Колокола сумского храма Святых Апостолов Петра и Павла
Храм Святых Апостолов Петра и Павла расположен в северо-западной части города на территории городского кладбища, земли для которого были отведены еще в ХVIII веке. Ныне оно оказалось в конце главной городской улицы Петропавловской.
|
Сумской храм Святых Апостолов Петра и Павла. Центральный вход.
|
|
Сумской храм Святых Апостолов Петра и Павла
|
|
Петропавловская церковь в начале ХХ ст. Изображение из Википедии.
|
Решение о возведении на городском кладбище церкви Петра и Павла относится к первой половине ХІХ века, когда город активно застраивался. Само разрешение властей на возведение храма датировано 13.06.1839 годом. Проект храма изготовили в течение года. Изначально планировалось возведение небольшого однокупольного храма с примыкающей к ней колокольней.
Житель города Сум, купец Федор Сапожков пожертвовал немалую сумму денег в 5 тысяч рублей на начальный этап строительства, и это обеспечило скорое начало работ по закладке фундамента здания. Впоследствии, в мае 1843 года был определен состав попечителей строящегося храма, состоящий из уважаемых местных жителей – прихожан Ивана Курносова, Андрея Копылова и Федора Сапожкова. Возглавлял строительство протоиерей Петр Марецкий.
Храм строился медленно, поскольку на каждый из этапов необходимо было изыскивать средства и городским властям и прихожанам. Только в 1850 году храм был готов, хотя еще и продолжали производиться работы по отделке и украшению интерьера.
|
Внутренняя отделка храма. Изображение святых Петра и Павла.
|
Освящение храма состоялось при большом стечении народа в октябре 1851 года преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Харьковским и Ахтырским. Впоследствии, возле храма помещено семейное захоронение семьи Харитоненко Ивана Герасимовича, его жены Натальи Максимовны и умершей в детстве дочери Зинаиды. Здесь же похоронен и его сын Павел Иванович Харитоненко. Могильные памятники представляют настоящие произведения искусства.
Они изготовлены из мрамора по заказу Харитоненко П.И. французским скульптором Аристидом Круази. Работы этого гения и поныне украшают Лувр, Сады Поль-Рояля и парижской мэрии.
|
|
Памятники на могиле И.Г.Харитоненко (на фото слева), его жены и дочери (на фото справа)
|
Могила П.И.Харитонеко (на переднем плане)
|
Отец и сын Харитоненко – сахарозаводчики, городские благодетели, стараниями и средствами которых строился город Сумы в ХІХ - начале ХХ века. Ими возведено множество зданий, больниц, учебных заведений, мостов и пр. За их средства в подарок городу возведен огромный Троицкий храм и поныне являющийся украшением города.
|
|
Иван Герасимович Харитоненко
|
Павел Иванович Харитоненко
|
Троицкий собор. г. Сумы.
|
Невдалеке расположен и намогильный памятник знаменитого сумского купца и благодетеля Суханова Дмитрия Ивановича, чьими заботами связано строительство и благоустройство кафедрального Свято-Преображенского храма.
|
|
Памятник на могиле Суханова Д.И.
|
Сумской Спасо-Преображенский Собор. Портрет Д.Суханова.
|
|
Сумской Спасо-Преображенский Собор
|
Колокольные исследования
На первом ярусе колокольни церкви Святых Апостолов Петра и Павла расположены 4 колокола и один дужный колокольчик. На площадку к колоколам ведут 40 ступеней.
|
Колокола сумского храма Святых Апостолов Петра и Павла
|
|
Колокола сумского храма Святых Апостолов Петра и Павла
|
|
Колокола сумского храма Святых Апостолов Петра и Павла. Условная нумерация.
|
Колокол № 1 – Диаметр – 50 см, высота с ухом - 45 см. Колокол выкрашен черной краской. Надпись по шее колокола: «БЕЛГОРОД 1990 Г». Колокол цел и участвует в звонах. Подвес на цепях.
|
|
Колокол №1
|
Колокол №1
|
|
|
Колокол №1
|
Колокол №1
|
Колокол № 2 – Диаметр – 40 см, высота с ухом – 40 см. Выкрашен черной краской. Надпись на шее колокола: «БЕЛГОРОД 1990 Г». Исправен и участвует в звонах. Подвес на цепях.
|
|
Колокол №2
|
|
Колокол №2
|
Колокол №2
|
Колокол № 3. Диаметр – 31 см, высота с ухом – 31 см. На шее надпись: «БЕЛГОРОД 1990 Г». Колокол исправен, участвует в звонах, выкрашен черной краской.
|
|
Колокол №3
|
Колокол №3
|
|
|
Колокол №3
|
Колокол №3
|
Колокол № 4 – Диаметр – 37 см, высота – 37 см. Отлит из чугуна. По церковным сведениям на сумском заводе им. Фрунзе в 1990-ых годах. Исправен, цел, но в звонах не участвует по причине дисгармонии относительно звона остальных рабочих колоколов. Покрыт окислами, цвет коричневый.
|
|
Колокол №4
|
Колокол №4
|
Колокол № 5 - дужный колокольчик. Диаметр – 130 мм, высота без уха – 90 мм. Исправен, в звонах не участвует. Надпись по юбке: «ДАРЪ ВАЛДАЯ».
Имеет надпись на крыше: «ЗАВОДЪ Е.С. КЛЮЙКОВА С. ПУРЕХ НИЖ. ГУБ.». Под ухом надпись: «N 4/0». На дне надпись: « 4/0».
|
|
Колокол №5. Надпись на крыше.
|
|
Колокол №5.
|
Колокол №5. Дно. Надпись «СЪ СЕРЕБРОМЪ» слева от петли заформована, различается очень нечетко, нумерация «4/0» различается отлично.
|
Сведения об изготовителе. Колокольный завод Егора Спиридоновича Клюйкова.
Колокольный завод Егора Спиридоновича Клюйкова (1850-1922) начал производить товарную дужно-колокольную продукцию в 1879 году. Однако, редко встречаются даже колокольчики, датированные 1880 года, но чаще, датированные 1882 г.
В 1886 г. пущен новый литейный цех: две плавильные печи и пять токарных станков. В то время в России это было самое крупное заводское производство дужных колокольчиков. По состоянию здоровья Е.С. Клюйков отошел от дел и в 1914 году передал завод зятю Матяеву Михаилу Петровичу. В связи с началом Первой Мировой Войны колокольную продукцию завод уже не выпускал.
Продукция завода Клюйкова Е.С. отмечалась неоднократно медалями на выставках, в том числе и международных. Так в Брюсселе в 1907 г. колокольная продукция означена золотой медалью, а в 1913 г. большой золотой медалью в Риме.
|
Е.С.Клюйков с женой. Изображение из книги Глушецкого А.А.[2]
|
|
Дом Е.С.Клюйкова. Изображение из книги Глушецкого А.А.[2]
|
|
Е.С.Клюйков в кругу семьи. Изображение из книги Глушецкого А.А.[2]
|
* * *
Все колокола вывешены правильно, достаточно удобно для осуществления звонов. Крепления колоколов к несущим балкам произведены цепями. Требуется периодическая проверка их надежности. Рабочее пространство звонарей заставлено металлическими конструкциями и строительными материалами, что недопустимо по технике безопасности осуществления звонов. Деревянные ступени и пролёты лестницы за давностью сооружения требует ремонта или их замены.
Автор статьи выражает благодарность за оказание помощи настоятелю храма Отцу Николаю.
Использованная литература:
1. Глушецкий А.А. Колокольное дело в России во второй половине ХVIII – начала XX века. Издательский дом - Экономическая газета. 2010 г.
2. Глушецкий А.А. Выставки. Колокола. Медали. Колокола и колокольчики на российских и международных выставках XIX - начала XX в. – М.: Даръ, 2018.
С. Сукач, март, 2019 г.
|