Вторник, 30.04.2024, 00:42
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [22]
Другие статьи [11]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [40]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [5]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [5]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Исторические колокола и звоны Украины

Колокола сумского Свято-Воскресенского Кафедрального собора

Колокола сумского Свято-Воскресенского Кафедрального собора

Сумской Свято-Воскресенский Кафедральный собор

Этот храм в Сумах все жители и знатоки местной истории, архитектуры, градостроительства, полагают первейшей исторической достопримечательностью города. В основе такого суждения факты, подкрепляемые документально. Древность этого строения бесспорна. Церковь возводилась, в первоначальном значении, не только как храм, но и как крепость. Это первое каменное здание в городе Сумах. Когда оно было заложено и сколько лет строилось, кто его проектировал и как оно выглядело первоначально, установить, пожалуй, будет уже невозможно.

Документальными источниками подтверждается, что храм был освящен в 1702 году. Считается, что этот год и должно полагать временем окончания строительства. Факт не вызывает споров и местные жители торжественно в 2002 году праздновали 300-летие своего любимого городского храма.

Вместе с тем, церковь закладывалась и возводилась во времена сумских полковников основателей города– Герасима и Андрея Кондратьевых. По всей вероятности, его изначальное строительство финансировалось этими благодетелями. Храм является усыпальницей рода Кондратьевых.

Город Сумы основан после окончания Народно-Освободительной войны 1648-1654 г. г., когда по границе Слободской Украины закладывались казачьи города-крепости. Известно, что в числе таковых были города Чугуев и Изюм в Харьковской обл., сам город Харьков, а на севере - Ахтырка и Сумы.

Закладка крепости полковником Герасимом Кондратьевым на высоком холме с протекающей под ним речушкой, которая невдалеке впадает в реку Псел является доказанным историческим фактом. Выполняя приказ властей, он с воинством и штатскими людьми, быстрее всего, членами семей казаков, и всеми охочими поселиться здесь на постоянное жительство, закладывал крепостные стены, возводил первые постройки.

Высота картины, украсившая здание в самом в центре города, составляет более 9 м и относится к наиболее крупным стрит-арт-объектам города. Возле портрета Герасима Кондратьева на стене изображены старая сумская крепость, фамильный герб. Работа над полотном продолжалась в течение трех недель. Последний мазок сумские художники Егор Авдеенко и Роман Линник положили 11 октября 2013 года. (rama.com.ua)

Портрет подпсан:
«Гарасимъ Кондратьев. Засновник м.Суми»* (* - «основатель г. Сумы»)

Ниже, на стилизованном бумажном свитке надпись витиеватым рукописным шрифтом:
« Городъ суминъ построенъ въ дубовом лѣсу, по мѣрѣ окола всего города и съ посадомъ 3426 сажень, по городу 4 башни съ проѣзжими вороты. 23 башны глухих, по острогу 8 проѣзжихь воротъ изъ города тайникъ къ рѣкѣ Пслу, вода въ немь добра»

Мурал с изображением Герасима Кондратьева, основателя г.Сумы, его герба и надписи

Полковник Г. Кондратьев, представляющий здесь первоначальную власть, доносил вышестоящим властям о закладке крепости, её строительстве и тех трудностях, которые поселенцы решают своими силами. Великие трудности преодолевали первые поселенцы: пожары, эпидемии, нападения татар, трудные из года в год погодные условия.

Сумской Свято-Воскресенский Кафедральный собор

Сумской Свято-Воскресенский Кафедральный собор

Храм вполне отвечает своей архитектурой крепости в два  этажа с окнами-бойницами.

 

Собор является памятником архитектуры, о чем гласит соответствующая надпись

В окончательном варианте Воскресенский собор, сложился весьма поздно, только в 70-ых годах ХХ столетия. Много раз храм претерпевал архитектурные изменения, достройки и перестройки, совершенствования. Только благодаря бережному отношению ко всему первоначальному в архитектуре этого памятника, он не потерял своего облика, а только стал краше и своеобразнее, аккуратнее и собраннее. Этот каменный храм среди древнейших памятников истории Слобожанщины представляет настоящий исторический и архитектурный шедевр.

Нынешний облик храма, поражает своей монументальностью и собранностью, он явно может служить образцом тех церквей, которые одновременно возводились и как оборонительные сооружения. Храм является ярким представителем архитектурного стиля украинского слобожанского барокко. Стены толщиной в 1,5 метра, узкие глубоко “утопленные” окна, напоминающие бойницы, двух-ярусность (2 этажа), глубокие подвалы и подземные ходы, ведущие к реке (ныне не доступные к исследованиям) подтверждают задачу первоначальных проектантов и строителей, возводящих церковь по всем правилам тогдашней фортификации -создания неприступного оборонительного сооружения.

Ныне службы в храме проводятся на двух ярусах – нижнем (тёплый - зимний), освящен во имя святого Андрея Первозванного и верхнем (летнем), освященным во имя Воскресения Христового.

1-й ярус – нижний

Чудесно смотрится храм как единый комплекс вместе с колокольней, построенной в 1906 году. Первоначальная, имевшая шатровую форму, не выстояла в бесконечных городских пожарах и набегах крымских татар – крымцев, продолжавшиеся в этой местности вплоть до 1730-ых годов.

Колокольня Воскресенского собора

Своим архитектурным своеобразием, древностью, украшениями, неповторимым обликом Свято-Воскресенский сумской храм как-бы единственный в своём роде. Он ценен не только как архитектурный шедевр Слободской Украины, каких уже нет, но и как исторический памятник крепости духа нашего народа, преемственности поколений людей, что основали здесь город, а также тех, кто хранил и оберегал его, связывал свою жизнь с этим храмом – символом нашего свободолюбивого народа.

Колокольня и колокола храма

Колокольня Воскресенского собора

Центральные ворота прохода через колокольню к храму

Камень Иерусалима

Памятный крест с надписью:
«В цій древній козацькій святині-фортеці молилися:
Святий праведний Петро Багатостраждальний Калнишевський
Святитель Димтрій Ростовський (Тупало)
Святитель Інокентій Іркутський (Кульчицький)
Святитель Іосаф Бєлгородський (Горленко)»

Здание храмовой колокольни является частью архитектурного ансамбля и своим своеобразием подчёркивает монументальность основного сооружения. Стиль колокольни – необарокко, трёх-ярусная. Наблюдается та же массивная стройность, не создающая перегруза. Колокольня является истинным украшением комплекса. Архитектурные элементы на фасаде колокольни гармонично продолжают содержание с элементами декорирования фасада самого храма.

Здесь на третьем ярусе расположены колокола, звон которых стал привычным для горожан. Всего колоколов 7. Это зазвонные небольшие колокола, подобранные в тон звучания, являются достаточными для осуществления уставных звонов. Основной ударной частью являются 4 колокола, очевидно, одного и того же производителя. Колокола новые и исправные к бою. Их особенностью является нетрадиционная форма. Изготовители колоколов опирались на исторический прообраз украинских слободских колоколов: высокие стройные уши, собранные в розетку, изящная корона, вместе с тем, надёжно обеспечивающая удержание массы колокола. Колокола массивные для своего размера, по форме вытянутые к низу. Таким построением обеспечивается их надёжность и устойчивость в звонах. Изготовитель на колоколах не означен, надписей на них нет.

Колокола вывешены по три в северном и южном проемах. К ним можно подняться  надёжными сходами:  23 каменно-бетонных ступени, ведущих на первый ярус и 47 металлических сварных ступеней, ведущих на второй и третий ярус.

Колокола в северном проеме. Условная нумерация №№1,2,3 (слева направо)

Колокола в южном проеме. Условная нумерация №№ 4,5,6 (слева направо)

Центральный большой колокол. Условная нумерация №7

Исследование и описание колоколов

КОЛОКОЛ № 1

Диаметр – 24 см, высота без короны – 20 см, с короной – 27 см.

Сигнальный колокол с надписью на плаще «М П С» (министерство путей сообщений). Отлит из чугуна, производитель неизвестен.

КОЛОКОЛ № 2

надпись по полосе декора – «К И Ї В»

Диаметр – 16 см, высота без короны – 16,5 см, с короной – 20 см.

декор

Колокол сигнальный, надпись по полосе декора – «К И Ї В». Очевидно, отлит в киевской мастерской, производившей мелкие формы колоколов, в том числе и вызывные.

КОЛОКОЛ № 3

Диаметр – 13 см, высота без уха – 9 см, с ухом – 12 см.

Надпись на дне колокольчика «СЪ СЕРЕБРОМЪ»

Надпись на дне колокольчика «СЪ СЕРЕБРОМЪ». Дужный колокольчик пурехского производства, конец ХІХ начала ХХ века.

КОЛОКОЛ № 4

Диаметр – 35 см, высота без уха – 26 см, высота с ухом – 38 см.

Колокол без надписей и декоров, нетрадиционной формы: высокая корона с узкими длинными ушами.

Колокола с номерами № 4, № 5, № 6 и № 7 произведены одним и тем же изготовителем, но на самих колоколах он нигде не обозначен. Только колокол № 6 имеет полосу декора по низу плаща.

КОЛОКОЛ № 5

Диаметр – 30 см, высота без короны – 26 см, с короной – 38 см.

КОЛОКОЛ № 6

Диаметр – 30 см, высота без короны – 23 см, с короной – 30 см.

Декор по низу плаща

Колокола № 4, № 5, № 6 и № 7 имеют одинаковые языки в виде яйцеобразного ударника на проволочном подвесе и кольцом снизу под верёвку.

КОЛОКОЛ № 7

Диаметр – 50 см, высота без короны – 41 см, с короной – 58 см.

Все колокола исправны и используются для звонов. Требуют ухода – мойки от птичьего последа, укрепление тросами подвеса колоколов № 4, 5, 6.

На рабочем месте звонаря находится имущество: мебель, строительные материалы, которые представляют неудобства и могут быть причиной травмирования звонаря при его работе в условиях пониженной видимости.

Вид на храм со стороны моста с ул. Горького

Перекресток улиц: Кооперативная (справа прямо), Воскресенская (слева верх), Набережная реки Стрелки (слева направо)

Здесь проходила граница древней сумской крепости, по периметру защищенной высокими крепостными стенами

Вид на храм с улицы Воскресенской

Автор выражает признательность за оказание содействия в изучении колоколов, их фотографирование и помощь в процессе исследования:

Отцу Мефодию.

Звонарю Дмитрию Жидимию.

С. Сукач, апрель – сентябрь, 2018 г.

Категория: Исторические колокола и звоны Украины | Добавил: sun (19.09.2018)
Просмотров: 2675 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2024-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.12.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
ГОСУДАРЕВ ДАР (0)
[12.10.2020]   [Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство]
Взаимные влияния литейных практик ямских (дужных) колокольчиков в основных центрах их производства (0)
[27.01.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокола сумского Пророко-Ильинского храма (0)
[06.01.2020]   [Другие статьи]
Валдайский колокол завода братьев Усачевых в харьковской частной коллекции (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz