Колокола сумского храма рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
На северо-восточной околице города Сумы в исторически сложившемся предместье, называемом Лукою расположен известный в городе храм Крестителя и Пророка Иоанна Предтечи. В округе он является доминантным сооружением - самым высоким и красивым, расположенным у самой дороги.
|
Храм рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
|
|
|
|
Икона с изображением Иоанна Предтечи над входом в храм
|
На этом месте издавна находился девичий монастырь и старая деревянная церковь Иоанна Предтечи. История этого намоленного поколениями места насчитывает более трёхсот лет. В народе эта местность издавна носила название – Лука и это связано с руслом реки Псёл, что протекает рядом и изгибаясь, образует берег, поктрытый лесом, подступающим к руслу. Традиционно и издавна в народе это место называлось Лукой.
Историки города полагают, что изначально (1658 – 1659 г.г.) это место принадлежало основателю города полковнику Герасиму Кондратьеву. Невдалеке от «Городища на Луке», как оно именуется в старых документах, были закреплены за ним пахотные земли. Именно здесь в 1687 году и был основан девичий Предтечев монастырь. В это же время заложена и деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Документально подтверждается его освящение в 1691 г. В соответствии с указом царицы Екатерины II (1787 г.) монастырь подлежал ликвидации. Вместе с тем, по её Высочайшему повелению монастырь велено было не закрывать до смерти настоятельницы, престарелой грузинской царевны, что здесь монашествовала. После её кончины в 1811 году Предтечев девичий монастырь все же закрыли. Все строения: соборный храм, колокольня, гостиница, келейный дом из 23 помещений, праздная, кухня, склады, хлева были разобраны и материалы проданы. Так был ликвидирован знаменитый сумской девичий монастырь.
У здешних жителей была и другая церковь, Введения Богоматери, возведенная в 1767 г., за которой по переписи 1810 года числилось 890 душ прихода из Слободы Лучанской, села Барановка, хуторов Тополи и Фомин.
История строительства церкви Пророка и Крестителя Господня Иоанна связана со здешними помещиками Линтварёвыми. Бездетный помещик М.К. Линтварёв завещал своему племяннику Павлу Михайловичу Линтварёву лучанскую усадьбу и земли. За средства больше чем 20 тыс. рублей новый хозяин П.М. Линтварёв с 1834 г. по 1839 г. строил церковь Рождества Иоанна Предтечи.
|
Храм рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Фото начала ХХ века.
Изображение из книги «Суми. Вулицями старого міста»
|
Эти данные подтверждаются «Справочной книгой для Харьковской епархии», издания 1904 года. Строительство храма обуславливалось ростом населения в предместьях города Сумы. Введенская церковь уже не отвечала сложившимся реалиям и не вмещала всех прихожан даже в обычные (не праздничные) службы. Так, согласно городской статистики, в 1830 году здесь уже проживало 513 прихожан мужского пола и 566 женского. А в 1904 году – мужского пола – 1018 душ, женского – 1001 душ. Вместе с тем, и новую церковь спроектировали и построили недостаточно вместительной.
В 1907 году к церкви вынуждены были пристраивать новые боковые помещения, примыкающие к ней для новых боковых алтарей. Ныне эти части церкви не оштукатурены и состоят из красного кирпича. Этими работами и расходами был озабочен церковный староста сумской купец Иван Асмолов, имевший на хуторе Тополи костопальный завод.
Церковь Рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна на Луке своим архитектурным стилем относится к прямоугольным, линейным с однобарабанным куполом с примыкающей колокольней. Она украшена треугольными фронтонами с каждой стороны, а на входе четырёхколонным тосканским портиком. Церковные купола увенчаны высокими шпилями с крестами.
|
Храм рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
|
История церкви связана со знаменитым русским писателем Антоном Павловичем Чеховым и его семьей. Подыскивая место для летнего отдыха своей многочисленной семьи А.П. Чехов согласился на приглашение семьи помещиков Линтварёвых и впервые приехал в Сумы 06.05.1888 г. Здесь он занимал флигель, что находился на усадьбе Линтварёвых.
|
|
Усадьба Линтваревых. Фото начала ХХ века.
Изображение из книги «Суми. Вулицями старого міста»
|
Усадьба Линтваревых. Современное состояние.
|
|
Флигель усадьбы Линтваревых, где жил А.П.Чехов. Ныне дом-музей писателя.
|
В этом флигеле впервые поселился Чехов А.П. в мае 1888 года и, дважды приезжая в Сумы на летний отдых, проживал здесь же.
|
А.П.Чехов, 1889 год. Изображение из Википедии
|
|
Памятник А.П.Чехову на территории дома-музея
|
Здесь А.П. Чехов работал в качестве врача и отдыхал с семьёй до 04.09.1888 г. Он и его члены семьи неоднократно посещали местную церковь Иоанна Предтечи. На следующий год Чехов А.П. вновь приехал в Сумы с 24.04. 1889 г. по 04.09.1889 г. Этим летом (17.06) здесь скончался родной брат А.П. Чехова – Николай – талантливый художник и график. Похоронен он на Лучанском кладбище.
|
Николай Павлович Чехов, родной старший брат А.П.Чехова. 1880 год. Изображение www.anton- chehov.info.
|
|
Могила Н.П.Чехова на Лучанском кладбище (2018г.)
|
Чехов А.П. писал в письме от 24.06.1889 г. другу умершего брата Дюковскому М.М.: «За здешними обычаями несли его к церкви и из неё на кладбище на руках с хоругвями и в открытом гробу. Крышку несли девушки, а гроб – мы. В церкви пока несли, звонили».
Этим же летом (12.07) в церкви Рождества Иоанна Предтечи венчались старший брат А.П. Чехова Александр и Наталья Гольден.
В гости к Чехову А.П. приезжали в 1888 г. Плещеев А.Н. и Баранцевич К.С., а в 1889 г. Суворин А.С. и Свободин П.М. Все бывали в церкви и посещали богослужения.
Колокольные исследования
|
Колокольня
|
|
Колокола в проеме
|
К площадке работы звонарей ведет несколько пролётов лестницы (деревянная) из 38 ступеней.
Всего колоколов – 4. Все они целы и участвуют в звонах.
|
Колокола на колокольне
|
|
Колокола на колокольне
|
|
Колокола на колокольне. Условная нумерация.
|
КОЛОКОЛ № 1
|
Диаметр – 53 см, высота с ухом – 60 см. На шее колокола в обрамлении валиков надпись: «ВОРОНЕЖ 1990 ВЕРA РАДОСТНО ПОЙТЕ БОГУ, ТВЕРДЫНЕ НАШЕЙ»
|
|
|
Колокол, фрагмент надписи
|
Колокол, фрагмент надписи
|
|
|
Колокол, фрагмент надписи
|
Колокол, фрагмент надписи
|
|
|
Колокол, фрагмент надписи
|
|
КОЛОКОЛ № 2
|
Диаметр – 41 см, высота с ухом – 45 см. Без надписей и знаков.
|
КОЛОКОЛ № 3
|
Диаметр – 33 см, высота с ухом – 35 см. Без надписей и знаков.
|
КОЛОКОЛ № 4
|
Диаметр – 29 см, высота с ухом – 32 см. Без надписей и знаков.
|
Колокола № 2, № 3, № 4 одного производителя, который на них не обозначен. Эти колокола сигнальные и изготовлены в Украине (очевидно во второй половине ХХ века). Старые колокола этого храма не сохранились и быстрее всего были уничтожены в первой половине 1930-ых годов, когда власти, проводящие атеистическое воспитание народа, решительно боролись с религией, верой и церковью. Чаще всего колокола сбрасывались с колоколен и бой бронзы обращался в доход государства. В тот период лом бронзы тысячами тонн продавался зарубежным странам по бросовой цене.
Вывеска колоколов произведена на деревянных балках в захват через уши – проволокой. Следует периодически проверять надежность крепления. Проволока для этого не является надежным материалом, как и деревянные брусы.
Автор статьи приносит благодарность Отцу Сергею за оказанную возможность изучения колоколов, оценку их исторической и культурной значимости.
Исследования проводились 17.03.2019 г.
Используемая литература:
1. Комаров В.В. «Монастир – Храм. Найстаріший в межах сучасних Сум. Монастирю – 330 років».
С. Сукач, Сумы, март, 2019 г.
|