Четверг, 25.04.2024, 04:32
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [22]
Другие статьи [11]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [40]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [5]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [5]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Исторические колокола и звоны Украины

Колокола Киевской Руси

Колокола Киевской Руси

 Сведения о колоколах Киевской Руси до нас дошли весьма ограниченные, а колокола не сохранились и вовсе. Длительный период татаро-монгольского нашествия пресек естественный ход развития национальной культуры. В эти триста лет нашествия не проводилось какое-либо строительство, тем более храмов, не развивались ремесла, прекратился рост городов. В таких условиях надобности в колоколах не было. Сооруженный в одиннадцатом веке храм Софии Киевской стоял особняком в Киеве без окон и дверей, продуваемый ветрами. Только отдельные путники, спасаясь от непогоды, останавливаясь в нем, жгли костры. В таком же состоянии находились и здания Киевской Лавры.

У Нестора Летописца в «Повести временных лет» Киевская Лавра впервые упоминается под 1051годом. Из Лаврских хроник известно, что окончательно архитектурный ансамбль Лавры сложился к двенадцатому веку. До нашествия ордынцев, и Храм Софии Киевской и Лаврские храмы собирали под свои своды молящихся более века. София Киевская монументальное сооружение, одно из самых первых каменных культовых сооружений Европы, было столетиями образцом зодчества. Есть основания полагать, что колокола в Софии Киевской, как и в Лавре, были и ими пользовались. Вполне возможно, что это были небольшие колокола, но в несколько пудов весом уже могли быть.

Очевидно, первые колокола в Киевской Руси появились из Византии, еще в одиннадцатом веке в качестве культовых подарков и в связи с крещением Руси. Как раз во времена активного строительства этих великолепных храмов в Киеве.

Руины Десятинной церкви           Имеется и другое мнение ученых относительно происхождения первых колоколов в Киевской Руси. Эта гипотеза также имеет право на жизнь. Ряд ученых утверждают, что первые колокола пришли к нам из Западной Европы. С исторических хроник, которые тщательно составлялись во множестве мест Западной Европы известно, что колокола, уже не единичные, отливались в одиннадцатом веке. Не исключена возможность отливки их еще и в более ранние времена. О завозе колоколов в Киевскую Русь из Западной Европы сообщали и авторы-составители энциклопедии Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. (С.Петербург 1904г.). В храмах Киева до монгольского нашествия, безусловно, могли быть колокола и западноевропейского производства.

Большинство ученых считают, что колокола были и в Десятинной церкви города Киева. Археологическими работами на месте сохранившегося фундамента церкви, выявлены характерные фрагменты битого металла с большим содержанием меди, могущие происходить от разбившихся колоколов. По другим источникам во время раскопок фундаментов Десятинной церкви (1824), которые возглавлял митрополит киевский Евгений (Болховитников), было обнаружено два колокола. Один из них коринфской меди, более сохранившийся (весом 2пуда 10фунтов, высотой 9 вершков). Именно он считается древнейшим колоколом «Руси». (В.Жуковский «Из истории церковных колоколов»).

Место раскопок Десятинной церкви в Киеве – одно из самых древнеисторических, дошедших до нас в относительной сохранности. Археологические исследования продолжались здесь и позже. Ученых интересовало не только само здание в остатках фундаментов, обрушившихся стен, но и жилища, захоронения, хозяйственные постройки и мастерские, что первоначально, в те древнеисторические времена находились в непосредственной близости. Здесь в 1937 году, невдалеке от фундаментов храма с восточной стороны (раскопки Ф.Мовчанивского) обнаружен целый колокол, отлитый в двенадцатом-тринадцатом веке. Это уникальная находка документально подтверждается и дает основания полагать о наличии колоколов в Киеве до татаро-монгольского нашествия. Этот колокол, очевидно, с высоким содержание меди, имеет традиционную форму пчелиных ульев того времени. У ученых сложилось мнение, что именно таких форм  были первые колокола на Руси. Форма и пропорции этого колокола нам непривычны, поскольку мало похожи на формы колоколов нашего времени. Из фото колокола видно, что он еще лишен  короны, вместо которой лишь столбик по центру крыши. Геометрия колокола правильная, а украшения примитивны. Литые валики, сверху отделяющие крышу от плеча и тулово от юбки, выполнены четко, разграничивают части и подчеркивают его правильные пропорции. Исходя из всех этих особенностей, присущих славянскому колокольному литью, можно утверждать, что он отливался в Киеве.

Следует отметить неслучайность того, что в Десятинной церкви Киева использовались колокола. Именно она до возведения в 1037 году Софиевского собора, была Кафедральным собором. История ее трагична уже тем, что дважды она разрушалась и осквернялась захватчиками: 08.03.1171 года, когда Киев был взят и разграблен Мстиславом, сыном Андрея Боголюбского, и 02.01.1203 года Рюриком Ростиславовичем. (Ивакин Г. «Летописные сообщения о Десятинной церкви»). Но, абсолютно она была разрушена в 1240 году войсками Батыя. С того времени ее руины оставались лишь живописными развалинами, хранящими былое величие культуры Киевской Руси.

О колоколах Киевской Руси известно и из Галицко-Волынских летописей. Так, из летописи 1258 года мы узнаем, что в этом регионе отливка колоколов имела место. Со времен Киевской Руси здесь художественное литье было весьма разнообразным: от украшений до культовых предметов, посуды и небольших колоколов. В восточных частях Украины, и даже г.Киеве, в эти смутные времена ремесла не развивались, но в западных регионах, где давление захватчиков осуществлялось в меньшей степени, традиции литья поддерживались. Немногочисленные, дошедшие до нас литые изделия того периода свидетельствуют о значительном влиянии на литейное дело польских и немецких мастеров. В этой же летописи читаем, что князь Данило Галицкий вывез колокола из Киева: «…принесе из Кыева, другія ти солье».

К концу тринадцатого века распространенность колоколов на этой территории вполне очевидна. Так, из Галицко-Волынской летописи 1288года известно, что князь Владимир Васильевич сделал дорогие подарки церквям во Владимире, Перемышле, Камянецк-Литовском, Чернигове, Луцке. А для церкви Святого Георгия в Любомире, что на Волыни: «…полія же колоколы дивны слышаніємб такихъ же бысть во всей земли». Из этого следует, что дарились колокола местного литейного производства, что поражали современников своим звучанием и желаемые для всех земель русских. Есть основания полагать, что уже с конца четырнадцатого века во Львове, как и Галицко-Волынском княжестве, было цеховое средневековое обустройство кузнечно-литейного дела. Это привело к значительному совершенствованию колокольного дела и отливу высококачественных колоколов, вошедших в национальную колокольную сокровищницу.

 

Частично текст для статьи взят из книги: С. Сукач «Украинская колокольная историография» (Очерки колокололитейного искусства), глава: «Колокола в Киевской Руси».

Используемая литература: В. Соченко, «Проблемы увековечивания памяти о церкви Богородицы Десятинной в Киеве», журнал «Памятки України», №4 2004 год.

 

С.Сукач, Сумы 2011

Категория: Исторические колокола и звоны Украины | Добавил: sun (17.06.2011)
Просмотров: 4583 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 1
1 Игорь  
0
Полный набор фантазий
_Колокола из Византии, где их просто не было)))
и Улья в Киевской Руси)))))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2024-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.12.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
ГОСУДАРЕВ ДАР (0)
[12.10.2020]   [Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство]
Взаимные влияния литейных практик ямских (дужных) колокольчиков в основных центрах их производства (0)
[27.01.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокола сумского Пророко-Ильинского храма (0)
[06.01.2020]   [Другие статьи]
Валдайский колокол завода братьев Усачевых в харьковской частной коллекции (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz