Четверг, 25.04.2024, 15:15
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [22]
Другие статьи [11]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [40]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [5]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [5]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Исторические колокола и звоны Украины

Колокола харьковского Храма Святого Иоанна Богослова

Колокола харьковского Храма Святого Иоанна Богослова

Храм Святого Иоанна Богослова, г. Харьков

Храм Святого Иоанна Богослова – памятник архитектуры, имеющий славную историю, наполненную знаменательными событиями, связанными с жизнью многих замечательных людей Украины.

По своим размерам он один из крупнейших в Харькове, и это несмотря на его значительную отдаленность от исторически сложившегося центра города. Обращаясь к наиболее отдалённому времени, предшествующему основанию в Ивановской Слободе первой церкви, следует отметить, что Харьков в 50-х годах XVII века представлял собой крепость. Заложенная на высоком холме у протекающей под ним речушки Лопань, она даже изначально не могла обеспечить безопасность всем жителям, ее основавшим. В последствии, прибывающие поселяне вынуждены были селиться далеко за пределами защитных стен. Так вокруг крепости годами заселялись свободные земли, желавшими здесь жить постоянно.

Крепость из года в год обрастала поселениями крестьян, казаков, разного рабочего люда, приходящего на заработки. Здесь, в пределах нескольких километров от Харьковской крепости была заложена Ивановская Слобода. Её название связывают с тем, что Харьковским Казачьим полком с 1659 – 1668 г. г. командовал легендарный еще при жизни казачий предводитель Иван Сирко (умер в 1680 г.) и вполне естественно, что здесь поселялись семьями его соратники. Поскольку владельцем этих земель был их командир, препятствий к этому не было.

Из «Историко-статистической описи Харьковской Епархии» архиепископа Филарета (Д. Г. Гумилевского) известно, что еще при жизни И. Сирка в Слободе была возведена первая небольшая деревянная церковь в честь Иоанна Богослова. Она служила более века, ветшала, требовала ремонтов, но главное, не обеспечивала нужды все более прибывающего прихода. Согласно церковной ведомости 1830 года, новая деревянная церковь, взамен разобранной старой, под тем же именем Иоанна Богослова, была возведена в 1762 г.

С историей этой церкви связано имя знаменитого украинского философа и просветителя Григория Саввича Сковороды. Он жил неподалёку в период с 1759 г. по 1766 г. и его ежедневный путь к Харьковскому Коллегиуму, где он преподавал, проходил у стен этого храма. Наверняка, он в ней часто бывал и молился, раздумывал о судьбе народа, высших человеческих ценностях, справедливости и светлом будущем нашего народа.

Памятник Г.С.Сковороде во дворе Покровского мужского монастыря г.Харькова. Именно здесь он преподавал в коллегиуме, о чем означено на памятнике.

Портрет Г.С.Сковороды (википедия)

Памятник Г.С.Сковороде в городском сквере, примыкающем к монастырю

Однако, и эта церковь, прослужив более века, разрушилась  и требовала замены на кирпичный большой храм. Еще с середины ХІХ века остро ощущалась необходимость её возведения. Решения о начале строительства принимались не один раз, а строительство не начиналось. Бедность людей и недостаток средств для осуществления народного решения не позволяли даже начать строительство. С таким положением мирились долго. Прихожане откладывали закладку церкви, не соглашаясь на строительство небольшого храма. Для осуществления строительства каменного, значительного и видного сооружения необходимы были большие средства.

С начала ХІХ века город Харьков формировался как растущий промышленный центр Слободской Украины. Население всё прибывало. Здесь открывались возможности получения хорошо оплачиваемой работы, приобретения профессии, постройки в пригороде своего жилья и хозяйствования на земле. Люди селились всё дальше от уже освоенных земель. Такой рабочей слободкой была Ивановка, и росла она по количеству поселенцев достаточно быстро. Рост здешнего населения, из числа рабочих с середины ХІХ века, связан с развитием промышленности и железной дороги. Именно здесь был построен вагоностроительный завод, обустроен вагонный парк, где производилась комплектация и обслуживание железнодорожных составов.

Помня о тех давних временах, харьковчане традиционно и поныне называют здешние места Сортировкой. Только в 1879 г. на улице Большой Панасовской был заложен новый большой кирпичный храм. Проект строительства осуществлял Федор Иванович Данилов (1810 – 1885 г.г.) – известный епархиальный архитектор, автор Пантелеймоновской церкви в Харькове (1885 г.). Проект храма Иоанна Богослова к тому времени уже был типичным. Подобные храмы на землях Слобожанщины строились уже во множестве, но такой монументальный, большой и вместительный редко кто решался строить, исходя из огромных материальных затрат и долгих сроков возведения. К этому времени население в Ивановской Слободе выросло более чем вдвое. Средств, собираемых на строительство храма с бедной части населения, по прежнему не хватало. Есть основания полагать, что значительный вклад в строительство храма внесли собственники здешних заводов: химического – купец В. И. Пащенко-Тряпкин (умер в 1894 г.) и завода масляных красок – купец Ващенко. Возведение храма длилось 6 лет.

Каменный храм. Фото с сайта храма (bogoslov.kharkov.ua).

В 1885 году храм был возведен, но средств на росписи стен и внутреннее обустройство уже не осталось. В связи с этим работы продолжались включительно по 1895 год.

Храм Иоанна Богослова в Харькове более отвечает российско-византийскому стилю и относится к безстолбным храмам, где внутренние помещения свободны от опор, поддерживающих купол, и он всецело опирается на могучие стены.

Такие храмы отличаются огромными светлыми залами, где вмещается около тысячи молящихся. Уникальный проект дал возможность соединить архитектурный облик храма с элементами и приёмами различных стилей: барокко, классицизма, романского зодчества. По высоте храм удачно спроектирован в гармоничном соответствии двух доминантов: высокой и мощной колокольни и широкого шестигранного барабана крупного купола.

Храм и поныне остаётся в г. Харькове одним из самых монументальных и значимых своими размерами и внутренними помещениями. По своей площади он близок к Владимирскому собору г. Киева.

По окончании работ храм Иоанна Богослова был любим народом, его посещало множество людей и в будни и в престольные праздники. Здесь бывали многие знаменитые люди Харькова – сановники, деятели науки и культуры.

Во времена октябрьской революции и гражданской войны (1917 – 1922 г.г.) церковь была закрыта. Гонения на религию и церковь, конфликты между “тихоновцами” (сторонники патриарха РПЦ Тихона) и “официальной” (синодальной) церковью, когда храм захватывали силой те и другие стороны, подрывал авторитет церкви.

Несмотря на конфликты с 1925 г. по 1927 г. религиозная громада храма увеличилась с 30 человек до 800 и это на заводской околице первой Советской столицы Украины и вопреки проводимой властями политике. В 1930 г. район Ивановка вошел в состав города и в этом же году храм закрыли, священников отстранили от службы. С 1932 г. здание передали в распоряжение городской управы под склады хозяйственных товаров, сорвали кресты и снесли купол церкви, посбрасывали с колокольни колокола.

В период Отечественной войны (1943г.) храм сильно пострадал от артиллерийских обстрелов, так как колокольня служила удобной точкой для обстрела и корректировки огня  по железнодорожным путям и городскому вокзалу. В результате второй ярус колокольни был полностью уничтожен, разрушен шестигранный барабан купола.

Восстановительные работы в течение полувека даже не планировались, так как их стоимость была огромна, средств не было вовсе и здание находилось в состоянии разрушения и полного запустения. По данным института «УКРНИИПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ» храм был разрушен на 70 %.

Собранием местных прихожан и всех верующих 16 июля 1991 г. было принято решение о восстановлении храма, но только с весны 2005 года начались восстановительные работы. Первое богослужение состоялось 19 августа того же года под стенами храма, а 21 сентября отслужили первую литургию в стенах самого храма.

С 14 мая 2006 года храм вошел в состав Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Ныне храм возрождается. Строительные работы производятся организацией «Укр.строй.реставрация». Сооружен второй ярус колокольни и возведена центральная часть храма с куполом. В основном внешние строительные работы идут к завершению, хотя еще не убраны строительные леса с колокольни. Внутри храм требует отделочных работ. В храме регулярно проводятся службы.

Интеръер храма, март 2018 г.

Колокольные исследования

На второй ярус колокольни, где сосредоточены все имеющиеся в храме колокола, ведут металлические сварные, новой работы, лестничные пролёты. Они выстроены, начиная от пола храма тремя пролётами до первого яруса, где когда-то размещался большой благовестник и далее, с этого уровня, на второй ярус.

Первый ярус – без колоколов

Здесь должен располагаться большой благовестник, очевидно сброшенный с колокольни в 30-х годах ХХ века.

Всего колоколов 8. Они расположены на двух балках, идущих параллельно, по четыре колокола на каждой. Бой осуществляется со специально оборудованного места для звонаря.

Колокола на колокольне харьковского Храма Святого Иоанна Богослова

Условная нумерация колоколов

Колокола № 1 и №2.

Колокол № 1 Диаметр – 58 см, высота – 58 см.

Колокол № 2 Диаметр – 50 см, высота – 52 см.

Оба колокола имеют аналогичное декорирование: по верху полоса декора в виде листьев и гроздей винограда, обрамленная сверху и снизу небольшими валиками; по плащу размещены - лик Христа в овале, крест в овале, дата отлива (2005 г.), знак завода-изготовителя.

полоса декора по верху

знак завода-изготовителя

дата отлива (2005 г.)

лик Христа в овале

крест в овале

Колокол № 3

Колокол № 3 Диаметр – 42 см, высота – 42 см.

декор верх

Колокол № 4.

Колокол № 4 Диаметр – 41 см, высота – 38 см.

декор верх

Колокол № 5.

Колокол № 5  Диаметр – 21 см, высота – 21 см.

Колокол № 6.

Колокол № 6 Диаметр – 20 см, высота – 20 см.

декор

Колокол № 7.

Колокол № 7 диаметр – 25 см, высота – 25 см.

декор

Все колокола отлиты на Нововолынском колокольном заводе, большие означены датой отлива – 2005 г. На колоколах имеется заводской знак. Датировка произведена четкими крупными цифрами.

№7 6 5 в ряд

Колокол № 8 Немецкого производства Диаметр – 80 см, вес – 370 кг.

Колокол №8

Колокол подарочный немецкого производства из города Карлсруэ.

Подарочный колокол из Германии великолепной работы диаметром 80 см и весом 370 кг., в звучании до диез, является украшением всего набора колоколов этого храма. В осуществлении проекта изготовления колокола для храма Святого Иоанна Богослова активное участие принимали прихожане лютеранской коллегиальной церкви Святого Юрия города Тюбингена. Стоимость весьма дорогого колокола оплачена за счет пожертвователей, пожелавших сделать подарок верующим города Харькова. Инициатор и руководитель проекта – Ирина Рикер (Киценко) из города Гамбурга, уроженка города Харькова, осуществила свою мечту детства о подарке родной церкви красивого колокола с могучим звоном.

Колокол изготавливался в частной литейной «Бахерт» города Карлсруэ, где льют колокола уже семь поколений мастеров.

Таким образом, сбылась мечта и отцов Виктора Маринчака и Геннадия Рохманенко – священников храма Иоанна Богослова. Колокол отлит 16 июня 2017 года. Освящен 19 августа того же года в храме Иоанна Богослова в присутствии представителей прибывших для передачи колокола из Германии и множества верующих. Колокол близок по форме к украинским традиционным колоколам. Декор и надпись расположены ниже плеча на шее колокола. Текст колокольной надписи интерпретирует фразу из Библии «Любите друг друга. Как я любил, так и вы любите один одного» (Иоанн 13.34). Единственным изображением на колоколе является медальон с ликом святого Иоанна.

Колокол № 8 декор

Колокол № 8 декор и фрагмент надписи

Все колокола исправны и участвуют в звонах. Объём колокольни позволяет пополнять набор колоколов, в том числе и более мощными в звучании.

Составитель статьи приносит свою благодарность за проявленное внимание и содействие, практическую помощь в исследовании колоколов:

Отцу – настоятелю Виктору Маринчаку.

Отцу Геннадию Рохманийко.

Звонарю Валерию Евгеньевичу Лобареву.

Исследования производились 09. 03. 2018 г.в присутствии и помощи звонаря Валерия Евгеньевича Лобарева и Отца Геннадия.

С. Сукач,  март 2018 г.

Категория: Исторические колокола и звоны Украины | Добавил: sun (29.05.2018)
Просмотров: 1677 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2024-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.12.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
ГОСУДАРЕВ ДАР (0)
[12.10.2020]   [Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство]
Взаимные влияния литейных практик ямских (дужных) колокольчиков в основных центрах их производства (0)
[27.01.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокола сумского Пророко-Ильинского храма (0)
[06.01.2020]   [Другие статьи]
Валдайский колокол завода братьев Усачевых в харьковской частной коллекции (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz