Колокола сумского Спасо-Преображенского Кафедрального собора
|
|
|
Собор является памятником архитектуры
|
Сумской Спасо-Преображенский Кафедральный собор – архитектурный памятник Украины, один из самых монументальных храмов на Слобожанщине. Он овеян славой событий, вошедших в историю нашего народа.
Это красивейшее здание национальной архитектуры ХVIII века, чудом уцелевшее в годы войны, разрухи, поругания святынь и веры, ныне любимое горожанами и верующими. Люди из поколения в поколение связывали с ним свою жизнь и память о своих предках. Сумчане гордятся таким достойным наследием. Храм расположен на пешеходной улице в самом сердце города, где изначально был заложен и несколько веков выстраивался.
|
Вид на собор со стороны центрального входа
|
|
Вид на собор с правой стороны
|
Город Сумы основан во времена окончания Народно-Освободительной войны 1648 - 1654 года, когда на северо-восточной границе Украины закладывались города – крепости. Согласно историческим данным с целью закладки пограничного города-крепости сюда были направлены казачьи войска под командованием полковника Герасима Кондратьева. В эти и последующие годы на Слобожанщине были заложены аналогичные крепостные поселения: Чугуев, Изюм, Харьков, Ахтырка.
|
Мурал с изображением полковника Герасима Кондратьева, основателя г. Сумы, его герба, надписи и крепости Сумы с двумя храмами
|
Надписи на мурале: возле портрета «Гарасимъ Кондратьев. Засновник м.Суми»* (* «основатель г. Сумы»). Ниже на свитке: « Городъ суминъ построенъ въ дубовом лѣсу, по мѣрѣ окола всего города и съ посадомъ 3426 сажень, по городу 4 башни съ проѣзжими вороты. 23 башны глухих, по острогу 8 проѣзжихь воротъ изъ города тайникъ къ рѣкѣ Пслу, вода въ немь добра»
Сумская крепость была заложена на некотором возвышении, у подножья которого протекала речушка, невдалеке впадающая в реку Псел. Ныне это небольшое пространство в самом центре города, которое знаменуется двумя храмами – Спасо-Преображенским и Воскресенским.
|
Панорамный вид на центр города с двумя храмами Спасо-Преображенским (на фото справа) и Воскресенским (на фото слева)
|
|
|
Спасо-Преображенский Собор
|
Воскресенский Собор
|
Со времён основания города именно на этом месте была заложена деревянная церковь в 60-х годах ХVII века, названная в честь Преображения Господнего.
В те времена и вплоть до 30-ых годовХVIIІ века народ Слобожанщины продолжал терпеть неисчислимые бедствия: пожары, эпидемии и периодические набеги крымских татар. Первая деревянная церковь в Сумах сгорела в пожаре одного из таких набегов. Тогда не было возможности возводить большие каменные церкви и по распоряжению полковника Герасима Кондратьева, церковь восстанавливали используя все возможные местные ресурсы. В последствии, очевидно к концу ХVII века, храм стали возводить кирпичный, его достраивали, ремонтировали и изменяли архитектуру вплоть до 70-ых годов ХVIIІ века.
Окончательный вид Спасо-Преображенский храм приобрёл только к 1882 – 1892 годам. Работы выполнялись согласно проекта знаменитого харьковского епархиального архитектора Михаила Ивановича Ловцова (1850-1907г.г.).
|
Ловцов Михаил Иванович – профессор харьковского технологического института, знаменитый архитектор, автор генеральной реконструкции храма. (http://smilebuilder.ru)
|
Большой вклад для осуществления строительных работ внесли сумские купцы Николай и Дмитрий Сухановы. В 1858 году сумской купец Дмитрий Иванович Суханов – уроженец города Обояни Курской губернии был выбран на должность соборного старосты и с этого времени заботами этого щедрого благотворителя связана дальнейшая судьба строительства и благоустройства храма.
В притвре храма на мемориальных досках изображения и тексты.
|
|
Портрет Д.Суханова с благодарственной надрисью "Благодарные потомки. г.Сумы 2015 год"
|
Надпись на мемориальной доске:
«ХРАМЪ СЕЙ возобновленъ въ 1892г. на средства потомственнаго почетнаго гражданина коммерцій сов?тника и кавалера Димитрі? Ивановича СУХАНОВА.
Благодарное городское общество.
23 марта 1895 года.»
|
|
Надпись на мемориальной доске:
«Соборный Храм сей во имя Преображения Господня Перестроен в царствование ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III-го старостой церковным Д.И.Сухановым, на его средства, занимавшимъ эту должность съ 1858 года до дня кончины своей последовавшей 20-го декабря 1890 года.
Постройка колокольни и трапезной церкви начата в 1882 г. окончена и освящена в 1885 году.
Постройка главной церкви начата им же в 1889 г., а окончена преемникомъ его Н.А.Сухановымъ.
Освящена в 1892 году.»
|
Из архивных документов известны некоторые чрезвычайно интересные данные о сооружении Сумского Спасо-Преображенского собора. Так, о закладке (то есть о начальном этапе строительства) упомянуты такие сведения: - 13 июля 1776 г. при соборном протопопе Иоанне Словинском и священниках Фёдоре Словинском, Стефане Куликовском был заложен каменный соборный храм. Архимандрит Товий Кремневский, живший на покое в Сумском Успенском мужском монастыре, освятил место под храм и закладываемый фундамент.
Медленное строительство храма в течении 12 последующих лет объясняется недостаточным финансовым вложением общины и монументальностью дорогостоящего строительства храма. Финансово помогали благотворители, из которых существенные вклады произвели Яков Алексеевич Шубский, Евдокия Парафиевская, Фёдор Кондратьевич Филоненко и вдовствующая Елена Крамаренко. Эти благотворительные взносы на строительство храма стали традиционными, и последующие времена жертвовали крупные суммы на строительство городские купцы Филипп Иоакимович Сидоренко, Андрей Григорьевич Копылов, Фёдор Иванович Стоянов и цеховой мастер Матфей Павлович Алейников.
Из записи священника Федора Словинского в 1802 году следует, что на храмозданном кресте была такая надпись: «освятися олтарь Господа и Бога и Спаса нашего Iисуса Христа къ церкви соборной святаго Алексiя человъка Божiя въ городъ Суминъ въ лъто отъ созданiя мiра 7169, индикта четырнадцатаго, а отъ воплощенi Слова Божiя 1661, марта въ 17-й день, при Благовърномъ Государъ Царе и Великомъ Князъ Алексiъ, всъя великiя и малыя и бълыя Россiи и при Великомъ Государъ Святъйшемъ Никонъ, Патрiархъ Московскомъ и всея великiя и малыя и бълыя Россiи.» (http://portal-pravoslavie.sumy.ua/)
В начале XIX века храм уже представлял собой грандиозное сооружение в Слободском крае.
Доныне Спасо-Преображенский храм один из самых больших на Сумщине. Архитектурная композиция храма не имеет чётко выраженного единого стиля. Однако, архитектору Ловцову М.И. удалось гармонично объединить архитектурные черты ренессанса, классицизма и барокко, сохранить создаваемое веками и всё это объединить в единую архитектурную композицию. Такой стиль сложился благодаря бережному сохранению первоначальных архитектурных решений храма, дополненный новыми частями, что “включались” в задумки прежних архитекторов. Фасад собора обрамлён двойным портиком, а с двух сторон, от центральных входов, храм украшает великолепная мозаичная художественная кладка. Обрамляют собор строгие и торжественные центральные колонны, украшенные капитолием в коринфском стиле.
Удивительным новшеством в стилевом оформлении храма являются фигуры святых евангелистов (Луки, Марка, Иоанна и Матфея) высотой по 3 метра каждая чугунного литья по четырём углам колокольни и вокруг главного купола фигуры двух святых – Петра и Павла, а также две совершенно одинаковые скульптуры равноапостольного князя Владимира. Нигде и доныне в оформлении храмов, возведённых в Украине таких украшений нет. Эти сложные литейные работы выполнялись на сумском заводе «Вулкан».
Скульптуры вокруг барабана церкви
|
|
Равноапостольный князь Владимир
|
Святой Павел
|
|
|
Святой Петр
|
Равноапостольный князь Владимир
|
Скульптуры на колокольне
|
|
Святой евангелист Иоанн
|
Святой евангелист Матфей
|
|
|
Святой евангелист Марк
|
Святой евангелист Лука
|
Необыкновенно изящна и красива 58-метровая колокольня, сложенная из трёх ярусов и увенчанная золотым куполом. Несколько ниже купола расположены башенные часы с циферблатами на четыре стороны, приводимые к работе и бою заводом 1 раз на трое суток. Великолепные росписи стен и украшения внутри храма на библейские темы были живописно выполнены известными русскими художниками Клавдием Лебедевым, Владимиром Маковским и Анатолием Шороховым.
|
Центральный вход в храм через колокольню
|
|
|
Мозаика в нише слева от центрального входа
|
Мозаика в нише справа от центрального входа
|
|
|
Внутренне убранство храма
|
В притворе храма икона Спаса Нерукотворного, выаполненная мозаичной техникой, освещаемая днем солнцем, а вечером люстрой
|
|
Купол
|
В храме множество икон, но самой почитаемой из них является чудотворная Корсунская икона Божьей Матери – это святыня храма. С этой иконой по особым событиям (на третий день Пасхи) совершаются праздничные ходы по городу.
|
Корсунская икона Божьей Матери. Изображение из Интернета
|
С наступлением сумерек собор освещается лампами и прожекторами, что делает его главным украшением ночной панорамы города.
|
Ночное освещение собора (https://stapico.ru/photosumy)
|
Спасо-Преображенский собор - исторический памятник архитектуры, являющийся яркой и первейшей достопримечательностью не только областного центра, но и всей Сумщины.
Колокольня и колокола Спасо-Преображенского кафедрального собора
|
Колокольня
|
|
|
Колокол в проёме, первый ярус
|
Колокола в проёме, второй ярус
|
|
|
Колокола в проёме, третий ярус
|
Часы куранты
|
Каменная колокольня храма имеет также свою историю. Она была заложена 15.07.1797 г. и её строительство осуществлялось 5 лет. К великому сожалению горожан, пристально и с интересом наблюдавших за ходом строительных работ, колокольня уже через 10 лет нуждалась в перестройке. Оказались недостаточно качественными строительные материалы и, возможно, инженерные расчёты. Только к 1821 г. эти работы были окончены и колокольня с того времени остаётся почти в неизменном внешнем виде.
Ныне колокольня Спасо-Преображенского храма строение монументально изящное, сбалансированное в равных архитектурных частях своего основания и трёх ярусов. Венчает колокольню золотой купол с крестом и фигурами евангелистов: Петра, Павла, Иоанна и Матфея.
Радуют своим точным ходом и красивым боем, осуществляемым автоматически, городские часы.
На каждом из трёх ярусов расположены колокола, всего их 16.
Ансамбль, составленный из крупных колоколов современного литья на первом и втором ярусе, малых зазвонных колоколов и часовых автоматического боя на третьем ярусе.
Отдельно следует упомянуть о сходах на ярусы. Они состоят из 80 ступеней, вначале бетонных, армированных металлом, выкрашенных, аккуратных и не представляющих большой трудности преодоления и двух лестниц, сварных металлических по 40 ступеней каждая, ведущих с первого яруса на второй и далее на третий. Подъём на 50-ти метровую высоту осуществляется достаточно быстро, без чрезвычайных усилий. Ступени выполнены не только надёжно, но и аккуратно. Их сооружение выгодно отличается своей хорошей конструктивностью и талантливым инженерным решением.
Колоколов тех давних, в которые звонили в конце XVIII - начале XIX веков на этой колокольне, конечно, не сохранились. О них известно весьма мало. Так, большой колокол был взят в 1788 году из Сумского Успенского мужского монастыря в связи с его упразднением. На нём имелась надпись и упоминание, что изготовлен он на средства статского советника Якова Алексеевича Шубского, а на втором, что поменьше, в надписи сообщалось, что он отлит на средства сумчанина Даниила Ивановича Забродского.
Исследование колоколов
Колокола первого яруса
|
Колокольня. Превый ярус.
|
Здесь расположен единственный колокол. На шее колокола надпись: "РАДОСТНО ПОЙТЕ БОГУ ТВЕРДЫНЄ НАШЕЙ ВОРОНЕЖ 1991г. ВЕРА"
|
|
Колокол на первом ярусе. Диаметр колокола по низу – 82 см, высота – 84 см, высота до короны – 70 см.
|
Фрагмент надписи и декоров
|
Колокол выкрашен черной краской. Укреплён надёжно на тросах, из которых удерживающий сам колокол, защищен от коррозии специальной обработкой, другой – пропущен через блок, требует периодического контроля из-за незащищенности от воздействий окружающей среды. Колокол участвует в звонах 27 лет и не имеет видимых повреждений. Литьё заводское объединения «ООО ВЕРА» в г. Воронеж.
Колокола второго яруса
|
Колокольня. Второй ярус.
|
Колокола расположены высоко в проёмах, вывешены на балках. Восточный проём выходит на купол храма, где помещены два колокола.
|
Колокола восточного проёма
Колокола №1 и 2 (слева направо).
Колокол № 1 – диаметр – 30 см, высота – 32 см, высота без короны – 23 см. Колокол не участвует в звонах в связи с повреждением языка.
Колокол № 2 – диаметр – 23 см, высота – 27 см, высота без короны – 18 см. колокол не участвует в звонах, отсутствует язык и петля для его крепления.
|
Западный проём выходит на Казацкий спуск.
|
Колокола западного проёма
Колокола № 3, 4 и 5 (слева направо)
Для исследования недоступны из-за высоты их положения
|
|
|
Колокол №3
|
Колокол №4
|
|
Колокол №5
|
Крепления колоколов (визуально) достаточно прочные. Нет веревок, очевидно, «молчат».
Северный проём выходит на улицу Соборную
|
Колокола северного проёма
Колокола №6, 7 и 8 (слева направо)
Для исследования недоступны из-за высоты их положения
|
|
|
Колокол №6
|
Колокол №7
|
|
Колокол №8
|
По центру яруса вывешен большой колокол, имеет надёжное крепление на штифтах, продетых сквозь колокольные уши.
|
|
Большой колокол второго яруса
|
Штифтовое крепление колокола
|
Диаметр колокола – 114 см, высота – 117 см, высота без короны – 93 см.
На шее отлита надпись «*БУДЬ ПРЕВОЗНЕСЕН ВЫШЕ НЕБЕС БОЖЕ* КИЕВ (предположительно) 1991 ВОРОНЕЖ (последние три слова одно над другим маленькими буквами) ВЕРА». Звездочкой условно обозначен декор-разделитель в надписи в виде креста. Буквы очень плохо читаются. Колокол отлит «ООО ВЕРА» в г. Воронеже.
|
|
Фрагмент надписи «ВЫШЕ НЕБЕС БОЖЕ» и декора
|
Фрагмент надписи «КИЕВ (предположительно) 1991 ВОРОНЕЖ (три слова одно над другим маленькими буквами) ВЕРА (на фото видны первые две буквы)» и декора
|
Колокола на поручне лестницы
|
Колокола на поручне лестницы.
Колокол № 10 – сигнальный, украинского литья, возможно середина или конец ХІХ века. Производитель не известен. Измерения не производились.
Колокол № 11 – на плаще надпись крупными буквами «Ю З Ж Д», отливался после войны, в период восстановления железнодорожных станций. Измерения не производились.
|
|
|
Колокол № 10
|
Колокол № 11
|
|
Колокол № 11. Надпись «Ю З Ж Д»
|
Колокола третьего яруса
Колокола третьего яруса автоматического боя, все часовые. С левой стороны две гири из устройства завода часов.
|
Колокольня. Третий ярус.
|
Центральный колокол производства завода Самгина. Принимает активное участие в звонах, имеет хорошее звучание, удар выполняется молотом снаружи. Имеется повреждение – сквозное отверстие со сколами металла изнутри.
|
Центральный колокол производства завода Самгина. Диаметр – 58 см, высота – 64 см.
|
|
|
Декор и надпись «САМГИНА»
|
Сквозное отверстие
|
Колокльный завод Самгина.
Колокол с надписью единственным словом «САМГИНА» отлит на московском колокольном заводе Самгиных. Его основатель Самгин Дмитрий Николаевич (1797-1872) года обеспечил становление и развитие производства. Колокола этого завода были широко известны по всей России и завод по количеству вырабатываемой продукции практически был вторым после завода Н.Д.Финляндского. Завод унаследовал сын Дмитрия Николаевича – Самгин Андрей Дмитриевич. Он владел заводом с 1872 по 1893 годы. Колокол, обнаруженный на звоннице Трехсвятительской церкви, отлит на заводе Самгина А.Д. в девяностых годах. Аналогичные колокола отливались заводом как весовые.
|
|
Самгин А.Д. Фото из интернета.
|
Колокол с аналогичной надписью «САМГИНА».
Из коллекции И.В.Коновалова. Фото И.В.Коновалова.
Изображение из книги Глушецкого А.А.
|
По смерти Андрея Дмитриевича заводом управляли его сыновья: Самгин Дмитрий Андреевич и Самгин Владимир Андреевич. Завод назывался «Товарищество на паях Братьев Самгиных».
Этим заводом отливался колокол 1896 года для Киево-Свято-Троицкого монастыря весом 1150 пудов. Это был самый большой действующий колокол в Украине. В 1914-1915 годах заводом братьев Самгиных отливались заказанные 12 колоколов для Сумского Свято-Троицкого собора.
Интересным фактом является изготовление колоколов общим весом в 320 тонн заводом Самгиных для храма Христа Спасителя у ж.д. станции Борки. Здесь 17.10.1888 года произошло крушение царского поезда. В честь спасения царской семьи и возвели эту церковь. Колокола для нее были изготовлены заводом в дар.
|
Храма в Борках. Ныне не существует. Возможная дата разрушения – 1943 год.
|
*****************
Здесь же помещаются колокола часовые
|
Часовые колокола. Колокола №13, 14 и 15 (слева направо)
|
|
|
Колокол № 13. Диаметр – 28 см, высота – 28 см.
|
Колокол № 13. Декоры в виде цветков.
|
|
|
Колокол № 14. Диаметр – 31 см, высота – 33 см.
|
Колокол № 14. Декоры в виде цветков. Идентичны декорам колокола №13.
|
|
|
Колокол № 15. Диаметр – 38 см, высота – 45 см.
|
Колокол № 15. Две полосы декора. Производитель не указан.
|
Декоры в виде цветков на колоколах №13 и 14 одинакового диаметра и поставлены через равные промежутки. Схожие украшения использовали касимовские литейщики на дужных колокольчиках, зазвонных и трельных колоколах.
Крепление колоколов надёжное, все целы, без видимых повреждений. Здесь же на ярусе расположены отвесы (весовые) натяжения ударного механизма часов и их хода.
С колокольни открывается вид на город с большой высоты в сторону улиц Петропавловской, центральной городской площади, ул. Терезова.
|
Вид с колокольни на ул. Соборную в сторону центральной городской площади
|
|
Вид с колокольни на ул. Терезова
|
|
Вид с колокольни на ул. Соборную в сторону ул. Петропавловской
|
Работы по исследованию колоколов производились в марте 2018 года с участием звонаря Виктора Васильевича Обода.
Исследователь и составитель статьи выражает благодарность за содействие и оказание практической помощи:
- Отцу Благочинному Протоиерею Николаю Смакоузу;
- Дьякону – звонарю Виктору Васильевичу Ободу.
С. Сукач, март – сентябрь 2018 г.
|