Суббота, 18.11.2017, 15:09
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [19]
Другие статьи [8]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [16]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [4]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [4]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство

Формы и виды валдайских ямских (дужных) колокольчиков.

Формы и виды валдайских ямских (дужных) колокольчиков.

Когда речь заходит о валдайских ямских (дужных) колокольчиках, поневоле возникает мысль о том, что они более чем другие, являются традиционными и им необходимо отдать первенство. И это потому, что именно с их производства на Валдае началась история этих небольших и звонких колокольчиков, так полюбившихся народу. Принято считать, что появились они в 1802 году, поскольку самая ранняя датировка на них произведена этим годом. Действительно это так и с более ранней датировкой колокольчиков до сих пор так и не обнаружено. Вместе с тем, вполне возможно, что колокольчики с отлитыми по юбке надписями и датой лишь первая подписная форма, а их производство началось задолго до этого времени. Такое допущение подтверждается рядом фактических и даже документальных сведений. Так, в произведении А.И.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», напечатанного весной 1790 года, мы неоднократно находим по тексту упоминания о дужных колокольчиках, с которыми двигались экипажи по этой дороге в обоих направлениях. В судебных документах о разделе имущества того времени, что сохранились до наших дней, в описях они упоминаются как таковые, что подлежат разделу, наряду с другими предметами, имеющими ценность. Поэтому, с большой долей вероятности, возможно допустить, что на Валдае литьем ямских (дужных) колокольчиков занимались мастера и в XVIII веке. Эти колокольчики были не подписными, и ныне весьма сложно отделить аналогичные формы, отлитые до 1802 года, от тех, что во множестве, наряду с подписными, отливались и позднее. Весьма интересно и то, что в других местностях, кроме Валдая, где традиционно занимались кустарным литьем бронзовых изделий, подписные колокольчики появляются сразу же после 1802 года, а возможно даже датированы и этим годом. Так, вятские исследователи неоднократно в своих публикациях упоминали о том, что первые слободские колокольчики датированы 1802 годом. Известный ямской (дужный) колокольчик касимовского мастера Алексея Халдеева, датированый 1804 годом с надписью «1804 КТО СЕЙ ПОДАРОКЪ ПОКУПАЕТЪ А ОН ЕГО УВЕСЕЛЯЕТЪ * ГОРОД КАСИМОВЪ*М*АЛЕКСЕЙ ХАЛДЕЕВЪ». Из колокольчиков мастера этот оказался с самой длинной надписью, выполненной весьма мелкими буквами, едва поместившимися на ленте, и главное, с указанием фамилии мастера, с диаметром юбки 114 мм. С 1805 года на его колокольчиках фамилия уже не значится.

Почему подписные ямские (дужные) колокольчики появились почти в одно время (с разницей на год-два) в разных регионах их литья остается до сих пор загадкой. Однако первенство валдайских мастеров в литье этих колокольчиков не оспаривается. Исходя из этого, законодателями форм ямских (дужных) колокольчиков являются именно они. Это весьма важный факт уже тем, что формы литья колокольчиков в XVIII веке (т.е. до подписных с датировкой 1802 годом) были разработаны валдайскими мастерами. Они, так или иначе, были известны мастерам-литейщикам в других местностях. Изготовители колокольчиков следовали уже существующим примерам  и не только в области форм. Вместе с тем, нет и сомнения в том, что они помимо вторичного литья, т.е. копирования, искали новые формы, совершенствовали физическое тело колокольчика, подбирали оптимальные пропорции его частей. Об этом свидетельствуют формы и размеры ушей, своеобразие других составляющих частей колокольчика в разных центрах литья. Поиски мастеров-литейщиков, в конечном счете, касались не только формы и даже не столько ее, сколько силы звучания, продолжительного  декремента затухания. Постепенно рынок пополнялся все новыми и новыми формами колокольчиков, отличавшимися от валдайских конфигурацией поясов, юбок, размеров, массы, все более важной конструктивной частью становились крыша и тулово. Мастера стремились к оригинальности своих изделий, начинали их декорировать, подписывать, вводить новые оригинальные шрифты, улучшать пластику литья.

Традиционно сложившаяся форма ямских (дужных) колокольчиков - обычная конусная с максимальным размером диаметра юбки до 150 мм. и массой до 1000 гр. разработана именно валдайскими мастерами. Интересно, что она в разных вариантах (промежуточных видах) сохранялась весь период кустарного производства вплоть до окончания их изготовления как товарной продукции. Изменившаяся в России обстановка в связи с Первой Мировой войной, ее нуждами в литейных изделиях из бронзы и латуни, стремительное расширение сети железных дорог повлекла разорение сложившегося более чем за век кустарного дужно-литейного промысла России.

Те же формы и виды ямских (дужных) колокольчиков, что дожили до наших дней, вне зависимости от места их производства, так или иначе, являются связанными с валдайским литьем, его традициями и славой.

Исследуя колокольчики валдайских мастеров датированные 1802 годом: Филиппа Терского, Алексея Смирнова, Никиты Смирнова, Егора Лебедева, а так же среди безымянных, с надписью «1802 ГОДА СЕЙ КОЛОКОЛОКЪ ГОРОДА ВАЛДАЯ» (Ким В.А., раздел 7/28, стр. 242) обращаешь внимание на совершенство форм колокольчиков. Это результат высокого профессионализма тех мастеров, что их изготавливали. Безусловно, это отнюдь не пробы и не поиски наилучших форм. Совершенные пропорции колокольчиков, их отделка, в том числе и надписи, все свидетельствует о том, что это изделия зрелых мастеров, длительный период занимающихся не только литьем изделий из бронзы, но и литьем именно такой своеобразной и сложной продукции, как дужный (ямской) колокольчик. Уже на этом этапе мастера имели свои личные наработки, авторский «почерк». Колокольчики своеобразны и узнаваемы. А в случае повторного литья, т.е. копирования путем формовки чужим готовым изделием, видны огрехи литья того, кто взялся ради пробы или легких денег отлить товарную продукцию.

Изделия валдайских мастеров, даже не подписные, всегда узнаваемы, они не только своеобразны, но и имеют «свое лицо», образ. Мастера в течение века тщательно берегли традиции регионального литья, совершенствовали и свое производство, и свои изделия. Звучание настоящих валдайских колокольчиков ни с каким другим не спутаешь. Неподписные колокольчики с подозрением на валдайское происхождение и доныне любители-коллекционеры проверяют на слух. Отличительное и оригинальное звучание, обеспечивается рациональной и пропорционально сложной формой колокльчика, т.е. его физичеким телом, качеством металла, его оптимальной массой относительно размерам по диаметрам и высот частей, общей структурой.

От небольших, близких по размеру к 100 мм., до больших и максимально больших свыше 140 мм., формы валдайских колокольчиков своеобразно строги, изящны, скромны в отделке и надписях.

Исследуя валдайские колокольчики в части их формы замечаешь отдельные закономерности, т.е. совпадения, неизменно повторяющиеся в практике формовки и литья у разных мастеров, сохраняющиеся на протяжении десятилетий их производства. Эти закономерности дают возможность наиболее четко атрибутировать валдайское литье от изготовителей других колокольно-литейных центров. Так, скажем ухо валдайских колокольчиков всегда и неизменно прямое, без раскосов, массивное, с заоваленными краями, абсолютно точно поставленное, с просветом небольшого диаметра. У крупных колокольчиков, с диаметром близким к 140 мм., оно высотой от 17 до 21 мм., а больших – до 24-26 мм. Средне-большие колокольчики с диаметром 115-118 мм. имеют высоту уха 16-18 мм. при той же конфигурации. Такую же закономерность в размере и форме ушей мы наблюдаем и у колокольчиков небольшого диаметра до 100 мм., и несколько больших - до 105-106 мм. Уши валдайских колокольчиков совершенно не походят ни на слободские, ни тем более пурехские. Есть определенная схожесть их с касимовскими, и то лишь у отлитых отдельными мастерами в подражание валдайской практике формовки. В целом же уши касимовских колокольчиков в подавляющем большинстве не прямые, а пирамидальные, с разной толщиной вверху и внизу. Как правило, касимовские изготавливались с большим просветом.

Все валдайские колокольчики плотные, массивные, они редко имеют дефекты литья типа недолива металла, плохой централизации при формовке.

Традиционных форм валдайских ямских (дужных) колокольчиков возможно более десятка. Чаще всего в своем каталоге Ким В.А. указывает форму «валдайская», таким образом не разграничивая формы по некоторым,  пусть и незначительным, отличиям. Так, «валдайской» формой означены колокольчики Ф.Терского, Алексея Смирнова, Никиты Смирнова, Егора Лебедева, т.е. всех тех, что отливали колокольчики с датировкой 1802 – 1809 год. аналогично именуются по форме колокольчики мастеров Макара Стуколкина, Ивана Пашкова, Василия Нефедова, Алексея Чистюнина, а так же серии небольших датированных 1802 -1813 «ГОДА СЕЙ КОЛОКОЛОКЪ ГОРОДА ВАЛДАЯ» и более крупных, датированных 1810-1819 г.г. «СЕЙ КО. ЛИТЬ ВАЛДАЯ КОГО ЛЮБЛЮ ТОГО ДАРЮ».

Другой формой, отмеченной Кимом В.А., является «Валдай коническая» мастера Ивана Митрофанова начиная с 1851 года, мастера Митрофанова, мастера Ивана Степановича Митрофанова датированые начиная с 1860 года, Андрея Нефедова и ряда других мастеров.

Свадебные колокольчики с летящими птичками датированные с 1869  по 1880 годы по форме значатся «Дар Валдая». Думается, что эта форма, в последствии пришедшаяся по душе пурехским мастерам, была модна в 60-х да и последующих два десятилетия. Такие колокольчики у валдайских мастеров мы наблюдаем с разными надписями, в том числе и заказные, что отливались с выбором конкретной формы самим будущим владельцем. Безусловно, что эти три основополагающие формы валдайских колокольчиков и составляют их подавляющее большинство.

Думается, что В.А.Ким видел некоторые особенности построения физического тела колокольчиков внутри этих трех форм, но не посчитал нужным выделять такие в отдельные группы и присваивать им самостоятельные наименования. Вместе с тем, колокольчики ряда валдайских мастеров с трудом помещаются в отведенные им места хоть в какой-либо из перечисленных групп. Так, своеобразные формы колокольчиков у первых мастеров датировавших изделия 1802-1809 годом. Колокольчики мастеров Смирновых Алексея, Ивана, Никиты заслуживают собственного названия формы. То же относится и к колокольчикам Алексея Чистюнина. Вроде бы отлитые им колокольчики по форме именуемые «Валдайскими» походят на все типичные валдайских мастеров, но достаточно посмотреть на формы поясов и юбок как становятся понятным их отличия. Совершенно особые формы колокольчиков у Алексея Нефедова.

Интересны не только по форме и колокольчики Ивана Митрофанова и Ивана Степановича Митрофанова. Автор каталога Ким В.А. счел необходимым в специальной справке отразить вопрос формы колокольчиков этих мастеров.

Колокольчики, отлитые Иваном Митрофановым до 1858 года, уже были своеобразными по форме. Этот мастер явно искал свой стиль. Некоторые исследователи полагают, что это один и тот же мастер. Поиски новой формы увенчались успехом – выпуском в 1855 году колокольчика с надписью по юбке «МАСТЕР ИВАН МИТРОФАНОВ. ДАРЪ ВАЛДАЯ» конической формы.

Безусловно, ни один колокольчик, даже изготовленный одним и тем же мастером, в один и тот же год, с аналогичной надписью, декорами, размерами и формой, но с разных модельных образцов, не похож на другой. Каждый из них индивидуален и имеет хоть какие-то отличия. Они иногда незначительны и не образуют разительной индивидуальности, т.е. новой формы, но уже нет и полной идентичности с аналогичными колокольчиками. Думается, что такие авторские новшества внутри одной и той же формы могут быть отмечены видовым отличием с поименованием такового.

************************************************************************************

1а. Филипп Терской

1б. Алексей Смирнов

1а. 1б.
Полное описание Полное описание

Валдайские колокольчики 1802 года мастеров Филиппа Терского и Алексея Смирнова.

Сравнивая эти два колокольчика относительно их формы, можно с уверенностью констатировать факт, что оба они схожи не только размерами и основной конфигурацией физического тела, но и частностями, как-то: диаметром по обрезу юбки – 115 мм., полосой одинаковой ширины под текст на юбке, четкой постановкой пояса в виде валика, почти равными пропорциями частей: тулова, пояса и юбки относительно их высот.

Вместе с этим, находим, пусть и незначительные, но отличия, и не только по форме. Так, конфигурация крыши у них разная. Следует отметить, что если колокол А.Смирнова в этой части сохранился идеально, что дает основания утверждать о полной оригинальности изделия, то колокольчик Ф.Терского утратил ухо (поставленное является не вполне аутентичной копией), то же произошло и с конфигурацией крыши, которая изменилась в связи с реставрацией. Несмотря на это, ясно видно, что А.Смирнов избрал крышу со скосом (проточкой по ее краю), а Ф.Терской – крышу без скоса. Разными у колокольчиков являются и диаметры крыши, и это очевидно, несмотря на реставрацию. Пропорция между диметром крыши и диаметром по обрезу юбки тоже несколько иная.

Конфигурация пояса различна, хотя на колокольчике Ф.Терского она могла быть поправлена спиливанием, а не токарной проточкой. Первоначально они явно были не одинаковы. Так, на колокольчике А.Смирнова менее четкий валик, чем у Терского, имеет явно оригинальное строение пояса. Ниже пояса углубление наподобие желобка, либо неудачно выполненного меньшего валика.

Шрифты (плохо выработанные) свидетельствуют о еще неумелом т.е. недостаточном опыте в его формовке. Мы видим, что оба автора вводят элементы декора по надписи в виде четырехлепестковых цветков и точек, являющихся разделителями между словами. Мастер Терской в начале текста ставит цветок, используя этот декор как разделитель.

Типичное для валдайских колокольчиков ухо имеет изделие А.Смирнова. Этот же колокольчик, очевидно, имел декоративные проточки по тулову.

Несмотря на все эти авторские особенности форм и украшений колокольчиков, все же имеются некоторые сомнения вообще в подлинности этих изделий. Они могли быть отлиты позже валдайским мастерами, как вторичное литье, возможно, и самими авторами, но позже 1802 года. Это никак не искажает их форму, поэтому эти образцы могут быть вполне типичными.

Безусловно, мастера, отлившие эти колокольчики, были уже специалистами формовки и литья. Это подтверждается пропорциональностью частей колокольчиков высоты и диаметров, прекрасной формой. Именно она и качественный состав металла, масса изделий обеспечивает их великолепное звучание и долгий декремент его затухания.

Колокольчики Ф.Терского и А.Смирнова, других валдайских авторов, изготавливавших аналогичные колокольчики в 1802 году, имеют типичную основополагающую (изначальную) форму. Других, равных им, датированных 1802 годом, не выявлено. Думается, что их либо нет, либо они будут весьма близкими к оригиналам. Уже этот факт является достаточным для того, чтобы этой группе колокольчиков (с датировкой 1802 года) дать свое название. Этим закрепить их первенство в области традиционной формы ямских (дужных) колокольчиков вообще, без взгляда на их регион изготовления.

************************************************************************************

2а. Егор Митрофанов

2б.

2в.

2а. 2б. 2в.
Полное описание Полное описание Полное описание

Сравнивая эти три колокольчика относительно их формы, возможно отметить, что второй и третий - весьма близкие аналоги. Об этом свидетельствует форма их ушей (несмотря на следы олова, оба уха оригинальны), формы крыш, пояса лишь из одного валика одинаковой толщины и конфигурации. На колокольчике мастера Егора Митрофанова валик более «нарезан» при токарной проточке, а у неизвестного мастера 1804 года он четко отлит, а затем лишь подправлен при проточке. Отличие их состоит в различном уклоне тулова. Колокольчик 1806 года более обычен и близок к валдайским аналогам по форме, а 1804 года оригинален тем, что близок к каплевидной форме. Оба колокольчика близки по параметрам: разница по диаметру юбки у них всего до 7 мм., высоты (до основания уха) – 4 мм. Близки и пропорции отдельных их частей относительно общей высоты.

Возможно, что эти два колокольчика отлиты одним и тем же мастером. Уникален редкий, возможно, единственный, колокольчик мастера Егора Митрофанова не описанный в каталоге Кима В.А.

Колокольчик 1805 года неизвестного мастера Е.М. является вторичной отливкой с колокольчика мастера С.М. (см. каталог Кима В.А., раздел 7/27 «а», «б», стр. 240). Это больший по размеру колокольчик, чем первые два. Четкое литье с близкими по виду декорами Алексея Смирнова. Думается, что для мастера С.М. в свою очередь, послужил моделью колокольчик, отлитый ранее Алексеем Смирновым, о котором уже шла речь (/первая пара/).

По форме колокольчик имеет типичные признаки валдайского литья:
- прямое ухо, поставленное на покатую крышу;
- такой же нечеткий профиль пояса, как у А.Смирнова (толи два валика, толи валик и неудачно выполненный желобок);
- близкие к валдайским образцам пропорции частей в высоту.

По форме этот колокольчик занимает промежуточное положение между двумя другими и абсолютное совпадение с колокольчиком Алексея Смирнова. Высока степень вероятности того, что этот колокольчик отлит мастером Егором Митрофановым. Думается, что Егор Митрофанов, основоположник колокололитейного дела на Валдае.

Все три колокольчика, о которых идет речь, определены по форме в каталогах как «валдайские». Вместе с тем, даже несведущему еще собирателю колокольчиков будет сомнительно, что они имеют одинаковую форму. Несмотря на перечисленные совпадения в конфигурации отдельных частей, различия по общей форме очевидны. Наименования форм, которые бы выделили их из общего количества валдайских колокольчиков, так и нет.

************************************************************************************

3а.

3а.
Полное описание

Типичный валдайский колокольчик часто по форме именующийся «Валдай классический». Это серийный колокольчик и, судя по дате 1810 год, отливался как товарное изделие с этого и до 1819 года. Все серийные изделия одинаковы по размеру с диаметром по юбке о 114 до 116 мм. (см. Ким В.А., раздел 7/ «г» стр. 246-247). Существует и аналогичная серия, датированная 1810-1817 годами, более крупные колокольчики с диаметром по юбке 120-123 мм., но без буквы «и» в сочетании «Идарю» (см. там же, стр. 244-245). Колокольчики по форме одинаковы. Автор неизвестен. Исследуя эти колокольчики, Ким В.А. пришел к обоснованному выводу , да и любой другой без труда поймет, что среди них достаточно большое число вторичного литья. Это изделия разных мастеров, преимущественно, валдайских, однако это не может повлиять на исследования этих колокольчиков в части их формы.

Колокольчики обеих этих серий являются яркими представителями успехов валдайских мастеров- литейщиков, достигнутых за десять лет практики.

Форма колокольчика идеальна не только с точки зрения совершенства его физического тела, но и как сигнального устройства. Мастера нашли вариант совершенной формы. Особенность ее в том, что линия тулова-пояса-юбки составляет от плеча до обреза юбки единую линию. Она не нарушается ни геометрией тулова, ни пояса и даже юбки.

Впоследствии, с небольшими изменениями в области пояса и ширины юбки эта форма будет называться «Валдайская классическая». Она освоена литейщиками Митрофановыми и завоюет колокольный рынок мощным звучанием, износоустойчивостью, увеличенными размерами до 140 мм. и более.

Валдайские колокольчики этих двух серий уже в начале XIX века выглядят как совершенные изделия, вполне освоенные производителями. Большинство из них дожило до наших дней без повреждений и даже со следами серебрения непроточных частей.

************************************************************************************

4а. Иван Митрофанов

4б. Иван Степанович Митрофанов

4в. Митрофанов

4а. 4б. 4в.
Полное описание Полное описание Полное описание

Все три колокольчика относятся к форме валдайских классических. Название формы дано, по- видимому, Кимом В.А. Эти колокольчики со средины XIX века получили всеобщее народное признание. Валдайские колокольчики завладели рынком, поскольку были самые звонкие из ямских (дужных). Они были любимы не только ямщиками, заказывающими у литейщиков наиболее часто колокольчики именно такой формы, но и людьми, покупающими их для своей семьи, в подарок родственникам, друзьям.

Это большие изделия с диаметром по обрезу юбки 137-143 мм. и большим весом 700-800 гр., редко когда несколько меньшим или большим.

В 1855 году мастером Иваном Митрофановым отлит колокольчик конической формы, который автор назвал Дар Валдая. Этот слоган закрепился и впоследствии многие авторы, и не только валдайские, им пользовались. Так, множество колокольчиков с такой надписью изготавливалось в Пурехе.

Пятью годами позже мастер Иван Степанович Митрофанов (возможно это тот же самый мастер) отлил товарный ямской (дужный) колокольчик такой же конической формы с надписью «1860Г ВЪ ВАЛДАЕ МАС. ИВ. СТЕПА. МИТРОФАНОВЪ». Еще через три года мастер М.Митрофанов изготовил колокольчик с надписью «1863 ВЪ ВАЛДАЕ МАС. М МИТРОФАНОВЪ» (см. каталог Кима В.А., раздел 7/18, 7/18 «а». 7/19 стр.234-237).

Исследуя все три колокольчика относительно их формы, отмечаются следующие закономерности:
- прямое, характерное для валдайского литья ухо, поставленное на выпуклую или слегка выпуклую крышу;
- пропорции высоты почти одинаковы: крыша около 8%, тулово около или чуть более 50%, пояс до 12%, юбка чуть более 25 %. Высота каждого колокольчика 89-92 мм.;
- построение формы таково, что от плеча до обреза юбки тулово, пояс и юбка плавно переходят друг в друга, образуя почти ровно пологую линию, плоскость без подъемов и падений;
- четко и почти идентично выработан пояс, состоящий из небольшого валика (верх) и чуть большего неглубокого желобка (низ).

Всем этим и обеспечивается коническая форма, т.е. своеобразная, отличная от других форм ямских (дужных) колокольчиков.

Слоган «Дар Валдая», поставленный на колокольчике мастером Иваном Митрофановым, конечно не является названием его формы. В данном конкретном случае это лишь объявление мастера о том, что разработанный им новый вид колокольчика является подарком для всех, приобретающих колокольчик из Валдая.

Лишь впоследствии те же валдайские мастера разработают новый, великолепный по форме колокольчик, известный, с легкой руки пурехских мастеров, как «Дар Валдая». Однако здесь этот слоган был не более, чем торговой маркой, рекламой их товарной продукции. Впоследствии закрепилось и как название формы колокольчика.

************************************************************************************

5а.

5б.

5а. 5б.
Полное описание Полное описание

Характерные валдайские колокольчики формы «Дар Валдая» отмечаются исследователями как наиболее оригинальные и технически совершенные. Часто они неизвестных валдайских мастеров. Предположительное авторство Ивана Степановича Митрофанова. Это относится и к свадебному колокольчику, датированному 1869 годом. Судя по дате, колокольчик с декорами в виде летящих птиц является первым в большой серии.

Сравнивая эти ямские (дужные) колокольчики с точки зрения их формы отмечаем некоторые закономерности:
- несмотря не равенство диаметров по юбке, они имеют существенно разную массу, что обусловлено малой плотностью колокольчика 1869 года;
- несмотря на совершенно разные пояса, они, бесспорно, вписываются в форму «Дар Валдая». Эти же отличия менее заметны, чем их общность в части угла склонения тулова, выпуклости и ширины юбки;
- колокольчики имеют близкие пропорции частей по высоте и диаметров крыши и юбки.

Судя по датам на колокольчиках, они изготовлены с разницей в семь лет. Обращает внимание, что колокольчик 1869 года более совершенное изделие. Об этом свидетельствует разница в весе (более чем на 150 гр.) за счет уменьшения плотности. Несмотря на уменьшение веса колокольчика более чем на 20%, обеспеченного лучшими методами формовки и технологиями литья, звучание его мощное и яркое. Думается, что колокольчики этой серии (см. каталог Кима В.А., раздел 7/28 «д» стр. 247) с датировкой вплоть до 1880 г. оказали немалое влияние на формирование формы всех ямских (дужных) колокольчиков и в особенности колокольчиков с надписью по юбке «Дар Валдая» пурехских мастеров.

************************************************************************************

6а. Андрей Нефедов

6б. Алексей Чистюнин

6а. 6б.
Полное описание Полное описание

Исследуя эти два типичных валдайских колокольчика с формой, которую достаточно часто избирали здешние мастера, замечаешь, что они весьма схожи (за исключением поясов). У мастера Чистюнина оставлена непроточная полоса выше пояса, что дополняет его ширину и как-то более украшает колокольчик, восполняя неудачную геометрию самого пояса. У Андрея Нефедова колокольчик с выразительным поясом в виде валика с глубокой канавкой под ним, что делает пояс более четким и выразительным. В остальном по форме эти колокольчики как бы повторяют друг друга. Примечательно то, что они по размерам и пропорциям - весьма близкие аналоги. Это типичные валдайские ямские (дужные) колокольчики:
- одинаковые по конфигурации уши и их размер;
- слегка выпуклая крыша;
- четко выделенная линия плеча, отделяющего крышу от тулова;
- форма тулова;
- общая высота;
- пропорции диаметров крыши и юбки;
- форма юбки.

Все послелитейные проточки выполнены идентично.

Вместе с этим, колокольчики отличны по массе. Более тяжелый А.Чистюнина (на 159 гр.) имеет более толстые стенки в области тулова, пояса, крыши. Колокольчик Андрея Нефедова более технологичен – литье ровное, весьма аккуратное. Усиление проведено лишь по линии боя.

Несмотря на то, что автор А.Чистюнин отлил в подписи слова «Дар Валдая» он и не думал этим закрепить за ним такое название, тем более озаглавить форму. Написание следует понимать буквально как подарок из Валдая.

Что касается формы, то Ким В.А. в каталоге указывал (см. раздел 7/17 поз. 4), что колокольчики и А.Чистюнина и Андрея Нефедова (см. раздел 7/15 поз. 1) отностяся к форме «Валдай конический».

С учетом ярко выраженной выпуклой формы юбки на этих колокольчиках и поясов, от чего эти части не переходят плавно друг в друга, колокольчик более относится к форме «Дар Валдая». Однако и в эту форму оба колокольчика не вполне вписываются.

Такая форма распространена и занимает переходящее (промежуточное) положение между «коническими» и «Дар Валдая». Названия формы таких колокольчиков валдайских мастеров до сих пор нет, исходя из этого, каждый исследователь на свое усмотрение определяет таковую.

************************************************************************************

7а. Митрофанов

7б. Иван Митрофанов

7в. Василий Стуколкин

7а. 7б. 7в.
Полное описание Полное описание Полное описание

Наиболее распространенная форма ямского (дужного) колокольчика валдайских мастеров не имеет собственного названия. В каталоге Кима В.А. все эти колокольчики именуются «валдайскими». Это не очень удачное название, поскольку все иные (с другими формами) изготовленные мастерами Валдая, также «валдайские». Название формы, как имя, закрепляет индивидуальность. Лучшее название этой формы – «Валдай классический», встречающееся в описях и каталогах исследователей.

Исследуя эти три колокольчика, почти идентичных по форме, можно отметить одинаковые физические параметры: диаметры, пропорции частей по высоте, плотность, массу (см. технические данные). Колокольчики стройные, почти полностью, с учетом уха по его высоте, вписываются в форму геометрического конуса.

Совпадения по форме:
- уши – типично валдайской формы, поставленные на покатые крыши;
- переход крыши к тулову весьма четок (строгая линия плеча);
- высота тулова – чуть более 50% от общей высоты (до основания уха);
- одинаковая конфигурация поясов (небольшой четко выраженный валик и менее выраженный по конфигурации желобок);
- юбка, составляющая четвертую часть в пропорции к высоте, одинаковой конфигурации.

Все это и определяет идентичность формы.

Вместе с тем, полными аналогами эти колокольчики не являются. На первый взгляд колокольчик Ивана Митрофанова более приземист. И это так, поскольку он на 10 мм. ниже остальных, за счет толстого уха он представляется более массивным (хотя это не так). У него не такая крутая юбка, как у других. Эти своеобразные отличия не «выводят» его за пределы формы. Она остается той же.

Интересным является факт одинаковой поверхности колокольчиков: послелитейных проточек, их числа, ширины, непроточных поясов и похожести шрифтов.

При всей кажущейся грубости в отделке, колокольчики выглядят вполне импозантно, нарядно и непременно вызывают восторг даже у специалистов как сигнальное устройство – звучание отменное валдайское.

************************************************************************************

Редкий валдайский дверной колокольчик. Автор неизвестен. (кликните на фото для увеличения)

************************************************************************************

Заключение

Формы валдайских ямских (дужных) колокольчиков служили образцами для подражания нескольким поколениям литейщиков России, занимавшихся кустарным дужно-колокольным литейным промыслом. Эти колокольчики благодаря формам  так и сохранили приоритет в силе и красоте колокольного звучания. Дальнейшие поиски литейщиков России в области изящной, износоустойчивой и звонкой формы всегда возвращали их к традиционным валдайским формам ямских (дужных) колокольчиков.

С.Сукач, март 2015г.

 

Категория: Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство | Добавил: sun (22.05.2015)
Просмотров: 1743 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2017-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.11.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол «Казацкий – священника Григория» (0)
[04.11.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол «Казацкий – священника Григория» (0)
[01.11.2017]   [Другие статьи]
О сверхтяжелых колоколах и их назначении (0)
[22.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Большой колокол харьковского Свято - Благовещенского храма (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz