Колокола сумского храма Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона
Жителям города Сумы эта церковь, выстроенная в 1911 году в тогдашнем пригороде, хорошо известна под названием Монастырь. Действительно, здесь с 1920 года был мужской монастырь и только в начале 1930 года он был закрыт властями, полагавшими несовместимым его существование в условиях проводимой в стране атеистической пропаганды.
|
Храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона
|
|
|
|
|
Главный вход в храм
|
Изображение святого Пантелеймона Целителя над входом в храм
|
Кладка в форме креста и изображение святого Пантелеймона Целителя слева от входа в храм
|
История строительства Свято-Пантелеймоновской церкви в Сумах неразрывно связана с основанием на этом месте архиерейского подворья. Саму церковь проектировал знаменитый московский архитектор Алексей Щусев, а проект комплекса возводимых строений архиерейского подворья – знаменитый харьковский епархиальный архитектор Н.В. Покровский.
|
|
А. Щусев Портрет из Юбилейного справочника Императорской Академии художеств. 1764- 1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1914. Изображение из Википедии.
|
Н.В. Покровский. Изображение из Википедии.
|
Большой вклад в строительство храма сделал богатый сумской купец И.П. Кулешов – владелец нескольких магазинов готового платья. Внесенные им средства обеспечили начало работ по закладке фундаментов, приобретение кирпича и выполнения начальных работ.
Церковь возводилась пять лет и практически была готова уже к 1915 году. К этому же времени фактически были готовы строения всего комплекса. В комплексе архиерейского подворья возведен большой дом с покоями, ныне здесь помещается Сумское Духовное училище. Впоследствии, здесь с целью обеспечения жительства архиерея и монахов, а также обслуживающего персонала, возводились и другие строения с таким расчетом, чтобы центром архитектурного ансамбля был храм.
По архитектурному стилю Свято-Пантелеймоновская церковь отвечает Псковско-Новгородским храмам ХІІ – ХІІІ века и более напоминает крепость. С западной части церкви примыкает одноярусная колокольня.
|
|
Церковь во время оккупации 1941-1943 г.г. *
|
Пантелеймоновская церковь, 1949 год *
|
|
|
Церковь в 50-е годы ХХст. *
|
Вид на монастырь с ул. Володарского (50-е годы ХХст.) *
|
* Все изображения из: sumy.fandom.com/uk/wiki/Пантелеймонівська_церква
|
Дом архиерея двухэтажный, прямоугольной формы значительной полезной площади с широкой лестницей, покоями, залами и кабинетами.С 1915 года в архиерейском доме жил сумской архиерей Митрофан (Абрамов), здесь же обитали и монахи. Задача обители состояла в основании мужского Иоанно-Предтеченского монастыря, чем братия усердно занималась. После Октябрьской революции (1917 г.) многое изменилось, поскольку новые власти, решительно проводившие антирелигиозную политику воинствующего атеизма, не давали даже поводов думать о том, что в городе могут быть действующие храмы, тем более монастырь.
|
Вход в бывший архиерейский дом, ныне семинарию
|
|
Сумская духовная семинария
|
|
К декабрю 1919 года стало опасно даже оставаться здесь. Епископ Митрофан выехал из Сум и эмигрировал в Сербию, церковь закрыли, монахи разъехались. Еще какая-то духовная жизнь теплилась здесь за счет значительного местного прихода. Богослужения проходили лишь по великим праздникам. Церковь и все строения пришли в запустение и оказались к 1930 году совершенно брошенными. Местные власти в церкви организовали склад промтоваров, хранилища нужного и ненужного имущества.
В 1960 году была попытка переоборудовать храм под публичное здание с научным уклоном – планетарий. Эта затея так и не осуществилась.
С октября 1990 года в храме возобновились богослужения, а с 1998 года возобновилось преподавание в сумском пастырско-богословском училище, что по прежнему размещалось в архиерейских покоях и кельях мужского монастыря.
В церкви многие годы трудились местные прихожане, ремонтируя разрушенное и заново возводя необходимое для обеспечения служб. В городе храм известен своей святостью, торжественностью проводимых служений. Храм любим не только местными прихожанами, но и многими верующими, почитающими Святого Пантелеймона – целителя от всех недугов.
Колокольные исследования
|
Колокольня храма Святого Пантелеймона Целителя
|
Одноярусная колокольня строга в своей архитектуре без излишеств и украшений. Весьма удачно спроектирована, аккуратно примыкая к храму с западной стороны. Она одноярусная и к месту работы звонарей ведут сходы – 36 деревянных ступеней.
Всего колоколов 5. Они расположены в двух проемах: с восточного проема – 2; - с западного проема – 3.
|
|
Колокола на колокольне. Вид с земли.
|
Колокола на колокольне. Условная нумерация.
|
Западный проем
|
Колокола в западном проеме. Вид с площадки звонарей.
|
|
Колокола в западном проеме. Вид с земли.
|
Восточный проем
|
Колокола восточного проема. Вид с площадки звонарей.
|
|
Колокола восточного проема. Вид с земли.
|
Все колокола отлиты на Белгородском заводе в 1990 году. С этого времени исправно работают.
КОЛОКОЛ №1
|
Колокол №1. Диаметр – 49 см, высота с ухом - 47 см.
|
|
Колокол №1. Видна часть надписи, крест и первая цифра даты.
|
Колокол исправен, участвует в звонах, надежно закреплен. На колоколе в верхней части надпись «БЕЛГОРОД (крест) 1990». Такая надпись повторяется на каждом из пяти колоколов.
КОЛОКОЛ №2
|
Колокол №2. Диаметр – 41 см, высота с ухом – 39 см.
|
|
Колокол №2. Видна часть слова «БЕЛГОРОД» в надписи
|
Сквозь массивные уши колокола продеты металлические стержни, которые крепятся поверх балки металлической пластиной и резьбовым соединением. Такое крепление обеспечено для каждого колокола, независимо от его веса. Колокол исправен и принимает участие в звонах.
КОЛОКОЛ №3
|
Колокол №3. Диаметр – 36 см, высота с ухом – 37 см, хорошо видн цифры «1990».
|
КОЛОКОЛ №4
|
Колокол №4. Диаметр – 31 см, высота с ухом – 32 см, видно окончание слова «БЕЛГОРОД» в надписи. Колокол исправен и принимает участие в звонах.
|
КОЛОКОЛ №5
|
Колокол №5. Диаметр – 30 см, высота с ухом – 29 см. Колокол исправен и принимает участие в звонах.
|
|
Язык и его крепление, колокол №1
|
|
Язык и его крепление, колокол №1
|
Размеры колокольных языков и их вес зависят от массы и размеров колокола. Языки крепятся к металлической петле на верхней площадке изнутри колокола по центру. Часто в результате звонов на языках и месте приложения силы на внутренней части колокола остаются следы соударяющихся поверхностей. Следует отметить весьма аккуратную работу по креплению к языкам рабочих веревок.
|
Восточный проем. Вид с площадки работы звонарей. Слева барабан церкви с окнами.
|
|
Западный проем с тремя колоколами. Вид с площадки звонарей на город.
|
|
Восточный проем
|
|
Вид на храм со двора
|
Автор выражает благодарность Отцу - Настоятелю Игорю за предоставленную возможность изучения колоколов и оказанную помощь.
Изучение колоколов проводилось 7 марта 2019 года.
С. Сукач, Сумы, март 2019 г.
|