Город Валдай Новгородской губернии Вполне объяснимо, что одним из первых
мест, где в большом количестве изготавливались на продажу колокольчики, был город
Валдай. Производство ямских колокольчиков сначала отдельными мастерами, а затем
и многими, становление промысла здесь, обусловлено местом нахождения этого
небольшого городка – почти посредине главной российской дороги, между
столицами. Это давало широкую возможность сбыта продукции. Кроме этого на
Валдае издавна сложился кузнечный промысел, связанный с ковкой лошадей,
ремонтом экипажей, изготовлением сельскохозяйственного инвентаря и
инструментов. Кузнечный промысел наиболее близок по применяемым технологиям и
оборудованию к литью металлов. Нередко сами кузнецы осваивали это дело и
занимались литьем изделий для сельского быта, церкви, упряжи и т.д. В первую
очередь литье колокольчиков диктовалось спросом на них и постоянной, довольно
высокой ценой. Здесь, в Валдае, всегда было много проезжих, тех, кто желал
сделать остановку для смены лошадей и отдыха. Была здесь почтовая станция,
постоялые дворы, трактиры, множество магазинов и лавок, приезжали люди в
знаменитый монастырь Иверской Божьей Матери. Не последнюю роль в рекламе и
распространении валдайских колокольчиков сыграли и местные ямщики, живущие
слободкой на Зимогорье. С их легкой руки продукция местных литейщиков
разъезжалась по всей великой дороге. Среди первых знаменитых валдайских
мастеров следует отметить Филиппа Терского, колокольчики которого, отлитые 1802
году, дошли до нас в единичных экземплярах. Многие мастера литейщики,
работавшие в Валдае и далеко от него, на протяжении ста лет, отдавая дань
уважения этому великому мастеру, копировали его изделия, не меняя ни текстов,
ни форм, ни размеров. Начиная с 1802 года известны
колокольчики валдайских мастеров, работавших самостоятельно, Алексея, Ивана и
Никиты Смирновых. Родоначальниками этого промысла на
Валдае были и Лебедевы. Мастер Егор Лебедев также отливал колокольчики с 1802
года. Без датировки встречаются колокольчики
мастеров: Ивана Пашкова, Макара Стукалкина и Василия Стуколкина. Эти мастера составили славу валдайского
колокольчика. Именно они добились великолепных результатов в пластике литья и
звучании. Не затухал промысел на Валдае и в 50-е
годы 19 века, хотя необходимость в гужевой перевозке почты и пассажиров
постепенно падала с введением регулярных рейсов на первой железной дороге,
соединившей Москву с Петербургом. В это время работали такие видные
мастера своего дела как Василий и Алексей Нефедовы, Алексей Чистюнин. Строго
выдерживали традицию и качество производимых колокольчиков мастера Митрофановы.
Известна продукция Ивана Митрофанова с 1846 года и с датировкой до 1855 года, а
мастера Ивана Степановича Митрофанова с 1858 года по 1868 год. По сей день остаются неразгаданными авторами
литейщики помечающие свою продукцию инициалами, как то: мастер М.Е.; мастер
М.І.; мастер а.М.; мастер И.Т.; мастер М.И. Еще можно встретить ямские
колокольчики валдайского производства с надписями: «1802 года сей колоколок
города Валдая», «1804: года: мастер лил в городе Валдае 0:1:», (встречаются
такие же колокольчики с более поздней датировкой), «1810. Сей ко: лит Валдае.
Кого люблю того дарю», как правило, без датировки: «Купи. Не скупись. Езди.
Веселись. Валдай.» Производилось на Валдае и заказные
колокольчики по желанию будущего владельца, где кроме даты изготовления
значилось и его имя. Интересна практика изготовления свадебных колокольчиков
(после1869 года) на которых с указанием даты изображались летящие вверх птички
– символ согласия и долгой любовной жизни. С регулярностью движения по строгому
графику пассажирских поездов и перевозки ими всего почтового потока снизилось
движение гужевого транспорта, упал спрос на гужевые перевозки, производство
колокольчиков стало не рентабельным, а сбыт затруднен. Множество дужных колокольчиков Валдая,
на которых не указан год изготовления,
не приведено имя мастера, а подчас и само место отлива, ждут своих
исследователей.
Город Касимов Рязанской губернии Изменившиеся условия жизни на Валдае
привели к затуханию и утраты здесь промысла, но Россия с ее огромными
пространствами, сетью плохих почти не приспособленных для езды дорог,
продолжала использовать, как главное транспортное средство, гужевые экипажи.
Почтовые тройки также как и прежде работали в глубинке, доставляя
корреспонденцию к поездам, подстраиваясь к действующему расписанию, связывали
большие и малые города, где железной дороги еще не было. В рассказе А.П. Чехова
«Почта», написанном в сентябре 1887 года приводится диалог офицера почтовой
связи со случайным пассажиром: «- А Вы давно ездите почтой? – спросил студент.
– 11 лет. – Ого! Каждый день? – Каждый. Вот отвезу эту почту и сейчас же назад
ехать», а в рассказе «Ведьма» (1886) диалог офицера-почтальона с ямщиком: « -
Пять минуток еще бы можно поспать… зевнул он (почтальон) все равно опоздаем… -
А может, как раз вовремя приедем, послышался голос из сеней (ямщика). Гляди, не
ровен час, и сам поезд на наше счастье опоздает». Таким образом,
вспомогательные почтовые перевозки в 60-е – 90-е годы, несмотря на бурный рост
строительства железных дорог, осуществлялись традиционно сложившимся образом.
Это поддерживало спрос на дужные колокольчики. Первые дужные касимовские колокольчики
датированы 1804 годом. Но уже в 30-е годы 19 века была отработана и сложилась
своеобразная технология и традиции литья. Множество мастеров, количество и
качество вырабатываемой ими продукции свидетельствовало о сложившемся здесь
кустарном промысле. Причинами зарождения промысла были - близость к Москве,
являющейся огромным рынком сбыта, и местом положения самого Касимова,
находящегося на развилке дорог и водного пути по реке Оке. Производство кустарным способом
колокольчиков для гужевых выездов, на который еще держался стабильный спрос,
оказалось не только рентабельным, но и экономически оправданным для этой
географической зоны, где сельскохозяйственное производство не обеспечивало
крестьянские семьи необходимыми средствами к существованию. Проще было
заниматься в домашних условиях литьем из металла изделий, чем отходничеством,
т.е. в зимнее время идти в Рязань или Москву для подыскания дополнительного
заработка. Очевидно эти же причины побудили крестьян к изготовлению
колокольчиков в деревнях Поповка и Уланова Гора Касимовского уезда. Учитывая их
близость к Касимову, на колокольчиках отливалась традиционная надпись
«Касимовский мастер». Встречается множество форм сокращения этой надписи. В
частности: «Ка Си», «Ка Ма», «Въ К», «В Кас», «Касмо», «К М», «Вък. Ма». Одним
из основоположников литья дужных колокольчиков в Касимове был Влас Скорнеков (с
1830 года Скарняков). Его первые колокольчики датированы 1805 годом, чаще
встречаются отливки после 1810 года и включительно по 1836. Очевидно, что в
тридцатые годы в Касимове уже было много мастеров и это известно потому, что
они, чаще всего, оставляли на своей продукции кроме года отливки и свои
фамилии. В их числе замечательный мастер своего дела и уважаемый в округе
человек Иван Дмитриевич Кислов. Замечательно и то, что этот мастер сумел
воспитать так своего сына, что он продолжил его дело и достиг значительных
результатов в качестве продукции. Ныне радуют любителей замечательные
колокольчики мастера Николая Ивановича Кислова. Примерно через десять лет после
наиболее поздних колокольчиков мастера И.Д. Кислова, появляются изделия Кислова
Н.И.. Этот мастер-литейщик известен не только качеством, но и творческим
подходом к работе. Его оригинальные надписи на колокольчиках из пословиц, поговорок
и потешек вызывают улыбку, радуют простодушием и народностью: «1862 Вотъ стары
друхъ лутчи новых двух», «Кричю Безо Ръта Гоню Бесъ Кнута Ух Емъщик», «Чудеса в
ришыте дыръ многа а вылисть негди», «Курычка Бычка Радила а прасеначекъ яичка
снес». Знаменитыми литейщиками в Касимове были
Лабзенковы. Александр отливал с начала 40-х, а Петр в конце 40-х начале 50-х,
Макар к концу 50-х, братья Лабзенковы в 1857 году. Самостоятельно и позже них
отливал колокольчики отличного качества Евдоким Лабзенков. Красиво выглядят и
имеют хорошие звуковые характеристики колокольчики мастера Мамонова Ивана
Ивановича. Пока не разысканы колокольчики его производства с датой отлива. В числе редко встречающихся мастеров,
возможно, назвать Солодовникова Алексея и Кузьму, Мазурина Агапа и Ивана,
Муратова Александра (1876, 1885) и Ивана (1828). В деревне Уланова Гора работал
весьма производительно известный мастер в округе Иван Васильевич Лёнин (на
колокольчиках Ленин). Его продукция была известна уже в начале 90-х годов и встречается
до 1904 – 1905 года. Этот мастер известен как изготовитель множества штучной
заказной продукции. Чаще всего эти заказные колокольчики доносят до нас
сведения не только о фамилии заказчика, но и его социальном положении -
мещанина, священника, поручика, урядника, вдовы и т.д. В деревне Поповка изготовляли звонкую
продукцию мастера Краснов В.И.(1884,1890) и Яков Птицын (1894), чьи
колокольчики считаются редкостью.
С .Сукач,
г. Сумы Продолжение следует...
Дужно-колокольный промысел России (Часть 3). Города Слободской и Елабуга Вятской губернии, село Пурех Нижегородской губернии
|