Воскресенье, 28.04.2024, 12:02
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [22]
Другие статьи [11]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [40]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [5]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [5]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Исторические колокола и звоны Украины

Колокола сумского Спасо-Преображенского Кафедрального Собора

Колокола сумского Спасо-Преображенского Кафедрального собора

Сумской Спасо-Преображенский Кафедральный собор

 

Собор является памятником архитектуры

Сумской Спасо-Преображенский Кафедральный собор – архитектурный памятник Украины, один из самых монументальных храмов на Слобожанщине. Он овеян славой событий, вошедших в историю нашего народа.

Это красивейшее здание национальной архитектуры ХVIII века, чудом уцелевшее в годы войны, разрухи, поругания святынь и веры, ныне любимое горожанами и верующими. Люди из поколения в поколение связывали с ним свою жизнь и память о своих предках. Сумчане гордятся таким достойным наследием. Храм расположен на пешеходной улице в самом сердце города,  где изначально был заложен и несколько веков выстраивался.

Вид на собор со стороны центрального входа

Вид на собор с правой стороны

Город Сумы основан во времена окончания Народно-Освободительной войны  1648 - 1654 года, когда на северо-восточной границе Украины закладывались города – крепости. Согласно историческим данным с  целью закладки пограничного города-крепости сюда были направлены казачьи войска под командованием полковника Герасима Кондратьева. В эти и последующие годы на Слобожанщине были заложены аналогичные крепостные поселения: Чугуев, Изюм, Харьков, Ахтырка.

Мурал с изображением полковника Герасима Кондратьева, основателя г. Сумы, его герба, надписи и крепости Сумы с двумя храмами

Надписи на мурале: возле портрета «Гарасимъ Кондратьев. Засновник м.Суми»* (* «основатель г. Сумы»). Ниже на свитке: « Городъ суминъ построенъ въ дубовом лѣсу, по мѣрѣ окола всего города и съ посадомъ 3426 сажень, по городу 4 башни съ проѣзжими вороты. 23 башны глухих, по острогу 8 проѣзжихь воротъ изъ города тайникъ къ рѣкѣ Пслу, вода въ немь добра»

Сумская крепость была заложена на некотором возвышении, у подножья которого протекала речушка, невдалеке впадающая в реку Псел. Ныне это небольшое пространство в самом центре города, которое знаменуется двумя храмами – Спасо-Преображенским и Воскресенским.

Панорамный вид на центр города с двумя храмами Спасо-Преображенским (на фото справа) и Воскресенским (на фото слева)

Спасо-Преображенский Собор

Воскресенский Собор

Со времён основания города именно на этом месте была заложена деревянная церковь в 60-х годах ХVII века, названная в честь Преображения Господнего.

В те времена и вплоть до 30-ых годовХVIIІ века народ Слобожанщины продолжал терпеть неисчислимые бедствия: пожары, эпидемии и периодические набеги крымских татар. Первая деревянная церковь в Сумах сгорела в пожаре одного из таких набегов. Тогда не было возможности возводить большие каменные церкви и по распоряжению полковника Герасима Кондратьева, церковь восстанавливали используя все возможные местные ресурсы. В последствии, очевидно к концу ХVII века, храм стали возводить кирпичный, его достраивали, ремонтировали и изменяли архитектуру вплоть до 70-ых годов ХVIIІ века.

Окончательный вид Спасо-Преображенский храм приобрёл только к 1882 – 1892 годам. Работы выполнялись согласно проекта знаменитого харьковского епархиального архитектора Михаила Ивановича Ловцова (1850-1907г.г.).

Ловцов Михаил Иванович – профессор харьковского технологического института, знаменитый архитектор, автор генеральной реконструкции храма. (http://smilebuilder.ru)

Большой вклад для осуществления строительных работ внесли сумские купцы Николай и Дмитрий Сухановы. В 1858 году сумской купец Дмитрий Иванович Суханов – уроженец города Обояни Курской губернии был выбран на должность соборного старосты и с этого времени заботами этого щедрого благотворителя связана дальнейшая судьба строительства и благоустройства храма.

В притвре храма на мемориальных досках изображения и тексты.

Портрет Д.Суханова с благодарственной надрисью "Благодарные потомки. г.Сумы 2015 год"

Надпись на мемориальной доске:

«ХРАМЪ СЕЙ возобновленъ въ 1892г. на средства потомственнаго почетнаго гражданина коммерцій сов?тника и кавалера Димитрі? Ивановича СУХАНОВА.

Благодарное городское общество.

23 марта 1895 года.»

Надпись на мемориальной доске:

«Соборный Храм сей во имя Преображения Господня Перестроен в царствование ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III-го старостой церковным Д.И.Сухановым, на его средства, занимавшимъ эту должность съ 1858 года до дня кончины своей последовавшей 20-го декабря 1890 года.

Постройка колокольни и трапезной церкви начата в 1882 г. окончена и освящена в 1885 году.

Постройка главной церкви начата им же в 1889 г., а окончена преемникомъ его Н.А.Сухановымъ.

Освящена в 1892 году.»

Из архивных документов известны некоторые чрезвычайно интересные данные о сооружении Сумского Спасо-Преображенского собора. Так, о закладке (то есть о начальном этапе строительства) упомянуты такие сведения: - 13 июля 1776 г. при соборном протопопе Иоанне Словинском и священниках Фёдоре Словинском, Стефане Куликовском был заложен каменный соборный храм. Архимандрит Товий Кремневский, живший на покое в Сумском Успенском мужском монастыре, освятил место под храм и закладываемый фундамент.

Медленное строительство храма в течении 12 последующих лет объясняется недостаточным финансовым вложением общины и монументальностью дорогостоящего строительства храма. Финансово помогали благотворители, из которых существенные вклады произвели Яков Алексеевич Шубский, Евдокия Парафиевская, Фёдор Кондратьевич Филоненко и вдовствующая Елена Крамаренко. Эти благотворительные взносы на строительство храма стали традиционными, и последующие времена жертвовали крупные суммы на строительство городские купцы Филипп Иоакимович Сидоренко, Андрей Григорьевич Копылов, Фёдор Иванович Стоянов и цеховой мастер Матфей Павлович Алейников.

Из записи священника Федора Словинского в 1802 году следует, что на храмозданном кресте была такая надпись: «освятися олтарь Господа и Бога и Спаса нашего Iисуса Христа къ церкви соборной святаго Алексiя человъка Божiя въ городъ Суминъ въ лъто отъ созданiя мiра 7169, индикта четырнадцатаго, а отъ воплощенi Слова Божiя 1661, марта въ 17-й день, при Благовърномъ Государъ Царе и Великомъ Князъ Алексiъ, всъя великiя и малыя и бълыя Россiи и при Великомъ Государъ Святъйшемъ Никонъ, Патрiархъ Московскомъ и всея великiя и малыя и бълыя Россiи.» (http://portal-pravoslavie.sumy.ua/)

В начале XIX века храм уже представлял собой грандиозное сооружение в Слободском крае.

Доныне Спасо-Преображенский храм один из самых больших на Сумщине. Архитектурная композиция храма не имеет чётко выраженного единого стиля. Однако, архитектору Ловцову М.И. удалось гармонично объединить архитектурные черты ренессанса, классицизма и барокко, сохранить создаваемое веками и всё это объединить в единую архитектурную композицию. Такой стиль сложился  благодаря бережному сохранению первоначальных архитектурных решений храма, дополненный новыми частями, что “включались” в задумки прежних архитекторов. Фасад собора обрамлён двойным портиком, а с двух сторон, от центральных входов, храм украшает великолепная мозаичная художественная кладка. Обрамляют собор строгие и торжественные центральные колонны, украшенные капитолием в коринфском стиле.

Удивительным новшеством в стилевом оформлении храма являются фигуры святых евангелистов (Луки, Марка, Иоанна и Матфея) высотой по 3 метра каждая чугунного литья по четырём углам колокольни и вокруг главного купола фигуры двух святых – Петра и Павла, а также две совершенно одинаковые скульптуры равноапостольного князя Владимира. Нигде и доныне в оформлении храмов, возведённых в Украине таких украшений нет. Эти сложные литейные работы выполнялись на сумском заводе «Вулкан».

Скульптуры вокруг барабана церкви

Равноапостольный князь Владимир

Святой Павел

Святой Петр

Равноапостольный князь Владимир

Скульптуры на колокольне

Святой евангелист Иоанн

Святой евангелист Матфей

Святой евангелист Марк

Святой евангелист Лука

Необыкновенно изящна и красива 58-метровая колокольня, сложенная из трёх ярусов и увенчанная золотым куполом. Несколько ниже купола расположены башенные часы с циферблатами на четыре стороны, приводимые к работе и бою заводом 1 раз на трое суток. Великолепные росписи стен и украшения внутри храма на библейские темы были живописно выполнены известными русскими художниками Клавдием Лебедевым, Владимиром Маковским и Анатолием Шороховым.

Центральный вход в храм через колокольню

Мозаика в нише слева от центрального входа

Мозаика в нише справа от центрального входа

Внутренне убранство храма

В притворе храма икона Спаса Нерукотворного, выаполненная мозаичной техникой, освещаемая днем солнцем, а вечером люстрой

Купол

В храме множество икон, но самой почитаемой из них является чудотворная Корсунская икона Божьей Матери – это святыня храма. С этой иконой по особым событиям (на третий день Пасхи) совершаются праздничные ходы по городу.

Корсунская икона Божьей Матери. Изображение из Интернета

С наступлением сумерек собор освещается лампами и прожекторами, что делает его главным украшением ночной панорамы города.

Ночное освещение собора (https://stapico.ru/photosumy)

Спасо-Преображенский собор - исторический памятник архитектуры, являющийся яркой и первейшей достопримечательностью не только областного центра, но и всей Сумщины.

Колокольня и колокола Спасо-Преображенского кафедрального собора

Колокольня

Колокол в проёме, первый ярус

Колокола в проёме, второй ярус

Колокола в проёме, третий ярус

Часы куранты

Каменная колокольня храма имеет также свою историю. Она была заложена 15.07.1797 г. и её строительство осуществлялось 5 лет. К великому сожалению горожан, пристально и с интересом наблюдавших за ходом строительных работ, колокольня уже через 10 лет нуждалась в перестройке. Оказались недостаточно качественными строительные материалы и, возможно, инженерные расчёты. Только к 1821 г. эти работы были окончены и колокольня с того времени остаётся почти в неизменном внешнем виде.

Ныне колокольня Спасо-Преображенского храма строение монументально изящное, сбалансированное в равных архитектурных частях своего основания и трёх ярусов. Венчает колокольню золотой купол с крестом и фигурами евангелистов: Петра, Павла, Иоанна и Матфея.

Радуют своим точным ходом и красивым боем, осуществляемым автоматически, городские часы.

На каждом из трёх ярусов расположены колокола, всего их 16.

Ансамбль, составленный из крупных колоколов современного литья на первом и втором ярусе, малых зазвонных колоколов и часовых автоматического боя на третьем ярусе.

Отдельно следует упомянуть о сходах на ярусы. Они состоят из 80 ступеней, вначале бетонных, армированных металлом, выкрашенных, аккуратных и не представляющих большой трудности преодоления и двух лестниц, сварных металлических по 40 ступеней каждая, ведущих с первого яруса на второй и далее на третий. Подъём на 50-ти метровую высоту осуществляется достаточно быстро, без чрезвычайных усилий. Ступени выполнены не только надёжно, но и аккуратно. Их сооружение выгодно отличается своей хорошей конструктивностью и талантливым инженерным решением.

Колоколов тех давних, в которые звонили в конце XVIII - начале XIX веков на этой колокольне, конечно, не сохранились. О них известно весьма мало. Так, большой колокол был взят в 1788 году из Сумского Успенского мужского монастыря в связи с его упразднением. На нём имелась надпись и упоминание, что изготовлен он на средства статского советника Якова Алексеевича Шубского, а на втором, что поменьше, в надписи сообщалось, что он отлит на средства сумчанина Даниила Ивановича Забродского.

Исследование колоколов

Колокола первого яруса

Колокольня. Превый ярус.

Здесь расположен единственный колокол. На шее колокола надпись: "РАДОСТНО ПОЙТЕ БОГУ ТВЕРДЫНЄ НАШЕЙ    ВОРОНЕЖ 1991г. ВЕРА"

Колокол на первом ярусе. Диаметр колокола по низу – 82 см, высота – 84 см, высота до короны – 70 см.

Фрагмент надписи и декоров

Колокол выкрашен черной краской. Укреплён надёжно на тросах, из которых удерживающий сам колокол, защищен от коррозии специальной обработкой, другой – пропущен через блок, требует периодического контроля из-за незащищенности от воздействий окружающей среды. Колокол участвует в звонах 27 лет и не имеет видимых повреждений. Литьё заводское объединения «ООО ВЕРА» в г. Воронеж.

Колокола второго яруса

Колокольня. Второй ярус.

Колокола расположены высоко в проёмах, вывешены на балках. Восточный проём выходит на купол храма, где помещены два колокола.

Колокола восточного проёма

Колокола №1 и 2 (слева направо).

Колокол № 1 – диаметр – 30 см, высота – 32 см, высота без короны – 23 см. Колокол не участвует в звонах в связи с повреждением языка.

Колокол № 2 – диаметр – 23 см, высота – 27 см, высота без короны – 18 см. колокол не участвует в звонах, отсутствует язык и петля для его крепления.

Западный проём выходит на Казацкий спуск.

Колокола западного проёма

Колокола № 3, 4 и 5 (слева направо)

Для исследования недоступны из-за высоты их положения

Колокол №3

Колокол №4

Колокол №5

Крепления колоколов (визуально) достаточно прочные. Нет веревок, очевидно, «молчат».

Северный проём выходит на улицу Соборную

Колокола северного проёма

Колокола №6, 7 и 8 (слева направо)

Для исследования недоступны из-за высоты их положения

Колокол №6

Колокол №7

Колокол №8

По центру яруса вывешен большой колокол, имеет надёжное крепление на штифтах, продетых сквозь колокольные уши.

Большой колокол второго яруса

Штифтовое крепление колокола

Диаметр колокола – 114 см, высота – 117 см, высота без короны – 93 см.

На шее отлита надпись «*БУДЬ ПРЕВОЗНЕСЕН ВЫШЕ НЕБЕС БОЖЕ* КИЕВ (предположительно) 1991 ВОРОНЕЖ (последние три слова одно над другим маленькими буквами) ВЕРА». Звездочкой условно обозначен декор-разделитель в надписи в виде креста. Буквы очень плохо читаются. Колокол отлит «ООО ВЕРА» в г. Воронеже.

Фрагмент надписи «ВЫШЕ НЕБЕС БОЖЕ» и декора

Фрагмент надписи «КИЕВ (предположительно) 1991 ВОРОНЕЖ (три слова одно над другим маленькими буквами) ВЕРА (на фото видны первые две буквы)» и декора

Колокола на поручне лестницы

Колокола на поручне лестницы.

Колокол № 10 – сигнальный, украинского литья, возможно середина или конец ХІХ века. Производитель не известен. Измерения не производились.

Колокол № 11 – на плаще надпись крупными буквами «Ю З Ж Д», отливался после войны, в период восстановления железнодорожных станций. Измерения не производились.

Колокол № 10

Колокол № 11

Колокол № 11. Надпись «Ю З Ж Д»

Колокола третьего яруса

Колокола третьего яруса автоматического боя, все часовые. С левой стороны две гири из устройства завода часов.

Колокольня. Третий ярус.

Центральный колокол производства завода Самгина. Принимает активное участие в звонах, имеет хорошее звучание, удар выполняется молотом снаружи. Имеется повреждение – сквозное отверстие со сколами металла изнутри.

Центральный колокол производства завода Самгина. Диаметр – 58 см, высота – 64 см.

Декор и надпись «САМГИНА»

Сквозное отверстие

Колокльный завод Самгина.

Колокол с надписью единственным словом «САМГИНА» отлит на московском колокольном заводе Самгиных. Его основатель Самгин Дмитрий Николаевич (1797-1872) года обеспечил становление и развитие производства. Колокола этого завода были широко известны по всей России и завод по количеству вырабатываемой продукции практически был вторым после завода Н.Д.Финляндского. Завод унаследовал сын Дмитрия Николаевича – Самгин Андрей Дмитриевич. Он владел заводом с 1872 по 1893 годы. Колокол, обнаруженный на звоннице Трехсвятительской церкви, отлит на заводе Самгина А.Д. в девяностых годах. Аналогичные колокола отливались заводом как весовые.

Самгин А.Д.  Фото из интернета.

Колокол с аналогичной надписью «САМГИНА».
Из коллекции И.В.Коновалова. Фото И.В.Коновалова.
Изображение из книги Глушецкого А.А.

По смерти Андрея Дмитриевича заводом управляли его сыновья: Самгин Дмитрий Андреевич и Самгин Владимир Андреевич. Завод назывался «Товарищество на паях Братьев Самгиных».

Этим заводом отливался колокол 1896 года для Киево-Свято-Троицкого монастыря весом 1150 пудов. Это был самый большой действующий колокол в Украине. В 1914-1915 годах заводом братьев Самгиных отливались заказанные 12 колоколов для Сумского Свято-Троицкого собора.

Интересным фактом является изготовление колоколов общим весом в 320 тонн заводом Самгиных для храма Христа Спасителя у ж.д. станции Борки. Здесь 17.10.1888 года произошло крушение царского поезда. В честь спасения царской семьи и возвели эту церковь. Колокола для нее были изготовлены заводом в дар.

Храма в Борках. Ныне не существует. Возможная дата разрушения – 1943 год.

*****************

Здесь же помещаются колокола часовые 

Часовые колокола. Колокола №13, 14 и 15 (слева направо)

Колокол № 13. Диаметр – 28 см, высота – 28 см.

Колокол № 13. Декоры в виде цветков.

Колокол № 14. Диаметр – 31 см, высота – 33 см.

Колокол № 14. Декоры в виде цветков. Идентичны декорам колокола №13.

Колокол № 15. Диаметр – 38 см, высота – 45 см.

Колокол № 15. Две полосы декора. Производитель не указан.

Декоры в виде цветков на колоколах №13 и 14 одинакового диаметра и поставлены через равные промежутки. Схожие украшения использовали касимовские литейщики на дужных колокольчиках, зазвонных и трельных колоколах.

Крепление колоколов надёжное, все целы, без видимых повреждений. Здесь же на ярусе расположены отвесы (весовые) натяжения ударного механизма часов и их хода.

С колокольни открывается вид на город с большой высоты в сторону улиц Петропавловской, центральной городской площади, ул. Терезова.

Вид с колокольни на ул. Соборную в сторону центральной городской площади

Вид с колокольни на ул. Терезова

Вид с колокольни на ул. Соборную в сторону ул. Петропавловской

Работы по исследованию колоколов производились в марте 2018 года с участием звонаря Виктора Васильевича Обода.

Исследователь и составитель статьи выражает благодарность за содействие и оказание практической помощи:

- Отцу Благочинному Протоиерею Николаю Смакоузу;

- Дьякону – звонарю Виктору Васильевичу Ободу.

С. Сукач, март – сентябрь 2018 г. 

Категория: Исторические колокола и звоны Украины | Добавил: sun (27.09.2018)
Просмотров: 2061 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2024-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.12.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
ГОСУДАРЕВ ДАР (0)
[12.10.2020]   [Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство]
Взаимные влияния литейных практик ямских (дужных) колокольчиков в основных центрах их производства (0)
[27.01.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокола сумского Пророко-Ильинского храма (0)
[06.01.2020]   [Другие статьи]
Валдайский колокол завода братьев Усачевых в харьковской частной коллекции (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz