Суббота, 27.04.2024, 02:31
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [22]
Другие статьи [11]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [40]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [5]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [5]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Другие статьи

Читая Богдана Киндратюка ”Дзвонарська культура України”

Читая Богдана Киндратюка :”Дзвонарська культура України”[1]

О мире звучащей бронзы: колокольчиках и бубенцах, билах и колоколах, их значении в истории нашего народа и месте в современной культуре, последние годы опубликовано достаточно много работ. Интерес к этой теме растет из года в год и связан он, в первую очередь, с колоколами, которые, не всегда хоть где-то, можно услышать, тем более рассмотреть. Остается неудовлетворенным и интерес людей к тому, чтобы видеть, как он работает. Многие люди, прожив долгую жизнь, так и не видели колокол вблизи, не прикоснулись к нему, не полюбовались его совершенной формой, иконами-декорами на нем, не пытались прочитать старинные надписи, не имели возможности вслушаться в его могучий голос и переливы звонов. Десятилетиями колокола и звоны были под запретом. Времена эти минули. Мы вернулись к своим национальным духовным истокам и  колокольным звонам. Остается честно признать, что наши возможности во всем этом, после великого гонения на веру, религию и колокола, весьма ограничены. Национальных колоколов в нашей стране сохранилось так мало, что фактически каждый из них является уникальным, национальным достоянием, памятником украинской культуры. Сохранить колокола для будущих поколений и использовать это драгоценное наследие в деле воспитания людей, в первую очередь молодежи, в духе высших человеческих ценностей, уважения к прошлому и гордости за нашу национальную историю и культуру общенародная первостепенная задача.

Трагедия колоколов – их утрата в войнах и хищническом уничтожения властями ради дорогой бронзы, понимаемой ими как дармовой цветмет. Колокола оказались заложниками в борьбе государства и общества с религией, верой и церковью.

Мы все чаще и вполне сознательно обращаемся к нашей национальной истории и культуре, колоколам и звонам, которые веками были частью духовной жизни нашего народа. Все чаще появляются об этом научно-исследовательские работы, статьи и сообщения, популяризирующие и колокола, и звоны, и их культуру, складывающуюся веками. Две из них научно-исследовательского характера, появившиеся в последние годы, наиболее заставляющие нас размышлять о национальной истории и колокольной культуре, следует выделить особо. Их автор Богдан Киндратюк – ученый, посвятивший исследованию этого материала многие годы. Следует отметить, что фундаментальных и многоаспектных научных работ в этой области очень мало. Статьи и заметки, а чаще всего фотоматериалы в интернете скупы и малоинформативны. Основаны они, как правило, на недостоверных сведениях, вымыслах и, главное все они не о колоколах и звонах, не о месте их в национальной культуре, а о колоколах в истории или историях о колоколах, кем-то придуманных ради развлечения людей, ничего о них не знающих. Даже в научных работах авторы считают возможным не ссылаться вовсе на источники откуда взяты сведения. Предлагается верить автору безоговорочно. Значимых работ об истории украинских колоколов, развитии колокольного дела на Украине и об украинском колокололитейном искусстве, культуре звонов, которые были традиционной частью жизни народа, тем более о своеобразии украинских колоколов, отличии их от европейских, литейщиках и заводчиках, что составили мировую славу наших колоколов, ученых, посвятивших свою жизнь изучению украинской колокольной культуры, как не было так и нет. То же относится и к книгам и отдельным публикациям об украинских колоколах, как физическом теле и сигнальном устройстве, музыкальном инструменте, их построении, декорах, шрифтах и текстах. Все это остается недоступным для большинства людей, желающих знать о колоколах и звонах. Единственным наиболее научным и интересным источником продолжает оставаться любимая многими книга Павла Николаевича Жолтовского “Художнє лиття на Україні ХІV-ХVІІІ ст.” Київ, 1973 р., Видавництво “Наукова Думка”. Она фактически со времен издания ставшая раритетом и доныне является самым подробным, полным, научно-достоверным источником об украинских исторических колоколах и колокольной культуре нашей страны. Поэтому, вышедшая из печати в 2012 году книга Б. Киндратюка “Дзвонарська культура України” порадовала колокольную общественность нашей страны и подала надежду о наступлении нового периода в украинской кампанологии, когда, наконец, появятся так долго ожидаемые исследовательские работы о наших колоколах, их истории и значении в культуре. Исследовательская работа Б. Киндратюка, в отличие от других рассматривает колокольную культуру Украины во множестве аспектов. Автор четко определил все те аспекты колокольной культуры, которые он более всего желал бы исследовать и изложить в своем труде. Необходимо признать, что четкое построение содержания всей его работы, является не только достоинством организационным, но и инструментом овладения широкой и глубокой информацией, заложенной в ней. Именно четкая последовательность, полнота и глубина изложения конкретного аспекта, создает у читателя некую систему знаний. Автор достаточно четко изложил в стартовой статье «Звонарская культура Украины» к монографии, что опубликована в научном сборнике “Дзвони в історії і культурі народів світу” (вып. 5, Луцк, 2015 г.), свой замысел: ввести любого читателя, даже слабо владеющим материалом, в мир колоколов и их истории в Украине, их роли и значении в национальной культуре. Это же мы находим в тексте вступления к книге и перечне её разделов. Следует отметить, что автор весьма удачно построил содержание монографии, разделив его на части, отвечающие за определенные аспекты. Хотя они во многом и не тождественны друг другу, поскольку речь идет о разных направлениях колокольной культуры, работа не потеряла своей целостности. Автору удалось конструктивно четко и правильно выстроить весь многообразный материал так, что создается четкое и яркое представление процесса исторического развития колокольной культуры в Украине.

Принципиальное значение для всего труда Б. Киндратюка имеет раздел 1: “Историография и источники исследования колоколов и колокольной культуры Украины”. В подразделах читателю предлагается наиважнейший материал, без знания которого мало чего стоили его усилия  в овладении многообразным материалом:

- историография исследований колоколов и колокольной культуры;

- кампанологическое исследование колоколов и колокольной культуры;

-кампанологическое истоковедение, как метод изучения колокольной культуры.

Собственно знания, полученные читателем в этой части работы, составляют как бы фундаментальную основу всего изложенного автором в монографии материала. Овладев этими знаниями как инструментом, читатель уже сам становится исследователем. Перед ним открываются интересные факты, подробности исторического содержания, знания в области кампанологии и в частности национальные особенности построения колоколов, как физического тела и сигнального устройства, национальные особенности колокольных звонов и всей колокольной культуры украинского народа. Все это построено и подается через призму тех источников, в которых уже ранее корифеями колокольной истории и науки об украинских колоколах и звонах, сделаны научные наработки. Невозможно эту часть монографии “пробежать глазами” поскольку она чрезвычайно интересна, важна, своеобразна и редкостна в изложении. Все это оказывается весьма необходимым для видения работы во всей широте и глубине предложенного нам автором содержания. Здесь же раскрываются главные проблемы украинской кампанологии, её месте в украинской культуре. Во втором подразделе, не менее важном, подается материал уникальный по своему содержанию: о колокольной науке, то есть кампанологии вообще и на Украине, как основном методе изучения украинской колокольной культуры. Здесь четко автор определяет место колокольной науки в пространстве всей украинской национальной колокольной культуры. Автор монографии, понимая важность осведомленности читателя в области историографии и колокольных исследований на Украине, от чего зависит и понимание сложностей при чтении его труда, с целью методической ему помощи, печатает в журнале “Звони в історії і культурі народів світу”, (вып.5, Видавництво “Твердиня”, Луцк, 2015 г.) статью: “О колоколах и колокольных звонах” (обзор истоковедческих и исследовательских публикаций ХІХ начала ХХ века в Украине).

Эта уникальная работа будет всегда иметь особое значение для всех изучающих:

- колокололитейное дело в Украине;

- историю колоколов, в том числе и исторических колоколов в Украине;

- колокольную и звонарскую культуру в Украине во всех её аспектах;

- украинскую  кампанологию и влияние её на культуру и практику литья колоколов;

- колокольную историографию Украины;

- историю украинской церкви и обрядности;

- историю колокольных звонов, как уставных так и музыкальных.

Изучая историческую практику отлива колоколов на Украине, совершенствование мастерства литейщиков в разных регионах, становление и развитие науки о практике украинского национального литья колоколов, знания, предложенные в статье Б.Киндратюка уникальны в своей последовательности, в историческом аспекте, глубине и главное знании источников, откуда взяты эти материалы. Фундаментальность, заложенная в этой работе такова, что нигде с большей глубиной ясностью и четкостью не изложены многообразные источники представленных научных материалов об украинских колоколах и украинской колокольной культуре. В статье автор приводит много фактов, дат, событий, исторических лиц. В списке, использованных автором источников к составлению статьи, значится таковых 120. Вполне могло бы быть и больше, но и без этого не возникает даже сомнений в том, что автор приводит данные, не требующие дополнительных аргументаций и пояснений.

Читая Б. Кондратюка, возникает мысль о том, что автор не исчерпал всех своих возможностей в части изложения накопленных знаний и того, что он хотел бы донести до нас, пополнить колокольную науку. И ещё возникает некоторая уверенность, что он будет делать это и дальше – радовать нас своими исследовательскими работами. Монографические исследования Б. Киндратюка в солидном томе на 600 страниц, как думается, лишь задел – начало большой работы по исследованию колокольной культуры Украины, где и десятками томов не исчерпать сведений, которых ждут ученые, исследователи, коллекционеры, историки, исследователи старины, колокольная общественность страны.

Раздел 2 монографии: “История колоколов и колокольное искусство в Украине”. В подразделах читателю предлагается материалы по истории колокольчиков, бубенцов и колоколов в Украине:

- била, колокольчики и бубенцы в давней Украине;

- звоны княжеских времен после принятия христианства;

- развитие колокольного дела и звонов в раннемодерных временах;

- колокольная культура в наше время.

Этот раздел исследований содержит материалы украинской истории бил, колокольчиков и колоколов, использования этих сигнальных устройств как в раннехристианские времена, так и в период активизации изготовления колоколов после национально-освободительной войны 1648-1654 гг. и до нашего времени. Поскольку это тесно связано с колокольными звонами, то автор излагает как исторически складывалась колокольная культура нашего народа. Эта центральная и важнейшая часть работы автора, где содержатся редкие научные факты о билах, колокольчиках и бубенцах с древнейших времен, возможно относящихся к истории древнеславянских племен, пришлых народов и, наконец, о первых колоколах, сохранившихся случайно и являющихся артефактами. Богато изложены материалы о складывающейся в истории народа практики использования этих сигнальных устройств в Украине.

Подать весь этот большой и громоздкий материал, и главное не отрываясь от суто украинских источников и украинской истории оказалось возможно только опираясь на метод организованного и последовательного изложения в следующем порядке:

-источники, позволившие изучить и систематизировать весь этот материал;

-о колоколах как музыкальных инструментах и их месте в музыкальной культуре;

-о колокольном искусстве в Украине;

-о звонах и мастерстве звонарей. История формирования культуры звонов в Украине;

-об общественных и религиозных аспектах колокольных звонов в Украине;

-об отражении колоколов и звонов в различных видах искусств и украинской общенациональной культуре.

Читая материалы второго раздела  Б. Кондратюка, понимаешь, что все, что подано автором в научном осмыслении есть драгоценный материал для всех тех, кто серьезно изучает историю украинской культуры вообще и особенно с намерениями работать самому в этом же направлении. Даже рядовому читателю, интересующемуся историей Украины, становится интересными данные о колокольной культуре, поскольку речь идет об историческом экскурсе в развитии колокололитейного искусства и колокольных звонов. Работа Б. Киндратюка является комплексным трудом объективно опирающаяся на массу научных источников, откуда автором почерпнуты эти сведения. Задача осмыслить сведения из этих источников, построить изложение ясно и конкретно вполне разрешена автором, блестяще раскрыта сама тема. Много трудолюбия, любви к делу, вложенных автором,  увенчались успехом – публикацией замечательной монографии, десятилетиями ожидаемой любителями колоколов и звонов.

Читая Богдана Киндратюка, утверждаешься в мысли о том, что правда, о чем бы не писал культуролог и историк, обеспечивается аккуратностью его работы с источниками, честностью относительно изложения добытого им научного материала. К изложенному во втором разделе монографии проникаешься таким доверием, что уже не прибегаешь к проверке правильности трактовки автором исторических событий и лиц, в них участвующих, их роли и значении в процессе исторического формирования колокольной культуры народа.

Третий раздел “Колокола и звоны в церковном обряде, народном быту и обычаях”. Материалы, собранные и изложенные здесь, касаются:

- уставных церковных звонов;

- колоколов и звонов в народной жизни;

Думается, что более подробно, чем в книге Б. Киндратюка не узнаешь об этих аспектах украинской колокольной культуры. Пожалуй, этот материал может вполне служить научным пособием в семинариях, звонарских школах. Изначально весь этот материал связан с религией, религиозными культами, различными аспектами в применении колоколов в церковных служениях. Интересно, что и здесь в этом материале автор остается верным своим принципам: опоры на исторические источники и авторские работы предшественников.

В подразделе “Колокола и звоны в народной жизни” особо интересны сведения об украинских обычаях, где звоны являются их составляющей частью, о значении колоколов и звонов в народной жизни, историческом их формировании.

В четвертом разделе “Сооружения для колоколов и искусство звонов” освещены такие темы:

- сооружения для звонов;

- сохранение колоколов;

- звонари и звонарское искусство.

Сведения, подаваемые в этой части работы Богданом Киндратюком, связаны с историей создания архитектурных памятников, которыми являются колокольни Украины. Это те самые сооружения для обеспечения звонов, что чудом сохранились и переданы нам в наследство, как великий подарок нашему народу от всех властей за всю историю страны. Думается, что эти сооружения оказались настолько фундаментальными и настолько распространенными по всей территории Украины, что у властей не хватило сил даже думать о их комплексном разрушении. Другое дело – трагическая судьба колоколов в Украине, гибель которых является делом, организованным властями.

Искусство звонов – одно из сложнейших в музыке. Колокол, как ударный инструмент, настолько индивидуален в звучании, даже основного тона, и подчас непредсказуем для “чужого звонаря” в части звучания обертонов, что звонарское искусство есть дар божий не для тех, кто случайно звонит, а лишь для тех, кто чувствует колокол своим сердцем как живое существо. Только при этом колокол как инструмент проявляет свои могучие звуковые возможности. Читая о звонах у Богдана Киндратюка, мы проникаемся ответственностью, которая на нас возложена за сохранение колоколов и нашей колокольной культуры для будущих поколений. Об этом же идет речь и в подразделе о бережном отношении к колоколам. Этот извечно болезненный вопрос для Украины и по сегодняшнее время остается открытым. Сделаны ли выводы из истории гибели колоколов – утраты целым народом своих национальных памятников, раритетов и символов свободы и независимости? Написано об этом много. Однако, читая Богдана Киндратюка, мы и здесь ответа на этот острый вопрос не находим. Следует признать тот факт, что закона об охране колоколов, их инвентаризации, регистрации, описания, паспортизации, выдаче охранных свидетельств как не было, так  и нет. Нет и закона об ответственности за посягательство на них. Даже сохранившиеся исторические колокола не признаны народным достоянием, национальными историческими памятниками. Угроза гибели для оставшейся части украинских колоколов не миновала! Множество всесильных и властных лиц, жадных рук и глаз смотрят в проемы украинских колоколен. По их мнению, там находятся не колокола, а ничейный лом цветных металлов. Но хозяин их все же известен – украинский народ. Однако это и ныне не берется во внимание. С этим беспределом и варварством необходимо кончать всенародным требованием к властям об охране колоколов силой закона и строгой ответственностью за их повреждение и снятие со звонниц.

Раздел 5 ”Отражение колоколов и звонов в народной культуре литургии и искусстве” состоит из четырех подразделов:

- колокола и звоны в народной культуре;

- колокольное искусство и звоны Украины в украинской художественной литературе;

- колокола и звоны в изобразительном искусстве;

- отражение колоколов в украинской музыке.

В этой части работы Б. Киндратюка тщательно отобраны материалы не только по относимости к теме, но и важности в украинской культуре. Изложены они в научно-аналитической форме и вполне могут служить учебником для училищ и институтов культуры, консерваторий, везде, где предметно изучают историю музыки, связь её с аспектами культуры. Более 100 страниц такого текста – это готовая научная работа, имеющая принципиальное значение для современного осмысливания украинской культуры.

Читая Богдана Киндратюка, приходят мысли о том богатстве, которым располагает наш народ и о том, как недостаточно и совершенно пассивно используется этот материал в деле национального воспитания людей, подрастающего поколения. Как далека от этого наша молодежь, воспитанная вовсе не на национальном культурологическом материале. Нам есть чем гордиться и что сообщить о себе всему миру! Следует отдать должное автору, который собрал это богатство информации, умело подал его, заинтересовал читателя и привел  к чтению вполне научного издания и вызвал неподдельный интерес к истории развития колокольной культуры в Украине. Всякий читатель, в независимости от его подготовки, обратит особое внимание на работу автора с научными и литературными источниками. Монография Б.Киндратюка в этом отношении, независимо от её специфического содержания, может вполне быть научным пособием по совершенствованию работы каждым исследователем с научными источниками и научно-исследовательскими публикациями.

По сути, монография Б. Киндратюка является большим подарком украинским кампанологам и любителям колоколов и звонов. Это готовый культурологический справочник по истории украинского колокольного искусства, колокольной истории и национальных звонов. Многие годы этот источник будет работать на нашу культуру, подкреплять гордость за наше прошлое и вселять уверенность в будущее страны и народа. Монографию следует немедленно переводить на многие языки народов Европы и в первую очередь языки славянских народов.

Её следует использовать как научный и организационный посыл властям нашей страны, в части принятия законов об охране национальных колоколов, возвращении их на Родину, где бы они не находились. Необходим закон об ответственности за несанкционированное снятие колоколов с мест их постоянного хранения и эксплуатации, тем более уничтожения. Отдельно, повышенной строгостью, такая ответственность должна быть предусмотрена для всех должностных лиц и представителей власти, посягающих на колокола. В стране необходимо создавать научно-экспертное бюро по отбраковке вышедших из строя колоколов, как и выдачи охранных свидетельств на те, что являются народным достоянием.

На фоне этой значимой исследовательской работы об истории культуры украинских колоколов и звонов необходимо вновь поднимать перед властями вопрос о создании Украинского Общества Любителей Колоколов и Звонов и  Научной ассоциации колокольного искусства Украины. Уже давно назрела необходимость создания государственных колокольных музеев в г. Киеве и областных центрах и на их базе проведения научных колокольных конференций и фестивалей колокольной музыки. Власти на местах обязаны содействовать обеспечению колокольных звонов везде, где есть колокола и звонницы, поскольку это сложившаяся веками украинская традиция.

Читающему монографию Богдана Дмитриевича Киндратюка о колокольной культуре Украины, со всей ясностью становится очевидным, что исторический процесс её формирования безостановочный и что дело это духовное и всенародное.

С. Сукач, май 2016 г.

1.  Кіндратюк, Богдан Дмитрович. Дзвонарська культура України : монографічне дослідження. 2-ге випр. і доп. вид. - Івано-Франківськ : Вид-во Прикарпат. нац. ун-ту імені Василя Стефаника, 2015. – 912 с..

 

Категория: Другие статьи | Добавил: sun (28.10.2016)
Просмотров: 1352 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2024-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.12.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
ГОСУДАРЕВ ДАР (0)
[12.10.2020]   [Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство]
Взаимные влияния литейных практик ямских (дужных) колокольчиков в основных центрах их производства (0)
[27.01.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокола сумского Пророко-Ильинского храма (0)
[06.01.2020]   [Другие статьи]
Валдайский колокол завода братьев Усачевых в харьковской частной коллекции (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz