ГОСУДАРЕВ ДАР
В краеведческом музее древнего украинского города Путивля Сумской области экспонируется старинный колокол. В него давно уже не звонят, поскольку не выдержала многовековой ударной нагрузки старинная бронза. Некогда образовавшаяся тонкая трещина по линии боя окончательно привела к сколу его нижней части. Колокол, в который не звонят, принято считать ломом бронзы, однако этот не таков, а потому, хранят его как реликвию, как драгоценный колокол, чей “голос” слышало не одно поколение здешних жителей. А еще, как подарок русского царя. Нет, это не выдумка тех, кто с гордостью его показывают любопытным и исследователям – знатокам истории родного края, ученым кампанологам, изучающим колокола, как физическое тело и исторические памятники.
|
Колокол в экспозиции музея
|
|
Колокол в декоративной нише в экспозиции музея
|
Скол нижней ударной части тела колокола по линии боя (виден по внутреннему краю колокола). Круговая поверхность разлома пористо-зернистая, а именно так и выглядит металл разлома литой бронзы.
|
Изнаночная часть колокола. Слева хорошо видна часть полосы скола.
|
Это колокол невелик и не может быть сравним с могучими колокольными отливками знаменитых колокольных мастеров России и Украины. Этот колокол – свидетель далеких по времени событий, является памятником XVII века.
Внешне колокол (на взгляд несведущих людей) простой, неказистый, даже грубоват, не украшен. На нем нет, как часто бывает, гербов, символов власти, сведений о церковных иерархах, либо заказчиках– благодетелей, оплативших его изготовление. Нет и обычных украшений, характерных для зазвонных колоколов, к группе которых он относится. Хорошо видна и читаема одна лишь надпись на шее колокола, обрамленная парой валиков сверху и снизу. Буквы не литые, а резаные штихелем, достаточно глубокие, текст старославянский (не каждый прочитает). Надпись круговая, замкнутая, между буквами и словами пробелов нет. Часть пропущенных букв размещена над верхним валиком. На взгляд любого человека надпись не читаемая. Трудности прочтения всей надписи связаны еще и с тем, что колокол вывешен в нише, из-за этого текст с тыльной его стороны прочитать вовсе невозможно.
|
Фрагмент надписи в верхней части колокола между двух валиков
|
|
Фрагмент надписи в верхней части колокола между двух валиков
|
|
Фрагмент надписи в верхней части колокола между двух валиков
|
|
Фрагмент надписи в верхней части колокола между двух валиков
|
Приложив усилия для прочтения надписи в видимой части колокола слева направо, можно прочитать следующее: «... ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА ВЕСЯ РУСИ УКАЗУ СЕЙ КОЛОКОЛ СЛИТ ИЗ ГОСУДАРЕВОЙ КАЗНЫ…»
Уже из приведенного содержания, понятно, что речь идет о русском царе Михаиле Федоровиче Романове (1613-1645 г.г.) – первом из Романовых на царском престоле.
Музейные исследователи на пояснительном листке, что здесь же прикреплен у колокола, для интересующихся, сообщают, что часть надписи, прочитанная ими, состоит из следующего текста: «Сей Колокол Лит по Государеву Цареву и великого князя Михаила Федоровича указу на Москве лета 7138». Этот текст, очевидно, не отвечает документально тому, что написано на колоколе. Полной надписи не приводится. Из содержания, прочтенного и приведенного в пояснении, ясно, что этот колокол отлит в 7138 году, т. е. по новому стилю в 1630 году от Рождества Христова. Возможно, вся надпись состоит не только из тех слов, что написаны в музейном пояснении.
В музейной пояснительной записке значится, что этот колокол подарен Преображенскому собору города Путивля в 1630 году.
Ныне в этом соборе размещается Святодуховский монастырь. Путивльский Спасо-Преображенский собор является памятником архитектуры национального значения. Собор построен в 1617-1693 годах, надвратная церковь и колокольня в 1697 – 1707 г.г.
|
Путивль. Святодухов монастырь и Спасо-Преображенская церковь. Фото из Википедии.
|
Данный колокол никто не измерял и не взвешивал, но в будущем эти сведения будут приведены дополнительно. Возможно, и надпись будет прочтена полностью. Ныне это затруднительно, так как колокол тяжел и снять его с места экспозиции не разрешается.
Из фото №1 следует, что колокол древнего литья: поврежден в части скола нижней его ударной части. Сохранилась ли эта часть – неизвестно. Кроме этого, и основная его часть повреждена – видна вертикальная трещина от линии кругового скола снизу до валиков, обрамляющих надпись. Упомянут ли в самой надписи сам Путивльский Спасо-Преображенский храм также неизвестно. По всей вероятности эта отливка не единичная, а серийная, отлитая по воле и за средства царя. Подобные колокола могли быть царскими подарками (с аналогичной надписью) многим храма, как в России, так и на Украине. Быстрее всего, упоминания в надписи на колоколе, что это подарок Преображенскому храму города Путивля, не будет. Вместе с тем и с учетом, что надпись производилась штихелем (значит индивидуально на каждом колоколе), не исключается и такая вероятность.
Следует отметить, что к 1630 году на территории Украины не было суверенного государства и все наиболее значимые православные храмы на украинских землях могли быть отмечены таким российским государевым подарком.
Колокол чудом уцелел, возможно, исключительно заботами священников, прятавших его от “колокольных ревизий” 1930 годов, проводимых советскими властями с беспощадной аккуратностью. Такая акция связана и с гонениями на церковь и религию за безоговорочный народный атеизм. Разрушались сельские церкви, монастыри и храмы. Колокола варварским способом сбрасывались со звонниц.
Не менее трудно было уберечь колокольную реликвию и в годы войн, как в первую мировую государство, нуждавшееся в цветных металлах для производства снарядов, истребляло колокола, так и во вторую мировую войну, когда оккупационные немецкие власти вывозили колокола, полагая их ломом бронзы, отправляя поездами в Германию на переплавку.
Ныне колокол «Государев Дар» из Путивльского Спасо-Преображенского храма – колокольная историческая реликвия, драгоценный экспонат, свидетель пережитых ужасов нашим народом, свидетель тех времен, когда Украина находилась под польско-литовским владычеством. Спустя 18 лет (после означенной даты на колоколе) в 1648 г. (по 1654 г.) началась национально-освободительная война, закончившаяся победой украинских войск и заключением мирного договора Запорожского казачества с Польско-Литовским государством.
Поврежденный колокол является ценнейшим памятником истории Украины и представляет собой уникальную русскую старинную колокольную отливку тех времён, т. е. ХVII века.
В Украине колоколов этих времен сохранилось чрезвычайно мало, тем более, таких древних. Каждый из них должен быть тщательно описан и охраняем законом, специально выданным паспортом.
С. Сукач, март-ноябрь 2020 г.
|