Четверг, 18.04.2024, 05:05
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [22]
Другие статьи [11]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [40]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [5]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [5]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Ученные-кампанологи Украины

Старинные колокола и регионы колокольного литья упомянутые в работе В.Л.Модзалевского

Старинные колокола и регионы колокольного литья упомянутые в работе В.Л.Модзалевского «До історії українського ліярства»

 

Старинные колокола Украины в исследовательской работе В.Модзалевского. 

Известно из документальных источников, что в 1651 году князь Януш Радзивил в качестве военных трофеев вывез в Литву из Киева множество колоколов. Сняты они были с большинства звонниц. Этот факт подтверждает, что такое большое количество колоколов в Киеве могло быть только при своем местном производстве. Исторически подтверждается, что в предвоенные годы, т.е. до 1648 года, колокола отливались единицами и в порядке исключения, поскольку усилия литейщиков и все дорогостоящие и цветные металлы расходились только на литье пушек. Следовательно, массово колокола для города Киева могли производиться с конца пятнадцатого- начала шестнадцатого века не только местными мастерами, но и завозиться из Львова, Дубно, Волыни, Владимира-Волынского.

В нескольких документальных источниках находим сведения о наличии в Киевской Лавре следующих колоколов: «Успенский», «Зосимин», «Орел», «Балика», «Благовест», «Ранний», «Буднечний», «Скликун», а в Видубицком монастыре, согласно описи 1774 года находились: «Старший» 1690 года, «Субботний» 1657, «Скликун» 1701 (Румянцевская опись «Переслав» том 14, 134,№12).

В описи колоколов Покровской церкви села Сулимено на Переяславщине от 1799 года  значились следующие колокола:

- «Благовестъ» 1684 год 20 дня;

- «Субботникъ» въ том же 1684 году июня 28;

- «Постовой» 1750 года, а какого месяца не означено;

 - «Скликунъ большой» 1692 год априля первого дня;

- «Скликун» меншій совсемъ не означенъ въ какомъ годе, месяце и какого числа сделан;

- «Кустинский» такоже совсемъ не означенъ когда именно онъ сделанъ. (описание Киево-Печерской лавры 1857 год, стр. 20-30)

Сразу же после войны наличие колоколов на звонницах значительно пополняется. Часть колоколов отливалась во второй половине семнадцатого века.   

Из старых украинских колоколов обращают на себя внимание:

Колокол церкви села Ишова Мглинского уезда 1651 года;

Колокол села Норино, того же уезда 1737 год;

Колокол церкви св.Михаила в городе Воронеже Глуховского узда 1652 года;

Колокол церкви св.Николая в селе Занки Нежинского уезда 1717 августа месяца;

Колокол церкви села Шептавки Новгородсеверского уезда 1630 августа месяца.

Как полагает В.Модзалевский, подавляющее большинство этих старых колоколов являются изделиями мастеров Киева и Левобережной Украины.

 

Львовско-Карпатский регион колокольного литья в исследовательской работе В.Модзалевского

В Камянце-Подольске в 1712 году существовало развитое металлоделательное производство делящееся на отрасли по принципу средневековых цехов: конвесарский, котлярский, людвисарский, мосенжный (медный), бляхарский (жестяной). Местный людвисар вспоминается документально под 1769 годом:  Frane. Wodiek Camenec. a.1769.

В Немирове  существовало литейное производство, которое в восемнадцатом веке представляло систему частных небольших цехов (литеек), а с первой половины девятнадцатого века уже и небольших заводов. Развитие здесь колокольного литья привело к тому, что во второй половине девятнадцатого века здесь были небольшие капиталистические предприятия с разделением труда. Известен завод Радзиховского в Немирове, что производил не только заказные колокола, но и весовые на постоянну продажу.

Интересные сведения В.Модзелевский приводит о колоколе Саввы Чалого, взятые из книги Сецинского «Город Камянецк-Подольский» Киев. 1835 год, стр.229. Об этом колоколе, еще до В.Модзалевского подробно писал К.В.Широтский: «Колокол Савы Чалого», что сберегается в селе Степашках Немировского уезда, отлит в 1738 году и подарен Юзефом Потоцким его полковнику Савве Чалому. На колоколе имеется надпись: «Савва pulko», что означает звание Саввы (pulk o wnik). Этот колокол, совсем небольшой высотой в 56см, не имел украшений и служил, очевидно, как сторожевой. С учетом его формы и размера он является изделием подольских мастеров.

В городке Чорный Остров (Проскуровский уезд) в 1777 году отливал колокола людвисар Василий, упоминание об этом сохранилось в летописи Сатановского монастыря Проскуровского уезда (ныне Хмельницкая область), поскольку этот мастер изготавливал продукцию по заказам монастыря.

 

Киевский регион колокольного литья в исследовательской работе В.Л.Модзалевского

Киевские литейщики традиционно изготовляли набольшие и красивейшие колокола Украины.

Людвисар Афанасий Петрович в 1690 году отлил в городе Киеве колокол «Старший», а в 1695 – колокол «Кизикермен»  на средства полтавского сотника Павла Семеновича Герцыка. Этот колокол символично отливался из металлов пушек, захваченных в качестве трофеев в сражении у турецкой крепости Кизикермен, что находилась в устье Днепра. Колокол весом 150 пудов, работал на звоннице Успенской церкви в городе Полтавы. Лопнул в 1860 году и перелит на заводе Финляндского в Санкт-Петербурге в 1895 году. Этот колокол занимает особое место в истории колокольного литья и считается  образцом творчества украинских мастеров. Он был необыкновенно красив, орнаментирован в украинских мотивах, содержал множество текстов и даже стихов. Новый колокол, что после переливки назвали тем же именем, хотя и повторял его форму, но уже не содержал всего того первоначального декора и текста. Так, изготовители нового колокола  исключили изображение креста, образа Божьей Матери, герба полковника Герцыка, надписи «Делалъ Аоанасий Петровичъ» и стихи:

«Въ  року тисяча шестьоть девятдесять пятомъ,

По славномъ Кизикермене, отъ христіянъ взятомъ,

За царсва росскихъ царей Петра, Іоанна,

За гетманства Мазепы, Богомъ дарованна,

Cооруженъ ест звонъ сей ку Божіей славе

До храму Успенія во граде Полтаве

Изъ штукъ Казикерменскихъ ароматных здобычныхъ,

З придатками матерій, до звона приличныхъ,

Коштомъ его милости войскъ полтавскихъ вожа,

Павла Семеновича, Украины строжа».

                  Историч.Общ.Нест.Летоп.кн.17,вып 3, стр.23-24.

Исходя из этого новый колокол Кизикермен не является памятником национального колокольного литья.

Людвисар Павел Петрович Романовский в 1798 году на средства Степана Ивановича Манжоса выполнил работы по переливу большого колокола Роменской Соборной церкви весом 133 пуда с добавлением 10 пудов меди. Романовский за работы получил 1000 рублей (Куриловъ «Роменская старина»1898 год стр. 258 и 275.

Людвисар Алексей Иванович Звонник – бургомистр города Киева, продал, изготовленный им колокол Василию Романову, жителю города Решетиловки. 

В описи Видубицкого монастыря датированной 1774 годом значиться, что к этому времени на звонницах работали колокола:

Все эти колокола, как полагал, В.Модзалевский, выполнены киевскими мастерами литейщиками.

 

Старинные колокола  литейщиков Левобережной Украины в исследовательской работе В.Л. Модзалевского

Город Глухов .Здесь до 1735 год работал Карп Иосифович Балашевич, сын известного литейщика пушек Иосифа Тимофеевича Балашевича. Очевидно, не имея документальных материалов о колоколах, отлитых К.И.Балашевичем, В.Модзалевский в своей работе приводит сведения лишь о пушках его работы. Вместе с тем, известны три колокола его работы:

  • Колокол обнаруженный в Домницком монастыре города Борзны Черниговской губернии  отлитый в 1699 году под названием «Колокол Гетьма Мазепы».
  • Колокол церкви Веригинского предместья города Глухова, отлитый в 1700 году;
  • Колокол Предтеченской церкви города Стародуба отлитый в 1716 год;

Здесь же после 1735 года работал военный литейщик Иван Васильевич Горлякевич. Он был племянником жены Татьяны Карпа Балашевича. Сам И.В.Горлякевич родом из города Стародуба, где его дядя по отцу Яков Андриенко согласно актов, значиться отцом Ефима Горлякевича, что был местным воеводой. Сам же В.Горлякевич жил постоянно в городе Глухове и очевидно, после смерти Карпа Балашевича в его литейке отливал пушки и был товарищем Глуховской сотни. В. Модзалевский упоминает, что не сохранились колокола работы этого литейщика, как впрочем, и сведения отливал ли он их вообще. Вместе с тем, колокол, отлитый И.В.Горлякевичем в 1737 году, обнаружен. Он отливался для Вознесенской церкви города Коропа Черниговской губернии.

В 1749 году в городе Глухове работал литейщик Николай, о его работе имеются документальные сведения в хрониках города. Значиться, что в большом пожаре, случившемся в Глухове в 1749 году, расплавились колокола, а некоторые были повреждены. Под 4 ноября 1749 года запись: «По пожаре, якъ звонъ растопился, iс тоей спижи отлилы три звоны до храму Преображения: единъ звонъ у двадцать пять пуд и в десять хунтов, а другой и в четыре хунта, заплачено Николаю мастеру за роботу и за вылиття трохъ звоновъ тридцать рублей тридцать копеек. Итого стали коштом три звоны iз спижею и за роботу мастеру триста двадцать рублей».

Литейщики Глухова оставили по себе значительные колокольные работы, что и до настоящего времени поражают своей новизной украшений, форм, смелым поиском новшеств в колокольном литье, что сыграло значительную роль в становлении своеобразия украинских колоколов.

Город Стародуб (ныне Брянская область).

Одним из значительных центров людвисарства был город Стародуб и его окрестности. В сборнике Самовидца приводит сведения о великом пожаре 1677 году и упоминается о том, что местные церкви славились «великостью звоновъ»(летопись Самовидца, стр.135).

Здесь в конце семнадцатого - начале восемнадцатого века жил и трудился Василий Яковлевич Колокольников (в других источниках Котляров). Из актов записи о браке известно, что бургамистр Стародубского магистрата(1711-1714) Демьян Григорьевич Скорупа (Маляров) женился на Евдокии – вдове В.Я.Колокольникова. О колоколах, изготовленных этим мастером, в работе В.Модзалевского не упоминается.

Под 1693 годом во времена полковництва  в Стародубе Михаила Миклашевского (1689-1706) упоминается людвисар Макар, что одно время был сторожем гетьманских строений с селе Дроково Мглинской сотни (ныне Суражский уезд Черниговской области). Поскольку он именно в 1693 году жил в Стародубе, следует полагать, что это именно он отлил колокол весом в триста пудов, что был случайно утоплен в реке Ивот во время весеннего паводка, когда доставлялся в город Глухов (старинная актовая книга 1693 год, стр.80).

Город Почеп (ныне Брянская область)

Из описи города Почепа, что производилась в 1715 году известно о работе цеховиков, изготавливавших пушки. В.Модзалевский полагает, что могли отливаться и колокола. Он же вспоминает, что работая с Руманцевской Генеральной описью в Академии Наук Петербурга, в актах Почепской сотни, им обнаружено распоряжение полковника Рославца Петра (не позже 1676 года) о вознаграждении и льготах людвисарю из Литвы, что приглашен был для отлива пушек. Упоминается, что здесь к тому времени достаточно много было и своих почепских литейщиков. Так, известен людвисар Григорий Яковлевич, он же местный воевода (1679-1687). В округе он был самим знаменитым людвисарем. Вдова почепского сотника Авдия Рославца (умерла в 1679 году), желающая построить здесь церковь, заказала отлив колокола именно Григорию Яковлевичу. Поскольку она вскоре умерла, дело начатое ею решали наследники. Решение было принято положительное: «На вилитте дзвона дать четыреста золотыхъ, такъ якъ подлуч небожецы Авдехи оказалось постановление рахунок до прежнего небожецы выдатку». Людвисар Григорий Яковливеч принял плату и обязался: «Старатися яко наскорей бити можетъ дзвон онiй в тридцать камней (тоесть в тисячу пятьсот пудов. Очевидно, произошла ошибка и речь дет о тринадцати камнях) зделати и на хвалу Божию за спасение змерлых небожчиков до церкви Святого Спаса встановыты».

Город Новгород-Северский Черниговской губернии .

Здесь жил людвисар Иван Андреевич, который в 1698 году отлил знаменитый колокол для местного монастыря. Еще в 1676 году, а в местных актах он еще упоминается 1695,1698, 1712, под фамилией Котляр. Только в договоре купли-продажи 1712 году именуется как людвисар. На колоколе весьма искуссно построенном и оснащенном красивой отделкой значиться: «Сей звонъ делалъ в Новгородку Северскомъ Иван Андрееич, людвисар Новгородский». Под этой надписью изображен герб гетмана Мазепы с полным его титулом по начальным буквами I.М.Г.В.Е.Ц.П.В.З, здесь же стихи ему посвященные. На другом боку колокола герб Архимандрита Михаила Лежайского с полным его титулом  по начальным буквам М.Л.А.М.В.С.Н.С. и стихи ему посвященные. Выше этих надписей изображение Спасителя и надпись: «Краснейшей добротою паче сыновъ человеческих царь славы Господь». В круговой надписи с длинным текстом мы находим и точную дату отлива: «…року аХчп (1698) мца актобрiя дня первого…». В своей работе «Художннє лиття на Україні 16-18 век» П.Н.Жолтовский относительно этого колокола сообщает следующее: «Хотя этот колокол своим художественным оформлением не достиг уровня работ К.Балашевича, тем не менее хорошая эпиграфика, оформление картушей, изображение Христа дают все основания полагать его художественным изделием». В.Модзалевский отмечает високий уровень работы Ивана Андреевича. Этот литейщик располагал навыками и традициями литья сложившегося в Новгород-Северске больше чем за век. В этой местности литье металлов было развито чрезвычайно. С 70-х годов семнадцатого века, в местных документах множество упоминаний о людях с фамилией Котляр. Такие фамилии давались в те времена лишь тем, кто занимался промыслом литья металлов.

Город Нежен

Первые документальные сведения о нежинских людвисарах относятся к середине шестидесятых годов семнадцатого века. Так, в книге «Расходной денежной казне» при воеводе Иване Ивановиче Ржевскомъ под восемнадцатым сентября 1667 года находим: «…дано колокольнику Александру за работу, что онъ въ вверхнемъ земляномъ городе къ Соборной церкви три колокола переливалъ, а весу в них двадцать восемь пудъ восем гривенокъ, къ прошлогодней дачи пять рублевъ денегъ».

Село Митченки Конотопского уезда

Архиепископ Филарет сообщает о людвисаре, что живет и отливает здесь колокола. Сведения относятся к восемнадцатому веку. Как полагает В.Модзалевский это последний украинский людвисар. Очевидно, им был Котляров Никонор. Колокол его работы находиться в церкви села Рудьковка на Черниговщине.

 

Колокола, что изготавливались по заказам частных лиц

Исследуя историю колокольного литья в Украине семнадцатого-восемнадцатого века, В.Модзалевский обратил внимание на то, что все чаще часть из них в надписях несет сведения о заказчиках, благодетелях, оплативших стоимость колоколов. Это явление присуще не только для Украины. Состоятельные люди правильно полагали, что память о них в случае отлива в подарок храмам колоколов, переживет не одно поколение.

В. Модзалевский сообщает в своей работе о двух таких колоколах:

  • В церкви Святой Троицы в селе Исачки Лубенского уезда сохранился колокол весом одиннадцать пудов двадцать два фунта с надписью: «1735 апрiля 10 Отлился звон сей до обители красногорской горнуской до храму святия и живоналния Троицы коштом честного отца Герасима Соколика за отпущенiе греховъ. А весу в нем 11 п и 22 ф». Колокол украшен изображением Божьей Матери «Нерушимой Стены» и Преображения Господня
  • В церкви Воздвижения Слободы Половицы, город Екатеринослав храниться колокол отлитый на средства кошевого атамана Павла Козельского в 1754 году  с надписью: «Зделанъ сей звонъ дообители Нехворощанской до храму месяца октября двадцатого дня запорожского атамана кошового Павла Иванова, а въ монашестве тоея жыв обителя Петра а весу в нем двести три а фунтов десять за всяiй пудъ по десяти рублей а коштом 200    40    и 3», тоесть двести сорок три рубля.

В окончании исследовательской работы В.Модзадлевский сообщает исторические сведения о мелком литье из олова, цинка и меди домашней утвари, предметов культа. Это также было распространенным промыслом для конвисарства и эти предметы своими формами и украшениями отличались от аналогичных, что изготавливались за пределами Украины.

В.Модзалевский, оценивая им проделанную работу, пишет, что материалы для исследований взяты из архивов, которые находятся в исключительно плохом состоянии и постепенно гибнут. С ними в прошлое уйдут документальные факты, могут быть утрачены ценнейшие сведения, что и подвигло его на написание работы.

В. Модзалевский полагал, что только регистрация и подробное описание всего того, что сохранилось является единственно возможным делом сохранения истории. Он рекомендовал, как необходимое фотографировать колокола  и их декоры, надписи, составлять подробные описи, пока это еще возможно, что бы увековечить красоту запечатленную предками в бронзе.

Несмотря на то, что работа В.Модзалевского носила лишь экскурс, как пишет сам автор, в историю монументального литья на Украине, она заложила основы систематики исторических сведений об украинском колокольном литье.  На эту работу опирались последующие ученые и исследователи, она оказалась как бы ни единственной в области истории украинского колокольного литья. Долгие годы после нее отсутствовала какая бы то ни было информации об этом. Очевидно, именно эта работа подвигла видного ученого и искусствоведа П.Н.Жолтовского (1904-1986) более углубленно и настойчиво собирать исторические сведения об украинском колокольном литье.

Завершающая часть статьи В.Модзалевского, касающаяся задач сохранения колоколов, их учета, изучения и описания, популяризации, остается и в наше время весьма актуальной и требующая усилий не только ученых с академическим образованием, исследователей колоколов, архивных работников, но и армии энтузиастов, что работали бы в поисках украинских колоколов не только в стране, но и за границей. Эта работа потребует усилий не одного поколения, исследователей колоколов и энтузиастов краеведов. Нас ждут открытия новых еще неизвестных колоколов  и тех, возможно, что считаются  доныне безвозвратно утраченными.

Это благородное дело, требующее громадных усилий, зависит и от поддержки всего народа.

С.Сукач, г.Сумы 2011 г.

 

Часть 1. Историк украинского колокольного литья – Модзалевский В.Л. и его исследовательская работа «До історії українського ліярства»

 

Часть 3. Мастера-литейщики колоколов и сведения об отлитых ими колоколах упомянутые в работе В.Л.Модзалевкого

 

 

Категория: Ученные-кампанологи Украины | Добавил: sun (11.03.2011)
Просмотров: 5121 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2024-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.12.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
ГОСУДАРЕВ ДАР (0)
[12.10.2020]   [Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство]
Взаимные влияния литейных практик ямских (дужных) колокольчиков в основных центрах их производства (0)
[27.01.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокола сумского Пророко-Ильинского храма (0)
[06.01.2020]   [Другие статьи]
Валдайский колокол завода братьев Усачевых в харьковской частной коллекции (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz