Города Слободской и Елабуга Вятской губернии В одно время с развитием промысла на
Валдае и Касимове литьем колокольчиков занялись и вятские мастера. Этим
славились города Слободской и Елабуга. Есть сведения, что отливались
колокольчики и в Сарапуле. Становление здесь этого дела связано с огромным
рынком сбыта в Зауралье и в Сибири, исторически сложившейся промышленностью и
традиционно высоким мастерством местных кузнецов и литейщиков. Слободские
колокольчики производства Василя Бородина, Луки и Ильи Каркина, Михаила
Макушина известны с 1807 года. Продукция этих мастеров выгодно отличалась своей
нарядностью, изяществом форм, красотой текстов. Написаны они по юбке в две
строчки и нередко содержат элементы растительного орнамента. Интересен и тот
факт, что продукция этих мастеров встречается с датировкой от 1807 до 1813
года, при чем Василя Бородина и Ильи Каркина только 1807 года, Михаила Макушина
1807 и 1810 года. Несколько позднее стал отливать свою
продукцию Василий Макушин, но и его колокольчики датированы только 1817 годом.
С точки зрения исследователей и знатоков это вовсе не значит, что эти мастера
работали только по одному - три года, очевидно, они многие годы использовали
одну и ту же модель, не меняя даже текста на ней. Редки колокольчики Афанасия Катаева
1816 год, Ильи Катаева 1819 год, В.Т. Катаева 1859 год. И здесь промысел литья ямских
колокольчиков был часто делом семейным, и секреты его передавались из поколения
в поколение. Именно поэтому встречаются мастера с одной и той же фамилией. Так,
известны мастера Шангины из которых, Иван, датировал свою продукцию 1817 –1819
годом, а Семен - 1816 –1818. С перерывом в 30 – 40 лет в Слободском работали
братья Поповы. Их колокольчики, датированные 1848 годом, имеющие прекрасное
звучание были изящной работы, менее плотные, чем их предшественников. и вновь с
разрывом в 30 лет появляется продукция, подписанная братьями Поповыми (Егор,
Иван, Николай, Гаврила) - 1876 –1879. Чувствуется преемственность и передача
секретов, химии металлов, физических величин, традиций литья. В это же время отливали похожую
продукцию братья Ситниковы. Более поздним слободским мастером
считается Василий Федорович Желваков. Он дат на своих колокольчиках не ставил и
часто использовал модели других слободских мастеров, продукция которых уже
пользовалась авторитетом. Так, нередко встречаются колокольчики его работы,
повторяющие форму братьев Поповых (1877 –1879 год). Как бы не единственным
мастером-литейщиком, изготавливающим ямские колокольчики в Елабуге Вятской
губернии, был Прокопий Серебряков. На колокольчиках отливаемых им, как
предполагают после 1830 года, он неизменно выполнял надпись: «Мастеръ.
Про!!опеи*серебре!!овъ*Въ Елабуге:». Он происходит из большой семьи мастеровых
людей - Шишкиных занимавшихся из поколения в поколение изготовлением изделий из
металла, в том числе, из серебра и колокольной продукции в частности.
Село Пурех Нижегородской губернии Становление промысла литья дужных
колокольчиков и бубенцов в Пурехе пришлось на период уже зрелых технологий
формовки и литья продукции, все возрастающих требований сложившегося рынка в
отношении ее качества, долговечности, хорошего качества звучания. Работая в
этом направлении, пурехские мастера добыли себе великую и заслуженную славу.
Когда еще производилась в достаточно большом количестве продукция на Валдае,
зарекомендовавшая себе как лучшая в стране, когда в полную силу работали
мастера Касимова и Слободского, пурехским мастерам в деле завоевания рынка
необходимо было сказать свое веское слово в защиту своей продукции. В основе
феномена становления Пуреха, как нового центра литья дужных колокольчиков,
лежит мастерство здешних литейщиков, упорная борьба за удешевление продукции
при неизменном росте ее качества, красоты формы и звука. Главное было в том,
чтобы научиться делать продукцию широкого ассортимента и в расчете на массового
покупателя. Заслуга местных предпринимателей состоит и в том, что они поставили
дело так широко, что вскоре стали владельцами небольших предприятий. Так, у
Ф.А.Веденеева работало 9 –10 наемных рабочих, а у Е.С.Клюикова - до 25, с
выработкой продукции на его заводах до 50 000 рублей в год. Многие здешние
заводчики и кустари поняли и умело использовали то, что на Нижегородской
ярмарке можно было организовывать широкий сбыт колокольчиков, а хорошо
налаженное речное сообщение по Волге использовать как средство доставки сырья и
продукции. С конца 40-х начала 50-х годов в Пурехе
делались первые пробы литья колокольчиков на продажу. Среди таковых известна
продукция Алексея Веденеева, датированная 1851 годом. Талант и желание
совершенствоваться в этом деле унаследовал его сын – Федор Алексеевич Веденеев,
ставший известным литейщиком и заводчиком того времени. Жизнь этого мастера и
работа (1863 –1891), поиски наилучших форм, красоты литья и звучания
заслуживают не только отдельной главы, но и целой книги. Значительный вклад в
историю литья и совершенствования этого дела внесли мастера и заводчики
Трошины. Заведение Трошиных, как известно, начало функционировать в 1847 году и
основано Яковом Трошиным, хотя до сих пор не обнаружено ни единого колокольчика
с его именем. С начала 50-х годов дело его продолжили сыновья – братья Алексей
Яковлевич и Федот Яковлевич. Имея совместное предприятие, они отливали
колокольчики с надписью «Братья Трошины». Предприятие функционировало
достаточно стабильно, очевидно было и рентабельным. Встречаются колокольчики с
датировкой: 1853, 57, 60, 63-67, 70-76, 79. Самостоятельно изготавливал
аналогичную продукцию их младший брат Макар Яковлевич Трошин - 1861 – 1864, 66,
68-77, 79. Дело их продолжили дети. Все три сына Макара Яковлевича занимались
весьма серьезно делом поставленным широко, с хорошей технологией производства.
Особо следует отметить Алексея Макаровича Трошина. Продукция его завода была
массовой, доступной населению по цене. Много хороших колокольчиков
вырабатывалось на заводах его братьев Федота Макаровича и Михаила Макаровича. Самобытным литейщиком стал сын Федота
Яковлевича – Яков Федотович Трошин. Женившись без состояния и войдя «приймаком»
во двор семьи жены, он по обычаю того времени, стал носить фамилию жены.
Поэтому на колокольчиках произведенных им мы читаем - «Яков Федотович Малышев».
Известны колокольчики его выработки с датировкой: 1866 – 69, 72, 73, 75-77, 79. Всего же семья Трошиных воспитала 11
знаменитых литейщиков ставших гордостью Пуреха. Как бы не центральной фигурой в истории
колокольно-дужного литья является Егор Спиридонович Клюиков – мастер и заводчик
из села Остапово что невдалеке от Пуреха. Несмотря на то, что Егору
Спиридоновичу не удалось закончить даже начальной школы, он всю жизнь занимался
самообразованием, любил читать и имел хорошую библиотеку. Совершенствуя свои
знания, он учил и других. На его предприятии мальчики-подмастерья, в течение
нескольких лет овладевая делом, становились мастерами и исследователями.
Известный литейщик и предприниматель А.И.Бадянов является его учеником.
Основанный Егором Спиридоновичем в 1879 году завод неоднократно перестраивался
и переоборудовался, совершенствовалось производство. Фактически с началом 20
века Е.С.Клюиков стал монополистом в деле литья ямских колокольчиков и
бубенцов. Клюиков Е.С. являлся замечательным организатором производства,
руководимые им рабочие и мастера (от 16 до 25 человек ежегодно добивались
значительных успехов. Завод работал вплоть до 1914 года. Такого разнообразия и
количества дужных колокольчиков в России никто не производил ни до, ни после
Е.С.Клюикова. Его заслуга состоит и в том, что он неустанно, в том числе
пользуясь советами видного специалиста-акустика Аристарха Александровича
Израйлева, искал факторы, влияющие на звукообразование, много экспериментировал
и неизменно добивался успеха. Несмотря на такое положение в области
производства дужных колокольчиков в Пурехе, в ближайших селах вокруг него
работало множество мастеров-кустарей. Часто на их колокольчиках читаем надпись «Мастер…
блись Пуриха». Каждый из них заслуживает не только упоминания, но и отдельного
рассказа. Работая в тяжелых условиях, на свой страх и риск, получая
профессиональные заболевания и травмы они упорно занимались исследованием тайн
звучащей бронзы. Каждому хотелось создать совершенный по звучанию и форме
колокольчик, их звала и манила красота, перед которой все равны и у всех почти равные
возможности творчества. Все литейщики свято верили в то, что достичь
совершенства возможно не только в результате трудолюбия и старания, но и
некоего чуда, провидения, божьей благодати на них снизошедшей. К числу умельцев
можно отнести таких мастеров как: • Алексей Александрович Ерохин - 1873,
74, 76, 79, 80, 84, 86, 89 год; • Дмитрий Степанович Кожевников - с
1906 года; • Егор Ефимович Макаров – 1875, 76, 79,
80, 82, 86; • Иван Иванович Марычев - 1871 –1873; • Братья Андрей и Иван Федоровичи
Молевы, производящие продукцию и каждый самостоятельно – 1870, 71-73, 76, 79,
80; • Кузьма Иванович Овечкин - с 1880
года; • Михайло А. Сироткин – 1871,75; • Иван Тимофеевич Скуров – 1868- 69,
71-76; • Иван Михайлович Солуянов из деревни
Чумичи – 1876; • Григорий Елизарович Тепленин из села
Остапово – 1864-67, 69-74, 76, 79, 80; • Павел Григорьевич Чернигин; • Братья Алексей и Василий Чигуновы –
1875, 78. Всех даже не упомянешь, поскольку
только известных ныне литейщиков Пуреха, оставивших о себе память своими
изделиями – более шестидесяти. А сколько их безвестных рабочих, тружеников в
этой области: формовщиков, литейщиков, подручных, токарей и всех тех, кто
своими силами смекалкой и навыками создавал пурехскую колокольную славу?
С.Сукач,
г. Сумы Продолжение следует...
Дужно-колокольный
промысел России (Часть 4). Село Павлово Нижегородской губернии, Шадринск,
Суксун и Кунгур Пермской губернии. Тюмень Тобольской губернии. Другие центры
литья
|