Пятница, 26.04.2024, 16:58
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [22]
Другие статьи [11]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [40]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [5]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [5]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Исторические колокола и звоны Украины

Колокольные звоны Украины

КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ УКРАИНЫ

В истории культуры славянских народов колокол занимает одно из самых почетных мест, претендуя на предмет духовный, имеющий собственное, ни с чем не сравнимое, звучание, ассоциирующееся с голосом Родины. По первому удару колокола славяне православного вероисповедания, снимали шапки, крестились, кланялись в сторону храма, произносили про себя молитву. Глас колокола призывный и влекущий к духовности, напоминающий о вечности души, обязанности жить в чистоте помыслов, с милосердием к ближнему, был всегда на Руси частью жизни общественной и личной.

Собственно колокол - физическое тело из литой бронзы - ударный музыкальный инструмент и сигнальное устройство. Европейские колокола - полое не замкнутое тело конусовидной формы с расширением книзу, снабженное внутри ударником (языком). Ударяясь о край внутренней поверхности во время атаки, он приводит колокол к вибрации и звучанию.

Колокол, как физическое тело, при всей его кажущейся простоте, - сложное техническое изделие - и по своей геометрии и по составу металлов. В физике звучания колокол во многом еще сохраняет свои тайны. Весьма трудным делом является отливка колокола заданного тона, еще более чистого в звучании. Звук колокола многосложен - от обертонов, возникающих по мере затухания его звучания. Все эти качества дают возможность использовать колокола в групповом звучании, добиваться слаженности в ритмике, темпе звона, его мелодичности и цельности восприятия.

Этим особо отличаются православные звоны, знакомые не только звонарям, но и множеству людей, особенно - любящим колокольные звоны. Они знакомы нам, начиная от уставных и традиционных, сложившихся за века, так и в более поздних интерпретациях, даже в современном звучании. Интересным является то, что у всех славянских народов и народностей искусство звонарей складывалось в свои традиционные и любимые звоны. Ими особо наслаждался наш народ на Пасху, единственный день, когда разрешалось подниматься всем желающим на звонницы, и даже пробовать звук колоколов и свое умение звонить.

Колокол в повседневной жизни чаще использовался как сигнальное устройство. Им оповещали народ о времени суток (часовые), о праздниках и буднях (праздничные и будничные), о похоронах, пожарах, нападении неприятеля, и даже - начале и окончании торговли на рынке. Народ верил в спасительность звонов - от молний, бурь, ветров, наводнений, эпидемий. Народом колокол особо уважался как культовый предмет. Люди твердо верили, что все колокола, от маленького до великого, поскольку освящены, находятся под покровительством Бога и церкви, а потому обладают священными способностями и сохраняют в себе некое таинство. Они, переживая века, десятки поколений, символизировали Веру, Свободу, Честь, Духовную чистоту.

Колокола почитали и искренне любили. На их отливку не жалели денег: благодетели (заказчики) выплачивали тысячи рублей серебром для отливки тысячепудовых колоколов; с народа по копейке-мелочи годами собирали в храмах на отливку новых нужных для звонниц колоколов. Каждый, дождавшись нового колокола на местную колокольную и его освящения - почитал это счастьем. Поцеловать колокол, в день его освящения, приходили толпы; обнимавшие его, враги взявшись за руки, клялись об окончании вражды и ссор, больные и увечные -просили милости и здоровья, нерожавшие женщины - зачатия ребеночка, заики - чистой речи, парализованные - движения легкого, неказистые - осанки и стройности, певчие - голоса сильного и чистого, слабые - силы, гордые - смирения.

Звон колокола слышали люди ежедневно, и этот звук порождал в них уверенность и на завтрашний день, и на год приходящий, на милость Господнюю к каждому, кто жил с Богом в сердце.

КОЛОКОЛА В ГОРОДЕ

Наибольшее сосредоточие колоколов было в городах. Даже небольшие уездные города и городки имели не одну, а несколько церквей, а при них - колокольни с набором колоколов, что при одновременных звонах давали совершенно своеобразное звучание, отличное от звучания в других населенных пунктах.                                                           

Во все колокола звонили на Пасху, множество колоколов задействовалось на Рождество, другие престольные праздники.

Городская пространственная среда отличается от сельской сооружениями многоэтажными и высотными, которыми до ХХ века почти исключительно были храмы. В городе храмы строились в особых местах, и не только где красивее будут смотреться, а и с учетом наибольшей звуковой отдачи колоколов.

Звучание колоколов было всегда непременной частью духовной и культурной жизни города. Традиционные звоны и почерк боя – работу каждого звонаря знал народ. В любую погоду, когда было положено, непременно звонили в колокола. Люди по колоколам ориентировались о времени суток, начале церковных служб и даже их частей. Знали и специальный бой на случай общественных мероприятий, тем более бедствий, в первую очередь пожаров, что было достаточно частым явлением даже в больших городах, где в основном к XIX в. уже были кирпичные здания.

Людям не представлялось вообще возможным жить без колокольного звона.

Колокол весьма органичен как принадлежность культовых сооружений. Сами по себе они внушали благоговение, покорность и уважительный духовный трепет.

«Издавна известна любовь русских к колокольному звону; благодаря этой любви церковный звон получил у нас совершенно особое, чрезвычайное развитие, какого не встречаем ни в какой другой стране. Такого звона и таких колоколов, как у славян, со всем их разнообразием и величественностью не знали другие христианские страны, в которых звон вообще скромен, мало развит».

(Рыбаков С.Г. "Церковный звон в России" СПб, 1896

Хороший, дорогой набор колоколов на звоннице был всегда гордостью прихода, выделял этот храм среди других. Колокола люди различали "по голосу" и "в лицо", любили их, берегли, жалели и относились как к одушевленным.

Звонарей народ выделял как людей одаренных, ближе стоящих не только к церкви, но и к Богу. Соответствующим образом все звонари вели себя и в обществе. Часто они были замкнуты, одиноки, глуховаты.

 

КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ НА ПРИРОДЕ

По традиции сложившейся в Российской империи селом (т.е. деревней) считалось кучное поселение людей и в отличие от хутора, со своим приходом, а потому и с храмом. Здесь на звоннице располагались колокола - и их количество и качество набора зависело от богатства местных жителей - прихода. Более богатым набором колоколов могли располагать монастыри. Совсем уж скромны были колокола в часовнях, скитах, богадельнях.

Далеко от звонниц распространялся звук колоколов. Их слышали за несколько верст путники, люди находящиеся на работах в поле, лесу, реке, на отдыхе в праздничные и выходные дни. С каким блаженством воспринимаются колокольные звоны - вдалеке от храмов - на природе, в летнюю жару или в непогоду. Великую радость ощущает путник, заблудившийся в пургу, услышав далекий, хотя бы единственный, раскат призывного удара колокола.

Несмотря на то, что в природе нет ничего хотя бы напоминающего звучание колокола, он слышится весьма органично, не мешает, т.е. не перекрывает шума ветра, дождя, леса, щебета птиц, водопада, падающей на мельнице воды, голоса домашних животных. Звук колокола за пределами населенных пунктов напоминает, что все едино в мире, где обитает человек. Верующему абсолютно понятно, что все живое радуется жизни, а звучание колокола дополняет какофонию живой природы присутствием человека, его распространяющейся духовности и веры. Звоны колоколов дополняют своею красотою естественную красоту звучащего ЖИВОГО МИРА.

Располагали сигнальными колоколами и почтовые станции, что были чаще всего вне городов, или даже населенных пунктов. Они выполняли функции оповещения о доставке почты. Звоны в тихую погоду и в зимнее ненастье помогали заблудившимся путникам и почтовым экипажам держать правильное направление.

 

ИСКУССТВО КОЛОКОЛЬНЫХ ЗВОНОВ

Считается, что колокольные звоны традиционны: по месту, где сложились – Ростовские, либо Московские, Суздальские, Архангельские, Псковские и др. И это действительно так. И, тем не менее, колокольный звон – это искусство национальное, а по большому счету – местное. Где бы мы не слушали колокола, в них будут звонить по-разному, складывая эту музыку, понятной и любимой в этой местности. В колокольных трелях зазвонных колоколов люди слышат полюбившиеся им с детства мелодии народных песен и напевов. Века искусство звонарей совершенствовало и обогащало колокольные звоны. Они из поколения в поколение передавали их, обогащая своим творчеством. Трудность была в том, что записывать их по нотам не могли, звонили и совершенствовали звоны люди неграмотные, даже не умевшие писать.

И ныне приход новых музыкальных стилей отражается в колокольных звонах. Вот и выходит, что искусство это не академическое, а народное. Не каждый услышит в

колокольной музыке то новое, чем она обогащается. Если человек ни разу в жизни не слышал колокольного звона как искусства, как он может  выделить музыкальную фразу, взятую из творчества композитора симфониста, песенника? Он просто ее не выделит, но именно таким багажом пополняются современные колокольные звоны.

В свою очередь, классическая музыка, в первую очередь оперная, с 19 века стала заимствовать колокольные звоны, вплетая их партии в канву оперных симфонических произведений. Эта находка великих славянских композиторов и поныне оказывает на слушателей огромное влияние. Нашим оркестрам недаром рукоплещет весь мир. В репертуаре украинских оперных театров, на радость любителям, сохраняются такие постановки.

Большое влияние на становление колокольной музыки оказал московский звонарь К.К.Сараджев (1900-1942). Он не только сочинял колокольную музыку и с

овершенствовал ее стиль, мелодику, ритмику, но и конструировал особую развеску колоколов, технические приемы приводящие их к звучанию. Он вошел в историю как творец колокольной музыки, доказавший необыкновенные возможности колокола как музыкального инструмента.

Все это применяют в опыте звонов нынешние звонари. От их умения передать людям красоту звонов зависит восприятие ее уже современными слушателями и знатоками. Знания и владение мастерством звонов нужны современным звонарям как никогда ранее. Такое образование они могут получить в методических центрах колокольных звонов, среди которых видное место занимает школа звонарства в городе Луцке, руководимая Марчук Галиной Степановной, посвятившей долгие годы жизни колокольным звонам.

Множится число исследователей самих колоколов и их истории. Стали в их рядах появляться и женщины. Жительница г. Глухова Колтакова Ирина Семеновна и

сследовала все колокола в районе своего места жительства и описала их. Уже опубликована и нашла своих читателей книга под авторством составителя этой статьи «Украинская колокольная историография», где дан исторический обзор истории становления и развития колокольного дела в Украине, национальном колокольном искусстве и его своеобразии.

Современные колокольные звоны имеющие глубокую связь с нашей национальной историей, все больше становятся частью жизни современного общества.

 

ИСТОРИЯ КОЛОКОЛЬНОГО ДЕЛА В УКРАИНЕ.

Следует отметить особенность украинских колоколов. Они стали особо приобретать национальные черты после Национально-освободительной войны 1648-1654 года, когда украинские литейщики получили больше свободы от государства. Веками оно загружало их работой исключительно на отлив пушек. Этого требовали исторические реалии нелегкой нашей истории.

Наши литейщики никогда не располагали большими объемами металлов, идущих на отлив колоколов, – заказчики их были недостаточно богаты, и требовалось особое распоряжение властей на их отлив.

Украинские заказчики сами определял характер украшений. Художники, граверы, формовщики того времени, – и не только Львовские, Киевские, Подольские, но и в Слободской части Украины, - обладали уже необходимыми навыками, позволяющими отражать образы Богородицы, Христа, Святых. Украшали колокола и растительными орнаментами, в которых мы находим цветы и травы произростающие на Украине. Интересна в украинских колоколах стилизация одежд святых. Можно явно видеть, что Христос одет в украинскую национальную мужскую рабочую одежду, а Богородица в праздничных одеждах; видны даже вышивки, цветки в веночке, что у нее на голове.

Колокола заказывались и производились в Украине с незапамятных времен. Самым древним действующим колоколом Украины является колокол мастера Якова Скоры, отлитый в 1341 году во Львове. Он в рабочем состоянии – находится на звоннице Староюрского Собора города Львова.

Украина всегда была наполнена торжественным звоном колоколов. Эти звоны являются частью жизни нашего народа.

Украинцы, искренне любящие колокола и звоны, просыпаясь ежедневно под мерные удары самого могучего колокола своей местной звонницы, знают что Бог всемогущ и милостив ко всем, а особенно к тем, кто терпеливо и честно несет свой крест, является опорой семьи, общества и государства.

С. Сукач, г. Сумы

Фото автора статьи.

Категория: Исторические колокола и звоны Украины | Добавил: sun (07.08.2013)
Просмотров: 2406 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2024-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.12.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
ГОСУДАРЕВ ДАР (0)
[12.10.2020]   [Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство]
Взаимные влияния литейных практик ямских (дужных) колокольчиков в основных центрах их производства (0)
[27.01.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокола сумского Пророко-Ильинского храма (0)
[06.01.2020]   [Другие статьи]
Валдайский колокол завода братьев Усачевых в харьковской частной коллекции (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz