Четверг, 20.07.2017, 23:41
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [19]
Другие статьи [7]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [11]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [4]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [4]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство

Формы и виды пурехских ямских (дужных) колокольчиков

Формы и виды пурехских ямских (дужных) колокольчиков

Ямские колокольчики, в числе которых дужные самые крупные (хотя и сами не бывают весом более одного килограмма и диаметром более 150 мм.), применяемые в гужевой упряжи, были широко представлены в XIX веке по всей России. Востребованность в этих небольших звонких колокольчиках, которые покорили людей своей красотой и звоном, объясняется еще и тем, что они фактически оказались символами народной жизни: российских бесконечных дорожных просторов, радости встреч и горести расставаний. Это о них сложено много стихотворных строк, ставших классикой русской поэзии, народных песен, рассказов. Нет русского романа, со строк которого не звучал бы радостно и звонко этот колокольчик.

Любой желающий мог сообразно со своим желанием выбрать и купить его по сходной цене, любого размера, формы и звучания, а те, что побогаче и с особыми запросами, могли заказать такой, какой хотели, даже с оригинальной надписью, своим именем, пожеланием одариваемому, шуткой, поговоркой. За более чем век производства этой красивой и звонкой продукции сложился кустарный дужно-колокольный литейный промысел. Изначально возникшее производство литья из бронзы небольших колокольчиков в Валдае Новгородской губернии оказалось настолько выгодным, что вскоре аналогичное возникло в городе Слободском Вятской губернии, затем в городе Касимове Рязанской губернии. Из года в год объемы производства этого товара росли, а спрос неизменно оставался высоким. Аналогичные колокольчики стали производиться литейщиками Вологотчины, Тюмени, города Саратова и Кунгура и во многих других местах. Несколько позже других это дело было освоено мастерами Пуреха Нижегородской губернии. Недостатка товарных колоколов никогда не ощущалось ни в России, ни за ее пределами. Поэтому позднее начало кустарного промысла в Пурехе удивляло и озадачивало людей. Многие не верили в то, что неопытные еще в этом деле здешние мастера смогут составить конкуренцию уже достаточно жесткую на колокольном рынке, тем более овладеть им, предложить нечто новое в деле производства колокольной продукции, завлечь покупателя, уже искушенного красотой и звонкостью разнообразных колокольчиков из разных мест России. Бурное развитие железнодорожного транспорта и сети этих дорог вытесняло традиционные гужевые перевозки грузов и пассажиров. Будущее было за новым видом транспорта, который обеспечил бы массовые перевозки по всей Европе. Если это так, то кто будет покупать мелкие ездовые колокольчики и зачем, когда жизнь меняется на глазах в новом, более качественном содержании?

Мастера Пуреха, начинающие свое литейное дело колокольчиков в таких условиях, после 70-х годов XIX века, как скажем, знаменитый впоследствии на всю Россию Егор Спиридонович Клюйков в 1879-1880 годах, верил в свою удачу и талант, успех своего дела. И они оказались правы. Еще почти полвека отливался мастерами Пуреха полюбившийся народу дужный колокольчик. Он изменился внешне, появились новые, неизвестно кем изобретенные формы. Колокольчик уже не как реквизит упряжи троек, а в ином содержании, обосновался в домах сельских и городских, традиционно украшал быт, радовал в будни и праздники.

Зарождение колокольного дужно-литейного кустарного промысла в Пурехе Нижегородской губернии и его окрестностях.

Плавка и литье цветных металлов, в основном бронзы, было одним из древнейших занятий человечества. Именно бронза – сплав меди и олова, был тем металлом, который помог человечеству шагнуть вперед в деле освоения многих отраслей производства и военном деле. Предпосылкой такого положения явилось открытие определенных руд, позволявших плавкой извлечь металлы, их относительная легкоплавкость, пластичность расплава, позволившая получить качественные отливки и произвести последующую обработку. Традиции литья живучи, как и многие традиции. Из поколения в поколение мастера-литейщики передавали опыт своей профессии, дело это совершенствовалось.

Колокольчик - сложное литейное изделие не только по форме самого предмета, но и требований, предъявляемых к его звучанию. Исходя из этого, товарному производству колокольчиков предшествовало достаточно продолжительное время совершенствования навыков профессионалов-литейщиков и применяемых ими технологий.

Известны первые подлинные дужные колокольчики, изготовленные на Валдае Новгородской губернии с 1802 года, в Касимове Рязанской губернии с 1804 года Слободском Вятской губернии с 1807 года (хотя, как утверждают местные исследователи с более ранних времен, вплоть до 1802 года). Вместе с тем, первые подписные колокольчики не являются первыми, т.е. изначальными. Из различных документов XVIII века, литературных произведений конца этого века и начала XIX века, воспоминаний людей и их записей известно, что их распространенность в XVIII веке, особенно в последней четверти XVIII века, была очевидной. Были они не подписными и отделить их от тех неподписных, что производились после 1802 года, пока нет возможности.

Отставание с началом литья колокольчиков в Пурехе Нижегородской губернии и его окрестностях очевидно. Точно и бесспорно, датировать, даже мерками десятилетий, когда все же началось товарное производство здесь колокольчиков дело трудное. Остается только предполагать. Первые пробы литья доказаны и относятся к 1811 году. Из колокольчика что обнаружен, описан и данных, что введены в научный оборот, известно, что отлил его мастер Прядилов Яков из села Лысково Лысковской волости Макарьевского уезда что недалеко от Пуреха с текстом по юбке: «1811 мастерь Яковь Прядиловь вь Лыскове въ селе». Очевидно того же мастера колокольчик из моей коллекции вовсе не подписанный, такой же формы, размеров, веса, той же послелитейной обработки. Другой колокольчик моей же коллекции, аналогичный первым двум с надписью «литсейколокольнаимятовоктокупитьево» не подписан автором, но есть все основания считать его прядиловским.

Написано это мелким шрифтом в одну строку без разрыва между словами. Эти колокольчики гречушной формы, отличаются от слободских. Надписи произведены одним и тем же шрифтом и порядком. Характерная буква «я» в слове «яковь» и слове «имя» выглядит старопрописной «». Форма всех трех колоколов, как и размеры одинаковы, они аккуратны и оригинальны, и не повторяются в дальнейшей практике литья. Характерным является большая разница диаметров верхнего и нижнего, чего у слободских не отмечается. Это мелкие изящные колокольчики, служащие украшением сбруи или боталами для небольших домашних животных. Нижний диаметр 61-62 мм., верхнего 11-12 мм., толщиной стенки 3 мм., весом 112 гр.

Далее известен литейщик, что работал здесь же в 20-х годах XIX века, изделия которого представлены единичными экземплярами – Воротилов Федор Михайлович (1796-1857) из села Павлово Горбатовского уезда что так же в этой местности. Надпись на юбке колокольчика: «Лить Федор Воротиловъ вь Павлове». Колокольчик этот, как и другие не датирован. Отливался ли в двадцатых годах или позже трудно даже догадываться. Мог быть и значительный перерыв между практикой литья Прядиловым Яковом и Воротиловом Федором. Видно постоянной практики здесь по изготовлению колокольной товарной продукции не было. А вот производство такое с 30-х годов XIX века документально подтверждается материалами судебного дела. Из них следует, что в селе Большое Мурашкино Княгинского уезда в 30-е годы действовало шесть заведений, в которых ежегодно изготавливалось 35 тысяч колокольчиков.

Что это были за колокольчики? Очевидно, неподписные. Они были явно, по тем временам, небольшие, до 100 мм. в диаметре, видимо тяготели по своей форме к валдайским образцам. Что касается датированных колокольчиков, изготовленных в Пурехе, то они производились с 1836 года. Известен мастер Тимофеев Алексей по редким его колокольчикам: «1836 сей ко ли в пурихе ма лексей тимофеевъ» и еще «масте * лексей тим * сей * ко * ли * в пурехе»

В Пурехе с 1851 года уже массово отливал товарную продукцию мастер Алексей Веденеев, отец знаменитого литейщика Федора Алексеевича Веденеева. «185  сей ко литъ въ пурехе мастерь алексей ве». В моей коллекции имеется колокольчик этого мастера, датированный 1856 годом в котором цифра «6» исправлена путем замены элементов цифры 3.

Этот колокольчик диаметром 135-137 мм., весом 723 гр., формы близкой к валдайским, но имеет определенные составляющие его части, типичные для касимовского литья. Так, пояс его выполнен из трех валиков, причем больший у юбки и уже на ее площади, своеобразно проведена проточка тулова, явно по касимовской моде (оставлены две непроточные полосы по 12 мм. каждая). Петля круглая, диаметром 30 мм. из кованого квадратного стержня сечением 7х7 мм., укреплена она дополнительным приливом металла не в стык петли, как обычно, а внахлест. Все это признаки касимовской практики литья. Кроме этого, шрифты, которыми выполнена надпись, повторяют касимовский «нам известный почерк».

Из этого следует, что в начале робких проб литья в нижегородской губернии с 1811-1820-х годов, когда еще и сами касимовские мастера еще накапливали знания о литье колокольчиков, здешние мастера тоже учились литью, предположительно, на валдайском материале. Нам не известны эти колокольчики, и мы не можем доподлинно это знать, но то, что с 1802 года в Валдае изготавливалась массовая товарная продукция известно по множеству сохранившихся колокольчиков, подписных, датированных, с именами производителей. Из этого следует, что здесь строилась практика литья на образцах (см. Ким раздел 7/28 «а», поз. 1-5 «мастер лил в городе валдае» диаметром 101-102 мм. и «мастер лил в городе валдае №0:1» раздел 7/28 «б» поз. 1-12 диаметром 101-105 мм.). И лишь позже, к тридцатым годам все больше на колокольном рынке Пуреха могли появляться большие и более сложные (см. Ким 7/28 «в» «18.. сей ко лит валдае кого люблю того дарю» с диаметром 120-123 мм.). Уже на этих колокольчиках, по форме их чем дальше тем ярче, проявляются признаки касимовского литья как меняющих форму, так и составляющих их отдельных частей. Так местные литейщики уже с начальных пробных попыток литья искали свое колокольное пурехское содержание. Все это весьма характерно проявляется на практике литья дужных (ямских) колокольчиков на заводе братьев Трошиных (Алексея и Федота). Ряд схожих колокольчиков они отливают с 1853 года. Ким, раздел 6/46 стр. 179. Они начинают с малых, облегченных в изготовлении и по весу форм, близких к валдайских диам. 108-110 и только в шестидесятых (1866-1867) усложняют технологические процессы и переходят к изготовлению более сложных форм. Вместе с тем, вполне твердо остаются в основной массе выпускаемой продукции консервативными и сторонниками выпуска колокольчиков на рынок без риска, т.е. простых малых форм. Это продолжалось вплоть до 1879 конца производства колокольчиков, когда превалировали все те же небольшие 500-грамовые плюс-минус 100 гр. Анализируя продукцию более чем за 20 лет этих заводчиков, можно утверждать и тот факт, что элементы колокольчиков менялись и Касимов с его традициями уже виден более четко. Этого не скажешь о производителе (их брате) Макаре Яковлевиче Трошине (1861-1879) имевшем собственное производство. Он был, как видно из практики его литья, большим сторонником касимовской моды. Смело действуя, он увеличивал размеры изделий, украшал их, менял шрифты, декоры. Вплоть до 1870 (почти 10 лет) он на подписных колокольчиках указывал место отлива - «Валдай». И только когда обрел свое «лицо» и уверенность в преодолении рыночной конкуренции ставил в надписях «въ пурехе».

Эти колокольчики крупные, с диаметром 130-135 мм. уже явно тяготеют по своей форме, деталям и частям, составляющим форму, к касимовским образцам Кислова Н.И., Краснова В.И., Ленина И.В., Мазурина Е. По мнению ряда исследователей, в частности, И.Духина, зарождение практики литья колокольчиков в Пурехе связывается с влиянием касимовских производителей. Это вызывает сомнение. Так, на этапе зарождения литья в Пурехе, скажем с 1811 года в Касимове практиковали: Кислов Николай Иванович (с 1811 года не активно вплоть до 20-х годов), Муратов Алексей с 1805 года, Скарняков Влас с 1809 года, Халдеев Алексей с 1804-1805 годов. В это время, очевидно, не сложилась еще или сложилась не вполне, практика литья и товарный рынок. Колокольчиков было мало. Возможно, лишь образцы их могли попадать в Пурех. Здесь еще некому было даже учиться. Образцов литья в Пурехе в 20-е годы мы не имеем. Что касается тридцатых годов, когда в Касимове на полную силу работали мощные производства и мастерские Кислова Ивана Дмитриевича, Баранова Евселия, Никифора и Филиппа, Кислова Алексея, Муратова Ивана и Николая и сразу с начала 40-х годов Лабзенковы, Мазурины, Кисловы то влияние на развивающееся в Пурехе колокололитейное дело было огромно и вполне очевидно.

Под влиянием успешности касимовских мастеров, замечательного творческого подхода к делу литья и складывалась начальная практика пурехского литья. Следует думать, что только с 50-х годов, когда в Пурехе стали к делу А.Веденеев, братья Трошины и Трошин М.Я, стала складываться пурехская практика товарного производства. С этого весьма позднего времени пошла та пурехская колокольная продукция, что сделала ему славу.

И впредь мастера Пуреха оставались младшими братьями тех, кто начинал это дело, с первых годов XIX века на Валдае, Касимове, Слободском. Они были примерными учениками с собственной смекалкой, собственными смелыми подходами к совершенствованию литья вообще и создания новых колокольчиков принесших им всеобщее признание и славу.

Предпосылки и причины производства в Пурехе колокольчиков новых нетрадиционных форм и видов.

Массовое производство товарной колокольной продукции малых форм в Пурехе действовало уже в условиях законов конкуренции. Рынок, наполненный однотипным товаром, которым и были колокольчики, диктовал условия, при которых обеспечивалась прибыль, т.е. экономический смысл и целесообразность этого производства либо очевидность для изготовителя несостоятельности его усилий. В Пурехе и окрестных селах в производстве колокольчиков было занято много рабочих, как специалистов, так и на подсобных работах. Обеспечение рынка конкурентной продукцией было первостепенной задачей изготовителей. Каждому заводчику, отдельному мастеру-индивидуалу требовалось производить как можно больше продукции отличного качества, лучших изделий, чем предлагал рынок. При этом они должны были быть дешевле, чем у других. Следовательно, ключевым экономическим фактором становилась себестоимость единицы товара. Колокольчики для обеспечения качества должны были производиться из чистых первичных дорогих металлов, покупаемых по рыночным ценам и доставляемым в Пурех. Единственным средством для обеспечения экономического успеха было снижение веса колокольчиков, улучшением всех технологических процессов; снижение цены на единицу продаваемой продукции; увеличение объема производства товара при постоянной борьбе за снижение себестоимости и удержание рыночного спроса именно на свою продукцию. Для этого все изготовители вынуждены были работать в области разработки новых форм колокольчиков, их дизайна, звучания, износоустойчивости. Эти эксперименты привели к разнообразию форм, видов и подвидов. Образовывались колокольчики совершенно новых форм, явно не традиционных, даже отдаленно не связанных с валдайскими, касимовскими или слободскими. Пурехские мастера-новаторы, производя массово товарную продукцию за счет упрощения технологических процессов, вынуждены были, все же, в большинстве своем, придерживаться сложившихся традиций, в том числе и в области внешнего вида колокольчика.

В постоянном поиске нового слишком велик риск разорения, т.е. непроизводительных затрат, а значит и гибели своего личного дела. Наряду с внедрением нового в практику литья, мастера держались сложившихся навыков литья, традиционных форм, гарантированного качества звучания.

В этих неимоверных сложностях мастера Пуреха оказались настоящими творцами. Они сражаясь друг с другом, держали рынок своей оригинальной новой невиданной ранее продукцией, приемлемой на нее ценой. Так они завоевали мелко-колокольный рынок России.

Колокольчики Пуреха Дар Валдая.

Вполне новая форма разработанного в Пурехе колокольчика Дар Валдая в то же время вполне старая. Мастера создали его путем подыскания самых совершенных по красоте, простоте, прочности и обеспечения звучания частей, составляющих дужный колокольчик из тех, что опробованы уже временем производства в других центрах литья. Так, выработался вид колокольчика с надписью «Дар Валдая» по сути происходящий из традиционных первых валдайских форм, включающий элементы новизны привнесенной касимовскими и слободскими мастерами, но по сути новый яркий и самобытный, звучный и устойчивый в эксплуатации. И далее в творчестве каждого модельщика, формовщика, литейщика Пуреха мы находим новации что приживались и затем многократно повторяясь, совершенствовались, либо не оправдав надежды, пропадали.

Следует помнить, что колокольчики формы «Дар Валдая» - это широкое явление в практике литья колокольной продукции мастерами Пуреха. Их следует не объединять, а отличать от тех, что имеют надпись «Дар Валдая». Есть понятие «Дар Валдая» как формы и названия конкретного колокольчика с такой надписью по юбке.

Новации в области строения уха.

С начала литья и до последнего времени в Пурехе складывались условия к изменению геометрии уха: уменьшению его толщины и увеличению высоты. С обычного традиционного валдайской формы с некоторыми касимовскими чертами оно постепенно утрачивая массивность и излишнюю, слободского характера грубую геометрию, приобретало стройность, аккуратность, изящную пропорциональность. Ухо приобретало все более идеальную форму. Его конечная наиболее изящная новая форма видна в колокольчиках Е.С.Клюйкова, А.Ерохина, Ф.А.Веденеева, К.И.Овечкина. Это высокое, более 22 мм. до 24мм., даже 25 мм. ухо, имеющее толщину вверху 3-5 мм., толщину внизу 6-8 мм. обеспечивало, как ни странно, и его стойкость в эксплуатации. Достаточно редко встречаются колокольчики с его сколом, чаще выработкой просвета. Такая геометрия и стройность уха подчеркивала аккуратность всего изделия, колокольчик утрачивал грузность уже не выглядил приземистым, а все более устремленным вверх.

Новации в области строения крыши.

Новая форма уха требовала изменения дизайна и крыши. На выпуклой даже слегка крыше, тем более на покатой – крутой, такое ухо явно не годилось – смотрится как нечто чужеродное и нелепое. Крыша изначально, по мнению местных мастеров должна была терять свою высоту – проще в формовке изделий, незначительная, но экономия металла. Это же открывает возможность переноса текста на крышу, облегчает работу формовки текстов, чего на покатых крышах добиться много сложнее. Это еще один из этапов изменения внешности дужных колокольчиков. Колокольчик с плоской крышей либо слегка выпуклой, в глазах пурехских мастеров приближался к идеалу формы. Все чаще колокольчики 50-х годов теряли высоту крыши до 5-6 мм., далее к концу 60-х и тем более в 70-х до 3-х мм.,  и до абсолютно плоской с четкой линией плеча. Это как будто бы подготовка крыши  к новой функциональной задаче – перенесению на нее всех текстов о производителе. С этим этапом массовый колокольчик теряет все декоры в первую очередь по тулову. Он становится более дешев, доступен покупателю, на нем есть сведения о производителе, он легок в формовке, легок по весу, устойчив в эксплуатации. Во множестве на последнем этапе развития колокольного литья в Пурехе почти все товарные изделия освободились от сложностей формовки - тексты перенесены на крышу или дно.

Однако тенденция изменения формы крыши ее нивелировки до плоского состояния, не однозначна. В других случаях ее пытались поднять сделать максимально крутой высокой – куполообразной. Это требовало увеличения диаметра крыши, а это в свою очередь, меняло пропорциональное решение колокольчика традиционной формы – близкие по диаметру верх и низ уродовали изделие, оно вообще было не похоже на колокольчик. Изделий с такими пробами очевидно не сохранилось. Поиски привели к созданию совершенно нового по виду и образу-форме колокольчика – куполообразного (Е.С.Клюйков, Ф.А.Веденеев, товарищество А.И.Бадянова и И.М.Трошина). Интересно, что и новое ухо, созданное в Пурехе, вписывалось в эту форму. Красота куполообразных колокольчиков поражает своей совершенностью линий, гармоничными пропорциями, простой красотой плавности и пластичности. В этом «грубоватом изяществе» есть нечто от тайны, заключающейся в эстетике формы, когда она вплотную подошла к естественности не надуманности, исключением излишней вычурности и парадности. Так родились куполообразные колокольчики, что дали жизнь другим своим близким по форме собратьям – куполообразным богато орнаментированым. Эти и вовсе русский шедевр в малых колокольных формах всего мира. Этот колокольный шедевр – богато украшенный куполообразный с измененной формой юбки, занимает особое место во всей кампаналогии малых колокольных форм. Многими специалистами признаются они как образец русской красоты и колокольного изящества. Это как бы стиль колокольного ампира. Такие колокольчики отливались на заводах Е.С.Клюйкова, Ф.М.Трошина. По справедливости следует добавить, что выиграв в красоте и необычности формы, семейство куполообразных колокольчиков во многом уступает по звучанию обычным колокольчика традиционных форм. Здесь создателям нового пришлось ради красоты и необычности колокольной формы поступиться красотой звона.

Практика касимовских мастеров в двухъярусной проточке крыши, скоса по краю у плеча, в трансформации пурехских мастеров привела к новому построению колокольчика с двухъярусной крышей. Это еще один шаг мастеров в организации места для текста, его минимизации. Второй ярус крыши в виде глубокого желобка как раз и определил это место. Естественным образом текст расположен в одну строку. Фигурное изменение крыши потребовало изменения тулова и оно, как ни странно, вполне обошлось ровным, традиционно-классического стиля, так часто встречающимся на касимовских формах. Дальнейшие поиски мастеров в создании новой колокольной формы, уже необычной, заставили проектировать новую по форме юбку. Ее взяли от модного тогда полугранного колокольчика. Во всем таком облике не хватало лишь соединительного элемента – пояса. Его сделали так же смело, как и все остальные: сильные линии правильной геометрии валика и глубокого широкого желобка подчеркнули изящество всей формы.

Так были созданы пурехские колокольчики особой формы – двухъярусной крышей с надписью по ней и ограненной юбкой. Это еще один колокольный шедевр Пуреха (производители Е.С.Клюйков и товарищество А.И.Бадянова и И.М.Трошина). Колокольчики такой формы в производстве Товарищества не показаны по каталогу Кима как товарная продукция этого завода, но они есть. Такой великолепный экземпляр есть в моей коллекции. Это изделие – колокольчик под №1 (дно) диам. 100 мм. - 19 граней, выс. 80 мм., масса 473 гр.

Новации в области строения тулова

На фоне традиций, сложившихся в литье дужных колокольчиков относительно пропорциональности их физического тела, тулово по высоте держалось на уровне 50% высоты (взятой без учета уха и крыши) т.е. высоты до плеча (по Киму). Это, конечно же, не было законом и каждый модельщик изготовитель литейщик искал оптимального соотношения частей полагаясь на свой талант и знания. Исходя из этого, особенно у пурехских изготовителей, могли быть любые пробы как в сторону «роста» тулова, так и уменьшения его высоты. Такие экспериментальные отливки встречаются в практике А.И.Ерохина, Ф.А.Веденеева, К.И.Овечкина, товарищества А.И.Бадянова и И.М.Трошина. С уменьшением высоты тулова и небольшом почти ровном его склонении до юбки колокольчик приобретает некую грузность, а при удлинении тулова относительно традиционных высот его частей и увеличении разницы диаметров по юбке и крыше, пологом склонении тулова он визуально увеличивается, становится изящнее и собраннее. Все это как бы изменения, предшествующие отказу от декорирования тулова. Мастера пришли к решению украшения колокольчика исключительно за счет его оригинальной формы. Это же решение об исключении декорирования тулова облегчало процесс формовки и литья. Так появились первые полугранные колокольчики. У них кроме граней по тулову, за счет еще и граней по юбке, хорошо заметна разница двух диаметров, что само по себе стало фактором новизны и привело к выработке новой формы колокольчика. Он уже совершенно не традиционен по внешнему виду. Эти колокольчики полюбились и держались на рынке десятилетиями, составляя конкуренцию другим формам. Их производили многие мастера и заводчики: Е.С.Клюйков, Ф.А.Веденеев, К.И.Овечкин, М.М.Трошин, товарищество А.И.Бадянова и И.М.Трошина.

Следует упомянуть и красивые небольшие колокольчики «казанские» которые были задуманы под украшение именно тулова некими восточными мотивами в виде зубчатого орнамента покрывавшего все тулово. Именно за это они и удостоились названия «казанских» или резных. Хотя никакого отношения не имели ни к Татарии, ни к ее столице. Эти небольшие колокольчики украшали не только сбрую, но использовались в быту, гуляниях на масленицу, рождество, колядках. Небольшой размер и масса, аккуратность и их красота, доступность по цене сохраняли им устойчивый спрос. Заводы Е.С.Клюйкова и товарищества А.И.Бадянова и И.М.Трошина годами производили их по номерам от №1 диаметром 76 мм., высота 70 мм., вес 272 гр. до №7 диаметром 55 мм., высота 53 мм., вес 104 гр.

Новации в области строения пояса.

Пояса – важнейшая техническая часть колокольчика, имеющая важное визуальное значение. Это его фактическая, пусть и не совсем равная середина по высоте. Здесь образовалась тенденция к увеличению их по ширине и улучшению их конфигурации за счет четкой проточки, глубины. Колокольчики 50-х годов А.Веденеева и братьев Трошиных в этой области выглядят не традиционно. Происходит отказ от мелких поясов, состоящих из трех валиков (Касимов) к более сложным рельефам. Они эти новые пояса: малый валик + широкий и глубокий желобок; один широкий и глубокий рельефный желобок; высокий крутой правильной конфигурации валик и очень широкий глубокий желобок; реже – мал. четкий валик + широкий, но не глубокий желобок + мал. валик; два подряд средней величины валика и низкий не очень четкий желобок. Все они оказались яркими украшениями новых форм. Желание украсить колокольчик оригинальными поясом с увеличением его ширины привело к проточке как бы дополнительной площади под него за счет высоты юбки. Все как будто бы шло к новым видам формы колокольчиков, где бы пояс превалировал в его украшении. Так появились сложные пояса с набором нескольких валиков и желобков. Это мы наблюдаем в форме «Новосибирской» производителя Е.С.Клюйкова и Ф.А.Веденеева, колокольчики этой формы до половины высоты состоят из сложных составных поясов, но без граней по низу тулова и юбки, будто бы их забыли нарезать.

Новации в области строения юбок.

Важнейшей частью физического тела колокольчика является юбка. Это его звукообразующая часть. Зная это мастера-дизайнеры, в большей части модельщики искали варианты конструкций колокольчиков где бы юбка кроме «технической своей обязанности» выполняла бы ключевую роль дизайна формы. Почему-то разработанные валдайским и усовершенствованные касимовскими мастерами формы дужных колокольчиков с пологим туловом и юбкой, его продолжающей (конические), не прижились в пурехской практике. Такие колокольчики редки. Здесь юбки стремились к увеличению по площади и выгнутости поверхности. Почти у всех мастеров пуреха колокольчики имеют юбки от 20-22%: до четверти, а то и трети общего «роста». Практика проточки юбки сверху после пояса перед текстом и снизу после него еще более подчеркивала ее красоту и законченность. Высота шрифтов и цифр на колокольчиках (М.Я.Трошина, Я.Ф.Малышева, братья Трошиных, Г.Е.Тепленина, К.И.Овечкина и многих других) так же визуально выделяет юбку по высоте. Высокая юбка относительно всего колокольчика делает его более значимым, мощным в конструктивном отношении. Этот же прием помогал в решении обеспечения мощного и продолжительного звучания. Такая тенденция привела к созданию новых небольших, но звучных колокольчиков – «юбка стаканом», подвид «юбка с сеткой» (Клюйков Е.С., Веденеев Ф.А., товарищество А.И.Бадянова и И.М.Трошина).

Делались попытки, правда безуспешные, обеспечить почти полную пологость юбки, так, что бы она даже не выполняла своих функций, а линия боя проходила по краю тулова или условному поясу. Такая форма колокольчика настолько же оригинальна, насколько и нелепа и главное бесполезна.

Несмотря на такое обилие новшеств в литье ямских (дужных) колокольчиков, приведших к появлению их новых форм и видов, литье их в Пурехе, в основном, оставалось в рамках традиционных форм разработанных валдайскими, касимовскими и слободскими мастерами. Об этом свидетельствует простая статистика производства любым мастером и заводчиком товарной продукции, в массе которой абсолютно новые формы составляли до четверти от всей продукции.

Некоторые статистические подсчеты относительно форм пурехских колокольчиков.

Опираясь на каталог Кима В.А., являющийся весьма добросовестным и полным источником, проследим, как его автор по формам определил колокольчики хотя бы самых основных пурехских производителей.

Веденеев Ф.А.

Из датированных и подписных по юбке:

- Дар Валдая (как форма) – 40%

- Валдайские традиционные – 25%

- Сибирские подписные – 12%

Среди недатированных:

- Дар Валдая (названых так и так же подписанных) – 90%

Кроме этих форм производились этим же заводчиком колокольчики:

- с ограненной юбкой и полугранным туловом

- куполообразные с богатой орнаментацией

- недограненные, т.е. без граней

- сибирские с декоративной решеткой по поясу (с сеткой по верху юбки)

- ботала (мелкие подшейники)

Клюйковым Е.С.

Из датированных:

- Дар Валдая (как форма) -57%

- Валдайских традиционных – 14%

- Сибирских подписных – 7%

Из недатированных:

- с надписью «Дар Валдая» – 86%

- Валдайских традиционных – 6%

- Сибирских подписных – 12%

Кроме этих двух форм производились этим заводчиком колокольчики следующих форм:

- полугранные

- дверные (малые) подписные

- с богато орнаментированной юбкой

- куполообразные

- куполообразные богато орнаментированые

- новосибирские (не ограненные)

- с ограненной юбкой и двухъярусной крышей

- Шадринские

- Казанские

- Сибирские с юбкой типа «стакан»

- Сибирский с орнаментированным верхом юбки

 - ботала

Овечкиным К.И.

из всех колокольчиков формы:

- Дар Валдая (как форма) – 33%

- Валдайских традиционных – 15%

- Сибирских полугранных – 9%

производились колокольчики иных форм:

- дверные подписные

- полугранные

- ботала

Братья Молевы Иван и Андрей

из всех колокольчиков формы:

- Дар Валдая (как форма) – 61%

- Валдай традиционный - 33%

Малышев Я.Ф.

из всех колокольчиков формы:

- Дар Валдая (как форма) – 67% с диаметром от 123 мм. до 135 мм.

- Валдай традиционный - 15% с диаметром до 110 мм.

- Сибирских подписных – 8%

Трошина Федота Мак.

из колокольчиков форм:

- Дар Валдая (как форма) – 100%

- Валдайских - -

других форм:

- сибирские полугранные

- куполообразные с богатой орнаментацией

- сибирские с орнаментом решеткой по верху юбки

Трошин Мих. Мак.

Из колокольчиков форм:

- Дар Валдая – 71%

- Валдай традиционный - 8%

других форм:

- сибирские подписные

- полугранные

Трошин Алексей Мак.

Из колокольчиков дужных по форме:

- Дар Валдая – 100% в основном диам.120-126 мм.

- Валдай традиционный, самые малые диам. 92-114 мм.

других форм:

- сибирские подписные

- декоративные (мелкие) подписные

Тепленин Г.Е.

Из колокольчиков след. форм:

- Дар Валдая – 72% колокольчики с диаметром 128-135 мм.

- валдай традиц. - 24% с диаметром 103-114 мм.

Других форм – Сибирские подписные

Братья Трошины Алексей и Федот (1853-1879)

из колокольчиков следующих формы:

- Дар Валдая – 7% с диам. 130-135 мм.

- Валдай традиц. - 87% с диам. 88-100-105 мм.

Других форм – Сибирские подписные

Трошин Макар Яков

из колокольчиков следующие формы:

- Дар Валдая – 57% с диаметр. 130-137 мм.

- Валдай традиц. - 7% с диам. 105-110 мм.

Других форм – Сибирские подписные

товарищество Бадянова А.И. и трошина И.М.

Из колокольчиков дужных только

 - с надписью «Дар Валдая» - почти 100%

Других форм:

 - куполообразные

- особые (двухъярусная крыша и огран. юбка)

- полугранные

- Казанские

- Сибирск. с юбкой типа «стакан»

- декоративные

Таким образом, совершенно очевидно, что мастерами и заводчиками Пуреха производилось подавляющее большинство дужных колокольчиков форм Дар Валдая и Валдайской традиционной, как наиболее выгодной для производства, и лишь до трети объемов производства составляли колокольчики иных форм. Следует отметить и тот факт, что и колокольчики формы Дар Валдая и Валдайской традиционной относятся к истинно валдайским формам, как типологические и наиболее выгодные в реализации. По форме пурехские колокольчики, впрочем, как и все иные: слободские, касимовские, являются производными от валдайских, т.е. валдайские основы построения формы изначально определяли их внешний вид. В их основе те самые традиционные валдайские формы, которые взятые за основу в принципе строения, в меньшей степени в части пропорций высот и диаметров, геометрии и размеров составляющих их частей.

Заключение

В деле развития новых, нетрадиционных форм колокольчиков, мастера Пуреха опередили всех своих предшественников работавших в этой области более века. Поставленные в ряд любых форм и видов, пурехские колокольчики порой ничего визуально не имеющие между собою общего, все же во многом идентичны. В них достаточно много общей колокольной архитектоники, художественного выражения, закономерностей строения, пропорциональности составляющих частей и конструктивности. Все они связаны с традиционным колокольным литьем Валдая, Касимова, Слободы. Наработки нескольких поколений литейщиков-изготовителей таких колокольчиков аккумулированы и воплощены в новую продукцию талантом и трудолюбием пурехских мастеров. Поиски литейщиками колокольчиков лучших форм, их самовыражение привели к разработке новых, красивых, прочных, звучных изделий. Только перечисление этих новых по форме колокольчиков составит долгий список:

- колокольчик «Дар Валдая»;

- с высокой юбкой и укороченным туловом;

- куполообразные;

- куполообразные с богатой орнаментацией;

- полугранные;

- неограненные «Новосибирские»;

- особой формы с ограненной юбкой и двухъярусной крышей;

- стаканообразной юбкой;

- стаканообразные орнаментированные решеткой (сеткой по верху юбки);

- резные «Казанские»;

- резные «Казанские» с широкой юбкой;

- Сибирские подписные (мелкие);

- Шадринского фасона;

- новые дверные подписные;

- ботала с ограненной юбкой – подписные;

- коробчатые ботала подписные;

- дужные с валдайскими надписями по юбке;

- декоративные подписные;

- дужные с богато орнаментированной юбкой

- гречушник подписной островерхий.

Этот перечень пополняется с годами все реже, но встречаются редкие экземпляры, очевидно пробные, которые отличаются от приведенных частностями или в целом по форме.

Наиболее часто встречаются пурехские колокольчики новых форм с надписями на крыше , где значатся сведения о производителе и номер изделия в ряду аналогичных форм. Подробно об этом статья "Крыша (свод) дужных (ямских) колокольчиков"

Все колокольчики Пуреха требуют более тщательного изучения и описания. Дело, начатое В.А.Кимом по каталогизации, должно быть продолжено созданием сводных источников по регионам литья. Все пурехские формы колокольчиков следовало бы назвать или поименовать возможно по иному (более удобно) чем доныне они именуются в справочниках, каталогах и статьях.

***********************************

История становления и развития дужно-литейного колокольного производства в Пурехе и его окрестностях уникальна с точки зрения технологий, маркетинга, взаимодействия и конкуренции производителей. Удивительным является и то, что в те времена, когда зарождался здесь промысел, уже фактически не было необходимости в производстве дужных, да и более мелких ямских колокольчиков. Они обрели в умелых руках пурехских мастеров новую жизнь. Новые аспекты их применения и внедрения в народную жизнь уникальны в истории. Ямские (дужные) колокольчики явились людям не только в новых необычных формах, размерах, пропорциях построения, они покорили людей своей красотой, звучностью. Феномен производства здесь колокольчиков изучается, является примером для тех производителей, что ищут способы завоевания рынка производимой ими продукцией.

С.Сукач, январь-март 2016 года.

***********************************

Форма Дар Валдая Форма Валдайская Колокольчик с богато орнаментированной юбкой, форма Валдайская
Полное описание Полное описание Полное описание
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Форма Полугранная Заказной колокольчик, форма Дар Валдая Колокольчик сибирский подписной
Полное описание Полное описание Полное описание
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Форма Валдайская (типичная), с некоторыми пурехскими изменениями (ухо, крыша) Форма Дар Валдая с некоторыми пурехскими изменениями в части укороченного тулова и типичного касимовского пояса Датированный типичный пурехский колокольчик формы Дар Валдая. Пример реставрации утраченого уха.
Полное описание Полное описание Полное описание
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Форма Дар Валдая. Колокольчик с надписью по юбке в виде слогана. Изделие Е.С.Клюйкова. Типичная декоративаная проточка тулова и юбки - верх и низ. Форма Дар Валдая. Колокольчик с надписью по юбке "Дар Валдая". Форма Новосибирская
Полное описание Полное описание Полное описание
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Форма Сибирская юбка стакан Форма Сибирская с сетчатым декором верха юбки Форма с куполообразной крышей
Полное описание Полное описание Полное описание
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Форма Казанский резной Форма особая: двухъярусная с текстом и ограненой юбкой Форма Дар Валдая. Колокольчик с надписью "Дар Валдая" с самой большой нумерацией 5/0.
Полное описание Полное описание Полное описание
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Форма Шадринская Ботало коробчатое подписное Ботало коническое подписное
Полное описание Полное описание Полное описание
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Форма Куполообразная с богатой орнаментацией Форма Дар Валдая с элементами полугранного колокольчика Форма Валдай традиционный с элементами пурехских
Полное описание Полное описание Полное описание
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Форма Дар Валдая. Колокольчик с надписью "Дар Валдая" Форма Дар Валдая. Колокольчик с надписью "Дар Валдая" Форма Островерхий нижегородский гречушник. Предположительно, изделия мастера Якова Прядилова, село Лысково Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Работал в 1-й трети XIX века. Самый ранний из изготовителей колокольчиков в нижегородском литейном центре
Полное описание Полное описание  

***********************************

Используемая литература.

1. А.А.Глушецкий «Первые нижегородские изготовители колокольчиков» научный сборник №4 «Звони в історії та культурі народів світу», изд. «Твердыня», Луцк, 2014 г.

2. А.А.Глушецкий «России бронзовое слово. О чем говорит дужный колокольчик», Москва, 2007 г.

3. А.А.Глушецкий «Колокольное дело в России во второй половине XVIII в. Энциклопедия литейщиков», изд. Экономическая газета, 2010 г.

4. А.К.Ганулич «Слышен звон бубенцов издалека», Москва, Советскя Россия, 1990 г.

5. А.К.Ганулич «Самые ранние датированные колокольчики», журнал «Колокольный мир», №5, 2001 г.

6. И.А.Духин «И заливается задорно нижегородский бубенец», «Памятники отечества», №2, 1985 г.

7. В.А.Ким «Ямские колокольчики и бубенцы (сводный каталог-справочник)», Ростов-Великий, 1998 г.

8. Л.Крайнов-Рытов «Колокола-колокольчики», изд. «Ангел с трубой», Нижний Новгород, 2002 г.

9. Л.Крайнов-Рытов «Блись Пуреха...Сколько верст?» В.И.Хрунов «Колокольчики России», изд. «Химия и жизнь», 2000 г.

10. С.И.Сукач «Касимов и ранний Пурех», «Юбилей каталога В.А. Кима», ямские (дужные) колокольчики (статьи и исследовательские материалы), том 2, изд. «Ярославна», Сумы, 2009 г.

11. М.В.Суров «Вологодчина: Невостребованная древность», Вологда, 2001 г.

12. В.И.Хрунов «Колокольчики России», каталог коллекции, изд. «Химия и жизнь», 2000 г.

13. Н.П.Яковлева «Поддужные, подшейные колокольчики, бубенцы и ботала в собрании новгородского музея-заповедника», каталог, Великий Новгород, 2010 г.

***********************************

Категория: Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство | Добавил: sun (29.05.2016)
Просмотров: 1447 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2017-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[20.05.2017]   [Другие статьи]
Колокола в собрании музея Свято-Покровского монастыря (0)
[15.05.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол «Варлаам» на колокольне Софии Киевской (0)
[12.05.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Обыкновенное колокольное чудо (0)
[30.03.2017]   [Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация]
Твоя колокольная коллекция. Часть 2. (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz