Вторник, 24.10.2017, 01:21
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [19]
Другие статьи [7]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [14]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [4]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [4]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Исторические колокола и звоны Украины

Большой колокол харьковского Свято - Благовещенского храма

Большой колокол харьковского Свято - Благовещенского храма

Каждому харьковчанину и всем, чья жизнь связана с этим городом, кто его любит и знает, известен Свято-Благовещенский храм. Всегда, во все времена он был как бы центром города и главным архитектурным его украшением. Если говорят или думают о Харькове, как об одном из самых больших и значимых городов Украины, обязательно вспоминают это величественное здание, сооруженное на века, олицетворяющее духовное и культурное наследие нашего народа.

Кафедральный Собор Благовещения Пресвятой Богородицы, г.Харьков.

Торжественная закладка этой церкви была совершена 2 октября 1888 года рядом со старым храмом, действовавшим во время двенадцатилетнего строительства. По поручению строительного комитета проект был разработан архитектором Харьковского технологического института профессором М. И. Ловцовым. Финансирование строительства осуществлялось в основном за счёт многочисленных и щедрых пожертвований купцов, как харьковских, так и других городов. Все расходы по сооружению церкви и внутреннему убранству обошлись в 400 000 рублей, одного кирпича положено около 7 миллионов штук.

Смело экспериментируя в модном византийско-русском стиле с элементами эклектики, архитектор придал храму, увенчанному традиционным московским пятиглавием, древневизантийское полусферическое очертание и противопоставил его массивному объёму (34 метра лицевого фасада на 59 метров высоты), лёгкость псевдоготической ярусной колокольни (80 метров). Обилие деталей и полихромное решение фасадов с чередованием горизонтальных рядов красного кирпича и светлой штукатурки создают своеобразный запоминающийся облик храма.

Строительство церкви было окончено и она освящена в 1901 году. Тогда же снесён старый храм, из которого в новый были перенесены наиболее чтимые иконы Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца, Иоанна Воина, великомученицы Варвары.»

Большинству людей, любящих колокола и звоны, думается, что подстать этой архитектуре, её красоте и монументальности, должен быть и колокольный звон, способный удивить своей силой, чистотой и длительностью звучания.

Поднявшись на колокольню, мы находим здесь девять действующих колоколов. В проёмах, видимых с земли, только 4 – (3 + 1). Остальные скрыты от глаз людских, поскольку находятся внутри второго яруса. Здесь обустроены звоны педальным устройством на 4 зазвонных колокола, весьма скромных по массе, формам и звуковым характеристикам и один большой, вывешенный по центру площадки. Звонят в него по особым праздникам. Этот невзрачный средних размеров колокол заслуживает не только статьи о нем как достопримечательности, но и специальных исследований, как простых обмеров, так и звуковых характеристик. Взглянув на него, никто не будет поражен ни его размерами, ни красотой литейных декоров, ни формой, но стоит лишь привести его к звучанию последовательными ударами двух независимых друг от друга языков, как возникают и удивление и уважение. Звучание мощное, мягкое, звук раскатист и несмотря на его мощь, словно бархатный.

Колокол этот заслуживает хотя бы в пределах этой статьи подробного описания.

Колокол на подвесе
Колокол, находившийся в г.Ромны

г.Ромны, Украина. Колокол, по всей вероятности, отлит киевским мастером Павлом Петровичем Романовским в 1798 году для храма в г. Ромны (ныне Сумская область, Украина). До 1933 года размещался на земле возле городского краеведческого музея, и, очевидно, был уничтожен переплавкой. Колокол, приведенный на фото своей формой лишь походит на харьковский Благовещенского храма. Вместе с тем, последний отлит почти на 100 лет позже. Он грубее, лишен декоров и примитивнее колокола Романовского П.П. Вес колокола 133 пуда – 2130 кг. Согласно таблице зависимости размера колокола от его веса (Оловянишников Н.И.) диаметр колокола около 2-х метров, высота – не более 2м. 10 см.

Подвес колокола осуществлен по центру площадки второго яруса. Колокол захвачен креплениями (ковка и тросы) за корону. Высота, на которую помещен колокол, значительна, более шасти метров, но он доступен к измерениям и исследованиям.

Колокол не паспортизирован. Официальных обмеров и взвешивания не производилось. В храме если и знают его историю, то это не документальные сведения, а легенды. У него нет имени. Звонарь Илья более других знающий его и трепетно к нему относящийся, заявляет, что звонят в него в обязательном порядке на святые дни постов.

Недолгими оказались мои исследования этого могучего в звучании колокола. Они хотя и возможны, но затруднены, поскольку он вывешен высоко и, нужны, по меньшей мере, несколько лестниц, чтобы добраться до его верхнего края. А исследовать обустройство его крепления и того сложнее. Высоко и до его нижнего края. Визуально до пяти метров.

Колокол явно украинской формы, которая всегда угадывается за счет равенства диаметра к его высоте. Все традиционные украинские колокола, особенно отлитые на Левобережье, тем более на Слобожанщине вписываются своей формой в квадрат. Иные, чья история уходит в европейское раннее средневековье имеют черты готического построения, то есть когда они в размере в высоту выше своего диаметра. Все они столбообразные и более “привычные” глазу. Такого построения колокола украинского литья более характерны для Карпатского региона, где влияние Европы всегда было во многом определяющим. Близкие к ним по форме, как думается, были и колокола в начальном этапе их производства на нашей земле – в Киевской Руси. Окончательно типичная форма украинских колоколов сложилась поздно, так на Слобожанщине к концу XVII века. Достаточно посмотреть на большинство колоколов, отливаемых на заводе Рыжовых (с. Песочин, Харьковской губернии) и Вы увидите, что эти колокола более отвечают по форме русским образцам, поскольку пропорционально относительно высоты они явно больше размера нижнего диаметра.

Большой колокол Свято-Благовещенского храма по форме вполне отвечает украинским национальным колоколам, отливаемых слобожанскими мастерами, начиная с конца XVII - XVIII века. Такая форма колоколов, исторически сложившаяся в Украине (Левобережье – Слобожанщина), присуща и колоколам Беларуси и Польши. Лишь в какой-то части они отличаеются от колоколов Швеции. Известно, что шведские колокола в отличие от русских и украинских более грузные в своей верхней части.

Во многом западноевропейское колокольное литье отличается от украинского тем, что здесь большая их часть (средних размеров), отливалась для использования в очепном сооружении, когда звоны осуществляются поворотом оси, на которой укреплен колокол. Украинские национальные колокола формировались в своей форме весьма поздно, и мастера, экспериментирующие в поиске не столько формы, сколько их чистого и мощного звучания, установили, что для звонов сложившиеся на Украине более подходят те, что вписываются в квадрат, т. е. с большим диаметром и относительно меньшей его высотой. Этой форме вполне отвечает и Большой колокол звонницы Харьковского Благовещенского храма.

Что мы видим на фото этого колокола?

Вид снизу: колокол большой по диаметру, явно превышающий своим размером ту высоту, что хорошо определяется визуально до места его крепления. Здесь может сказываться еще и некая визуальная ошибка, поскольку на смотрящего более “давит” размер диаметра, а высоту мы уже видим как некую частность, да она еще и искривлена за счет формы вогнутости поверхности плаща. Не совсем правильно мы видим и глубину колокола. Она скрадывается для визуальной оценки за счет недостаточного освещения его внутренних поверхностей и покрытия части глубины языками (о них пойдет речь ниже).

Будущие исследования колокола, несмотря на описанные трудности, конечно будут производиться. Следует точно установить его: высоту, диаметр, глубину, форму короны, пропорции частей в высоту, вес. Без профессионального фотографирования колокола никак не обойтись. По полученным данным, опираясь на специальные таблицы зависимости массы от размеров, узнать его вес. Конечно не точный, поскольку эти таблицы более верны в отношении русских форм колоколов.

Вид сбоку: колокол необычной формы, более похожий на горловину огромного сосуда. Оказывается, что именно такая форма литья колоколов даёт могучий и чистый в тональности звук. Под такую форму колокола не нужно строить очень высоких колоколен, он окажется даже несколько легче столбообразных с тем же размером диаметра. Это приводит к экономии дорогих металлов и в целом стоимости всего колокола. В поисках рациональной формы колокола с учетом всех его достоинств: износоустойчивости, звучания, стоимости, украинские литейщики пошли дальше европейских. Они оказались менее консервативны в традициях литья колоколов и во многом “на ощупь”, опираясь уже на самостоятельные достижения в литье колоколов, достаточно поздно, только в ХVIII веке, создали замечательные, весьма своеобразные по форме колокола, узнаваемые в мире колоколов по их внешнему виду и известные как украинские. Таковы колокола, отливаемые Карпом Иосифовичем Балашевичем, и его родственником Горлякевичем Иваном Васильевичем, которые трудились с конца ХVII века и до 1735 года в Глухове (ныне Сумская область). То же мы наблюдаем в практике литья Афанасия Петровича из Киева в те же годы, этим же означаются работы Ивана Андреевича из Новгорода – Северского (ныне Черниговская область), известные под 1676, 1695, 1698, 1712 годом, Григория Яковлевича из Почепа (ныне Брянская область, Россия ), 1670 г.

С начала ХVIIІ века опираясь на знания, добытые в этой области этими замечательными мастерами, строили свою практику колокольного литья знаменитые украинские мастера:

- Алексей Иванович из Киева (1720 г.).

- Бобовский Михайло из Брод (ныне Львовская область, Украина), 1744 г. колокол для Почаевского монастыря).

- Романовский Павел Петрович из Киева (1798 г.).

Практика литья колоколов этими мастерами определила многое в создании традиционных национальных колоколов Украины.

Возвращаясь к колоколу Свято-Благовещенского храма г. Харькова, следует описать не только его форму, но и языки. Оснований полагать, что их изготовили на заводе, где лили сам колокол, нет. Как правило, литейные заводы не производили кованых языков. Все они железные и кованные, а не чугунные (как иногда считают некоторые несведущие люди). Чугун хрупок (содержит много углерода) и потому колок на удар. Такие могут разломиться. Случаи раскола языков имели место и на Украине! Большой колокол харьковского Благовещенского храма характерен своим двуязычием. Это редкость, но случай не единичный. Эти языки явно изготавливались позже отлива колокола и представляют собой “бочкообразные” ударники, причем разной массы, размера и места приложения силы. Больший закреплен на массивной крупнозвенной цепи, а малый – на проволочной штанге.

Внутренняя поверхность колокола. Дно с петлей для крепления (подвеса) языков.
То же, крупным планом. Левый более тяжелый на крупнозвенной цепи. Малый на проволочной штанге.

Такое обустройство звонов (разными языками) на одном и том же колоколе, опять же, изобретение украинских мастеров. Смысл такого обустройства в том, что атакой большого языка пользуются для извлечения звуков низкой тональности. Местом его приложения силы является толстая стенка колокола в 20 – 25 см выше его нижнего края. Меньший язык, приложением силы которого является почти самый край колокола, производит звуки более высокой тональности.

Большой язык и место приложения силы
Малый язык и место приложения силы.

Таким образом, “Большой” колокол используется как два колокола разной тональности. Следует отметить, что звучание колокола сильное, полное, могучее, мягкое, ровное (не рвёт слух). Удивительно, что даже атака малого языка вызывает долгий декремент затухания, на фоне которого хорошо прорабатываются звуки зазвонных и трельных (малых) колоколов. Слышимые обертона не портят гармонии и не очень “загрязняют” звучание в средней фазе, а в конечной не слышны вовсе. Во всех отношениях этот колокол заслуживает внимания как инструмент, позволяющий умному звонарю добиваться благородных звонов.

Маловероятно, что этими двумя языками работают одновременно. На такую эксплуатацию колокол (любой) не рассчитан, поскольку это может привести его к повреждению.

Что же это за чудо колокол? Кто его отлил, где, когда и почему о нем ничего не известно в исследовательских работах?

Следовало бы этот колокол послушать специалистам, привлечь акустиков, а еще лучше исследовать с помощью специальных приборов. Может оказаться, что мы на наш грубый и невоспитанный настоящей колокольной музыкой слух, не слышим и не понимаем его “голоса”.

Колокол представляется весьма крупным, но это лишь впечатление, поскольку поневоле сравнивается с другими здесь находящимися. Визуально определяя, возможно предположить, что размеры его таковы:

 - диаметр понизу несколько меньше двух метров;

 - высота от нижнего края до верхней площадки “короны” немного более двух метров.

Сам колокол и цветом не похож на черные и темно-серые традиционные. Он слегка салатный, более бел, чем зелен. Поверхность его груба, не обработана, пориста. Его формовкой не очень прилежно занимались и уж совсем не занимались отделкой поверхностей. Его слепили, как могли - небрежно, неаккуратно, никакого творчества, полёта фантазии. Декоры отлиты так, что малозаметны. Они грубы, расплывчаты. В качестве разделителя между словами использованы восьмиконечные кресты. Буквы и цифры, составляющие содержание, находящиеся на шее колокола, почти не читаются. Края букв и цифр сливаются с поверхностью. Несмотря на большие размеры цифр и букв они не четкие, края знаков заовалены. Высота в профиль их, для такого по размеру колокола, настолько незначительна, что приходится фотографировать буквально отдельно по каждому знаку. Складывая, таким образом, текст любой исследователь будет удивлен. Не с полной уверенностью, что все удалось понять, прочтено следующее:

Декор и цифры «18»

Визуально дата отлива на колоколе воспринимается как 1989. Исследуя более тщательно цифры, с большим увеличением, обнаруживаем, что нижний левый вертикальный элемент первой в дате цифры «8», выполненной в виде двух квадратов, разрушился и выпал. От него осталось лишь слегка видимое углубление в виде канавки.

Отсутствие частей элементов цифры «8» (первой восьмерки в дате) приводят к тому, что визуально она воспринимается как цифра «9».

Декор и цифры «89»
Декор и фрагмент надписи
Корона, декор и фрагмент надписи - «ВОРОНЕЖ»

Достойно удивления?! И в этой части будущим исследователям следует более аккуратно скопировать все знаки с колокола. Конечно, можно подозревать, что здесь кроется ошибка, что прочтение произведено неверно. Но расположенные здесь же, на звоннице, два зазвонных колокола имеют аналогичные надписи на шее с тем же содержанием. Те же, но меньшие по размеру буквы и цифры такого же исполнения. Они отлиты на том же заводе колоколов в Воронеже.

Исследуя историю колокольного литья в Воронеже установил, что к концу 19 века здесь успешно работал завод, где колокола отливались почти 100 лет.  Завод был рентабельным и вполне загружен работой. На колокола был постоянный спрос.

Большой колокол харьковского Благовещенского кафедрального собора был отлит в Воронеже в 1889 году на заводе Самофалова Дмитрия Григорьевича. Этот заводчик был знаменит тем, что унаследовал колокольное дело и завод своего деда Самофалова Дмитрия Степановича. Был Самофалов Д.Г. почетным гражданином, а в 80-е годы и городским головой.

В рекламе завода указывается, что он основан в 1800 году, по объему производства колоколов и получаемых прибылей относится к промышленным предприятиям первой категории. Сбыт колоколов, в том числе и заказных, производился, в основном, в Воронежской губернии.

Если храм стали возводить с 1888 года, что известно из истории его строительства, то мало вероятен заказ колокола с этого же времени. Думается, что он оказался на колокольне значительно позже года его изготовления. История этого колокола пока нам неизвестна. Удивительно и то, что в период оккупации Харькова во Второй Мировой войне, его не вывезли в Германию. Да, и в тридцатые годы ХХ столетия, когда повально уничтожались колокола, в том числе и исторические, врядли бы его пощадили.

Требуются архивные поиски того, когда он появился в Харькове, откуда доставлен, где использовался изначально или все таки был специально отлит для Свято-Благовещенского храма.

* * *

Статья о Большом колоколе звонницы Свято-Благовещенского собора в Харькове ни в коей мере не может считаться оконченным исследовательским материалом, пока не будут собраны все данные о нем и произведены необходимые исследования. По мере дальнейших исследований она будет пополняться новыми сведениями.

Используемая литература:

  1. Глушецкий А.А. «Колокольное дело России во второй половине XVIII- начале XX века. Энциклопедия литейщиков», изд. дом. «Экономическая газета», Москва, 2010 г.
  2. «Зруйновані храми Сумщини. Мартиролог втрачених святинь». том 2., изд. «Ярославна», 2007 р.

С. Сукач, декабрь 2016 г. – июнь 2017 г.

Категория: Исторические колокола и звоны Украины | Добавил: sun (22.07.2017)
Просмотров: 67 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2017-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[22.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Большой колокол харьковского Свято - Благовещенского храма (0)
[21.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол Якова Скоры (0)
[14.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол Якова Скоры (0)
[20.05.2017]   [Другие статьи]
Колокола в собрании музея Свято-Покровского монастыря (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz