Среда, 20.09.2017, 06:52
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [19]
Другие статьи [7]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [14]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [4]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [4]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Гужевая езда. Русская образцовая почта.

Ехали на тройке с бубенцами...

Ехали на тройке с бубенцами...

Россия – необозримые просторы. Отсутствие дорог, и те редкие, что традиционно понимаемые как дороги, не дающие возможности совершать путешествия, были частью жизни того народа, что жил здесь испокон века, приспосабливаясь к природным и социальным условиям. Так было веками.

Только зимой, когда замерзали реки, по ним пробегали редкие тройки с почтой, реже с людьми. В такой дороге, где царит жуткий холод и опасности, единственным утешением ямщиков был дужный колокольчик.

Российское правительство не раз в XIX веке издавало постановления, запрещавшие употребление дужных колокольчиков частным экипажами. Однако страсть к езде на тройке со звоном была столь велика, а привычка к такой езде настолько укоренилась, что частные владельцы и наниматели троек научились обходить правительственные запреты. В замену колокольчиков с тридцатых годов XIX века на шеи всех трех лошадей стали одевать ошейники с укрепленными на них гирляндами бубенцов. Часто называли их арканами.

Устройство бубенца в виде глухого полого шара не позволяло, в отличие от раскрытого колокольчика, извлекать сильный звук. Поэтому на бубенцы запреты не распространялись, и их можно было подвешивать в неограниченном количестве. Упряжные бубенцы, в отличие от дужных колокольчиков, выполняли не столько сигнальную, сколько чисто художественную функцию - услаждать слух едущих, а также функцию «магическую» - разгонять бесов. Отсутствие ограничений на число употребляемых бубенцов привело к тому, что из нескольких десятков бубенцов, подобранных по размеру, а следовательно, и по тону, стали составлять «гамму», то есть созвучную группу, производившую при езде ансамблевое звучание.

Конечно, бубенцы были знакомы человеку с древнейших времен. При раскопках в Новгороде бубенцы обнаружены во всех культурных слоях с X по XV век. Бубенцы имели самое широкое применение. Они прикреплялись к одежде людей, вешались на животных и ловчих птиц, подвешивались к различным предметам в жилых помещениях, к повозкам, к музыкальным инструментам, игрушкам. В древнерусском костюме бубенцы выполняли роль декоративных деталей и пуговиц. Даже во второй половине XIX - начале XX века они не были редкостью и не только украшали одежду крестьян, но и служили оберегом, то есть защитой от злых духов. С этой целью бубенцы пришивались, в частности, к понёве - своеобразной шерстяной юбке у замужних женщин. Шутовское платье царского скомороха также снабжалось множеством бубенцов. Но наиболее широко бубенцы применялись при выпасе скота (их подвешивали под шею животному).

Упряжные бубенцы изготовлялись в основном из бронзы или латуни литьем или штамповкой. Иногда на бубенец наносился тонкий слой серебра. Как и в случае с колокольчиками, посеребренный бубенец назывался белым, а не имевший покрытия - желтым, и имел номер («меру») - от 4/0 до 22. Иногда встречались промежуточные (дробные) номера: 1 1/2,2 1/2, 3 1/2. Номер характеризует относительный размер бубенца, причем в большинстве случаев, в отличие от колокольчиков, чем крупнее размер, тем больше номер, хотя были и исключения из этого правила. Абсолютные размеры упряжных бубенцов сравнительно невелики. Поперечный диаметр в основном укладывается в пределы от двух до девяти сантиметров. Конструкция бубенца весьма проста Внутри полого шара (иногда эллипсоида) свободно помещается металлическая дробина, которая при раскачивании или тряске выполняет роль ударника. В редких случаях внутрь бубенца закладывались две дробины. Корпус бубенца цельный или состоит из верхней и нижней половин. В первом случае бубенец отливался целиком (цельнолитой бронзовый бубенец). Во втором случае сначала отливались из бронзы или штамповались из латуни две половинки, а затем они соединялись между собой с помощью канта или пояска. Бронзовые литые бубенцы имеют толстые стенки, латунные штампованные бубенцы - тонкие. Их называли соответственно плотными или обыкновенными бубенцами. В верхней части каждого из них находится ушко для подвески. Иногда внутри бубенца укреплялся бубенец меньшего размера - такой бубенец называли двойным.

Характерной особенностью бубенцов является наличие в них отверстий («глазков») и разрезов, которые, обеспечивая вибрацию стенок и выход звука, придают бубенцу необходимые акустические качества и одновременно украшают его. Эти отверстия и разрезы создают весьма значительное разнообразие бубенцов. Разрезы, в количестве от одного до четырех, наносились лишь на их нижнюю часть. Что касается отверстий, то они проделывались как в нижней части (от двух до восьми), так и в верхней (от двух до четырех). Упряжные бубенцы изготовлялись теми же мастерами-кустарями, которые отливали дужные колокольчики. Однако в большинстве случаев какие-либо надписи или изображения на бубенцы не наносились. По этой причине точное время их изготовления установить трудно. Лишь незначительная часть бубенцов, изготовленных не ранее конца XIX века, снабжена надписями, указывающими имя мастера, место производства и номер. Свои имена, в частности, изредка ставили Егор Клюйков, Павел Чернигин, Андрей Бадянов и Иван Трошин (двое последних работали вместе). Все эти мастера жили и трудились в Пурехе или в его окрестностях. На ряде бубенцов имелись только номера.

Особую группу составляют плотные цельнолитые бубенцы с надписями, выполненными латинскими буквами (TULA, S. PUP, VICTORIA, METAL). Эти бубенцы отливались в основном в местечке Заслав Минской губернии и в губернском городе Вильна и назывались «бубенцами на заграничный манер». Упряжные бубенцы с помощью сыромятных ремешков укреплялись на специальных ошейниках, выполненных из черной юфти. Эти ошейни­ки, называвшиеся арканами, надевались на шеи лошадей, застегивались на пряжку и прикреплялись ремешком к узде. Количество бубенцов на одном ошейнике было обычно нечетным (чаще всего 7, 9 или 11). Бубенцы на ошейнике имели разные размеры и по тонам подбирались в созвучие. Самый крупный бубенец размещался в средней части ошейника, то есть непосредственно под шеей лошади. Выше него симметрично располагались два одинаковых бубенца меньшего размера, затем пара еще меньших, и так далее. Иногда вместо центрального бубенца укреплялся подшейный (скотоводческий) или же так называемый сибирский (ступенчатой формы) колокольчик. Реже встречались ошейники с четным числом бубенцов. С внутренней стороны к ремню ошейника присоединялась подушка в виде полоски войлока, обтянутой фланелью или сафьяном. Внешняя сторона ошейника часто декорировалась металлическими украшениями. Ошейники с подобранными бубенцами, надетые на шеи всех лошадей тройки или другой упряжки (русской или дышловой), производили при езде эффектный звон.

Иногда на ошейниках укреплялись от пяти до девяти более крупных железных бубенцов типа подшейных (скотоводческих). Такие наборы обходились значительно дешевле бронзовых или латунных, но их звучание было неизмеримо менее выразительным.

Наконец, очень редко использовались чугунные литые бубенцы. Изредка бубенцы укреплялись на ремнях узды у висков лошади, еще реже - на хомуте или дуге. Бывало и так, что маленькими бубенчиками окаймляли по краям седелку или укрепляли их внутри кистей, украшавших упряжь. Обилие бубенцов в упряжи навело на мысль специально их подбирать в ансамбль. Когда запреты на применение колокольчиков были отменены, на тройках стали одновременно употребляться и бубенцы и колокольчики. Их совокупный звон способствовал веселому, радостному настроению. Этот звон был по своему характеру совершенно неповторим и остался в музыкальной памяти современников под названием «ямской гармони».

Ушла в историю гужевая езда. В наше время уже не встретишь лошадку, которой перевозят пассажиров. Так если только аттракцион или удовольствие для туристов.

Но вот случайно где-либо удастся подержать в руках настоящий бубенец, закроешь глаза и видишь заснеженные просторы и мчащуюся тройку с заливистыми бубенцами.

В.А.Е.Л.

******************************************************

Ошейники (арканы) чаще всего бывают оснащены бубенцами русского кустарного литья VICTORIA. Это слово написано латинскими буквами сверху вокруг уха. Производились они в западных губерниях, а потому и надпись сделана на европейский манер. Бубенцы своей формой напоминают яблоко (слегка приплюснуты со стороны уха и с противоположной, на которой находятся два разреза и четверо глазков(отверстий)). Разной тональности звучание происходит от того, что внутри их хаотично ударяется дробина о металл разной толщины. Он от уха, где толще всего, утончается к самому низу.

Поставлены бубенцы на ошейнике парами, т.е. справа и слева от центрального, самого большого – шестого номера. Изготовители не имели особой договоренности о размере производимых бубенцов, но все же различия их размеров незначительны.

Шестой номер – 47 мм.,

пара пятых по 45 мм.,

пара четвертых по 38 мм.,

пара третьих по 34 мм.,

пара вторых по 32 мм.,

пара первых по 28 мм.

Первые поставлены сверху, остальные, согласно их нумерации, ниже. Внутри ошейников стоит стальная проволока, на которую через отверстия ушек и набраны через равные расстояния, бубенцы. Внутри ошейника есть и подстилающие слои, обеспечивающие защиту кожи лошади от потертостей.

    

Аркан на 11 бубенцов. кустарное шорное производство со сборкой бубенцов (бронза, литье). Время изготовления 60-70 годы XIX века. Росссия, кустарный промысел шорных изделий. Использованы бубенцы VICTORIA: центральный 1 шт. №6 и далее №№ 5, 4 ,3, 2, 1 – парно, симметрично центральному

    

То же производство, 70-80 годы XIX века




То же производство 50-х годов XIX века. Изделие сильно изношено, благодаря чему можно оценить монтаж изделия на металлической основе (проволока) и использование других материалов, в том числе отделочных, которые одновременно усиливают износоустойчивость аркана

Бубенцы большого диаметра

Такие бубенцы редкие, чаще свего, заказные изделия диаметром более 55 мм., русского заводского производства конца 19-начала 20 века. Они служили праздничным украшением экипажей богачей, хотя могли быть приобретены как в шорных магазинах на ошейниках – «арканах», так и в магазинах розничной торговли для оснащения экипажей.

Такими чаще всего были серийные больших размеров с поясками.

Достаточно крупные бубенцы, около 50 мм. в диаметре, продавал в своем магазине Александров Павел Яковлевич с сыновьями в г. Москва, которые партиями заказывал у литейщиков Пуреха, чаще у Е.С.Клюйкова, а колокольчики и у Ф.А.Веденеева. Эти бубенцы содержали надписи о производителе, а иногда просто значилось –«П.Я.Александров с Сями горМосква»

Изготавливаемые небольшими сериями, крупные бубенцы, как и заказываемые по желанию заказчика любого диаметра, чаще всего были не подписные.

Бубенцы были модны и любимы на все территории России. С ними ездить не запрещалось, было задорно, богато, и главное, весело. Интересно, что они нашли своего покупателя и среди владельцев экипажей, и извозчиков Парижа. З.Н.Гиппиус «Дмитрий Мережковский» («Париж», 1906-1914). «Помню, теплые, желтые ночи, на балконе нашего отеля на Елисейских Полях. Вверху – ясное бархатное небо в звездах. Внизу вся Аvenue сверкает огнями и полна нежным переливающимся звуком бубенцов бесконечных фиакров». Здесь они, как и колокольчики, продавались в нескольких русских магазинах бронзового литья и магазинах оснащения экипажей.

Традиционно большой популярностью у французов пользовалась русская бронза – декоративное литье, особенно каминов и приборов к ним, статуэтки. В Париже было несколько специализированных магазинов, которые часто посещались не только богатыми покупателями, но и всеми желающими почитателями красоты и декора.

Исследования, описание и каталогизация бубенцов проводятся параллельно с дужными колокольчиками. Несмотря на то, что в этом деле многое уже сделано, вопрос их каталогизации остается окончательно не решенным.

диаметр 65 мм., масса 198 гр.;два глазка сверху, шесть лепестков снизу (три просечки)

диаметр 65 мм., масса 224 гр.;с пояском, два глазка сверху и два снизу, четыре лепестка (две просечки)

диаметр 56 мм., масса 155 гр.;со шнурком, две риски по поясу, три глазка сверху и два снизу, одна просечка

диаметр 70 мм., масса 245 гр.,две риски по поясу, четыре глазка сверху и два снизу, одна просечка между ними

«ПРЕЙСЪ - КУРАНТЪ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТОВАРОВ» ИЗД. 1911 ГОД. РОССИЯ. МОСКВА.(КАТАЛОГ: «ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕТАЛЛА РУССКОГО И ЗАГРАНИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА»)РАЗДЕЛ X. ШОРНЫЕ И ЭКИПАЖНЫЕ ПРИБОРЫ.


С.Сукач

 >
Категория: Гужевая езда. Русская образцовая почта. | Добавил: sun (22.05.2012)
Просмотров: 5589 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 1
0
1  
Здравствуйте, вот уже несколько поколений в моей семье передается из рук в руки такая вещица подписной бубенец, изготовленный на заводе Е.С. Клюнкова в Пурехе во 2 половине ХIХ века. Хотелось бы узнать ее примерную ценность, если она вас заинтересует то можете сообщить .

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2017-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[22.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Большой колокол харьковского Свято - Благовещенского храма (0)
[21.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол Якова Скоры (0)
[14.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол Якова Скоры (0)
[20.05.2017]   [Другие статьи]
Колокола в собрании музея Свято-Покровского монастыря (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz