Пятница, 26.04.2024, 14:48
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [22]
Другие статьи [11]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [40]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [5]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [5]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Исторические колокола и звоны Украины

Колокола сумского храма рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Колокола сумского храма рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

На северо-восточной околице города Сумы в исторически сложившемся предместье, называемом Лукою расположен известный в городе храм Крестителя и Пророка Иоанна Предтечи. В округе он является доминантным сооружением - самым высоким и красивым, расположенным у самой дороги.

Храм рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

 

Икона с изображением Иоанна Предтечи над входом в храм

На этом месте издавна находился девичий монастырь и старая деревянная церковь Иоанна Предтечи. История этого намоленного поколениями места насчитывает более трёхсот лет. В народе эта местность издавна носила название – Лука и это связано с руслом реки Псёл, что протекает рядом и изгибаясь, образует берег, поктрытый лесом, подступающим к руслу. Традиционно и издавна в народе это место называлось Лукой.

Историки города полагают, что изначально (1658 – 1659 г.г.) это место принадлежало основателю города полковнику Герасиму Кондратьеву. Невдалеке от «Городища на Луке», как оно именуется в старых документах, были закреплены за ним пахотные земли. Именно здесь в 1687 году и был основан девичий Предтечев монастырь. В это же время заложена и деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Документально подтверждается его освящение в 1691 г. В соответствии с указом царицы Екатерины II (1787 г.) монастырь подлежал ликвидации. Вместе с тем, по её Высочайшему повелению монастырь велено было не закрывать до смерти настоятельницы, престарелой грузинской царевны, что здесь монашествовала. После её кончины в 1811 году Предтечев девичий монастырь все же закрыли. Все строения: соборный храм, колокольня, гостиница, келейный дом из 23 помещений, праздная, кухня, склады, хлева были разобраны и материалы проданы. Так был ликвидирован знаменитый сумской девичий монастырь.

У здешних жителей была и другая церковь, Введения Богоматери, возведенная в 1767 г., за которой по переписи 1810 года числилось 890 душ прихода из Слободы Лучанской, села Барановка, хуторов Тополи и Фомин.

История строительства церкви Пророка и Крестителя Господня Иоанна связана со здешними помещиками Линтварёвыми. Бездетный помещик М.К. Линтварёв завещал своему племяннику Павлу Михайловичу Линтварёву лучанскую усадьбу и земли. За средства больше чем 20 тыс. рублей новый хозяин П.М. Линтварёв с 1834 г. по 1839 г. строил церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Храм рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Фото начала ХХ века.
Изображение из книги «Суми. Вулицями старого міста»

Эти данные подтверждаются «Справочной книгой для Харьковской епархии», издания 1904 года. Строительство храма обуславливалось ростом населения в предместьях города Сумы. Введенская церковь уже не отвечала сложившимся реалиям и не вмещала всех прихожан даже в обычные (не праздничные) службы. Так, согласно городской статистики, в 1830 году здесь уже проживало 513 прихожан мужского пола и 566 женского. А в 1904 году – мужского пола – 1018 душ, женского – 1001 душ. Вместе с тем, и новую церковь спроектировали и построили недостаточно вместительной.

В 1907 году к церкви вынуждены были пристраивать новые боковые помещения, примыкающие к ней для новых боковых алтарей. Ныне эти части церкви не оштукатурены и состоят из красного кирпича. Этими работами и расходами был озабочен церковный староста сумской купец Иван Асмолов, имевший на хуторе Тополи костопальный завод.

Церковь Рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна на Луке своим архитектурным стилем относится к прямоугольным, линейным с однобарабанным куполом с примыкающей колокольней. Она украшена треугольными фронтонами с каждой стороны, а на входе четырёхколонным тосканским портиком. Церковные купола увенчаны высокими шпилями с крестами.

Храм рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

История церкви связана со знаменитым русским писателем Антоном Павловичем Чеховым и его семьей. Подыскивая место для летнего отдыха своей многочисленной семьи А.П. Чехов согласился на приглашение семьи помещиков Линтварёвых и впервые приехал в Сумы 06.05.1888 г. Здесь он занимал флигель, что находился на усадьбе Линтварёвых.

 

Усадьба Линтваревых. Фото начала ХХ века.
Изображение из книги «Суми. Вулицями старого міста»

Усадьба Линтваревых. Современное состояние.

Флигель усадьбы Линтваревых, где жил А.П.Чехов. Ныне дом-музей писателя.

В этом флигеле впервые поселился Чехов А.П. в мае 1888 года и, дважды приезжая в Сумы на летний отдых, проживал здесь же.

А.П.Чехов, 1889 год. Изображение из Википедии

Памятник А.П.Чехову на территории дома-музея

Здесь А.П. Чехов работал в качестве врача и отдыхал с семьёй до 04.09.1888 г. Он и его члены семьи неоднократно посещали местную церковь Иоанна Предтечи. На следующий год Чехов А.П. вновь приехал в Сумы с 24.04. 1889 г. по 04.09.1889 г. Этим летом (17.06) здесь скончался родной брат А.П. Чехова – Николай – талантливый художник и график. Похоронен он на Лучанском кладбище.

 

Николай Павлович Чехов, родной старший брат А.П.Чехова. 1880 год. Изображение www.anton- chehov.info.

Могила Н.П.Чехова на Лучанском кладбище (2018г.)

Чехов А.П. писал в письме от 24.06.1889 г. другу умершего брата Дюковскому М.М.: «За здешними обычаями несли его к церкви и из неё на кладбище на руках с хоругвями и в открытом гробу. Крышку несли девушки, а гроб – мы. В церкви пока несли, звонили».

Этим же летом (12.07) в церкви Рождества Иоанна Предтечи венчались старший брат А.П. Чехова Александр и Наталья Гольден.

В гости к Чехову А.П. приезжали в 1888 г. Плещеев А.Н. и Баранцевич К.С., а в 1889 г. Суворин А.С. и Свободин П.М. Все бывали в церкви и посещали богослужения.

Колокольные исследования

Колокольня

Колокола в проеме

К площадке работы звонарей ведет несколько пролётов лестницы (деревянная) из 38 ступеней.

Всего колоколов – 4. Все они целы и участвуют в звонах.

Колокола на колокольне

Колокола на колокольне

Колокола на колокольне. Условная нумерация.

КОЛОКОЛ № 1

Диаметр – 53 см, высота с ухом – 60 см. На шее колокола в обрамлении валиков надпись: «ВОРОНЕЖ 1990 ВЕРA РАДОСТНО ПОЙТЕ БОГУ, ТВЕРДЫНЕ НАШЕЙ»

Колокол, фрагмент надписи

Колокол, фрагмент надписи

Колокол, фрагмент надписи

Колокол, фрагмент надписи

 

Колокол, фрагмент надписи

 

КОЛОКОЛ № 2

Диаметр – 41 см, высота с ухом – 45 см. Без надписей и знаков.

КОЛОКОЛ № 3

Диаметр – 33 см, высота с ухом – 35 см. Без надписей и знаков.

КОЛОКОЛ № 4

Диаметр – 29 см, высота с ухом – 32 см. Без надписей и знаков.

Колокола № 2, № 3, № 4 одного производителя, который на них не обозначен. Эти колокола сигнальные и изготовлены в Украине (очевидно во второй половине ХХ века). Старые колокола этого храма не сохранились и быстрее всего были уничтожены в первой половине 1930-ых годов, когда власти, проводящие атеистическое воспитание народа, решительно боролись с религией, верой и церковью. Чаще всего колокола сбрасывались с колоколен и бой бронзы обращался в доход государства. В тот период лом бронзы тысячами тонн продавался зарубежным странам по бросовой цене.

Вывеска колоколов произведена на деревянных балках в захват через уши – проволокой. Следует периодически проверять надежность крепления. Проволока для этого не является надежным материалом, как и деревянные брусы.

Автор статьи приносит благодарность Отцу Сергею за оказанную возможность изучения колоколов, оценку их исторической и культурной значимости.

Исследования проводились 17.03.2019 г.

Используемая литература:

1. Комаров В.В. «Монастир – Храм. Найстаріший в межах сучасних Сум. Монастирю – 330 років».

С. Сукач, Сумы, март, 2019 г.

Категория: Исторические колокола и звоны Украины | Добавил: sun (28.08.2019)
Просмотров: 825 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2024-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.12.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
ГОСУДАРЕВ ДАР (0)
[12.10.2020]   [Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство]
Взаимные влияния литейных практик ямских (дужных) колокольчиков в основных центрах их производства (0)
[27.01.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокола сумского Пророко-Ильинского храма (0)
[06.01.2020]   [Другие статьи]
Валдайский колокол завода братьев Усачевых в харьковской частной коллекции (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz