Среда, 20.09.2017, 06:55
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [19]
Другие статьи [7]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [14]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [4]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [4]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация

Твоя колокольная коллекция. Часть 1.

ТВОЯ КОЛОКОЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ. ЧАСТЬ I.
Практика определения состава коллекции и её оценки.

Коллекции ямских колокольчиков (из состава которых наибольшей частью являются дужные), складывающиеся с 1970-ых, а наиболее активно с 1980-ых годов ХХ века, из редких и немногочисленных по экземплярности, нередко в наше время достигли тысячи единиц в одном собрании. Огромных сил, времени и средств стоили они тем, кто полюбил их за неяркий блеск бронзы, за веселый, раскатистый звон. Наибольшее счастье от этого получили те, кто полагаясь на эту любовь, с беззаветной преданностью, изучали и описывали их, вводили данные о них в научный оборот. В результате этого изданы замечательные каталоги – справочники, брошюры, монографии, книги. За тридцать лет написаны и стали легендарными статьи, публиковавшиеся в журналах, газетах, а позже, и в интернете. Самыми объемными из источников являются описи частных коллекций, в которых ныне представлено всё многообразие колокольчиков – творения большинства авторов-литейщиков. Эта информация доступна уже всем, поскольку интернет знает всё и является чудесным источником, ставшим основой развития науки – кампанологии малых колокольных форм.

И всё же еще значительная часть колокольчиков и информация о них является латентной. Сколько их еще хранится в темных и прочно закрытых сундуках, ящиках, на пыльных чердаках, заваленных хламом гаражах, шикарных особняках, бегущих по волнам частных яхт и, как ни странно, запасников музеев. Многое изменилось со времён начала популярности ямских колокольчиков, когда покупали их исключительно ради хохмы (полагая их игрушками с датами и именами), и до наших дней, чрезвычайной популярности и стоимости. Колокольчик из неизвестности для большинства людей в те годы, обретя популярность и славу в наши дни, стал недоступным даже для исследователей.

Каким образом помочь тем начинающим, собравшим десяток другой ямских колокольчиков, а тем более полсотни и более, разобраться в них, обрести правильное и четкое понимание того, каким материалом они владеют, какова его реальная ценность. Одни, которых я знаю, а их меньшинство, недооценивают этого материала, полагая его не более чем старинными забавными игрушками; другие, которых множество, считают их дороже золота, взятого от их собственного веса. Хуже всех те, что оценивают их как товар: сколько барыша от купли и продажи оптом или в розницу они получат? Я знал одного такого в 90-е годы, который полагал честным обмен пурехского Дара Валдая № 3/0 на новые «Жигули» пятой модели. Конечно, ошибаются и те, и другие, и ведут себя недостойно третьи. Колокольчики – это памятники былой славянской культуры и истории наших народов. Беда в том, что они являются и товаром, имеющим цену, которую от многих факторов определяет рынок, специалисты, знающие особенности и виды их литья, редкостные отливки, единичные экземпляры мастеров, практиковавших лишь в пробном литье.

Эта статья – попытка помочь разобраться с колокольной коллекцией тем, кто еще не знает ничего, либо, что еще хуже, знает о колокольчиках от спекулянтов – торгашей, мошенников, рядящихся под коллекционеров, маститых с виду знатоков, говорящих через губу и торгующих колокольным товаром, висящим на веревках, привязанных к брючному ремню (благо ничего не видно под шубой). Многих интересует вопрос, что собственно это за колокольчики, по случаю собравшиеся у него в коробках, кто их делал, откуда они, какова их редкость, да и стоимость? Стоит ли их покупать далее, серьезно заняться коллекционированием, изучать их, делиться информацией с другими, увлеченными этим делом, стать исследователем и знатоком в этой области, или сбыть их и забыть?
   

Первый этап: начальная сортировка – извлечение из коллекции колокольчиков, не являющихся ямскими и дужными.

Эта работа проста и не требует особых знаний. Из собрания надо отобрать те, что хотя и выглядят как колокольчики, но не являются сигнальными устройствами. Это либо вовсе не колокольчики, а муляжи, либо колокольчики тех групп, что изучаются независимо от ямских и дужных.

Первое – выбираем все те экземпляры, что сделаны не из литой бронзы. Бронза – это сплав металлов, состоящий на 80 % из меди и 20 % олова. Исходя из этого колокольчик ямской и дужный – литьё из бронзы, физическое тело которого является сигнальным устройством. Смело выставляем сделанные из: фарфора, фаянса, стекла, дерева, кожи, пластмассы, алюминия, силумина, стали, жести и т. д. В их числе окажутся и игрушки, сувениры, настольные украшения в виде колокольчиков как предметов дизайна, даже, возможно, посуда: рюмки, фужеры, крышки от сосудов, стаканчики для бритья, потолочные чашки от люстр - переделанные под колокольчики, детали машин, приборов и т. д. Редко, но могут оказаться колокольчики, изготовленные резаньем металла – токарные изделия. И они не колокольчики, поскольку колокольчик – тело литое, а не резанное.

Не относятся к вашей коллекции и бронзовые литые колокольчики, повторяющие знаменитые исторические колокола, скажем “Царь колокол”. Это сувениры, даже если они и издают звук при ударе, таковые не являются сигнальными устройствами.
   

Второй этап: Отбор колокольчиков, как сигнальных устройств, из литой бронзы, которые не являются ямскими дужными.

Выставляем самые маленькие, в том числе и подписные формы с диаметром до 70 мм. В их числе: декоративные подписные, рыбацкие, все дверные. Они редко подписные, но часто с номерами от двух нулей, (самые маленькие чуть больше наперстка) до номера 24, который сторожевой (караульный) и уже выглядящий как большой колокол высотой 20 – 25 см.

Далее действуем также, выставляя самые большие с диаметром 150 мм и более, весом 1000 грамм и более. Это не ямские дужные колокольчики, а зазвонные (трельные). Могут оказаться судовые малые (рынды), сторожевые (караульные) без номеров. Колокола других назначений часто – технические (трамвайные, с кранов козловых).

Далее – не круглые в основании, а овальные или пирамидальные, квадратные (коробчатые) – это ботала – подшейные колокольчики для животных. Круглые и замкнутые шарики с ушком и дробиной внутри – это бубенцы.

Далее – все с ручками, фигурки в виде людей, животных, различных предметов – это вызывные кабинетные (сонетки), столовые, т.е. те что относятся к сервировке. Круглые нажимного действия – организационные для председательствующих собраний, гостиниц, магазинов.

Далее – все составные, где несколько звонков собраны на одной раме – это культовые, применяемые в церковных богослужениях.

Далее – с иностранными надписями, часто отлитые за рубежом на юбилеи, выставки или приуроченные к историческим датам. В это число могут попасть и дужные колокольчики, отлитые в Финляндии и Швеции. О них читать отдельно. Выделим и их, поскольку они не являются русским литьём.

Теперь коллекция освободилась от иного материала, не входящего в число ямских - дужных колокольчиков. У нас остался материал, который, собственно относится к коллекции.

С этого начинается составление описи. Их две – общей регистрации, где присваиваются коллекционные номера по времени прибытия в коллекцию и специальной – по центрам литья.  Начинаем с общего регистратора, в который, как обычно, заносится всякий новый с присвоением ему порядкового номера по времени приобретения и решения оставить экземпляр в коллекции. Регистратор – это общая тетрадь, дневник коллекции, где кроме порядкового номера, присвоенного колокольчику, могут быть сведения, где и когда куплен, его цена, прорисовка его формы, технические данные.

Рекомендация: Номер (цифру) возможно писать с изнанки колокольчика черным маркером. Он должен соответствовать номеру в регистраторе и в описи. Возможно с изнанки колокольчиков клеить бумажные ценники (отрывные, их клеят на товарах), на которых писать номера. Метки маркеров, как и бумажные ценники, стираются влажной тканью. Спешить с удалением этих меток не следует. Эти номера остаются навсегда, единожды присвоенные, они остаются теми же не только на колокольчике, но и в регистраторе поступления и описи. Имея номер на самом колокольчике, легко найти его в этих источниках.

Третий этап: Отбор колокольчиков по центрам (регионам) их изготовления (литья).

Все колокольчики, попавшие в общую регистрацию прибытия в коллекцию, выставляем на стол или на пол по их нумерации. Основных центров литья - 4. Заготавливаем листы бумаги не более формата А4, где отмечаем: Валдай Новгородской губернии, Слободской Вятской губернии, Касимов Рязанской губернии, Пурех Нижегородской губернии. В число этих колокольчиков, а их подавляющее большинство, попадут все подписные формы, где есть сообщение по тексту на юбках о том, где они отливались, когда и фамилии мастеров.

Пятым листком формата А4 будет тот, на котором окажутся все не определяющиеся колокольчики в их числе неподписные с аббревиатурами, надписями без нужной нам информации, номерами, декорами и т. д. По мере работы с такими колокольчиками они будут находить свое место хотя бы по региону литья.

Рекомендация: из общего собрания колокольчиков берем любой, читаем на нем всю информацию, определяем место литья, клеим с изнанки маркер с номером регистрации, записываем в соответствующий лист. Работа требует внимания, смекалки и запоминания. Отбирая колокольчик, смотрите на его форму, характер и размер “ушей”, размер и конфигурацию петель, шрифты, декоры на юбке и тулову. Будет происходить так, что отобранные по одному региону литья, колокольчики в не зависимости от их размера, будут похожи как братья, но и иметь отличия. Мастера то разные! И время литья с разницей в 100 лет!

Безадресные и безавторские.

Это группа колокольчиков, в отношении которых не сложилось мнение о принадлежности хоть к какому-то региону литья, тем более неизвестен и автор. Чем больше у Вас будет опыта работы по атрибуции и знаний, тем меньше окажется колокольчиков в этой группе. Это не значит, что колокольчик, не имеющий никаких четко обозначенных данных о месте его отлива, только по вашей воле и уверенности может занять место в региональной описи. Ведь объективных данных как не было, так и нет даже после исследований. Таким образом, все безадресные и безавторские так и окажутся в этой группе описи. Отличие лишь в том, что после исследований ваше право в описи привести относительно любого свои соображения и доводы. Исследуя Вашу опись, другие ищущие атрибуции, либо вас поддержат, либо поправят. Несогласных с Вами будет больше чем согласных, но атрибуция трудных экземпляров будет двигаться вперед к разрешению вопроса.

Могут оказаться в Вашей коллекции и колокольчики из других регионов литья кроме обозначенных этих четырех. Они уже все редкие и требуют особого внимания при исследовании: Тюмень, Пермь, Тверь, Тула, Саратов, Чебоксары, Архангельская губерния, Вологодская губерния и некоторых других адресов.

Рекомендация: для работы с этими редкими колокольчиками необходимо знание тех населенных пунктов, в которых изготавливались колокольчики. Для этого необходима информация из интернета, справочников-каталогов, определителей, о которых речь несколько ниже. Хорошо пригласить хотя бы на один вечер знакомого коллекционера с опытом. Когда Ваша коллекция будет разобрана на составляющие её части, возможна и продуктивна консультация и поправки.

В последствии, может оказаться, что среди этой группы безадресных колокольчиков находятся самые интересные экземпляры, из которых выделяются редкие, еще никем не атрибутированные и не описанные, разыскиваемые аналоги другими исследователями, невзрачные, но раритетные и вообще единичные отливки. Обнаружения таких в Вашей коллекции ждут исследователи и коллекционеры, поскольку группа колокольчиков поддается лучшей и более точной атрибуции, чем один единственный экземпляр.

Рекомендация: только тогда, когда Вы убедились по словам “Слободской мастер”, “ВъКасимове”, “Въ селе Пурехе” Нижегородской губернии, “Въ Валдае” определите колокольчик к конкретной региональной группе. Следует помнить, что не все колокольчики, где значится “Валдай”, “Дар Валдая” относятся к валдайскому литью. На истинно валдайских колокольчиках эти словосочетания встречаются достаточно редко. Множество колокольчиков с такими надписями отлито в Пурехе. Это всего лишь рекламный прием здешних литейщиков, поскольку на рынке валдайские колокольчики были истребованы более других, но и это было до времени, когда качество литья во всех регионах выровнялось и приобрело “своё лицо”. При определении “места” колокольчика, т. е. из какого он региона литья, могут быть ошибки, но это не беда. Уже вскоре через сутки – двое работы с колокольчиками Вы ощутите сомнения в правильности первичного отбора и уверенность (по признакам литья) откуда этот конкретный экземпляр. Хорошо иметь у себя хоть какую-то опись чужой коллекции, лучше каталог, справочник, книги о колокольчиках. Еще лучше два часа или два вечера провести в компании коллекционера-исследователя из Ваших мест. Опытный в этом деле сможет всю работу выполнить быстро - за один час 100 штук, либо медленно по десятку в час с комментариями относительно каждого экземпляра. Такая помощь неоценима и запоминается на всю жизнь. Ныне уже в каждом районном городе, даже больших селах, такие люди есть и их знают все коллекционеры. Обратитесь к любому коллекционеру Вам известному, что посещает клуб, и он сориентирует Вас как найти, в крайнем случае, дозвониться до такого знатока. Вместе с тем, даже если это не удастся осуществить, Вы и сами разберетесь в своей коллекции. Когда-нибудь все равно свою коллекцию придется показывать другим, возможно менее знающим, чем Вы сами или знатокам. Вы будете удивлены тем, что самостоятельно в 80 % материала точно определили регион литья. Необходимо помнить, что даже опытные коллекционеры и даже ученые ошибаются при атрибуции или не могут с твердой уверенностью определиться в происхождении колокольчика. Тоже (с еще большей долей ошибок или сомнений) происходит с атрибуцией по мастеру. Необходимо честно признавать свою несостоятельность в деле атрибуции, чем обманываться или заваливать дело атрибуции догадками. Возможно заблуждаться, но упорствовать в заблуждении – это невежество! Надо признавать несостоятельность в атрибуции, когда есть бесспорные доказательства Вашей ошибки. Это ни в коем разе не подрывает Ваш авторитет, это честность делающая честь каждому и всякому исследователю, ставящему правду и объективность выше своих амбиций.

Ничьё мнение не является окончательным, бесспорным, хотя категоричных и безапелляционных людей, полагавших себя экспертами, знатоками, чрезвычайно много. Атрибуция в спорных и сложных случаях производится годами с участием авторитетных ученых, специалистов, изучающих колокольчики десятилетиями.

Отобрав колокольчики по регионам их литья, отделив от них те, что имеют иностранные надписи, слишком большие, так и слишком малых размеров, не определяемые по месту литья и неподписные формы, мы выполнили начальную работу по их изучению. Теперь каждая из групп, за исключением тех, что признаны нами не относящимися к ямским и дужным, является самостоятельным звеном для дальнейшего изучения. Так, обособив скажем слободские или касимовские колокольчики и исследуя их внутри группы, не сравнивая ни с какими другими, обнаружим, что у них сходные шрифты и декоры, похожие по форме уши. Совершенно характерные петли. Так, петельки, на которых “работают” языки у слободских часто литые, массивные, округлые и, главное не гладкие; у пурехских – проволочные, чаще всего круглые по форме с сечением не более 4 – 5 мм; касимовские – кованные треугольные и трапециевидные массивные и имеют сохранившиеся следы ударов по горячему металлу, т. е. выполнялись ковкой; валдайские – тоже кованные, но из тонкого прута до 5 мм толщиной и чаще всего трапециевидные, высотой значительно меньшей, чем шириной. Такие же характерные особенности имеют петли колокольчиков из иных мест. Анализируя форму ушей колокольчиков из разных регионов литья, Вы без труда определите их отличия пропорциям ширины, толщины и высоты, постановки просвета (отверстия) относительно высоты и ширины самого уха. Освоив все это, Вы сами становитесь специалистом по атрибуции колокольчиков по регионам их изготовления. Это уже много стоит.

Четвертый этап: Отбор по мастерам литейщикам одного и того же центра литья.

Сделать это просто в том случае, когда колокольчик подписной и на нем значится и регион, в котором он отлит, и мастер, его изготовивший. Трудности в атрибуции возникают, когда место его отлива указано, а сведений о мастере нет. Существуют справочники и интернет, где все сведения Вам необходимые есть. В другом случае и это нужно помнить, что не всегда указываются имена и фамилии, в последнем случае фамилией может служить отчество. Нередко о себе изготовитель сообщает аббревиатурой, где значатся не только буквы, относящиеся к имени и фамилии, но и местности, где он работал. И такие сведения изложены наиболее полно в каталогах-справочниках:

1) Ким В. А. «Ямские колокольчики и бубенцы» (сводный каталог - справочник), том № 1 «Описание ямских колокольчиков и бубенцов по губерниям России и мастерам 1802 – 1917 г.г.», г. Ростов Великий, 1998 г.

2) Хрунов В. И. «Колокольчики России», каталог коллекции, статьи и библиография специалистов музейного дела и коллекционеров–исследователей, издательство «Химия и жизнь», Москва, 2000 г.

3) Сукач С. И. «Ямские (дужные) колокольчики в Украине», том № 1, издательство «Ярославна», Сумы, 2009 г.

4) Глушецкий А. А. «Дужные и подшейные колокольчики касимовского колокололитейного центра ХІХ – начала ХХ в.», издательство «Colleсtorsbook», Москва, 2005 г.

Необходимо читать исследовательские работы в книгах и брошюрах, печатающиеся уже почти ежегодно, обращаться к сведениям в интернете и при этом самому составлять для личного пользования списки литейщиков, как широко представленных своей колокольной продукцией, так и редких, чьи работы сохранились в немногочисленных экземплярах. Знание индивидуальной практики литья колокольчиков каждым из литейщиков это вершина знаний о ямских (дужных) колокольчиках.

Пятый этап: Выделение вторичных и третичных отливок.

Наиболее сложная операция, требующая определенных знаний и навыков практического определения адресности и авторства колокольчиков, когда отлиты они не теми литейщиками, сведения о которых указаны на них самих. По сути, вторичное литье - это изготовление копий путем использования подлинного авторского, т. е. оригинального колокольчика в качестве формовочной модели. Такой метод формовки с использованием любого товарного колокольчика дает возможность литейщику сэкономить на заказе специального модельного изделия – т.е. модели, обеспечивающей оригинальность колокольчика как товарного изделия. Модель для формовки всегда тоньше и потому легче, чем товарный колокольчик, т.е. готовое литейное товарное изделие. Именно поэтому при осуществлении формовки готовым колокольчиком – товарным, отливка получается толстостенной и тяжелой.

В результате такого порядка литейщик получает грубое изделие, со “смазанными” буквами, плохим качеством декоров. По этим признакам и отбирают вторичное литье. Третичное литье получается в результате использования в качестве формовочной модели колокольчика, что и сам был получен как вторичный. Эти отливки без сомнения сразу же заметны, поскольку выглядят (по тем же признакам вторичного литья) очень неаккуратными, сверх тяжелыми для своих размеров. Это грубые копии.

Выделение таких неавторских колокольчиков, отлитых неизвестно где и кем и когда, вопреки тексту на них об их авторе, являются несанкционированным подражанием путем слепки с оригинала. Впрочем, они тоже имеют право на жизнь в коллекциях и являются интересными объектами для исследования. Вместе с тем, многие собиратели и любители колокольчиков, даже знатоки, не считают их объектами коллекционирования.

Шестой этап: Дальнейшие исследования колокольчиков (первичного литья) установленных регионов, но неизвестных авторов.

Большой группой колокольчиков, выделенных в процессе разделения по регионам литья, являются безавторские. Среди них, большей частью, являются подписные, возможно даже датированные, но без сведений об авторе. Возможны варианты, когда все же колокольчик имеет надписи, знаки, номера, декоры, но не определяются по автору. С большим опытом в атрибуции колокольчиков знатокам удается, по им только известным частностям, с большей или меньшей долей вероятности утверждать авторство.

Как будто бы если известен регион литья с его ограниченным списком авторов литейщиков колокольчиков, то нет ничего проще найти конкретного исполнителя. На деле это не так. Нет гарантии, что известны абсолютно все мастера, которые занимались колокольным литьем и очевидно всегда были те, что сделав пробы литья, бросили это дело. Есть тайны и неизвестности в истории, открыть которые почти невозможно. Иногда необходимы не только усилия к этому, но и время, которое, как морская волна, выбрасывает все долго скрываемое. В поисках ответа о конкретном авторском колокольчике надо полагаться не только на факты, но и на предвидение, интуицию.

Рекомендация: В первую очередь, необходимо расшифровать аббревиатуры. В них часто заложены сведения об авторе и о месте отлива колокольчика. Аббревиатуры традиционно помещаются на дне колокольчика у петли или вокруг нее, иногда с изнанки колокольчика, бывают и по юбочным текстам. Большинство аббревиатур, в том числе и весьма трудно давшихся к расшифровке, разгаданы Кимом В.А. В его каталоге- справочнике, что упоминается по тексту статьи, есть разделы расшифровки этих знаков (стр. 19-21), кроме этого, Ким В.А. приводит и перечень населенных пунктов, где отливались колокольчики (стр. 45-51). Все это облегчает задачу атрибуции таких колокольчиков.

Большим подспорьем является интернет. Дело за тем, чтобы правильно сформулировать вопросы, знать источники, в которых могут содержаться нужные ответы. Минимум необходимых печатных источников (статьи в журналах и брошюрах) для начинающих привел тот же Ким В.А.

Точно известно, что отдельные мастера-литейщики пользовались товарными знаками, которые ставили на свои изделия. Это чаще всего декор в виде разделителей в надписи по юбке, иногда и деталь украшения по тулову. Видимо штамп такого декора – личного клейма, литейщики никому не передавали.

Иногда у небогатых литейщиков не хватало в кассе букв и цифр, определенных знаков. Их подменяли (заменяли) другими. Это повторялось во множестве отливок и может теперь служить ориентиром для атрибуции. Также помогают атрибуции и ошибки (традиционные, постоянные) у литейщиков при формовке текстов на юбке – неправильная постановка букв (сверху вниз или наоборот), пропуски букв, формирование букв и цифр из отдельных элементов.

Редко бывают бесспорные атрибуции. Когда на самом колокольчике сведения автором не приведены, доказательств, дающих право на бесспорность атрибуции всегда мало. Эта группа колокольчиков наиболее проблемна, исследования длятся годами. Необходим длительный сравнительный анализ с колокольчиками-аналогами из других коллекций. В силу этого важен факт введения в научный оборот сведений о каждом колокольчике. По признакам сложившейся традиционной практики литья дужников и ямских колокольчиков в определенном центре их литья и времени производства, можно определить место отлива. Знание почерка литейщика, его личных привычек в формовке и литье, послелитейной обработке дают ключ к разгадке тайны авторства колокольчика.

Зачем все это делается? Первая причина – научная. Обладатель колокольчика любознателен и он не прекращает поиска разгадки того, чье это изделие и откуда. Если он исследователь, то обязательно добытое выкладывает в научный оборот. Это уже наука о колоколах малых форм, являющаяся частью общей науки о колоколах – кампанологии.

Вторая причина – материальная. Редкости колокольные так же высоко ценятся, как и любые другие редкости. Побудительными причинами в этом может быть и любопытство, совершенствование своих знаний в этой области и, главное – любовь к колокольчикам.

Оценка коллекции.

Здесь не идет речь о денежной оценке. Ею, как правило, занимаются антикварные оценщики, а при продаже или обмене отдельных колокольчиков - стороны договора.

Когда речь идет об оценке колокольчика или их группы, то это трудная задача, когда же продается коллекция как собрание уже описанное, изученное, на основании которой изданы справочники, каталоги, исследовательские работы, то ценность такого собрания увеличивается в разы.

Ценность колокольчиков состоит в том, что они редкие представители народной культуры России ХІХ века. Их осталось (как полагают многие специалисты) менее 2,5 % от всего объема изготовленных более чем за век. Они же представители народного кустарного литейно-колокольного промысла. Их связь с историей русской образцовой почты очевидна. Они вошли в быт и обряды народа всех сословий и классов, были любимцами не только детей, обожающих их за веселую звонкость, но и народа принявшего их в свой быт и национальную культуру. Они сопровождали ритуалы и обычаи, праздники, народные гуляния, были дорогими подписными подарками для конкретного лица. Трудно представить культуру ХIX века без задорного дужного колокольчика – символа дорог, встреч и расставаний. Поэзия, романтика и музыкальная культура России XIX-ого начала ХХ века пронизаны образом дужного колокольчика.

Все это сказывается в оценке ямского дужного колокольчика как объекта коллекционирования. Рост его популярности с середины ХХ века огромен. Из забвения и полного равнодушия к нему в первой половине ХХ века до интереса, обожания и любви во второй половине и до нашего времени. Вместе с тем, не все они одинаково ценятся любителями коллекционирования, исследователями. Среди знатоков сложилось мнение, что наиболее ценными с художественной части являются касимовские колокольчики. Большинство из них подписные и содержат сведения об авторе и времени отлива. Вместе с тем, множество лишь украшены декорами, проставлеными датами, содержат надписи типа «ЛИТЪ В КАСИМОВЪ». В части многообразия форм, украшений, отделки – пурехские. Звонкости, красоты звучания и первенства в оформлении текстами – валдайские. Своеобразия, износоустойчивости, характерности и верности стилю – слободские. За редкость почитаются пермские, тюменские, кунгурские, суксунские, саратовские, орловские, тверские. За единичную, особую редкость, аккуратность работы и часто отметки с изнанки о вложении в расплав серебра, ценятся индивидуально заказные колокольчики. На юбках таких надписи о заказчике, дарителе, одариваемом иногда с пожеланиями и приветствиями. Такие и по изготовлении были дороги и заказчику, обходились в десяток, а то и больше раз дороже, чем рядовой, весьма похожий по размеру и форме на рынке. И это с учетом предоставления самим заказчиком серебра для вложения. Обмана здесь никогда не было.

Ценятся ямские колокольчики разнообразных новых оригинальных форм, в которых уже с трудом просматриваются связи с традиционным колокольным литьём. Это чаще всего изделия мастеров Пуреха. Поскольку здешние мастера нумеровали колокольчики по их размеру в серии одной и той же формы, такие ряды ценятся за то, что собрать их чрезвычайно сложно. Нужны годы, а то и десятилетия, чтобы собрать колокольчики одной серии со всеми номерами того же производителя.

Особо ценными являются первые подписные – валдайские. Выделяются во всех регионах литья редкие колокольчики мастеров, практиковавших в изготовлении товарных колокольчиков краткое время. Вместе с тем, редкими и ценными могут оказаться колокольчики мастера, который мало их отливал в каком-то конкретном году. Коллекционеры особо любят и с гордостью показывают в своей коллекции касимовские колокольчики с надписями по юбкам в виде шуток, прибауток, загадок, пословиц, строк из песен и стихов. Народный юмор здесь уместен. Есть ли такие раритеты в Вашей коллекции? Пока еще не обладая знаниями, утверждать это невозможно, но это побуждает коллекционеров изучать свой материал досконально, держать в памяти все, вплоть до частностей. Кто знает заранее, где, когда и при каких обстоятельствах Вы будете держать в руках колокольчик, или смотреть в книге, читать в описи, на выставке и сравнивать увиденный только что, возможно случайно и единственный раз, со своим конкретным требующим атрибуции. Хорошо, но недостаточно полагаться только на свою память. Многие собиратели все сведения и фотографии вносят в ноутбуки, планшеты. В этом случае к их услугам полная информация о своей коллекции и конкретном колокольчике в любом месте и в любое время.

Написать о денежной стоимости каждого колокольчика невозможно. Цены меняются из месяца в месяц, они зависят от моды на те или иные колокольчики, спроса и предложения в конкретной местности, распространенности их на рынке относительно литья из конкретного региона. Исходя из этого, нет единого реестра цен, да еще и с учетом физического состояния, сохранности колокольчиков. Об этом мною написаны статьи. Они опубликованы во втором томе трехтомного издания «Ямские (дужные) колокольчики в Украине». В этих исследованиях я попытался разработать систему оценки качества колокольчика с учетом его происхождения, редкости, художественного оформления, повреждений и т.д. Оценка по баллам, когда балл имеет самостоятельную цену, дело вполне возможное и хоть как-то приводящее дело оценки к обоснованной стоимости.

Поврежденные колокольчики, их части и лом.

До нашего времени не все колокольчики дошли невредимыми, т. е. целыми в хорошем и отличном состоянии. Много тех, которые:

- потеряли “уши”;

- утратили петли;

- со сквозными отверстиями, часто просверленными в крыше;

- с провалами в крыше, т. е. с утраченным ухом и петлей;

-  с проломами в тулове;

- треснутые и расколотые;

- со следами неудачных, грубых ремонтов и реконструкций;

- с множественными следами ударов снаружи;

- со стертыми или спиленными декорами, надписями или их частями;

- со следами надпилов ножовками или напильниками для постановки личных меток и не только;

- покрашенные масляной краской или зачерненные (горелые) в масле после их нагрева.

Все эти экземпляры не могут быть признаны неколлекционными только из-за повреждений. Для науки повреждения не имеют значения, изучаются и описываются даже части колокольчиков. И по ним наука получает ценную информацию.

Все колокольчики с такими или иными повреждениями должны иметь и ценовую оценку. Если редкий колокольчик годами не прибывает в коллекцию, либо изделия конкретного мастера, года отлива, то «берут» близкий аналог, тем более конкретно искомый, но поврежденный. Описывая его, указывают характер повреждения. Он находит свое место в коллекции и продолжает быть здесь до тех пор, пока его не сменит тот, годами искомый, либо лучший по качеству экземпляр.

О ремонте колокольчиков.

Ремонты колокольчиков возможны, но все же нежелательны. Этим нарушается их оригинальность. Вмешиваясь со своей, часто несовершенной, методикой ремонта, новыми материалами и примитивными инструментами, мы губим колокольчик как оригинальное произведение искусства и все ради восстановления внешнего вида. Важен оригинал в первозданном виде, если нет, то в том, как есть. Ремонтом мы губим оригинальность колокольчика. Да, и звучание колокольчика – “голос” сигнального устройства, которыми являются все литые из бронзы колокольчики, не восстановишь. Наука к существующим дефектам относится безразлично. Исследуется то, что сохранено в первозданной авторской чистоте. Чего не скажешь о коллекционерах, оценщиках антиквариата. Большинство из них считают, что поврежденные колокольчики (в чем бы ни заключалось повреждение) уже не являются коллекционными объектами. Это с моей точки зрения неправильно. Такие экземпляры уже не могут оцениваться также как целые, но иногда встретить такой же, искомый вами в лучшем состоянии, дело нереальное. Колокольчиков ровно столько, сколько их есть, новых нет. Возможно когда-то будут отливать копии с указанием этого на самом изделии.

Твоя колокольная коллекция. Часть 2.


 

Категория: Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация | Добавил: sun (30.03.2017)
Просмотров: 159 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2017-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[22.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Большой колокол харьковского Свято - Благовещенского храма (0)
[21.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол Якова Скоры (0)
[14.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол Якова Скоры (0)
[20.05.2017]   [Другие статьи]
Колокола в собрании музея Свято-Покровского монастыря (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz