; всполошный звон, созывающий опричников на Красную площадь в «Опричнике» Чайковского; большой звон, сопровождающий въезд Ивана Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова; светлый, праздничный звон в «Сказке о Царе Салтане» Римского-Корсакова; торжественный звон во второй картине пролога оперы Мусоргского «Борис Годунов»; ликующий звон в эпилоге «Ивана Сусанина» Глинки; тревожный, призывный звон в сцене под Кромами в опере «Борис Годунов» Мусоргского и в ней же – мрачный, скорбный погребальный перезвон в сцене смерти Бориса.

Используется колокольный звон в «Воскресной увертюре» Римского-Корсакова, увертюре Чайковского «1812 год», сюите Глазунова «Кремль», кантате Прокофьева «Александр Невский», поэме Шостаковича «Казнь Степана Разина», во многих других произведениях.»

Колокола театра

В харьковском театре оперы и балета всего 7 колоколов. Рабочие колокола вывешены на двух подвижных стойках (на колёсах).

Стойки с колоколами

Стойка с колоколами

Стойка с колоколами

Условная нумерация колоколов. Стойка с колоколами №1

Условная нумерация колоколов. Стойка с колоколами №2

Седьмой колокол – самый крупный, хранится на складе, поскольку в звонах не участвует по причине отсутствия стойки для его использования и перемещения. Отсутствие таковой объясняется сложностью её конструкции с учетом значительного веса колокола.

Колокол № 1 – неизвестного производителя, без надписей, знаков и декоров.

Колокол № 2 и 4 – изготовлены на харьковском колокольном заводе Рыжова П.П. в с. Песочин, очевидно, по особенностям литья, в начале ХХ века. Завод был национализирован и прекратил своё существование в конце 1917 г.

Колокола № 3, 5, 6 и 7 изготовлены в 1991 г. на харьковском колокольном заводе заводчицы Багрич Н.С. в пгт. Песочин.

Все колокола в отличном состоянии, целы и участвуют в звонах. Они оснащены языками правильной конфигурации, длины и массы.

Исследование колоколов

Колокол № 1

Неизвестного производителя, без надписей, знаков и декоров. Диаметр - 21,5 см, высота – 34,5 см. По характеру строения и оформления колокол относится к русскому стилю литья.

Колокол № 1

Колокол № 1. Схема профиля.

Колокол № 2

Производитель – завод Рыжова Павла Павловича. Имеет надпись: «ЛИТЪ ВЪ Г. ХАРЬКОВѢ П. П. РЫЖОВА». Диаметр – 26 см, высота – 30,5 см.

Колокол № 2

Колокол № 2. Схема профиля.

Колокол № 2. Фрагмент надписи.

Колокол № 2. Фрагмент надписи.

Колокол № 2. Фрагмент надписи.

Колокол № 3

Производитель – колокольный завод Багрич Нины Семеновны в пгт. Песочин (Харьков). Без надписей и знаков. Диаметр – 25,5 см, высота – 29 см.

Колокол № 3

Колокол № 3. Схема профиля.

Колокол № 3. Полосы декора.

Колокол № 4

Производитель – завод Рыжова Павла  Павловича в с. Песочин (Харьков).

Надпись: «ЛИТЪ ВЪ Г. ХАРЬКОВѢ П. П. РЫЖОВА». Показан вес колокола (штихелем) – 1-25 3/4 , что означает 1 пуд, 25 и 3/4 фунта – 26 кг. 300 гр. Диаметр – 33 см, высота – 34,5 см.

Колокол № 4

Колокол № 4. Схема профиля.

Колокол № 4. Фрагмент надписи.

Колокол № 4. Фрагмент надписи.

Колокол № 4. Фрагмент надписи.

Колокол № 5

Производитель – колокольный завод Багрич Нины Семеновны в пгт. Песочин (Харьков). Без надписей и знаков. Диаметр – 40 см., высота 42 см.

Колокол № 5

Колокол № 5. Схема профиля.

Колокол № 5. Фрагмент полосы декора верх.

Колокол № 5. Фрагмент полосы декора низ.

Колокол № 6

Производитель – колокольный завод Багрич Нины Семеновны в пгт. Песочин (Харьков). Без надписей и знаков. Диаметр – 36 см., высота – 39 см.

Колокол № 6

Колокол № 6. Схема профиля.

Колокол № 6. Фрагмент полосы декора.

Колокол № 7

Производитель – колокольный завод Багрич Нины Семеновны в пгт. Песочин (Харьков). Без надписей. В разрыве ленты верхнего декора дата из цифр 1991. Диаметр – 60 см, высота – 64 см.

Колокол № 7

Колокол № 7. Схема профиля.

Колокол № 7. Фрагмент полосы декора верх с датой.

Колокол № 7. Фрагмент полосы декора низ.

Справки о заводах и заводчиках

Колокольный завод Рыжова П. П. в Харькове

Рыжов Павел Павлович – купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин города Харькова. Сын Павла Ивановича Рыжова. Владел заводом с 1885 по 1917 год. Согласно данным фабрично – заводской статистики в 1884 году годовое производство составляло 30000 руб., рабочих – 14. Cуммарно в год отливалось колоколов 2000 пудов. В конце 1887 года он обратился с просьбой о разрешении отлить колокол с изображениями императорской семьи. С высочайшего дозволения 19 января 1888 года колокол был отлит для Всемирной выставки в Париже.

Рыжов П.П. получил позволение императора о наименовании железнодорожной станции, находившейся рядом с заводом «Рыжовъ». Построил он за свои средства вокзальное помещение и перроны станции. Согласно данным 1913 года на колокольном заводе применялся паровой двигатель в 12 л.с., работало 58 рабочих. Годовое производство составляло 250000 руб. Управлял заводом В.И. Чиков. Помимо колокольного завода фирме принадлежали: завод свинцовых белил и фабрика масленых красок.

В 1917 году Павел Павлович Рыжов избирался гласным городской думы Харькова, числился советником городской думы до 1920 года. Позже эмигрировал с семьей.

Реклама завода П.П.Рыжова

Информационный сборник о промышленных предприятиях Росийской империи, издан в 1914 г.

Сведения о заводе П.П.Рыжова, указанные в информационном сборнике

Из интервью с Багрич Ниной Семеновной (26.06.1936-28.06.2013).

Вопрос: Как Вам удалось наладить дело отлива колоколов, фактически возродить их производство в Песочине?

Ответ: Рыжовых не знаю, не являюсь их родственницей и даже плохо знаю историю завода. Всё производство с нуля осваивала сама, своими силами и за свои средства. Если бы была побогаче и были лучшие времена, всё бы получилось у меня намного проще и без страданий, унижений и фактически бедствий, которые переживала я и моя семья с конца 1980-ых и до конца работы моего колокольного “детища” – заводика на кладбище.

Я сама инженер – машиностроитель, работала на предприятиях Харькова. Везде было трудно, с начальством ладила плохо. Терпеть не могу несправедливости и технической безграмотности, а везде и всегда этого хватало. В очередной раз уволившись “по собственному желанию” и пользуясь появившейся возможностью наладить своё дело, стала предпринимателем. Захотелось иметь свой небольшой литейный завод. Лучше сделать хорошую литейную “бытовуху”, чем попусту “выгорать” в спорах с начальством. Долго искала место. Нашла развалину на кладбище у нас в Песочине. Там был когда-то коммунальный цех по изготовлению могильных плит с наполнителем - мраморной крошкой. Без окон и дверей с оборванными проводами, валяющимися воротами, текущей крышей, где всё разграблено и разбито. Жуть! Искала людей, что мне поверят и будут какое-то время работать “за так”! Что могла – платила. Оббивала пороги маленьких предприятий и “шарашек”, покупала оборудование, занимала деньги, “влазила” в кредиты, выгоняла с работы пьяниц, тунеядцев и ленивую бездарь. Наживала врагов. Я знала, что одолею трудности и смогу лить продукцию. В меня верили мои люди и я не могла всё бросить. Нет! Меня не любили, но уважали за мужской характер, за удачу, настойчивость, твёрдость характера и духа.

Начали лить скромно разную бытовую мелочь: ручки на двери и ворота, совки и совочки, кочерёжки и открывашки для банок, мелкие заказные детальки. Получилось! Пошла первая прибыль. Литейщик Женя Капустян стал просить попробовать хоть раз в жизни отлить колокол. Честно – я не хотела. Это убытки и большие, а до того как хоть что-то получится, убытки из месяца в месяц. Вынуждена была согласиться  - просил весь коллектив. Несколько проб провалили: небыло опыта, необходимых хороших материалов, многого не знали из-за специфики такого литья. Наконец, получилось! Лили всё больше хороших колоколов и их… покупали задорого!

Вопрос: Это правда, что Ваши колокола используются для звонов в харьковском оперном театре?

Ответ: Конечно, нам сделали заказ, и мы боялись за чистоту звучания и тональности колоколов. Отлили 9 колоколов, из которых большие и средние – зазвонные и малые – трельные. Из них 4 или 5 купили в театр. Я ходила их слушать. Честно – слушала звонарей – музыкантов и плакала. Не верила, что это мы сделали такую красоту! Это был 1991 год.

Еще несколько лет лили колокола небольшие. Пятую часть продукции, по сложившейся традиции в коллективе, дарили в бедные приходы. Всего отлили 100 колоколов, а может и больше. Готовую продукцию и колокола в том числе, учитывали и по приходу. Однако все эти частности забываются.

Вопрос: Говорят в Харькове, что была информация о том, что опреный театр выезжал на гастроли в Париж и там якобы звучали колокола, не ваши ли они?

Ответ: В 1995 в «Борисе Годунове», что ставился в Париже, грянули наши колокола, да так, что удивили тех, кто и удивляться уже в опере ничему не мог. С тех пор ездят эти колокола на гастроли с театром по всем странам Европы и продолжают удивлять силой и мощью колокольных партий в операх.

Вопрос: Работает ли завод сейчас?

Ответ: Нет, мы не выдержали и прекратили производство. Нарастить количество продукции мы не смогли – дороги металлы, ремонты изношенного оборудования, налоги, штрафы и поборы. Все устали и как-то разочаровались. Нас никто не поддерживал. Взять наше дело в сильные экономические руки никто не пожелал.

Я горда уже тем, что смогла сделать то, о чем в тайне сама мечтала всю жизнь – наладить литьё колоколов в Песочине, продолжить славу нашего знаменитого колокольного завода купцов Рыжовых.

Июль 2011 года.

**********************

Автор статьи приносит благодарности за содействие в изучении колоколов:

Первому заместителю генерального директора харьковского национального академического театра оперы и балета им. Н.В. Лысенко Тулузову Игорю Георгиевичу

Главному дирижеру Морозову Дмитрию Петровичу

Начальнику оркестра Довжикову Михаилу Юрьевичу.

С. Сукач, январь – март 2018 г.

Категория: Исторические колокола и звоны Украины | Добавил: sun (04.04.2018)
Просмотров: 86 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2018-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[15.05.2018]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокола харьковской церкви Святых Петра и Павла (0)
[04.04.2018]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокола харьковского национального академического театра оперы и балета (0)
[01.04.2018]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокола харьковской Свято-Пантелеймоновской церкви (0)
[23.03.2018]   [Другие статьи]
Колокола харьковского Свято-Покровского мужского монастыря (продолжение) (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz