Пятница, 26.04.2024, 11:25
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [22]
Другие статьи [11]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [40]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [5]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [5]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Исторические колокола и звоны Украины

Колокола Сумского Троицкого архиерейского собора

Колокола Сумского Троицкого архиерейского собора

Сумской Троицкий собор

Сумской Троицкий собор

Сумчане и каждый побывавший в этом городе, с восторгом отзываются об этом великолепном храме, что отстоит несколько дальше от исторически сложившегося центра города. Это не мешает посещению прихожан, городских жителей и гостей города. Бесспорно, он является одной из главнейших достопримечательностей города.

Место для строительства величественного храма выбрано неслучайно – он построен высоко над рекой Псёл и так, чтобы был виден издалека.

Вид на храм с реки Псел

Храм поражает своей монументальностью и красотой. Голубыми куполами на фоне неба, устремлен он в небесную высь и так высок, что верующим, осеняющим себя крестным знамением, что бы увидеть его сияющие золотые кресты, необходимо высоко поднимать глаза. Каждый, впервые видящий храм, обязательно старается обойти его вокруг, чтобы насладиться красотой архитектуры, увидеть его и по частям, и полностью.

Сумской Троицкий Архиерейский храм – истинный архитектурный шедевр, неповторимый своим своеобразием. Открыв могучие двери этого грандиозного храма и войдя в его внутренний простор, ощущаешь удивительный покой и гармонию. Неизменно у каждого возникает желание вновь и вновь возвращаться в эту духовную обитель. Если, как говорят, архитектура – это музыка в камне, то Сумской Троицкий собор – симфония радости.

Этот храм – подарок городу и многим поколениям живущих здесь людей, преподнесенный благодетелем города и меценатом Харитоненко Павлом Ивановичем. У входа в храм расположена памятная мраморная плита, на которой приведены сведения об этом. Безусловным является тот факт, что Харитоненко П.И., осуществляя строительство этого храма, выполнял волю своего отца, знаменитого сахарозаводчика Ивана Герасимовича Харитоненко.

Мемориальный знак на стене собора

Харитоненко Иван Герасимович (1822-1889) и Харитоненко Павел Иванович (1853 - 1914) – отец и сын, знаменитые сахарозаводчики и благодетели города Сумы, возвели за свои средства в подарок горожанам многие здания что и поныне используются по прямому назначению. Благодаря им город сохраняет свой сложившийся образ богатого провинциального города Харьковской губернии. Они мечтали возвести в городе Сумах такой красоты храм, чтобы он не уступал столичым.

Иван Герасимович Харитоненко. Фото из частной коллекции.

Павел Иванович Харитоненко. Фото из частной коллекции.

Через 11 лет после смерти Харитоненко Ивана Герасимовича был заложен первый камень фундамента. Закладка первого камня состоялась в торжественной обстановке и при большом стечении народа, молебен в ознаменование начала грандиозного строительства прошел 6 мая 1901 г. Долгие 14 лет осуществлялось строительство этого грандиозного сооружения и поныне являющегося знаковым украшением города.

Троицкий собор  в начале ХХ века. Изображение из книги "Суми. Вулицями старого міста."

История строительства сумского Свято-Троицкого собора

Строительство затянулось на долгие годы и производилось поэтапно иногда более активными периодами строительных работ. Трудно представить, даже по современным масштабам, сколько вложено строительных материалов, сил и средств на сооружение такого храма. Из года в год Харитоненко П.И. выделялись необходимые средства. Для производства запланированных работ, согласно проекта, и не отступая от первоначальной задумки соорудить архитектурный шедевр, достойный мировых столиц, храм “рос” на глазах горожан. С каждым этапом храм своим видом и богатством поражал местных прихожан и приезжих гостей. Строительство продолжалось до 1914 года.

Войдя в храм, ощущаешь всю силу и духовную мощь людей, что его строили и самоотверженную их любовь. Воистину они соорудили этот грандиозный храм - подарок современникам и будущим поколениям горожан.

Дата закладки храма была не случайной, а имела символическое значение, поскольку 6 мая 1901 г. – день рождения царя Николая II (1868-1917).

К этому времени на этом же месте располагалась действующая церковь под тем же названием, возведенная в 1827 году знаменитым и уважаемым в городе помещиком Михаилом Кузьмичем Линтваревым и его племянником Павлом Михайловичем Литварёвым. Церковь была каменная, исправная и к возведению нового храма оказалась мешающей архитектуре нового грандиозного сооружения. Поэтому была разобрана.

Троицкий собор и Троицкая церковь в нач. ХХ века. На обеих фото справа видна Троицкая церковь, вплотную примыкающая к вновь сооруженному храму. Изображения из книги "Суми. Вулицями старого міста."

При этой церкви действовала начальная школа и приют для неимущих, инвалидов и больных.

Со второй половины ХIХ века город стремительно рос: расширялись улицы и площади, скверы и парки. Строились новые улицы и здания. В большой степени строительство общественных зданий в городе осуществляли за средства сахарозаводчика Ивана Герасимовича Харитоненко. В небольшой Троицкой церкви по состоянию на 1861 год уже было более 1500 прихожан. Она не вмещала всех верующих в богослужения особенно в престольные и великие праздники. Решение о сооружении нового большого Троицкого храма народом было воспринято с радостью и надеждами украсить город великолепным храмом, подобным тем, что строились в больших городах.

По задумке благодетеля Павла Ивановича Харитоненко, объявившего, что храм будет возведен за его средства, проектирование и строительство должен был осуществлять знаменитый русский архитектор Алексей Викторович Щусев (1873-1949). Но осуществить это Щусеву не удалось в связи с занятостью проектированием и строительством в Москве и Санкт-Петербурге.  Это дело было поручено местному архитектору Карлу Густавовичу Шольцу (1837 Пруссия -1907 Сумы). Это известный архитектор немецкого происхождения, работавший на территории Курской, Харьковской и Черниговских губерний. 

По его мнению, храм должен быть сооружен в стиле неоклассицизма и своим видом напоминать знаменитые в Санкт-Петербурге Исаакиевский и Троицко-Измайловский соборы. К этому времени Шольц К.Г. уже выстроил несколько видных городских сооружений, его работой были довольны заказчики - городские власти и горожане. Вместе с тем, документальных данных о том, что именно Шольц К.Г. выполнял все проектные работы, отсутствуют. Известно лишь то, что проект был рассмотрен и утвержден 23.03.1901 года Харьковским губернским правлением, поддержан губернским архитектором А.С. Комарницким и инженером Ф.И. Шустером.

Средства на строительство были выделены в очень больших суммах и трудностей ни в строительных материалах, ни в специалистах, ни в рабочих не было. Возведение храма продвигалось значительными темпами. Только с мая по октябрь 1901 г. положено кирпичной кладки в три миллиона кирпичей. За первый сезон строительства храм был возведен до уровня карниза. Во втором сезоне 1902 года за такой же временной период строительства, все каменные работы были почти завершены. В третьем сезоне 1903 года, который начался с апреля, уже сооружались купола, наружные украшения. За ходом строительства с интересом наблюдали все жители города. Равнодушных не было. Однако, всё изменилось в связи с экономическим кризисом, который затронул и сахарную промышленность. Доходы сахарозаводчика П.И. Харитоненко упали до такого состояния, что храм почти не строился до 1911 года. В этом сезоне достраивались купола и производились работы по отделке храма, украшению его внутренних помещений. Харитоненко П.И. не жалел средств. Им был заказан в Италии изумительной работы мраморный иконостас. К росписи храма были приглашены лучшие русские живописцы: Михаил Васильевич Нестеров, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Для росписи холстов – Игнатий Игнатьевич Нивинский.

М.В. Нестеров (1862-1942). Изображение из Интернета.

К.С. Петров-Водкин (1878-1939). Изображение из Википедии.

И.И. Нивинский (1881-1933). Изображение из Википедии.

Изначально предполагалось внутреннее украшение храма выполнить в идее, заимствованной в оформлении Владимирского Собора в Киеве. Реализовать задумку вполне не удалось, поскольку Нестеров М.В. отказался от такого объема работ, но им были созданы шесть великолепных икон: Христа, Богоматери, Троицы, Святого Николая, архангелов Гавриила и Михаила. На центральном куполе в нишах и под окнами И.И. Нивинским были созданы работы 16 образов, ряд икон, а витражи выполнял К.С. Петров-Водкин. А.В. Щусевым выполнены проектные работы иконостаса, решеток ограды собора, церковной утвари.

Фактически храм полностью был готов к 1914 году. Дальнейшая его судьба драматична. Из его первоначальных богатств ничего не сохранилось. Нестеровские иконы пропали из храма еще в 1920-ых годах прошлого столетия, а иконостас не был даже доставлен в Сумы – утонул с кораблем, потопленным в результате атаки подводной лодки.

Начавшаяся Первая Мировая война, а затем Октябрьская революция 1917 г., провозглашенная новыми властями политика гонений на веру и церковь, голодомор, репрессии привели храм к запустению и разрушению. В годы Великой Отечественной войны попаданием снаряда был поврежден купол, а от случайного возникшего пожара сгорела большая часть перекрытий. Храм нуждался в серьезном ремонте. Сразу после окончания войны в 1945 г. на средства, собранные прихожанами и гражданами города, отремонтировали перекрытия. В 1949 г. восстановлен купол. Вслед за этим, ремонты производили в подвальных помещениях. И только в 1976 г. научно-исследовательским институтом «Укрреставрация» подготовлена проектная документация полной реставрации храма. Работы велись долгих десять лет. Собор подготовили для проведения концертов органной музыки. Усилиями прихода и всех верующих храм вернули религиозной общине. В 1992 г. орган демонтировали.

Чертеж здания. Доступен для всеобщего обозрения в храме. Возможно, выполнен для реставрационных работ.

Историки города не имеют единого мнения о том, был ли освящен храм? Официальное освящение храма было назначено на 26.09.1914 г. о чем сообщалось газетами всем жителям города Сумы. Однако, в связи с внезапной кончиной Харитоненко П.И. (13.06.1914) и начавшейся в августе 1914 г. первой Мировой войны, освящение храма не состоялось. Вместе с тем, исследователи, опираясь на сообщение в газете «Сумской вестник» за 1917 г., полагают, что храм всё же был освящен в ноябре 1914 года. Документального подтверждения этому факту  пока не найдено.

Высокопреосвященным Евлогием архиепископом Харьковским и Ахтырским только 18 мая 2014 г., ровно через 100 лет со времени возведения, храм освятили.

С этого времени в Троицком храме проводятся богослужения. Все жители города Сумы любят и почитают этот храм, как памятник страданий народа и его твёрдой веры.  

Об истории колоколов Свято-Троицкого собора

Троицкий собор. Колокольня.

Троицкий собор. Колокольня. Центральный вход.

К окончанию строительства храма заботливые организаторы заказали набор колоколов для осуществления уставных звонов. Заказ оформили в 1912 г. на знаменитом московском заводе Самгиных. Тогда он назывался «Товарищество на паях колокольный завод братьев Самгиных». Пайщиками были родные братья Самгин Дмитрий Андреевич (директор) и Самгин Владимир Андреевич. Они сыновья знаменитого заводчика, московского купца первой гильдии Андрея Дмитриевича Самгина, который создал и управлял колокольным заводом с 1872 по 1893 годы. Семья Самгиных славилась в России, поскольку они традиционно занимались заводским производством колоколов. Сам Самгин А.Д. происходил из семьи заводчиков и был сыном Дмитрия Николаевича Самгина (1797-1872) и прадеда Николая Афанасьевича Самгина (1750-1838), учредившим в 1783 году колокольный завод в Москве.

Завод Самгиных производил колокола в течение 130 лет, и входил в число трёх самых крупных заводов в России. Для Сумского Свято-Троицкого Архиерейского собора заказали 12 колоколов, составляющих гармоничный набор, позволявший выполнять качественно в музыкальном отношении любые колокольные звоны.

В порядке справки: колокол, отлитый на заводе Самгина Андрея Дмитриевича в 1878 г., сумчане могут слышать у Свято-Преображенского кафедрального собора и видеть его в проёме третьего яруса, где он используется как часовой. Он исправен и служит долгие годы. Примечательно, что колокол  имеет повреждение на шее в виде пулевого отверстия, но это не сказывается ни на качестве звона, ни на его стабильном состоянии.

Колокол производства завода Самгина в сумском Спасо-Преображенском кафедральном соборе.

Декор и надпись «САМГИНА»

Повреждение колокола - сквозное отверстие

Колокола, отлитые на московском заводе Самгиных были доставлены в город Сумы в июне 1913 г. Было принято решение о сроках поднятия их на колокольню. Из 12 колоколов 10 были зазвонные суммарным весом 170 пудов, один средний благовестник в 330 пудов и один большой колокол весом в 760 пудов (более 12 тонн). О времени поднятия колоколов сообщалось в «Сумском вестнике» от 14.06.1913г. следующее:

«Строительный комитет по постройке нового сумского Троицкого храма доводит до сведения жителей г. Сумы, что 16 июня после торжественной литургии и чина освящения колоколов имеет быть поднятие на колокольню нового храма 11 колоколов верхнего звона, а 23 июня в воскресенье главного большого колокола (760 пудов) и просит пожаловать в указанные дни всех желающих для участия в торжествах.»

Колокола были замечательные. Над их оформлением работал признанный художник, уже упомянутый выше, А. Щусев. Заказчик колоколов Харитоненко П.И. пожелал увековечить память о родителях и ныне (в то время) здравствующих членов своей семьи, упомянув о каждом в надписях, произведенных на колоколах. На большом благовестнике (760 пудов) произведена надпись: «О ЗДРАВИИ И СПАСЕНИИ РАБОВ БОЖИИХ ПАВЛА, ВЕРЫ, ИОАННА, ЕЛЕНЫ И НАТАЛИИ» (т. е. самого Павла Ивановича, его жены и детей). На среднем благовестнике (330 пудов) надпись: «УПОКОЙ ГОСПОДИ УСОПШИХ РАБОВ БОЖИИХ ИОАННА И НАТАЛИИ» (родителей Павла Ивановича).

Для вывешивания и укрепления колоколов завод Самгиных выслал в Сумы мастера колокольных дел Д.С. Калашникова. Под его надзором все работы были выполнены и все колокола заняли свои места на ярусах колокольни. В сумской газете сообщалось, что на торжествах освящения и поднятия колоколов присутствовало 5 тыс. человек.

Поднятие главного колокола на колокольню Троицкого собора Сумы, 23.06.1913. Источник memuarist.com

На фото из семейного архива, где запечатлен момент поднятия главного колокола, очевидно дата указана не точно.

Спустя неделю были завершены все работы по вывеске и укреплению колоколов на звоннице и вечером 22.06.1913 г. зазвонили ко всенощной во все 11 колоколов. Сутками позже установили и самый крупный колокол. После этого неоднократно производились уставные звоны. Планировалось разместить на колокольне еще 3 колокола, снятых со старой Троицкой церкви 25-пудового и 5-пудового, а также 150-пудового, отлитого на местном сумском заводе.

Для осуществления праздничных звонов был приглашен звонарь из московского храма Христа Спасителя, известный на всю Россию главный звонарь Н. Кудрявцев. Очевидцы тех событий вспоминали, что Н. Кудрявцев кланялся народу и поднимался на колокольню для звонов не иначе, как во фраке и белых перчатках. По праздникам он исполнял колокольные партии из симфоний и опер русских композиторов и народ в восхищении его талантом аплодировал в полном восторге. Эти звоны были слышны во всём городе, а звучание большого колокола доносилось до окрестных сёл. Судьба этих колоколов трагична, как и судьба самого храма.

Несмотря на то, что колокола были совершенно новые и дорогостоящие их уничтожили в 1930-ых годах во времена гонения на церковь и веру. Почти все колокола попали, по указанию властей, под так называемую «колокольную ревизию». Исключение делалось только для тех, что были отлиты до 1600 года, а таких в Украине, возможно, были только единицы. Колокола варварски сбрасывали с колоколен на землю, они разбивались, а металл отправляли на переплавку, как лом цветного металла. В те времена власти страны продавали за бесценок в больших количествах лом цветного металла за границу. Ныне на колокольне новый набор, состоящий из 8 колоколов.

 * * * * *

Для подъёма на второй колокольный ярус, следует преодолеть 85 ступеней из сварного металла и дополнительно по винтовой лестнице еще 30 до площадки осуществления звонов.  Винтовая лестница, ведущая со второго ярус на третий, состоит из 50 ступеней.

Винтовая лестница, ведущая к колоколам

Лестница и колокола на балке

Звонят в колокола Троицкого собора

Следует отметить, что подъём к колоколам хотя и нелёгок, но обеспечен надежными сходами, сделанными добротно и аккуратно.

Колокольные исследования

Всего на колокольне 8 колоколов. Они укреплены на балке в одну линию. Такое расположение удобно для звонарей при условии работы только двух звонарей вместе: для первых трёх колоколов слева и остальных пяти более мелких справа.

Три наибольших колокола отлиты в 1993 году. В дате на колоколах цифра «9» выполнена из перевёрнутой цифры «6», а цифра «3» составлена из отдельных элементов.

Датировка отлива на вершине колокола

Надписи и декоры: дата "1993" и слово «Благовест» разделены декорами в виде виньеток растительного содержания. Ниже плеча полоса декоры в виде сердцевидных фигур, наполненных растительным декором, поставленных через равные промежутки.

Надпись на крыше колокола из единственного слова «БЛАГОВЕСТЪ»

Из восьми колоколов три наибольших отлиты в 1993 году, очевидно, по заказу. Они массивны, выполняют басовые звоны. Пять других – небольшие, зазвонные и трельные. Колокола надежно укреплены, целы и участвуют в звонах.

Весь набор колоколов

Все колокола, условная нумерация

КОЛОКОЛ № 1

Колокол №1

Колокол №1. Декор в верхней части в виде сердцевидной фигуры, наполненной растительным узором

Колокола № 1, № 2, № 3 – оформлены одинаково, одинаковой формы, но разных размеров. Изготовлены на одном заводе.

КОЛОКОЛ № 2

Колокол №2

Колокол №2. Декор в виде сердцевидной фигуры ниже линии проточки и более сложные по содержанию после двух небольших валиков

Колокол №2. Верх. Декоры и надпись.

Колокола № 1 и № 2 недоступны к исследованиям, поскольку вывешены крайними и с места осуществления звонов (лестничных ступеней) недосягаемы для измерений.

КОЛОКОЛ № 3

Колокол №3

Колокол №3. Верх. Декоры совпадают с №1 и №2

Колокол №3. Верх. Декоры и надпись.

Самый крупный из набора. Диаметр – 84 см, высота с ухом – 84 см. Надписи на колоколе нанесены на крыше, что является большой редкостью в практике литья колоколов. Полное прочтение текста затруднено.

КОЛОКОЛ № 4

Колокол №4. Диаметр – 37 см, высота с ухом – 45 см.

КОЛОКОЛ № 5

Колокол №5. Диаметр – 30 см, высота с ухом – 35 см.

КОЛОКОЛ № 6

Колокол №6. Диаметр – 25 см, высота с ухом – 28 см.

КОЛОКОЛ № 7

Колокол №7. Диаметр – 22 см, высота с ухом – 28 см.

КОЛОКОЛ № 8

Колокол №8. Диаметр – 20 см, высота с ухом – 25 см.

Колокол иного изготовителя, без надписей и декоров. На этом колоколе желтого цвета авторы весьма удачно осуществили проточки вверху (сковорода) и понизу. На фоне неровной фактурной поверхности колокола, включая и валик, они подчеркивают элегантность формы колокола.

Колокола №№ 1, 2, 3, 4

Колокола №№ 5, 6, 7, 8

Полная вывеска колоколов на балке

* * * * * * * * * *

Потомственный колокольный завод Самгиных в г.Москве

Колокольный завод семьи Самгиных насчитывает свою историю с 1873 года, когда его основал Самгин Николай Афанасьевич (1750-1838). Это было небольшое литейное предприятие, на котором работало 55 рабочих. Здесь отливались колокола для нужд города Москвы и для всей России. Всего производилось колоколов в год суммарным весом до 2500 пудов. Дело отца Самгина Н.А. продолжил его младший сын Самгин Дмитрий Николаевич (1797-1872) московский купец первой гильдии, который наследовал завод в 1838 году.

Самгин Дмитрий Николаевич. Изображение из книги Глушецкого А.А.

На заводе работало 19 человек и в год отливались колокола суммарной стоимостью 23,3 тыс. руб. Из года в год завод усиленно развивался, с каждым годом увеличивалось производство колоколов, росли и доходы. В 1870 году на заводе работало 36 рабочих, колоколов отливалось суммарным весом 9,5 тыс. пудов. После смерти Самгина Д.Н. завод унаследовал его сын Андрей Дмитриевич, владел заводом с 1872  по 1893 год. Он продолжил практику литья колоколов. При том же количестве рабочих в 80-90 годы Х1Х века здесь отливалось колоколов в 150-250 тыс. пудов. Это было уже настоящее капиталистическое производство, где соблюдались новейшие технологии формовки и литья. Качество колоколов было отличное.

Завод Самгиных. Изображение из книги Глушецкого А.А.

Самгин Андрей Дмитриевич в молодости. Изображение из Интернета.

Самгин Андрей Дмитриевич в почтенном возрасте. Изображение из книги Глушецкого А.А.

После смерти Самгина Андрея Дмитриевича его сыновья Владимир Андреевич и Дмитрий Андреевич приняв наследство, основали «Товарищество на паях колокольный завод братьев Самгиных». Директором завода стал Дмитрий Андреевич. Основной капитал завода составлял 270 тыс. руб.

1902 год. Рекламное объявление завода Самгиных. Изображение из Интернета.

Рекламные объявления завода Самгиных. Изображение из книги Глушецкого А.А.

Объемы производства завода по годам. Изображение из книги Глушецкого А.А.

На этом завода в 1914 году по заказу Харитоненко Павла Ивановича и были отлиты колокола для Сумского Троицкого собора.

Колокола Самгиных славились в России своим качеством, чистой отделкой и мощным звучанием. Колокольный завод Самгина Д.Н. был удостоен большой серебряной медали Всероссийской выставки в Москве 1865 года. В Лондоне (Англия) на Второй всемирной выставке 1862 года почетным отзывом. Колокольный завод Самгина отмечен золотой медалью Всероссийской промышленно-художественной выставки в Москве в 1882 году. На всемирной выставке в Чикаго (США) в 1893 году удостоен бронзовой медали.

Колокола завода братьев Самгиных. Из выставки колоколов Высоко-Петровского мужского монастыря г.Москвы.

* * * * * * * * * *

Автор статьи приносит благодарности за содействие и оказанную помощь в исследовании колоколов:

- Отцу Александру (Кудряшову Александру Вячеславовичу);

- Отцу Алексею.

Звонарям:

- Кудряшову Вячеславу Николаевичу;

- Шолковому Алексею Сергеевичу.

Исследования производились 15.02.2019 г.

Используемая литература

Глушецкий А.А. Колокольное дело в России во второй половине ХVIII начале ХХ века. Энциклопедия литейщиков. Издательский дом «Экономическая газета». Москва. 2010 г.

Сукач С.И. Украинская колокольная историография. Очерки колокололитейного искусства. Т.3. изд. Ярославна. Сумы. 2009 г. 235 с.

Информационный портал сумского городского совета. Свято-Троицкий собор. [https://www.smr.gov.ua/en/misto/pam-yatki-mista/201-svyato-trojitskij-sobor.html]

Интернет – ресурс [http://0542.pp.ua].

С. Сукач, Сумы, апрель, 2019

Категория: Исторические колокола и звоны Украины | Добавил: sun (08.10.2019)
Просмотров: 1237 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2024-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.12.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
ГОСУДАРЕВ ДАР (0)
[12.10.2020]   [Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство]
Взаимные влияния литейных практик ямских (дужных) колокольчиков в основных центрах их производства (0)
[27.01.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокола сумского Пророко-Ильинского храма (0)
[06.01.2020]   [Другие статьи]
Валдайский колокол завода братьев Усачевых в харьковской частной коллекции (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz