Пятница, 19.04.2024, 20:49
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [22]
Другие статьи [11]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [40]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [5]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [5]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии

Города Слободской и Елабуга Вятской губернии, село Пурех Нижегородской губернии

Города Слободской и Елабуга Вятской губернии

В одно время с развитием промысла на Валдае и Касимове литьем колокольчиков занялись и вятские мастера. Этим славились города Слободской и Елабуга. Есть сведения, что отливались колокольчики и в Сарапуле. Становление здесь этого дела связано с огромным рынком сбыта в Зауралье и в Сибири, исторически сложившейся промышленностью и традиционно высоким мастерством местных кузнецов и литейщиков. Слободские колокольчики производства Василя Бородина, Луки и Ильи Каркина, Михаила Макушина известны с 1807 года. Продукция этих мастеров выгодно отличалась своей нарядностью, изяществом форм, красотой текстов. Написаны они по юбке в две строчки и нередко содержат элементы растительного орнамента. Интересен и тот факт, что продукция этих мастеров встречается с датировкой от 1807 до 1813 года, при чем Василя Бородина и Ильи Каркина только 1807 года, Михаила Макушина 1807 и 1810 года.

Несколько позднее стал отливать свою продукцию Василий Макушин, но и его колокольчики датированы только 1817 годом. С точки зрения исследователей и знатоков это вовсе не значит, что эти мастера работали только по одному - три года, очевидно, они многие годы использовали одну и ту же модель, не меняя даже текста на ней.

Редки колокольчики Афанасия Катаева 1816 год, Ильи Катаева 1819 год, В.Т. Катаева 1859 год.

И здесь промысел литья ямских колокольчиков был часто делом семейным, и секреты его передавались из поколения в поколение. Именно поэтому встречаются мастера с одной и той же фамилией. Так, известны мастера Шангины из которых, Иван, датировал свою продукцию 1817 –1819 годом, а Семен - 1816 –1818. С перерывом в 30 – 40 лет в Слободском работали братья Поповы. Их колокольчики, датированные 1848 годом, имеющие прекрасное звучание были изящной работы, менее плотные, чем их предшественников. и вновь с разрывом в 30 лет появляется продукция, подписанная братьями Поповыми (Егор, Иван, Николай, Гаврила) - 1876 –1879. Чувствуется преемственность и передача секретов, химии металлов, физических величин, традиций литья. 

В это же время отливали похожую продукцию братья Ситниковы.

Более поздним слободским мастером считается Василий Федорович Желваков. Он дат на своих колокольчиках не ставил и часто использовал модели других слободских мастеров, продукция которых уже пользовалась авторитетом. Так, нередко встречаются колокольчики его работы, повторяющие форму братьев Поповых (1877 –1879 год).

Как бы не единственным мастером-литейщиком, изготавливающим ямские колокольчики в Елабуге Вятской губернии, был Прокопий Серебряков. На колокольчиках отливаемых им, как предполагают после 1830 года, он неизменно выполнял надпись: «Мастеръ. Про!!опеи*серебре!!овъ*Въ Елабуге:». Он происходит из большой семьи мастеровых людей - Шишкиных занимавшихся из поколения в поколение изготовлением изделий из металла, в том числе, из серебра и колокольной продукции в частности.

        

Село Пурех Нижегородской губернии

Становление промысла литья дужных колокольчиков и бубенцов в Пурехе пришлось на период уже зрелых технологий формовки и литья продукции, все возрастающих требований сложившегося рынка в отношении ее качества, долговечности, хорошего качества звучания. Работая в этом направлении, пурехские мастера добыли себе великую и заслуженную славу. Когда еще производилась в достаточно большом количестве продукция на Валдае, зарекомендовавшая себе как лучшая в стране, когда в полную силу работали мастера Касимова и Слободского, пурехским мастерам в деле завоевания рынка необходимо было сказать свое веское слово в защиту своей продукции. В основе феномена становления Пуреха, как нового центра литья дужных колокольчиков, лежит мастерство здешних литейщиков, упорная борьба за удешевление продукции при неизменном росте ее качества, красоты формы и звука. Главное было в том, чтобы научиться делать продукцию широкого ассортимента и в расчете на массового покупателя. Заслуга местных предпринимателей состоит и в том, что они поставили дело так широко, что вскоре стали владельцами небольших предприятий. Так, у Ф.А.Веденеева работало 9 –10 наемных рабочих, а у Е.С.Клюикова - до 25, с выработкой продукции на его заводах до 50 000 рублей в год. Многие здешние заводчики и кустари поняли и умело использовали то, что на Нижегородской ярмарке можно было организовывать широкий сбыт колокольчиков, а хорошо налаженное речное сообщение по Волге использовать как средство доставки сырья и продукции.

С конца 40-х начала 50-х годов в Пурехе делались первые пробы литья колокольчиков на продажу. Среди таковых известна продукция Алексея Веденеева, датированная 1851 годом. Талант и желание совершенствоваться в этом деле унаследовал его сын – Федор Алексеевич Веденеев, ставший известным литейщиком и заводчиком того времени. Жизнь этого мастера и работа (1863 –1891), поиски наилучших форм, красоты литья и звучания заслуживают не только отдельной главы, но и целой книги. Значительный вклад в историю литья и совершенствования этого дела внесли мастера и заводчики Трошины. Заведение Трошиных, как известно, начало функционировать в 1847 году и основано Яковом Трошиным, хотя до сих пор не обнаружено ни единого колокольчика с его именем. С начала 50-х годов дело его продолжили сыновья – братья Алексей Яковлевич и Федот Яковлевич. Имея совместное предприятие, они отливали колокольчики с надписью «Братья Трошины». Предприятие функционировало достаточно стабильно, очевидно было и рентабельным. Встречаются колокольчики с датировкой: 1853, 57, 60, 63-67, 70-76, 79. Самостоятельно изготавливал аналогичную продукцию их младший брат Макар Яковлевич Трошин - 1861 – 1864, 66, 68-77, 79. Дело их продолжили дети. Все три сына Макара Яковлевича занимались весьма серьезно делом поставленным широко, с хорошей технологией производства. Особо следует отметить Алексея Макаровича Трошина. Продукция его завода была массовой, доступной населению по цене. Много хороших колокольчиков вырабатывалось на заводах его братьев Федота Макаровича и Михаила Макаровича.

Самобытным литейщиком стал сын Федота Яковлевича – Яков Федотович Трошин. Женившись без состояния и войдя «приймаком» во двор семьи жены, он по обычаю того времени, стал носить фамилию жены. Поэтому на колокольчиках произведенных им мы читаем - «Яков Федотович Малышев». Известны колокольчики его выработки с датировкой: 1866 – 69, 72, 73, 75-77, 79.

Всего же семья Трошиных воспитала 11 знаменитых литейщиков ставших гордостью Пуреха.

Как бы не центральной фигурой в истории колокольно-дужного литья является Егор Спиридонович Клюиков – мастер и заводчик из села Остапово что невдалеке от Пуреха. Несмотря на то, что Егору Спиридоновичу не удалось закончить даже начальной школы, он всю жизнь занимался самообразованием, любил читать и имел хорошую библиотеку. Совершенствуя свои знания, он учил и других. На его предприятии мальчики-подмастерья, в течение нескольких лет овладевая делом, становились мастерами и исследователями. Известный литейщик и предприниматель А.И.Бадянов является его учеником. Основанный Егором Спиридоновичем в 1879 году завод неоднократно перестраивался и переоборудовался, совершенствовалось производство. Фактически с началом 20 века Е.С.Клюиков стал монополистом в деле литья ямских колокольчиков и бубенцов. Клюиков Е.С. являлся замечательным организатором производства, руководимые им рабочие и мастера (от 16 до 25 человек ежегодно добивались значительных успехов. Завод работал вплоть до 1914 года. Такого разнообразия и количества дужных колокольчиков в России никто не производил ни до, ни после Е.С.Клюикова. Его заслуга состоит и в том, что он неустанно, в том числе пользуясь советами видного специалиста-акустика Аристарха Александровича Израйлева, искал факторы, влияющие на звукообразование, много экспериментировал и неизменно добивался успеха.

Несмотря на такое положение в области производства дужных колокольчиков в Пурехе, в ближайших селах вокруг него работало множество мастеров-кустарей. Часто на их колокольчиках читаем надпись «Мастер… блись Пуриха». Каждый из них заслуживает не только упоминания, но и отдельного рассказа. Работая в тяжелых условиях, на свой страх и риск, получая профессиональные заболевания и травмы они упорно занимались исследованием тайн звучащей бронзы. Каждому хотелось создать совершенный по звучанию и форме колокольчик, их звала и манила красота, перед которой все равны и у всех почти равные возможности творчества. Все литейщики свято верили в то, что достичь совершенства возможно не только в результате трудолюбия и старания, но и некоего чуда, провидения, божьей благодати на них снизошедшей. К числу умельцев можно отнести таких мастеров как:

• Алексей Александрович Ерохин - 1873, 74, 76, 79, 80, 84, 86, 89 год;

• Дмитрий Степанович Кожевников - с 1906 года;

• Егор Ефимович Макаров – 1875, 76, 79, 80, 82, 86;

• Иван Иванович Марычев - 1871 –1873;

• Братья Андрей и Иван Федоровичи Молевы, производящие продукцию и каждый самостоятельно – 1870, 71-73, 76, 79, 80;

• Кузьма Иванович Овечкин - с 1880 года;

• Михайло А. Сироткин – 1871,75;

• Иван Тимофеевич Скуров – 1868- 69, 71-76;

• Иван Михайлович Солуянов из деревни Чумичи – 1876;

• Григорий Елизарович Тепленин из села Остапово – 1864-67, 69-74, 76, 79, 80;

• Павел Григорьевич Чернигин;

• Братья Алексей и Василий Чигуновы – 1875, 78.

Всех даже не упомянешь, поскольку только известных ныне литейщиков Пуреха, оставивших о себе память своими изделиями – более шестидесяти. А сколько их безвестных рабочих, тружеников в этой области: формовщиков, литейщиков, подручных, токарей и всех тех, кто своими силами смекалкой и навыками создавал пурехскую колокольную славу?

              

С.Сукач, г. Сумы

Продолжение следует...

Дужно-колокольный промысел России (Часть 4). Село Павлово Нижегородской губернии, Шадринск, Суксун и Кунгур Пермской губернии. Тюмень Тобольской губернии. Другие центры литья


Категория: История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии | Добавил: sun (21.04.2011)
Просмотров: 14002 | Рейтинг: 2.8/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2024-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.12.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
ГОСУДАРЕВ ДАР (0)
[12.10.2020]   [Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство]
Взаимные влияния литейных практик ямских (дужных) колокольчиков в основных центрах их производства (0)
[27.01.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокола сумского Пророко-Ильинского храма (0)
[06.01.2020]   [Другие статьи]
Валдайский колокол завода братьев Усачевых в харьковской частной коллекции (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz