Воскресенье, 05.05.2024, 19:37
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [22]
Другие статьи [11]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [40]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [5]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [5]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Исторические колокола и звоны Украины

Колокол «Варлаам» на колокольне Софии Киевской

Самый крупный из  украинских колоколов «Варлаам» на колокольне Софии Киевской

С начала XVIII века в Украине, включенной в состав Российской Империи, продолжали происходить изменения, ухудшающие социальное положение народа, усиливался крепостной гнёт – крестьяне на “барщине” гнули спины до трёх, а в отдельных местностях, до четырех дней в неделю. В полковых поселениях, где всё более усиливалась войсковая старшина, из года в год росли поборы в виде выдумываемых налогов и сборов, отвлекались производительные силы от сельскохозяйственных работ на строительства оборонных сооружений, плотин и дорог. Не лучшее положение было и у крепостных крестьян, закрепленных за монастырями. Ширилось недовольство народа, периодически возникали бунты, увеличивалось количество беженцев на юг и север Украины, где как полагал народ – вольница. Побеги и бунты жесточайшим образом пресекались властями. Восстание под предводительством Кондратия Булавина (1707 – 1709 г. г.) на Дону, Левобережье и Слободской Украине и без того осложнило внутреннее положение в стране. С 1700 года длилась Северная война (1700 – 1720 г.г.). Шведы, вновь вторглись значительными силами войск в 1709 году и продвигались по землям Украины. Предполагалось разбить неприятеля в генеральном сражении под г. Полтавой.

В такой сложной обстановке начинался XVIII век, оказавшийся временем испытаний, тягот и лишений для народа. Вместе с тем, для истории колокольного дела в Украине это время совершенствования литья. Литье колоколов  было выгодно для изготовителей, поскольку заказы на них были стабильны, а оплата производилась сполна как церквями, так и частными лицами.

Колокола удивляли людей своей красотой и звучностью. Тенденции, заложенные в последней трети XVII века всё большего числа отлива колоколов по сравнению с пушками, продолжала сохраняться и это несмотря на ту сложную обстановку в стране, которая сложилась в первое десятилетие нового века.

С начала XVIII века колокольным литьем в Украине занимались мастера, составившие славу украинских национальных колоколов:

- мастер в Глухове (ныне Сумская обл.) Балашевич Карп Иосифович, его родственник и преемник Горлякевич Иван Васильевич (до 1735 г.);

- мастер Звонник Алексей Иванович в городе Киеве (бывший одно время бургомистром);

- мастер Иван Андреевич из Новгород-Северского (ныне Черниговская обл.), 1737 г., отливал чудесной красоты колокола, и слава о его мастерстве из года в год ширилась далеко за пределы Украины.

Мощные литейки г. Львова, в которых уже сложились не только цеха, но и поколения литейщиков, массово отливали колокола для нужд западного региона Украины, а также за рубеж. Продолжал практику отлива чудесных колоколов киевский мастер Афанасий Петрович, его колокола “Старший”, отлитый в 20 апреля 1690 г. весом 100 пудов для Киево-Выдубицкого монастыря и “Кизикермен” весом 130 ~ 150 пудов для полтавского кафедрального собора 10 ноября 1695 г. получил заслуженное признание народа. Они и доныне считаются историческими памятниками и шедеврами украинского национального колокольного искусства.

В этой статье рассказ о непревзойденном колокольном шедевре мастера Афанасия Петровича – “Варлаамовом колоколе” Софии Киевской, отлитом в 1705 году.

«Знаменитейшим колоколом Афанасия Петровича является колокол 1705 года, который и доныне украшает колокольню Софии Киевской» 

П. Н. Жолтовский.

Софийский собор
Вид на собор и колокольню с Софийской площади

Собор Святой Софии (Софийский собор) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.

Колокольня Софийского Собора, вид с территории храма
Колокол «Варлаам» - крепление и верхняя часть колокола
Колокол «Варлаам» исправно исполняет обязанности по осуществлению звонов
«Варлаам» - самый крупный из колоколов в Украине, отлитый в 1705 году киевским мастером Афанасием Петровичем
Изображение колокола в книге П. Н.Жолтовского

“Варлаамов колокол” отлит 01.01.1705 г. в городе Киеве мастером Афанасием Петровичем и назван в честь тогдашнего архиепископа киевского Варлаама Ясинского. Из текста, приведенного на колоколе:

“… державъ благочестивѣйшего государя нашего царя и великого князя Петра Алексеевича || и всея велікия и малия и белѣя России самодержца государствованія его 23 года || ”.

Эта часть текста подчеркивает государственную важность отливки колокола. Исходя из этого, он не мог быть скромным, малым, неприметным, неказистым. Мастер Афанасий Петрович обладал редким даром не только литейщика, а и инженера-конструктора, дизайнера, оформителя и, главное, проектанта колоколов. Власти, в том числе и церковь, не поскупились на средства для сооружения этого колокола, который на то время был чрезвычайно большим.

“Варлаамов колокол” является единственным сохранившимся до наших дней колокольным шедевром киевского мастера Афанасия Петровича. Этот чудом уцелевший большой 800-пудовый колокол (12 тонн 800 кг) по праву считается историческим памятником и ярким образчиком украинского национального колокольного искусства. Поскольку он действующий (участвует в колокольных звонах) храма Софии Киевской, то с учетом его возраста и веса является найважнейшим колоколом страны. На этом фоне очень странным является то, что он малоизвестен и недостаточно изучен. Его изображение не известно народу, который традиционно в нашей стране с уважением и интересом относится к колоколам. Очень мало публикаций о колоколах вообще и непонятно почему продолжается “умалчивание” в прессе об истории и колокольной культуре нашей страны. Обделен вниманием этот колокол и наукой. Знаменитый исследователь украинских колоколов В. Модзалевский в своей работе «До історії українського лиярства (про людвисарів та конвесарів)»не упоминает о нём вовсе, полагая, что Афанасий Петрович практиковал в отливе колоколов лишь в период 1690 – 1695 г.г.

Колокол с незапамятных времен помещается на колокольне Софии Киевской и находясь здесь пережил лихолетия войн, поругания святынь, хищнического отношения властей, считавших (особенно в 30-е годы ХХ века) колокола ломом бронзы.

Колокол вывешен на звоннице высоко и это затрудняет измерения. Приборов, которыми можно было бы измерить его диаметр и высоту у исследователей пока нет. Тем более, невозможно перепроверить его вес, так как источников или сведений об этом недостаточно, а достоверных нет вообще. Так в Википедии, в статье, посвященной колокольне Софии Киевской, он значится под именем “Колокол Гетьмана Мазепы”. Указаны его размеры, диаметр (1,55 м) и высота (1,25 м), а вес около 2-х тонн. Согласно документальным источникам, колокол весит 800 пудов, а это 12 тонн 800 кг. Такая ошибка вызывает сомнения во всех приведенных здесь технических данных.

Согласно данным, полученным из других источников, нижний диаметр колокола составляет более 2-х метров. Из таблицы параметров колоколов (зависимость их массы от диаметра, Н. И. Оловянишников «История колоколов и колокололитейное искусство», Москва, 1912 г.) нижний диаметр колокола должен быть не меньше 2 метров 25 см.

Заметно большой декорной частью колокола является герб митрополита Ясинского, помещенный в картуше, а около него крупные буквы: В Я М Б П А М К Г И В Р

Колокол богато украшен. В треть своей высоты окаймлён богатой растительной орнаментацией, которая собрана в шесть горизонтальных поясов. Вся растительная орнаментация выполнена тонким кружевом в низком рельефе. По нижнему краю колокола также узкая полоса зубчатого орнамента, что перекликается с мотивами фриза. В целом орнаментация напоминает декоры гравюр украинских старопечатных книг. На колоколе прекрасно выполнена икона Софии Премудрости, помещенная также в картуше. В восемь рядов выполнены тексты богатыми шрифтами и знаками. В надписи читаем:

«лѣта от созданія мира 7213 от рождества же христова 1705 при богохранимой | | державѣ благочестивѣйшего государя нашего царя и великого князя петра алексеѣвича | | всея велікия и малия и бѣлия россии самодержца государствованія его 23 года | | за благополучного рейментарского правленія его царского пресвѣтлого величества войск за | | порозских обоих сторон Днѣпра гетьмана ... | | право правящу в то время престол митрополіи киевской преосвященному архиепископу митрополиту | | киевскому галицкому и всея россіи кир Варлаама Ясинского святительства его 6 года соружен бысть сей колокол | | до церкви здешной престолной метрополитанской святая софии премудрости божой мѣсяца іануарія дня 1»

Под надписью в восьмигранной рамке имя мастера: «дѣлал | | афанасій | | петрович»

Примечание: по тексту надписи на колоколе, что приводится из данных, подготовленных П.Н.Жолтовским, после слов  «Днѣпра гетьмана…» вместо троеточия на самом колоколе стоит имя Мазепы Ивана Степановича. Имя его не приводится по цензурным соображениям на время издания книги (1973 г.).

Мастер Афанасий Петрович посчитал совершенно излишним доводить до блеска свободные колокольные поверхности не занятые декорами и текстами. Они оставлены такими как обычно бывают после отлива. Такое стилистическое решение придает всему колоколу изысканные очертания, скромную и величественную красоту.

Без сомнения, колокол Афанасия Петровича – красивейший из украинских старинных колоколов. По праву он входит в сокровищницу мировой колокольной культуры.

****    ****     *****

Наше сознание устроено так, что все познается в сравнении. Колокол «Варлаам»  весом более 12 тонн хотя бы по массе и габаритам возможно сравнить с аналогичными колоколами. Их множество, поскольку отливка колоколов в России весом более 1000 пудов (16 тонн) была делом обычным. В Европе таких колоколов, а так же более тяжелых тоже достаточно много. Здесь они находились в большей безопасности и их меньше уничтожали. Подавляющее большинство хорошо сохранилось, а потому они участвуют в звонах. Другое дело – практика отлива таких колоколов в Украине. Они отливались как исключение из правил, чаще всего по заказу церквей, оплачивались народными деньгами, собираемыми с прихожан «на новый колокол» годами и десятилетиями. Колокола дороги и чем более тяжелы и габаритны, тем их цена вырастает до огромных сумм. Следует упомянуть, что и технологически выполнить такую отливку чрезвычайно сложно. На Украине не было своих колокольных металлов. Медь и олово покупались и доставлялись из далеких стран, и этим их цена еще более возрастала. Известна практика отлива колоколов в 1000 пудов на украинском заводе П.П.Рыжова, что под Харьковом. Такой колокол был изготовлен для Успенской церкви Харькова и его «голос» знали жители города. Он всегда участвовал в звонах. Аналогичный колокол отлива того же завода был изготовлен для Куряжской церкви, что под Харьковом. Существует легенда о доставке колокола с завода к месту назначения силами добровольцев и желающих тянуть огромнейшую платформу. Колокол весом более 1000 пудов изготовлен заводом и для кафедрального собора города Белгорода.

В истории украинского колокололитейного дела есть сведения о таки больших колоколах, что отливались в XVII и XVIII веках. Часть из них отливалась московскими мастерами, приезжавшими со своими бригадами в Украину выполнять заказы. Как правило, такие колокола отливались по месту их заказов. Известно, что в Киеве такая бригада работала под началом знаменитого московского мастера Ивана Федоровича Моторина.

Крупные колокола весом более 16-20 тонн (до 30 тонн) – уже редкость, хотя в России есть и такие. Относится к таким «Успенский» (56 тонн), что работает на звоннице в кремле (Москва). Нового отлива колокол весом более 70 тонн в Сергиевом Посаде.

Сравнивать украинский колокол «Варлаам» с такими гигантами не приходится. Он имеет свою группу колоколов, где сравнения более допустимы, весом от 12 до 30 тонн.

На фото помещены лишь некоторые колокола, как действующие и поныне, так и те, что, к великому сожалению, утрачены.

«Варлаам» (Украина, Киев)
Автор – киевский мастер Афанасий Петрович,
год отлива – 1705, вес 800 пудов (12 800 кг.).
Самый большой действующий колокол Украины
«Зигмунд» (Польша, Краков)
Автор – немецкий литейщик Ганс Бегам,
год отлива - 1520, вес – 12 600 кг.
(действующий колокол)
колокол Варшавы (Польша, Варшава)
Автор - придворный мастер короля Владислава IV Даниэль Тын,
год отлива – 1646.
(не действующий колокол)
«Туба Дей» (Польша, Торунь)
«Tuba Dei» (с лат. — «Труба Господня»)
Автор – торуньский литейщик Мартин Шмидт,
год отлива – 1500, вес – 7500 кг.
(действующий колокол)
«Сысой» (Россия, Ростов Великий)
Автор – Флор Терентьев,
год отлива – 1688, вес – 2000 пудов (32 000 кг.)
(действующий колокол)
«Реут» (Россия, Москва)
Автор – Андрей Чохов,
год отлива – 1622, вес – около 2000 пудов (32 000 кг.)
(действующий колокол)
«Старый Пуммерин» (Австрия, Вена)
(изображение на старой почтовой открытке)
Автор - венский колокольный литейщик Иоган Ахамер,
год отлива – 1711, вес 22 500 кг.
Колокол утрачен, вместо него отлит новый в 1951 году.
«Новый Пуммерин» (Австрия, Вена),
отлит 5 ноября 1951 года на колокольном заводе
в СанктФлориане (Верхняя Австрия)
из осколков Старого Пуммерина,
вес – 21,4 тонны

****    ****     *****

Настоящая статья не представляет собой законченной работы по истории колокола и его описанию. По мере продолжения исследовательских работ на самой колокольне, а также нахождения сведений в научной литературе и периодике она будет пополняться текстами, фотографиями, прорисовками, схемами и т. д.

С. Сукач, январь-апрель 2017

Используемая литература:

  1. Жолтовский П. Н. «Художнє лиття на Україні XIV – XVIII ст.»,  изд-во “Наукова думка”, Киев, 1973 г.
  2. Оловянишников П. И. «История колоколов и колокольное искусство», изд-во “Оловянишников П. И. и С – вей”, Москва, 1912 г.

 

Категория: Исторические колокола и звоны Украины | Добавил: sun (15.05.2017)
Просмотров: 1507 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2024-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.12.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
ГОСУДАРЕВ ДАР (0)
[12.10.2020]   [Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство]
Взаимные влияния литейных практик ямских (дужных) колокольчиков в основных центрах их производства (0)
[27.01.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокола сумского Пророко-Ильинского храма (0)
[06.01.2020]   [Другие статьи]
Валдайский колокол завода братьев Усачевых в харьковской частной коллекции (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz