Суббота, 18.11.2017, 15:06
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [19]
Другие статьи [8]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [16]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [4]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [4]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии

Город Валдай Новгородской губернии, город Касимов Рязанской губернии

Город Валдай Новгородской губернии 

Вполне объяснимо, что одним из первых мест, где в большом количестве изготавливались на продажу колокольчики, был город Валдай. Производство ямских колокольчиков сначала отдельными мастерами, а затем и многими, становление промысла здесь, обусловлено местом нахождения этого небольшого городка – почти посредине главной российской дороги, между столицами. Это давало широкую возможность сбыта продукции. Кроме этого на Валдае издавна сложился кузнечный промысел, связанный с ковкой лошадей, ремонтом экипажей, изготовлением сельскохозяйственного инвентаря и инструментов. Кузнечный промысел наиболее близок по применяемым технологиям и оборудованию к литью металлов. Нередко сами кузнецы осваивали это дело и занимались литьем изделий для сельского быта, церкви, упряжи и т.д. В первую очередь литье колокольчиков диктовалось спросом на них и постоянной, довольно высокой ценой. Здесь, в Валдае, всегда было много проезжих, тех, кто желал сделать остановку для смены лошадей и отдыха. Была здесь почтовая станция, постоялые дворы, трактиры, множество магазинов и лавок, приезжали люди в знаменитый монастырь Иверской Божьей Матери. Не последнюю роль в рекламе и распространении валдайских колокольчиков сыграли и местные ямщики, живущие слободкой на Зимогорье. С их легкой руки продукция местных литейщиков разъезжалась по всей великой дороге.

Среди первых знаменитых валдайских мастеров следует отметить Филиппа Терского, колокольчики которого, отлитые 1802 году, дошли до нас в единичных экземплярах. Многие мастера литейщики, работавшие в Валдае и далеко от него, на протяжении ста лет, отдавая дань уважения этому великому мастеру, копировали его изделия, не меняя ни текстов, ни форм, ни размеров.

Начиная с 1802 года известны колокольчики валдайских мастеров, работавших самостоятельно, Алексея, Ивана и Никиты Смирновых.

Родоначальниками этого промысла на Валдае были и Лебедевы. Мастер Егор Лебедев также отливал колокольчики с 1802 года.

Без датировки встречаются колокольчики мастеров: Ивана Пашкова, Макара Стукалкина и Василия Стуколкина.

Эти мастера составили славу валдайского колокольчика. Именно они добились великолепных результатов в пластике литья и звучании.

Не затухал промысел на Валдае и в 50-е годы 19 века, хотя необходимость в гужевой перевозке почты и пассажиров постепенно падала с введением регулярных рейсов на первой железной дороге, соединившей Москву с Петербургом.

В это время работали такие видные мастера своего дела как Василий и Алексей Нефедовы, Алексей Чистюнин. Строго выдерживали традицию и качество производимых колокольчиков мастера Митрофановы. Известна продукция Ивана Митрофанова с 1846 года и с датировкой до 1855 года, а мастера Ивана Степановича Митрофанова с 1858 года по 1868 год.

По сей день остаются неразгаданными авторами литейщики помечающие свою продукцию инициалами, как то: мастер М.Е.; мастер М.І.; мастер а.М.; мастер И.Т.; мастер М.И. Еще можно встретить ямские колокольчики валдайского производства с надписями: «1802 года сей колоколок города Валдая», «1804: года: мастер лил в городе Валдае 0:1:», (встречаются такие же колокольчики с более поздней датировкой), «1810. Сей ко: лит Валдае. Кого люблю того дарю», как правило, без датировки: «Купи. Не скупись. Езди. Веселись. Валдай.»

Производилось на Валдае и заказные колокольчики по желанию будущего владельца, где кроме даты изготовления значилось и его имя. Интересна практика изготовления свадебных колокольчиков (после1869 года) на которых с указанием даты изображались летящие вверх птички – символ согласия и долгой любовной жизни.

С регулярностью движения по строгому графику пассажирских поездов и перевозки ими всего почтового потока снизилось движение гужевого транспорта, упал спрос на гужевые перевозки, производство колокольчиков стало не рентабельным, а сбыт затруднен.

Множество дужных колокольчиков Валдая, на которых не указан год изготовления, не приведено имя мастера, а подчас и само место отлива, ждут своих исследователей.

          

Город Касимов Рязанской губернии

Изменившиеся условия жизни на Валдае привели к затуханию и утраты здесь промысла, но Россия с ее огромными пространствами, сетью плохих почти не приспособленных для езды дорог, продолжала использовать, как главное транспортное средство, гужевые экипажи. Почтовые тройки также как и прежде работали в глубинке, доставляя корреспонденцию к поездам, подстраиваясь к действующему расписанию, связывали большие и малые города, где железной дороги еще не было. В рассказе А.П. Чехова «Почта», написанном в сентябре 1887 года приводится диалог офицера почтовой связи со случайным пассажиром: «- А Вы давно ездите почтой? – спросил студент. – 11 лет. – Ого! Каждый день? – Каждый. Вот отвезу эту почту и сейчас же назад ехать», а в рассказе «Ведьма» (1886) диалог офицера-почтальона с ямщиком: « - Пять минуток еще бы можно поспать… зевнул он (почтальон) все равно опоздаем… - А может, как раз вовремя приедем, послышался голос из сеней (ямщика). Гляди, не ровен час, и сам поезд на наше счастье опоздает». Таким образом, вспомогательные почтовые перевозки в 60-е – 90-е годы, несмотря на бурный рост строительства железных дорог, осуществлялись традиционно сложившимся образом. Это поддерживало спрос на дужные колокольчики.

Первые дужные касимовские колокольчики датированы 1804 годом. Но уже в 30-е годы 19 века была отработана и сложилась своеобразная технология и традиции литья. Множество мастеров, количество и качество вырабатываемой ими продукции свидетельствовало о сложившемся здесь кустарном промысле. Причинами зарождения промысла были - близость к Москве, являющейся огромным рынком сбыта, и местом положения самого Касимова, находящегося на развилке дорог и водного пути по реке Оке.

Производство кустарным способом колокольчиков для гужевых выездов, на который еще держался стабильный спрос, оказалось не только рентабельным, но и экономически оправданным для этой географической зоны, где сельскохозяйственное производство не обеспечивало крестьянские семьи необходимыми средствами к существованию. Проще было заниматься в домашних условиях литьем из металла изделий, чем отходничеством, т.е. в зимнее время идти в Рязань или Москву для подыскания дополнительного заработка. Очевидно эти же причины побудили крестьян к изготовлению колокольчиков в деревнях Поповка и Уланова Гора Касимовского уезда. Учитывая их близость к Касимову, на колокольчиках отливалась традиционная надпись «Касимовский мастер». Встречается множество форм сокращения этой надписи. В частности: «Ка Си», «Ка Ма», «Въ К», «В Кас», «Касмо», «К М», «Вък. Ма». Одним из основоположников литья дужных колокольчиков в Касимове был Влас Скорнеков (с 1830 года Скарняков). Его первые колокольчики датированы 1805 годом, чаще встречаются отливки после 1810 года и включительно по 1836. Очевидно, что в тридцатые годы в Касимове уже было много мастеров и это известно потому, что они, чаще всего, оставляли на своей продукции кроме года отливки и свои фамилии. В их числе замечательный мастер своего дела и уважаемый в округе человек Иван Дмитриевич Кислов. Замечательно и то, что этот мастер сумел воспитать так своего сына, что он продолжил его дело и достиг значительных результатов в качестве продукции. Ныне радуют любителей замечательные колокольчики мастера Николая Ивановича Кислова. Примерно через десять лет после наиболее поздних колокольчиков мастера И.Д. Кислова, появляются изделия Кислова Н.И.. Этот мастер-литейщик известен не только качеством, но и творческим подходом к работе. Его оригинальные надписи на колокольчиках из пословиц, поговорок и потешек вызывают улыбку, радуют простодушием и народностью: «1862 Вотъ стары друхъ лутчи новых двух», «Кричю Безо Ръта Гоню Бесъ Кнута Ух Емъщик», «Чудеса в ришыте дыръ многа а вылисть негди», «Курычка Бычка Радила а прасеначекъ яичка снес».

Знаменитыми литейщиками в Касимове были Лабзенковы. Александр отливал с начала 40-х, а Петр в конце 40-х начале 50-х, Макар к концу 50-х, братья Лабзенковы в 1857 году. Самостоятельно и позже них отливал колокольчики отличного качества Евдоким Лабзенков. Красиво выглядят и имеют хорошие звуковые характеристики колокольчики мастера Мамонова Ивана Ивановича. Пока не разысканы колокольчики его производства с датой отлива.

В числе редко встречающихся мастеров, возможно, назвать Солодовникова Алексея и Кузьму, Мазурина Агапа и Ивана, Муратова Александра (1876, 1885) и Ивана (1828). В деревне Уланова Гора работал весьма производительно известный мастер в округе Иван Васильевич Лёнин (на колокольчиках Ленин). Его продукция была известна уже в начале 90-х годов и встречается до 1904 – 1905 года. Этот мастер известен как изготовитель множества штучной заказной продукции. Чаще всего эти заказные колокольчики доносят до нас сведения не только о фамилии заказчика, но и его социальном положении - мещанина, священника, поручика, урядника, вдовы и т.д.

В деревне Поповка изготовляли звонкую продукцию мастера Краснов В.И.(1884,1890) и Яков Птицын (1894), чьи колокольчики считаются редкостью.

        

С .Сукач, г. Сумы

Продолжение следует...

Дужно-колокольный промысел России (Часть 3). Города Слободской и Елабуга Вятской губернии, село Пурех Нижегородской губернии


 

Категория: История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии | Добавил: sun (11.04.2011)
Просмотров: 7312 | Комментарии: 21 | Рейтинг: 1.3/3
Всего комментариев: 211 2 »
0
21  
Сергей, продали ли колокол.Если нет, вышлите пожалуйста фото в почту спасибо!

0
20  
Есть колокольчик Филиппа Тверского 1802 г. с язычком, сколько может стоить?

0
19  
Андрей куплю за 7000 рублей!

0
18  
Ирина куплю за 6000 рублей!

0
17  
У меня есть колокольчик с надписью (1878 года Ф Касiмове Ленин мас) в ОЧЕНЬ ХОРОШЕМ состоянии.Подскажите сколько он может стоить?

0
16  
Есть колокол "ЛАБЗЕНКОВЪ 1855 ВКА МАСМАКАРЪ". Подскажите имеет ли он какую то ценность?

0
15  
У меня есть колокольчик с надписью Кого люблю того дарю 1858

0
14  
У меня есть колокольчик с надписью Кого люблю того дарю 1985.teplodomstroi@mail.ru

0
13  
Есть колокольчик КА.М Александр Лабзенков 1846, без язычка в очень хорошем состоянии.
Продам, кому интересно пишите torenbo@mail.ru

0
12  
Есть такой колокол http://kolokol.at.ua/Uho/kasimov_435.jpg, надпись таже, но без цветов, сколько он может стоить?

1-10 11-20
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2017-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.11.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол «Казацкий – священника Григория» (0)
[04.11.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол «Казацкий – священника Григория» (0)
[01.11.2017]   [Другие статьи]
О сверхтяжелых колоколах и их назначении (0)
[22.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Большой колокол харьковского Свято - Благовещенского храма (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz