Суббота, 20.04.2024, 07:11
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [22]
Другие статьи [11]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [40]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [5]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [5]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Исторические колокола и звоны Украины

Знаменитые колокола Украины «Успенский» и «Рафаил»

Знаменитые колокола Украины «Успенский» (1732 г.) и «Рафаил» (1733 г.), отлитые российским мастером Моториным И. Ф.

Имя Ивана Федоровича Моторина (1660-е годы – 1735 г.) золотыми буквами вписано в историю колокольного дела России. Еще при жизни мастера известность о его замечательных колоколах была широко распространена далеко за пределами Москвы. Здесь, в столице, он жил и работал. Слава его была велика. И. Ф. Моторин сочетал талант инженера – проектанта колоколов, знатока формовки и плавки металлов, был великолепным организатором всех этапов работ по отливке крупных колоколов. Фактически он был главным конструктором знаменитого московского “Царь-колокола”, но не успел его отлить в металле. Он внезапно скончался и отливку возглавил его сын Михаил Иванович Моторин. Имена их означены на самом колоколе в овальном обрамлении.

Фрагмент декора Царь-колокола с надписью о мастерах-создателях

Царь-колокол. Современное изображение. Фото из Интернета.

Царь-колокол И.Ф.Моторина и его сына М.И. Моторина. в московском кремле. Это самый большой колокол России. Вес 202 тонны. Отлит в 1735 году на территории Кремля. Оставался в литейной яме до 1835 года и поднят по приказу царя Николая I. Оказался поврежден в связи с пожаром в Кремле и сбрасыванием в литейную яму горящих бревен. Тушили их в яме водой.

Начав лить колокола с 90-ых годов XVII века, Моторин И.Ф. неизменно занимался этим делом со всё более нарастающими темпами. При этом ему приходилось совершенствовать практику формовки, технологии промежуточных процессов и организации этапов литья. Долгие десятилетия вплоть до смерти он неустанно занимался своим любимым делом, радуя людей изготовленными колоколами.

  • В 1691 году им отлит колокол весом в 176 пудов и 20 фунтов (2 т 800 кг). В надписи на колоколе не указано, в какую церковь он предназначался. В 1702 году колокол был пожалован Софийскому собору в городе Вологде. Колокол доныне сохранился и находится здесь же. Назвали колокол, за его цветовой окрас поверхности, “Лебедем”.
  • В 1692 году отлит колокол весом 120 пудов (около 2 тонн) на колокольню Старо-Преображенского женского монастыря в Старой Руссе. Колокол сохранился. В этом же году отлит и колокол в 66 пудов (около 1 тонны) для церкви Иоанна Богослова в Бронной слободе. Колокол сохранился и ныне находится в Покровском соборе г. Москвы.
  • В 1695 году отлит колокол весом в 200 пудов (3 т 200 кг) для церкви Св. Николая на Берсенёвке. Он был уничтожен в 1930 – е годы.
  • В 1696 г. отлит колокол такого же веса для церкви Св. Троицы на Берсенёвке. Колокол утрачен в в 1930 – е годы.
  • В 1702 году Моторину И. Ф. было приказано отлить очень большой колокол для колокольни Ивана Великого в Москве. Колокол весом 233 пуда (3,7 тонны) был успешно отлит и получил название “Воскресенский”. В 1761 г. он был прелит мастером К.М.Слизовым.
  • В 1704 – 1705 г.г. мастером И. Ф. Моториным отлит колокол в 798 пудов (почти 12 800 кг) получивший имя “Великопостный” он же “Семисотный” (“Семисотенный”) для Ивановской колокольни в Кремле.  Колокол сохранился и находится на звоннице московского Кремля.

Колокол “Великопостный” он же “Семисотный” (“Семисотенный”). Изображение из книги А.А.Глушецкого. Фото И. Коновалова.

  

Декоры колокола. Изображения из книги А.А.Глушецкого.

  • В 1714 году отлит колокол “Набатный” весом в 108 пудов (около 1800 кг), который сохранился и ныне находится в Оружейной палате Московского Кремля.
  • В 1715 г. отлит колокол для церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, что в Москве.
  • В 1727 г. мастер изготовил набор из десяти колоколов в Санкт-Петербурге для Исаакиевского собора. Колокола утрачены. В этом же году отлит колокол для Чудова монастыря в Московском Кремле. Он также утрачен.
  • В 1729 г. отлит колокол весом 100 пудов (1 т 600 кг) в церковь Алексея Митрополита Рогожской слободы, что в Москве. Колокол утрачен.
  • В 1730 г. отлит колокол “Новгородский” весом в 420 пудов (около 7 тонн), который и ныне находится на нижнем ярусе колокольни храма Ивана Великого в Московском Кремле.

Колокол “Новгородский”. Изображение из книги А.А.Глушецкого. Фото И. Коновалова.

  • В этом же 1730 г. отлит колокол весом в 193 пуда в Страстной монастырь в Москве. Ныне находится в Оптиной Пустыни.
  • В 1731 г. Моторин И.Ф. отливал часовые колокола на Троицкую башню Московского Кремля. Колокол весом в 109 пудов для церкви Софии Премудрости Божией в Нижних Набережных Садовниках в Москве. Колокол утрачен. Колокол весом в 100 пудов для церкви Великомученика Георгия Победоносца в Ендове в Москве. Колокол утрачен.
  • В 1732 г. колокол весом в 120 пудов (1 т 800 кг)  в церковь Св. Козьмы и Дамиана в Садовниках, что в Москве. Колокол утрачен.

В этом же году Моторин И.Ф., согласно договору, со своими мастеровыми и рабочими, выезжает для литья колоколов по месту в г. Киев. В соответствии с контрактом от 30.03.1732 г. «артель колокольных дел мастером Иваном Фёдоровым, сыном Моториным» со своими людьми обязался отлить 1000-пудовый (16 тонн) колокол для Киево-Печерской лавры. Работы были выполнены и колокол принят заказчиком, но к великому сожалению колокол утрачен.

Продолжая работать в Киеве в 1733 году, И. Ф. Моторин готовит отливку большого колокола в 800 пудов (12 т 800 кг) под названием “Рафаил”. О практике отлива колоколов и его команды известно достаточно много. Так, документально подтверждено, что Моторин И.Ф. прибыл весной 1732 года (контракт датирован мартом 1732г.) в Киев со своими работниками: Гаврилом (Лукиным) Лукьяновым, Иваном Якимовым и Василием Петровым. Здесь, согласно договора с Киево-Печерской лаврой, он должен был отливать колокола для киевских храмов. На территории лавры были развёрнуты производственные цеха, согласно этапов литья колоколов.

Основное количество колоколов, отливаемых московской бригадой под руководством И.Ф.Моторина в Киеве, предназначалось для Киево-Печерской Лавры. Планировалось поместить их на специальные места третьего яруса Большой лаврсокй колокольни.

Большая лаврская колокольня
(Изображение  из книги «Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник: Фотопутеводитель. – К. Мистецтво, 1983 г.)

Она возведена в 1731-1745 года архитектором И.Г.Шеделем и была самым высоким башенным сооружением в России, достигающим 96,52 метра. В строительстве принимали участие местные мастера-крепостные Киево-Печерской Лавры Степан Ковнир, Иосиф Рубашевский, Иван Горох и другие. Колокольня представляет собою сложное четырехъярусное сооружение с основанием в 29 метров толщиной стен 8 метров.

Колокола сосредоточены на третьем ярусе общим весом 5 тыс. пудов (80 тонн). Самый крупный в 1000 пудов (16 тонн) отлит Гаврилой (Лукиным) Лукьяновым, здесь же, на гостинном дворе. Он был помощником Ивана Моторина и самостоятельно отливал заказные колокола. Колокол сохранился и поныне находится в рабочем состоянии.

Первые несколько лет он не использовался по причине отсутствия языка. 1738 году тульский мастер Василий Масолов отлил из чугуна язык в 24 пуда 3 фунта (385 кг.). Языки к колоколам отливают из железа. Мастер ошибся в выборе металла. Язык не выдержал ударных нагрузок и трех месяцев, расколовшись, в падении частей, едва «до смерти не пришиб звонарей». 1741 году тот же мастер, исправляя свою ошибку, сделал новый язык из сибирского железа.

С участием мастера Лукина под руководством И.Ф.Моторина отливался здесь же и в это время 800 пуд колокол «Рафаил» для Софии Киевской.

Работы обеспечивались не только прибывшей бригадой, но и многими работниками из местных мастеров. Никаких особых секретов изготовления сложных и громоздких колоколов русские мастера не придерживались. Более того, множество помогавших им украинских литейщиков получили хорошую практику, пополнили свои знания и обрели новые. Этот опыт и усвоенные знания в дальнейшем  оказали определённое влияние на практику отлива украинских колоколов. Так, известный украинский мастер Иван Коробкин из Киева отливал колокола в период 1770-1780 годов, в большей степени отвечавшие формой и качеством русским образцам.

Колокола авторства Ивана Коробкина. Изображения из книги П.Н.Жолтовского.

В Киев для выполнения работ по отливу колоколов для местных храмов И.Ф. Моторин попал не случайно. Быстрее всего это была служебная командировка. Дело в том, что он, будучи на государственной службе в московской канцелярии артиллерии и фортификации не был свободным человеком, да и мастером, самостоятельно выбиравшим, где работать и что отливать. Ему приходилось выполнять заказы и на отлив пушек. Рабочее время было строго расписано, и осуществлялся жесткий контроль к срокам исполнения заказов. Этим объясняется то, что он в основном выполнял работы по отливу колоколов для московских храмов. Исходя из этого, его работа с командой мастеров в Киеве – дело, согласованное на уровне высокопоставленных московских чиновников, возможно, с согласия самого царя.

Следует упомянуть, что приезд в Украину русских мастеров для отлива колоколов, было делом обычным и неоднократным. В России в те времена существовала конкуренция среди литейщиков, заказов не всегда хватало. Некоторые из них, соглашаясь на лучшие условия оплаты труда, приезжали по приглашению заказчиков и в Украину. Известны работы русских литейщиков по отливу колоколов  и во второй половине 50-ых годов XVII века.

Так, московский мастер Яков Иванов, в 1684 г. работал в Чернигове, а в конце 80-ых годов  XVII века в Киеве работал мастер Яков Леонтьев, переливавший разбившийся колокол Софийского собора. Об этом находим сведения в трудах В. Модзалевского. В 1696 г. в Киево–Печерской лавре работал русский литейщик Сенька Фёдоров. Практика литья этих мастеров, безусловно, имела влияние на формирование украинских колоколов в части их формы, пропорций, стиля, декорных украшений, звуковых характеристик. Проследить такую зависимость весьма сложно, поскольку ни одного колокола, что изготавливали упомянутые выше русские мастера, не сохранилось. Такой же судьбы не избежал и колокол “Успенский”, отлитый в 1732 году Моториным И.Ф.

Работая в Киеве, бригада Моторина И.Ф. хорошо обустроилась на территории Печерской лавры. Были сооружены соответствующие, хотя и не капитального строительства специальные помещения для осуществления подготовительных работ формовки и печи для плавки металлов. Набран штат подсобных рабочих – мастеров и помощников из местных литейщиков, очевидно, из наиболее талантливых, но были и стажеры-практиканты. Возможно, обеспечивая работы по подготовке к литью 1000-пудового колокола под названием  “Успенский” и опробывая оборудование и местные материалы, они отливали более мелкие колокола, на которые спрос был всегда. Подписывались ли они или отливались без надписей, установить ныне невозможно. Однако, надежды найти в Украине, среди чудом сохранившихся колоколов после варварского их истребления в 30-е годы ХХ века, те самые, тем более, которые будут подписаны именем И. Моторина и других русских мастеров, почти невозможное дело.

Колокол «УСПЕНСКИЙ» (1732 г.)

О нём мы имеем весьма скупые сведения, пополнить которые возможно только из архивных источников первой половины XVIII века, хранящихся в Москве.

Примечание: колокол с аналогичным названием, отлитый в 1761г. преемником заводчиков Моториных – Слизовым Константином Михайловичем, весил 3551 пуд (почти 57 тонн). Он был утрачен: в 1812 г. в результате взрыва колокольни, произведенного французскими солдатами. Нынешний колокол “Успенский”, что находится на колокольне храма Иоанна Великого в Московском Кремле, изготовлен из оставшихся частей этого разбитого колокола мастером Михаилом Гавриловичем Богдановым в 1817 году весом 65 тонн 320 кг. Он действующий, звонит на больших престольных праздниках.

Успенский колокол на Филаретовой звоннице Московского Кремля. Фото из книги А.А.Боева (на фото второй справа).

Описанные выше два колокола не имеют ничего общего с колоколом “Успенский”, отлитым  мастером Моториным И.Ф.

Колокол «РАФАИЛ» (1733 г.)

Отлит И.Ф. Моториным в Киеве на территории Печерской лавры в 1733 году. вес колокола 800 пудов (12 тонн 800 кг) и назван в честь Рафаила Зборовского – киевского митрополита для Софиевского собора.. Здесь он помещался, очевидно, на втором ярусе.

Эта колокольня была первым каменным сооружением на территории Софийского монастыря. Строительство осуществлялось 1699-1706 году. Капитально ремонтировать колокольню пришлось в 1744-1748 г.г. В результате землетрясения были повреждены верхние ярусы. Руководил работами петербургский архитектор И.Шедель.

Звонница. Рисунок М.Сажина 1840 г. Колокольня в первоначальном трехъярусном виде.
(Изображение из книги «Софійський заповідник у Києві», Киев, издательство «Мистецтво», 1981 г.)

В 1851-1852 годи архитектором П.Спарро достраивался четвертый ярус.

Четырехъярусная колокольня. Современный вид. Фото из интернета.

Высота колокольни 76 метров.

На втором ярусе находится чудом спасшийся от колокольных ревизий 1930-х годов колокол знаменитого киевского мастера Афанасия Петровича, отлитый в 1705 году. Вес его 13 тонн. Колокол украшен богатым растительным орнаментом, который широким фризом покрывает колокол.

Колокол мастера Афанасия Петровича
(Изображение из книги «Софійський заповідник у Києві», Киев, издательство «Мистецтво», 1981 г.)

Исследование этого колокола производилось и о нем следует писать отдельную статью с приложением фотоматериалов.

* * * * * * *

На колоколе «Рафаил» произведена следующая надпись:

«ВО СЛАВУ СВЯТІЯ ЕДИНОСУЩІЯ ТРОИЦЫ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА ПРИДЕРЖАВЪ БЛАГОЧЕСТИВЕЙШІЯ ВЕЛИКЯ ГОСУДАРИНИ ІИПЕРАТРІЦЫ // АННЫ ІОАНОВНЫ САМОДЕРЖИЦЫ ВСЕРОССІЙСКІЯ БЛАГОСЛОВЕНІЯМ И ТЩАНІЕМ ЯСНЕ В БОГУ ПРЕСВЕЩЕЙШАГО РАФАИЛА ЗБОРОВСКОГО АРХІЕПИСКОПА КІЕВСКОГО».

И.Моторин. Колокол «Рафаил». Изображение из книги П.Н.Жолтовского.

В 1930-е годы церковные колокола массово уничтожали переплавкой «на нужды индустриализации». «Рафаил» сбросили с колокольни, и он некоторое время лежал под ней в пробитой своим весом яме. Сохранились даже снимки людей, которые фотографируются возле него. В 1988 году, во время ремонта  дорожного покрытия у колокольни, был найден 16-килограммовый кусок «Рафаила», отколовшийся при падении. Сейчас этот кусок хранится в музейных фондах Софии Киевской.

Когда в 2008 году проводились ремонтно-реставрационные работы по восстановлению софийских колоколов, копию «Рафаила» решили не отливать, поскольку он создавал бы слишком большие акустические нагрузки, что негативно влияло бы на фрески и мозаики собора.

У самого края колокола по кругу его большого диаметра был расположен текст, выполненный теми же литерами. Начало текста не разборчиво, а далее:

«...ГАЛИЦКОГО И МАЛЫЯ РОССІИ СООРУЖИЛСЯ СЕЙ КОЛОКОЛ (далее неразборчиво) СВЯТЫЯ СОФІИ КОТОРОЙ ВЫЛИТ ВО СВЯТОЙ КІЕВОПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ В ЛЕТО ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА 7247 ОТ РОЖДЕСТВА ЖЕ ПО ПЛОТИ 1733 ГО МЕСЯЦА АВГУСТА 29 ЛИЛ СЕЙ КОЛОКОЛ ИВАН МОТОРИН»

Колокол богато украшен. Выше круговой верхней надписи помещался декор в виде мелкого кружева, собранного в треугольники. Такой художественный приём автора, скромно и со вкусом предваряющий две полосы надписи, хорошо организует верхнее пространство. Сама надпись помещена в два ряда, разделена валиками, весьма строго организована и была доступна чтению. Ниже надписи помещен богатый окантовочный орнамент в виде кружева с растительными мотивами. Выше и ниже надписи, помещенной в самом низу колокола, декоров не было.

Начало чтения верхнего текста предварял небольшой киот с изображением распятия с предстоящими. В достаточно крупных овалах, расположенных на плаще колокола, изображена Богородица во весь рост с Младенцем на руках. Фоном служит семистолбовая ротонда. В других овалах такого же размера изображены Архангел Михаил и Архангел Рафаил.

Форма колокола русская, столбообразная с широким свободно ниспадающим плащом, вплоть до основания колокола. Текст нижней надписи был расположен так низко, у самого края колокола, что совершенно не свойственно украинским колоколам.

Колокол был красив и изящен. Скромные и изысканные благородные декоры подчеркивали его строгость и официальность. Этот замечательный искусно сложенный колокол “не давил” своей массой. Необработанные и тёмные его поверхности не создавали впечатления незавершенности обработки. Создатели колокола понимали, что именно такой образ колокола, несколько отличного от отливаемых в Украине, создаст ему некую новизну и отличность в среде аналогичных по размеру и массе.

С. Сукач, сентябрь 2017 – январь 2019 г.

Используемая литература.

1. Колокольное дело в России во второй половине XVIII – начале XX века. Энциклопедия литейщиков / Глушецкий А.А. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2010.

2. По следам звонких странников. Сборник статей о колоколах и колокольчиках: сб. ст. / А.А.Боев. – М.: Издательский дом Академии имени Н.Е.Жуковского, 2015.

3. П.Н.Жолтовский. Художнє лиття на Україні XIV – XVII ст., вид. Наукова думка, Київ, 1973 р.

4. Н.И.Оловянишников. История колоколов и колокольное искусство, 1912г.

5. М.И.Пыляев. Исторические колокола.

6. Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник: Фотопутеводитель. – К. Мистецтво, 1983.

7. Софійський заповідник у Києві, Киев, издательство «Мистецтво», 1981 г.

 

Категория: Исторические колокола и звоны Украины | Добавил: sun (26.01.2019)
Просмотров: 1412 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2024-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.12.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
ГОСУДАРЕВ ДАР (0)
[12.10.2020]   [Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство]
Взаимные влияния литейных практик ямских (дужных) колокольчиков в основных центрах их производства (0)
[27.01.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокола сумского Пророко-Ильинского храма (0)
[06.01.2020]   [Другие статьи]
Валдайский колокол завода братьев Усачевых в харьковской частной коллекции (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz