Четверг, 20.07.2017, 23:40
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [19]
Другие статьи [7]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [11]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [4]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [4]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство

Формы и виды слободских (вятских) ямских (дужных) колокольчиков

Формы и виды слободских (вятских) ямских (дужных) колокольчиков.

Коллекционеры-исследователи называют ямские (дужные) колокольчики, произведенные вятскими мастерами-литейщиками, – слободскими. Вместе с тем, их кустарное производство было достаточно широко развито не только в городе Слободском Вятской губернии, но и по всей губернии вцелом. Так, в городе Елабуге работали мастера Серебряков Егор, Серебряков Прокопий, кстати, здесь же находился и завод колокольного литья Шишкиных; в деревне Дубравы Малмыжского уезда работал мастер Казанцев И.П., в деревне Малыши Нолинского уезда отливали колокольчики мастера Машковцев Ф.И. и Машковцев П.И., в самом городе Нолинске мастера Овчинников В.А., Стрижёв С., Стрижёв С.И.. Однако, изделия этих мастеров и заводов встречаются весьма редко. Толи товарной продукции они производили не так много, толи все сохранившиеся колокольчики, более других мест, сохранились в Вятских краях. Более известны колокольчики мастеров, живших и работавших в городе Слободском. Список их достаточно велик, даже обширен, и известен нам по сохранившимся до наших дней колокольчикам:

Бородин Василий

Бородин Лука

Желваков Василий Федорович

Каркин Евсей Филиппович

Каркин Иван Трифонович

Каркин Илья Трифонович

Каркин Лука Евсеевич

Катаев Василий Терентьевич

Катаев Илья Еремеевич

Макушин Василий Матвеевич

Макушин Михаил Матвеевич

Братья Поповы – Владимир, Егор Иван и Федор Никитовичи (1848г.)

Братья Поповы – Николай, Гаврила, Егор, Иван Михайловичи (1876-1879 г.г.)

Братья Ситниковы – Алексей, Владимир, Николай, Михаил Алексеевичи (1876 г.)

Соковнин Василий

Шангин Иван и Семен

Встречаются, правда достаточно редко, колокольчики Жилина Сергея из Стуловской волости Слободского уезда, а братьев Жилиных – Григория, Ефима и Никиты и того реже.

Необходимо упомянуть о том, что Вятский край вообще был всегда знаменит литьем металлических изделий, в частности, колокололитейным делом. Здесь еще в XVIII веке начали лить отличного качества колокола. Широко известны колокола заводов Бакулевых. Завод, основанный в 1730-1740 годах Бакулевым Никитой – основоположником этой отрасли литья, десятилетиями оставался примером качества товарной продукции и экономической успешности. Знаменит завод Бакулева Николая Алексеевича (1876-1891 г.г), завод братьев Бакулевых – Константина, Николая, Прокопия Алексеевичей (1847-1876 г.г.)

Что касается производства ямских (дужных) колокольчиков в этих краях, то и они историю свою берут в XVIII веке, т.е. задолго до того, как появились здесь их подписные формы.

Вятский исследователь Никулин Д.Р. в своей работе «О начале отливки ямских колокольчиков» пишет: «Читая Вятские Губернские Ведомости за 1848 год мне попалась публикация И.В. о заводе Бакулевых в Слободском. Этот автор пишет буквально следующее: «Бумаги эти я разобрал хронологически; они взяты с 1751 года и представляют следующий факт. Дед нынешних заводчиков Иван Никитич Бакулев, крестьянин деревни Бакулинской Слободского уезда, наживши от продажи хлеба сотню рублей, оставил это занятие и все крестьянское заведение на родине, переехал жить в город Слободской, где купил маленький домик и в огороде устроил завод для литья ямских колокольчиков. Предприятие его исполнилось удачно, литьем этим он занимался несколько лет, наконец, оно ему наскучило и, имея далеко больше принесенной сотни рублей, вздумал лить колокола для колоколен; завод устроил за городом в 1793 году – продукция пошла прекрасно, заказов вдоволь». (Все приведенные сведения из книги А.Глушецкого «России бронзовое слово. О чем говорит дужный колокольчик», Москва, 2007 г.)

Исходя из этого, документально подтверждается, что производство ямских (дужных) колокольчиков в Вятском регионе началось задолго до 1802 года, т.е. первых датированных подписных колокольчиков вообще, и как датированных, так и подписанных слободских с 1806-1807 годов.

Несмотря на большое число производителей ямских (дужных) колокольчиков в вятском регионе, большого разнообразия форм мы не наблюдаем. Все хорошо известные производимые здесь колокольчики возможно, условно, разделить на две группы. Первая из них - это ранние колокольчики, отлитые с 1806 г. и до 1848 года и поздние, что отлиты после большого перерыва в их производстве, аж в 70-х-80-х годах. Исключение составляют колокольчик Катаева В.Т., датированные все только 1859 годом. Последний этап с 1876 по 1880 год весьма недолог. Это колокольчики Братьев Поповых и братьев Ситниковых, Ситникова Василия Васильевича, которые по своей форме весьма близки к форме «Дар Валдая» и во всем тяготеют к пурехским образцам того же времени. Это подтверждается и изделиями позднего слободского мастера Желвакова Василия Федоровича, работавшего после 1880 года.

Обратившись к каталогу Кима В.А., мы обнаружим, что все ранние слободские колокольчики он относил к валдайской форме, а поздние к форме «Дар Валдая». Вместе с тем, исследуя колокольчики первой ранней группы, мы явно замечаем (хотя они весьма схожи не только формой, но и габаритами, пропорциями, весом) их своеобразие. Исследуя, от чего происходят внешние отличия, мы все более и более замечаем их своеобразие в части форм отдельных частей и пропорций. Так, колокольчики с надписями по юбке в две строки (Василий Бородин, Лука Каркин, Илья Трифонович Каркин, Василий Макушин) имеют в связи с этим большую ее выпуклость и высоту. В сравнении с другими колокольчиками того же времени производства и даже тех же авторов, где надписи расположены в одну строку, эти с более высокой юбкой, но все же общей высоты, почто равной с остальными. Оказывается, высота юбки добавлена мастерами за счет уменьшения высоты тулова, меньшей выпуклости крыши, более узкого пояса. Слободские колокольчики раннего периода вообще, на глаз несведующего человека, кажутся одинаковыми по форме, но и это на поверку оказывается мнением ошибочным. Такое же ошибочное мнение о формах дужных колокольчиков приходится слышать и на их выставках от посетителей, видящих колокольчики впервые, мол, они все одинаковые. Слободские мастера, хотя придерживались примерно одинаковых параметров и даже веса колокольчиков, все же старались в формировании формы привносить что-то новое, заботились об оригинальности частей, их пропорций. Это становится очевидным при работе по измерению, когда исследуется большое число колокольчиков. Как ни странно, в этом помогает и цифровая фотография их отдельных частей, что составляют физическое тело колокольчика. Эти колокольчики, как правило, все же у каждого из авторов имеют отличия в форме поясов, выпуклости тулова, крутизны крыши. Однако, неизменно, признаками идентичности этих колокольчиков является форма уха – массивная пирамида, поставленная на выпуклую, часто крутую крышу, без четкой линии плеча. Неизменным отличием слободских колокольчиков от других является и форма петли, хотя этот элемент и не относится к их форме. Петля почти всегда литая, весьма массивная, иногда грубая, почти всегда излишне толстая и потому тяжелая, круглая и по форме и по сечению. Это как традиция, которой придерживались все литейщики раннего периода литья. Вместе с тем, отмечаются и исключения из правила, когда петли кованные. Интересно и то, что неподписные формы колокольчиков, производимые здесь, так же отличаются этим признаком, т.е. литой петлей, как правило, одинаковых размеров, формы и массы. Не составляет труда из множества, даже неподписных форм колокольчиков, выделить слободские раннего периода литья.

Имеют отличия от традиционных колокольчиков пурехской и валдайской формы «Дар Валдая», аналогичные, отлитые слободскими (вятскими) мастерами. Они явно менее массивны, чем их собратья по форме, отлитые в других регионах, с весом чуть более 400 гр., тогда как, скажем, наиболее технологично выполненные валдайские с летящими птичками (свадебные) весом чуть более 700 гр. Тем более те, что отливались в 50-е – 60-е годы мастерами Митрофановыми. Главные же отличия у них за счет своеобразия (различия) по профилю поясов, отграничения текстов, весьма выступающих, валикои (В.Ситников). Тем более усматривается отличия колокольчиков по форме «Дар Валдая» с изделиями пурехского производства. Эти отличия хорошо видны «на глаз» если любой колокольчик формы «Дар Валдая» из слободских поставить рядом с аналогичной формой пурехского литья.

Особую группу из ранних составляют колокольчики братьев Поповых (1848 г.). Эти небольшие колокольчики с диаметром112 мм. и высотой 85-88 мм. (до основания уха) по габаритам и формой напоминают валдайские каплевидной формы, но это лишь впечатление на первый взгляд. Они отличаются от валдайских широким туловом, поясами с добавкой нижних проточек, укороченной проточной юбкой. Они оригинальны и за счет большого веса (до 500 гр.), звучны, своеобразно проточены.

Совершенно особую группу составляют колокольчики, отлитые по времени в «пустом промежутке» между 1848 и 1876 годами, как бы составляющие исключения во временном периоде паузы, мастера Катаева Василия Терентьевича. Датированы они только 1859 годом. Эти колокольчики походят на валдайские этого же времени литья: плотные, диаметр 112 мм., выпуклая крыша, с четким плечом, близким по форме почти валдайским ухом. Отличия между ними только в декоре тулова. Особой формы и колокольчики Прокопия Серебрякова (1830 г.) из Елабуги. Большинство из известных – вторичные отливки, вместе с тем, это ничуть не мешает их исследованию по форме, поскольку таковая сохраняется при вторичном литье почти без изменения. Эти колокольчики с прямым туловом и оригинальным решением пояса и юбки, кажутся не очень стройными, не пропорциональными, но именно это отличие особо и привлекает, вносит особое видение оригинальности изделия.

Совсем уж необычной формы слободские гречушники. Они не относятся к ямским (дужным). Их использовали как упряжные (збруйные), т.е. декоративные (слабые подголоски) и как ботала (подшейные для мелкого домашнего скота), возможно и как дверные. Это совсем небольшие колокольчики особой формы, напоминающие по форме местные пряники из гречневой муки – гречушники. Отливались они как массовая товарная продукция и пользовались на рынке спросом в связи с их оригинальностью формы и доступной ценой. Иногда они подписные, иногда даже датированные. Изготовители: братья Поповы (1876 г.) – редки, Василий Макушин, Илья Каркин, Илья Катаев, Иван Шангин, Семен Шангин.

Создание новой формы ямского (дужного) колокольчика – творческая работа, как модельщика, так и формовщика, литейщика. Иногда все эти этапы производства выполняло одно и то же лицо. Эта работа состоит в гармоничном и оригинальном подборе по геометрии и пропорциям частей, составляющих физическое тело колокольчика. Талантливые слободские мастера, работая десятилетиями над этой задачей, выработали оригинальные изделия со своим собственным «лицом», что более века были востребованы на обширном рынке этой аналогичной продукции, выдерживали конкуренцию, были любимы народом. Имея свой собственный, легко узнаваемый образ, пользовались неизменным спросом, поскольку были дешевле, чем в других регионах, десятилетием исправно выполняли задачи сигнальных устройств, радовали людей своей красотой, звучностью, износоустойчивостью. Многие люди верили и полагались на их сакральные и защитные свойства.

************************************************************************************

1а. Макушин Василий

1б. Бородин Василий

1а. 1б.
Полное описание Полное описание

Эти слободские колокольчики определены Кимом В.А по форме как валдайские.

Судя по датам, разница во времени изготовления колокольчиков – 10 лет. Это может и не соответствовать действительности. Достаточно большие подозрения на вторичность отливки обоих колокольчиков.

Более технологичный колокольчик, судя по весу и плотности – Василия Макушина. Колокольчик В.Бородина тяжелее на треть, не только в связи с тем, что он больший по размеру, но и большей плотности – 5 мм. (против 3,5-4 мм. у В.Макушина). Все это свидетельство вторичности отливки. Косвенно это подтверждается необычным (нетрадиционным ко времени отлива колокольчика) декором тулова и декором разделителем перед словом «В СОБОЦКО». Тоже относительно колокольчика В.Макушина, где стоит не слободская петля, а кованная и качество отливки текста на юбке не соответствует качеству (проработке деталей) декора на тулове. Если качество проработки текста по юбке – явно результат вторичной отливки, то декор тулова первичен и проставлен на сыром формовочном материале приложением клейма при первом литье. Впрочем, для сравнительного анализа форм колокольчиков вторичность литья не может быть препятствием, поскольку вторичность не меняет ее. В том, что оба колокольчика отлиты в слободском регионе, сомнений почти нет.

На форме этих колокольчиков сказалось то, что создатели решили тексты на юбке расположить в две строки. Это авторов привело к увеличению высоты юбки. Она необычна, поскольку составляет почти треть от общей высоты колокольчика (до основания уха).

Оба колокольчика объединяет не только это. У них:
- равные пропорции частей в высоту;
- равные величины склонения тулова;
- одинаковые формы поясов;
- четкая линия плеча.

Отличительным у этих двух колокольчиков от валдайской формы является конфигурация ушей, некоторая крутизна выпуклости крыши. Более стройным и схожим на колокольчик валдайской формы является изделие В.Макушина.

Думается, что незначительные и непринципиальные отличия этих двух колокольчиков от валдайской формы не явились для составителя каталога Кима В.А. основанием к выделению их в отдельную самостоятельную форму.

Вместе с тем, учитывая их не валдайское происхождение, высоты и формы юбок для текстов в две строки, таким колокольчикам вполне было бы обосновано присвоение собственного названия формы.

************************************************************************************

2а. Илья Трифонович Каркин

2б. Лука Каркин

2а. 2б.
Полное описание Полное описание

Два колокольчика слободских мастеров Луки Каркина и Ильи Трифоновича Каркина близки по габаритам и массе, но не являются аналогами по форме. Кроме этого, близки они и по высоте (разница в 3 мм.), близки по конфигурации крыш. Колокольчик Луки Каркина – вторичная отливка неизвестного касимовского мастера 30-40 годов XIX века с подлинного авторского колокольчика, о чем свидетельствует авторский шрифт на юбке. Вторичность литья подтверждается типичной треугольной кованой петлей касимовского изготовления и необычным декором тулова в виде одноглавого орла.

Что касается колокольчика Ильи Трифоновича Каркина, то он оригинален и является авторской отливкой.

Поскольку вторичность литья мало влияет на конфигурацию, как частей, так и формы колокольчика вцелом, это дает возможность исследовать особенности их строения и сравнивать с аналогами.

Колокольчик Луки Каркина как и Ильи Трифоновича Каркина отнесен составителем каталога Кимом В.А. к валдайской форме.

Вместе с тем, совершенно ясно, что колокольчик Луки Каркина не совсем вписывается в эту форму. У колокольчика необычно широкий пояс и значительно укорочена юбка. Высота шрифта такова, что он вплотную поставлен к границе пояса и едва вмещается по всей высоте юбки. Этот оригинальный, весьма широкий пояс (за счет широкого желобка) меняет профиль всего колокольчика, делает его необычным своей «нестандартной» пропорциональностью и склонением юбки относительно тулова. Широкий желобок автор формы включил в юбку, как бы из него сформировал его верхнюю часть. В этом отношении форма этого колокольчика более сравнима с изделием мастера Прокопия Серебрякова из Елабуги. Хотя у этого мастера желобок не такой широкий, как у Луки Каркина, но и в этом изделии автор как бы включает желобок в тело юбки, делая ее по форме своеобразной и весьма оригинальной.

Колокольчик Ивана Трифоновича Каркина действительно более всего отвечает по форме традиционным валдайским. Хотя он чуть меньший от них по диаметру и высоте, да и легче, его составляющие форму части имеют такую конфигурацию и так сложены, что отвечают требованиям валдайской формы. Составитель каталога Ким В.А. все же обосновано отнес оба колокольчика к валдайской форме. Отличия колокольчика Луки Каркина являются видовыми, т.е. такими, что принципиально форму не меняют.

************************************************************************************

3а. Михаил Макушин

3б. Афанасий Катаев

3в. Прокопий Серебряков

3а. 3б. 3в.
Полное описание Полное описание Полное описание

Три достаточно схожих по форме слободских колокольчика мастеров М. Макушина, А. Катаева и П.Серебрякова.

Наиболее поздний (30-е годы) отлит П. Серебряковым в Елабуге. Возможно авторская повторная отливка, либо же повторная неизвестного слободского мастера. Другие, с большей степенью вероятности являются подлинными авторскими изделиями. С тем полностью не исключается повторность и этих отливок. На повторность отливки не всегда указывает кованая петля, хотя традиционной для слободских изделий все же является литая. В ранний период производства (1806-1817 г.г.) мастера ставили в свои изделия и кованные, изготовленные местными кузнецами.

Составитель каталога Ким В.А. отнес все эти три колокольчика относительно формы к валдайским.

Все три колокольчика являются аналогичными, близкими не только по форме, но и по габаритам, весу, пропорциями отдельных частей.

Аналогичность по форме определяется и формами отдельных составляющих их частей. За исключением колокольчика П. Серебрякова, имеющего почти прямую крышу со скосом и ухо, более похожее на касимовские образцы форм, два других с типичными крутыми крышами и массивными пирамидальными ушами, четкими линиями плеча.

Более прямое, опять же, похожее на касимовское, тулово, имеет колокольчик П.Серебрякова. Склонение тулова у двух других более раннего изготовления почти равное и повторяет большинство изделий этого периода слободских мастеров.

Самым интересным и аналогичным у всех трех является строение поясов – четкого достаточно крупного валика вверху и широкого «хорошей» четкой конструкции желобка.

Если М.Макушин предпочитает широкие желобки, которыми поглощает часть пространства юбки, оставляя ее узкой и помещая текст вплотную к поясу, как у Луки Каркина, то Афанасий Катаев избирает другой, оригинальный способ, выстраивает пояс так, чтобы еще больше подчеркнуть его геометрическую форму тем, что выполняет после пояса широкую токарную проточку вплоть до текста. Таким образом, он отрывает текст от пояса, отделяя ему место посредине юбки. Оба приема удачны и придают изделиям своеобразие, новизну и оригинальность.

Что касается Прокопия Серебрякова,то и он поступает так же, как М.Макушин – выполняет абсолютно точную конфигурацию пояса: валик – желобок, причем желобок помещает уже не на геометрическом пространстве тулова, а переносит его на юбку. Безусловно, это украшает ее, зрительно удлиняет тулово, делая колокольчик стройным, более устремленным вверх.

Все что мы наблюдаем, сравнивая эти весьма схожие колокольчики в части своеобразия каждого – есть не более чем видовые отличия внутри одной и той же формы.

Вместе с тем, эти видовые отличия влияют на физическое тело колокольчика так, что это граничит с «выходом» из валдайской формы вообще. Стоит ли эти оригинальные изделия слободских мастеров относить к традиционной валдайской форме или же выделить в отдельную группу покажет время и работа исследователей в области строения физического тела колокольчиков.

************************************************************************************

4а. Катаев В.Т.

4б. Катаев В.Т.

4в. Катаев В.Т.

4а. 4б. 4в.
Полное описание Полное описание Полное описание

Три колокольчика мастера Катаева В.Т. являются аналогами по форме, что достаточно редкое явление. Принимая во внимание, что они отливались в один год, возможно с моделей, сделанных сразу на заказ одним мастером и в одно время, то это и обеспечило отливку массовой товарной продукции даже не однотипной, а одинаковой. Разница в форме колокольчиков весьма незначительная, а наиболее существенная – в декорах тулова. Возвращаясь к анализу формы колокольчиков, следует упомянуть, что форма пояса из двух или трех валиков более присуща касимовским традиционным формам.

Составитель каталога Ким В.А. по форме колокольчики Катаева В.Т. отнес к валдайским. Вместе с тем, они более походят на касимовские каплевидной формы. Это подтверждается не только формой крыши, уха, юбки, но и особенностями пояса. Однако колокольчики отлиты все же в слободском регионе. Остается предположить, что мастер, их изготовивший, получил навыки литья в Касимове и сам, возможно, работал здесь по литью дужных колокольчиков в конце пятидесятых годов. Выполнены колокольчики профессионально: тщательной формовки, аккуратного литья и послелитейных проточек. В изготовлении мастер использовал традиционные слободские декоры тулова, шрифты, петли.

В практике слободского литья дужных колокольчиков эти изделия произведены как бы случайно, единственные после1848 года, когда никто аналогичных изделий здесь не производил, как и после них, вплоть до 1876 года. Эти все факты заслуживают внимания не столько в связи с формой колокольчиков, сколько относительно их происхождения.

************************************************************************************

5а. братья Поповы

5б. братья Поповы

5а. 5б.
Полное описание Полное описание

Два колокольчика Слободских мастеров братьев Поповых датированных 1848 годом по форме аналогичны и имеют отличия лишь в части декоров тулова. Составителем каталога Кимом В.А. они определены относительно формы валдайскими. Вся серия известных этих колокольчиков датирована 1848 годом. Серия содержит колокольчики: большие с диаметром 123 мм. с разделителями после цифр года в виде шестилепесткового цветка и меньших диаметров 112-108 мм. с добавкой букв «Го» в надписи после цифр года и разделителем в виде увядающего цветочка.

Авторы избрали оригинальную форму, украсив ее хорошей выпуклой конфигурацией крыши, замечательным отклонением тулова, геометрически правильным и аккуратно выполненным поясом, точечными декорами, отграничивающими текст сверху и снизу, и что весьма интересно, и является отличительным элементом от других слободских колокольчиков – глубокой проточкой в виде желобка ниже текста юбки. Несмотря на относительно небольшие габариты, колокольчики тяжелы – массой почти 500 гр.

Форма колокольчиков явно тяготеет к образцам, отливаемым на Валдае. Основные части, составляющие форму этих колокольчиков, типичны для валдайских. И сама форма в целом сложена в единое целое как типичный валдайский традиционный колокольчик.

************************************************************************************

6а. братья Поповы

6б. Василий Ситников

6в. братья Ситниковы

6а. 6б. 6в.
Полное описание Полное описание Полное описание

Колокольчики братьев Поповых (Егора, Ивана, Николая, Гаврилы) отлитые в 1876-1879 годах, как и Василия Ситникова в 1880 году составителем каталога Кимим В.А. отнесены к форме «Дар Валдая». Колокольчики же, изготовленные братьями Ситниковыми (1880 год) отнесены к форме «Валдайской».

Что касается первых двух, то это типичные колокольчики формы «Дар Валдая», несмотря на их различия, габариты и вес, они по своей форме аналогичны. Это становится ясно, когда анализируешь их форму не только вцелом, но и отдельно по составляющим частям: крыша, тулово, пояс, юбка. Мы наблюдаем одинаковые пропорции у колокольчиков по диаметру и частей по высоте, формы поясов, формы юбок, склонения тулова, плотности стенок.

Все тоже самое мы наблюдаем и относительно формы колокольчика братьев Ситниковых. Отличием от первых двух являются валики, которыми отграничена надпись на юбке и декором тулова, да послелитейными проточками, произведенными ниже плеча (верхняя часть тулова), ниже пояса (верхняя часть юбки) и ниже текста (нижняя часть юбки), в то время как оба колокольчика братьев Поповых и В.Ситникова проточены сплошь.

Эти видовые отличия, а так же декоры, послелитейные проточки, не относящиеся вовсе к содержанию формы, никак ее не меняют.

Исследуя колокольчики братьев Поповых и братьев Ситниковых, обращая внимание на части, составляющие их форму, мы находим более их идентичность, чем различие. Это приводит к выводу о том, что они одинаковы по форме.

Это подтверждается формой отдельных частей, их пропорциями по высоте, пропорциями диаметров (крыши и по обрезу юбки), равной плотностью. Все это приводит их и к равности веса. Разница в 30 грамм (менее 10%) возможно происходит за счет разницы в диаметре (колокольчик братьев Поповых больше в диаметре понизу юбки на 2 мм.). При таком положении все три колокольчика вполне справедливо могут быть отнесены к одной и той же форме – «Дар Валдая».

Эта пурехская форма, которую без изменения приняли как эталон производители ямских (дужных) колокольчиков разных центров литья, стоила того. Колокольчик этой формы, по сравнению с другими, давал сильное звучание, отличался долгим декрементом затухания, износоустойчивостью. Их массовое производство объяснялось уже налаженными к этому времени технологиями производства, стабильной ценой, держащейся на рынке годами. Интересно и то, что форма «Дар Валдая» оказалась вполне удобной к усовершенствованиям. Если слободские мастера приняли ее к собственному производству такой как она была разработана, то касимовские мастера экспериментировали, искали новые решения, беря ее за основу.

************************************************************************************

7а. Желваков Василий Федорович

7а.
Полное описание

Желваков В.Ф. – поздний слободской мастер, работавший в 80-90 годах и отливавший колокольчики, в подавляющем большинстве, больших размеров (чаще всего 140 мм. в диаметре). Эти колокольчики аналоги по форме «Дар Валдая». По весу они близки к 500 гр., редко когда достигают веса немного более. Они средней плотности 2-3 мм. Очевидно, мастер вполне освоил литье таких колокольчиков, имел всё необходимое для работы: формы, модели, оснастки и инструменты. Отливал он товарную продукцию и изготавливал колокольчики на заказ, причем точно такие же по форме и качеству, как и товарную продукцию.

Форма колокольчиков абсолютно относящаяся к пурехскому литью – «Дар Валдая».

Чаще всего подписывал свои изделия по кольцу вокруг петли на дне «МАСТЕР ВЪ СЛОБОДСКОМ ЖЕЛВАКОВ», или почерком на изнанке юбки по мягкому формовочному материалу.

Замечено, что Желваков В.Ф. мог использовать в качестве моделей колокольчики братьев Поповых, В.Ситникова и других. На таких вторичных отливках он заформовывал (стирал) сведения о прошлых изготовителях и ставил свои.

Очевидно В.Ф.Желваков своей колокольной продукцией завершил слободскую историю кустарного дужно-литейного дела на Слобожанщине.

************************************************************************************

Гречушники

Среди слободских колокольчиков особое внимание обращают на себя гречушники. Это небольшие колокольчики весом до 100-120 грамм использовавшиеся как сигнальное устройство для домашних животных, а в гужевой упряжи как подголоски и красивый сбруйный декор. Гречушники имеют весьма своеобразную форму, отличаются аккуратностью литья и скромным оформлением. Это типично слободские колокольчики, производимые как товарная продукция теми же литейщиками, что изготавливали и ямские (дужные) колокольчики. Их отливали: Илья Трифонович Каркин, датированы 1817 годом, этим же годом датированы колокольчики, изготовленные Василием Макушиным и Иваном Шангиным, годом позже – Семеном Шангиным.

Весьма оригинальны, с замечательными декорами, такие колокольчики отливали Братья Поповы (1876-1879г.г.).

Любители коллекционеры и исследователи мелких колокольных форм особо ценят и любят эти оригинальные колокольчики, считают их украшениями своих собраний.

************************************************************************************

С.Сукач, май-июнь 2015г.

Категория: Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство | Добавил: sun (11.07.2015)
Просмотров: 1571 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2017-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[20.05.2017]   [Другие статьи]
Колокола в собрании музея Свято-Покровского монастыря (0)
[15.05.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол «Варлаам» на колокольне Софии Киевской (0)
[12.05.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Обыкновенное колокольное чудо (0)
[30.03.2017]   [Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация]
Твоя колокольная коллекция. Часть 2. (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz