Среда, 20.09.2017, 06:42
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [19]
Другие статьи [7]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [14]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [4]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [4]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Исторические колокола и звоны Украины

Украинская колокольная археология

Украинская колокольная археология: колокольчики, бубенцы и ботала. Колокола.

Среди металлических предметов, найденных в земле с помощью металлоискателя, хотя и редко, но находятся колокольчики, бубенцы, ботала, весьма редко – большие колокола. В подавляющем большинстве это мелкие нашивные (одежные) колокольчики и бубенцы в виде круглых пуговиц (часто лом) с мест кучного проживания людей много веков тому, могильников (кладбищ) и одиноких захоронений, а ботала (подшейные колокольчики для животных) целые или их части с мест отстоя или выпаса домашних животных. Дужные (ямские) колокольчики (целые) с мест расположения бывших конюшен, сараев для хранения сбруи и гужевых повозок, карет, а поврежденные с обочин старых дорог. Редко находят маленькие рыбацкие колокольчики у берегов рек, озер, старых русел и водоемов. Совсем уж большой удачей является находка крупных колоколов, как битых, так и целых. Последние, в суровые годины, явно кем-то закопаны или утоплены в болотах, реках или озерах.

О больших колоколах в этой связи стоило бы рассказать отдельно, поскольку тема представляет повышенный интерес. Другое дело мелкие колокольчики. Большинству людей, в том числе и нашедшим их, представляется, что эта «мелочь чепуховая» не стоит и взгляда на нее. Но, вот, редкий исследователь колокольчиков не обратит на них внимание и это несмотря на то, что они всегда скромной группкой едва определяются на полках и шкафах антикварных магазинов. Не уделяют этому материалу должного внимания и на выставках. Едва представлены они в частных коллекциях. Впрочем, интерес к ним из года в год все же растет. Эта статья одно из подтверждений тому.

Нашивные (одежные).

Это весьма мелкие колокольчики и бубенцы, которые служили украшениями одежды (иногда культовой), головных уборов, бубенцы нередко служили застежками. Пришивали эти мелкие колокольчики и бубенцы на женские праздничные, а у некоторых народов даже и на будничные одежды по подолам, складкам, рукавам, воротникам, там, где они наиболее видны и слышны. Давали они о себе знать в танцах, обрядах, гуляниях, и т.д.

Чем дальше заглянем мы в историю одежды, тем чаще найдем их на традиционных и национальных костюмах (см. соответствующую статью на сайте). И ныне у народов севера, Прибалтики, степей и гор сохраняются эти обычаи. Любят люди звоны колокольчиков и забавный цокот бубенцов.

В земле находимые нашивные чаще всего уже лом. Что разрушилось со временем, что смялось при падении на землю, что оплавилось в пожарах. Некоторые умышленно повреждены при захоронениях. У многих народов веками сохранялся обычай все звучащее при похоронах обеззвучивать. Видимо там, в царстве мертвых, по представлениям наших предков, все должно пребывать в покое и тишине.

Нашивной традиционный

верхний диаметр - 15 мм.

нижний диаметр - 24 мм.

высота без уха - 18 мм.

вес - 6 гр.

Конический малый

верхний диаметр - 13 мм.

нижний диаметр - 25 мм.

высота без уха - 15 мм.

вес - 7 гр.

Конический большой

верхний диаметр - 15 мм.

нижний диаметр - 26 мм.

высота без уха - 18 мм.

вес - 8 гр.

Следует отметить, что нашивные колокольчики и бубенцы были не только на одежде. Ими украшали музыкальные ударные инструменты, полости богатых карет, занавесей, даже садовой мебели, конской сбруи и многого другого.

Сбруйные колокольчики и бубенцы.

Эти, по сравнению с малютками нашивными, больше в разы. Ими украшали кожаную (шорную) конскую сбрую, причем чаще всего уже не пришивая, а привязывая ремешками или специальным креплением, что в виде ножек, пробивающих кожу, загибалось с изнанки. Небольшие колокольчики ставили на санки гужевые и даже обычные, для катания с гор. Такие же и схожие с ними крепили на кистях из кожи, что во множестве висели вдоль всей конской упряжи. Весьма широко применялись и бубенцы в сборе на «аркане», что крепился на шею лошади и по всей шорной части сбруи. Поскольку петельки и уши колокольчиков не выдерживали нагрузки при езде по бездорожью, они отрывались и терялись.

Сбруйный колокольчик (лом) с подвесом. Вес 14 гр.

Гречушник слободской. XIX в. Литье.

диаметр - 56 мм.

высота c ухом - 67 мм.

вес - 46,6 гр.

Бубенец. Конец XIX в. Литье завода товарищества И.М.Трошина и А.И.Бадянова, с. Пурех Нижегородской губернии. Обнаружен в поле на месте бывшей дороги.

Бубенец VICTORIA (очевидно завода "Вестфалия"). Последняя треть XIX в. Бронза, литье.

Эти изделия, в силу их назначения, изготавливали более прочными и звучными. Их задача – радовать и веселить, украшать крестьянский быт и подчеркивать роскошь жизни имущих классов. Часто шикарная сбруя на тройке и карета по стоимости были немногим меньше, чем сами рысаки.

Находят эти предметы чаще всего на местах запряжки лошадей, их отстоя, на старых дорогах, постоялых дворах и ямах (почтовых станциях), переправах. Их сохранность уже лучше, чем мелочи. Хорошо сохраняются в земле колокольчики, чего не скажешь о бубенцах. Чем ближе их изготавливали к XIX веку, тем они более изящны, аккуратны, стройны и звонки.

Ботала.

Подшейные колокольчики для животных (пастушеские) являются вообще самыми древними колокольчиками из всех известных ныне. Эти звучные и приятные уху сигнальные устройства пришли в нашу культуру из глубины веков и образовали множество рядов разного назначения колоколов и колокольчиков по их применению, форме и размерам. Ботала, что извлечены из земли, возможно, разделить по времени на древние в нашей культуре (возможно со времен Киевской Руси) и поздние, изготовленные в XVIII-XIX веках. Последние уже заводского изготовления. Ботала не все литые из бронзы, могут быть сделаны (склепаны) из жести, т.е. железа или медного листа. Такие чаще всего по форме были близки к усеченным пирамидам либо коробчатые, но без дна. Наиболее интересны, да и красивы те самые - древние, что отлиты из бронзы или меди, по форме в виде цветка полевого колокольчика или близкого к нему маленького цветка брусники. Часто встречаются смятые. Это от того, что сорвались с крепления, были растоптаны животными, либо на дороге раздавлены экипажами. У большинства находимых ботал железные петельки для подвеса языка, иногда уши да и языки, как правило, отржавели и рассыпались.

Весьма древнего изготовления. V-IX в. Литье с востока.

низ квадрат 19х19 мм.

высота с ухом и ножками - 64 мм.

вес - 56 гр.

Ботало. Литье, бронза.

диаметр верх (овал) - 114-104 мм.

диаметр низ (овал) - 112-80 мм.

толщина стенки - 4 мм.

высота без уха - 140 мм.

ухо - /толщина 9 мм./высота 36 мм./ширина 58-56 мм./

вес - 642 гр.

Древний пастушеский (ботало) колокольчик. Литье, бронза.

низ прямоугольник 43х50 мм.

высота до уха - 60 мм.

вес - 105 гр.

Найден в захоронении, относится к Трипольской культуре. Умышленно лишен языка выбиванием его вместе с петлей через крышу.

Более поздние литые из бронзы. Эти звучны, аккуратны, чаще всего отлитые в литейных мастерских и заводах. Бывают слегка смяты, без ушей и петель.

Дужные (ямские) колокольчики.

Они наиболее крупные из тех, что относятся к малым формам. Находят в земле как подписные, то есть с отлитыми сведениями о производителе, месте и годе изготовления, так и совсем без всяких надписей. Наиболее часто находят их на местах, где были конюшни, ямы (почтовые дворы), на старых дорогах, фундаментах (у стен), подвалах старых домов, группами среди вещей, спрятанных у церквей, на кладбищах, вдоль старых стен церковных оград, переправах, бродах. Часто эти колокольчики с утраченными ушами и петлями, треснувшие, со сколами, или вообще их части (лом).

Дужный (ямской) колокольчик. Первоначальный вид после находки и в очищеном состоянии.

Касимовский колокольчик мастера Кузьмы Сладовникова.

Колокол обнаружен в г.Сумы при разборке фундамента старого кирпичного дома постройки середины XIX в.

Колокольчики войны.

Невероятно, но и на войне применялись маленькие колокольчики. Как-то поисковики с металлоискателем в Закарпатье стали находить на месте окопов Первой Мировой войны небольшие колокольчики. Такие находки были не единичны. Они встречались в местах сражений, и было непонятно, зачем они здесь, какую функцию выполняли. И только когда их стали находить не в окопах, а впереди них, вместе с остатками колючей проволоки (ограждения позиций), стало понятно, что эти колокольчики применялись как сторожевые сигнальные устройства.

диаметр верх - 17 мм.

диаметр низ - 48 мм.

высота без уха - 33 мм.

вес - 50 гр.

диаметр верх - 11 мм.

диаметр низ - 42 мм.

высота без уха - 27 мм.

вес - 24 гр.

По форме эти колокольчики не традиционны для славянского литья и потому и не определяются по региону их производства. Производитель их один и тот же, о чем свидетельствует форма, украшения в виде двух двойных рисок, формой ушей. Малый посеребрен и в нем сохранилась петля (сильно изржавлена). Оба изнутри проточены, чего русские мастера не делали. Больший усилен добавкой металла на дне. По остаткам (колышкам) утраченной петли она была диаметром 12 мм из проволоки сеч. 2-2,5 мм. Все эти данные свидетельствуют о том, что эти колокольчики не русского литья. Очевидно, колокольчики произведены где-то в Западной Европе, возможно по военному заказу.

Рассказывали поисковики и о находке в немецком, заваленном землей блиндаже времен Второй Мировой войны дужного колокольчика Дар Валдая №0. Он оказался в полусгнившей сумке почтальона. Это подтверждение того, что оккупанты увозили в Германию колокольчики в качестве военных трофеев.

Древние бубенцы.

Принято считать, что бубенцы являются примитивными сигнальными устройствами не только по причине их древности, но и устройства, что производит фактически неуправляемую силу звучания и тональности.

Бубенец – это полый литой замкнутый шарик со щелями (прорезями) и отверстиями (глазками) с ушком, имеющим отверстие для крепления его на одежде или сбруе. Изучая древние образцы бубенцов, находимых чаще всего в земле, понимаешь всю несостоятельность оценки их как примитивных сигнальных устройств. Они далеко не примитивны. Уже эти древние образцы литых бронзовых бубенцов поражает нас своим техническим совершенством, остроумием замысла и изящностью исполнения. Наиболее древние бубенцы – это изделия диаметром до 10-12 мм, чаще всего не украшенные, с единственной широкой щелью, без отверстий (глазок). Выполнены они аккуратно и, как не странно, если хорошо сохранились, с дробиной внутри, то «имеют голос». Находящаяся внутри полого, литого из бронзы шарика, дробина, чаще всего железная, при его встряхивании произвольно двигаясь внутри и ударяясь о стенки, создает звучание. Поскольку толщина металла полого шарика от уха книзу, туда, где расположены прорези и отверстия, все более и более утончается, звучание от ударов дробиной разной силы и тональности. От многих таких бубенцов, сотрясаемых одновременно, «создается много звона», впрочем, оцениваемого многими как звонового шума.

Древние бубенцы иногда имеют форму ракушек, состоящих как бы из двух створок (половинок), некоторые сплюснуты сверху и снизу либо вытянуты несколько книзу. Встречаются бубенцы с декорами в виде параллельных линий сверху вниз (от уха), либо горизонтально расположенных.

Необходимо знать историю культуры древних народов, чтобы определить, в какие времена они изготовлены и какими народами, коренными или пришлыми.

Поражает множество находок в виде литых пластин или мелких «ракушек», которые на самом деле являлись нашивными украшениями. Они не имели дробины внутри, но шевелились на ветру и, задевая друг друга, производили характерный шорох.

Бубенец составной, жесть.

диаметр - 21 мм.

высота c ухом - 28 мм.

вес - 7 гр.

"Ракушка"

диаметр - 18 мм.

высота c ухом - 28 мм.

вес - 12,7 гр.

Бубенец круглый

диаметр - 20 мм.

высота c ухом - 28 мм.

вес - 10 гр.

"Ракушки" малая и большая. Малая без дробины внутри, большая с дробиной.

Древние нашивные бубенцы, литье, бронза. Общий размер с ухом не более 10 мм. Вес 1,3-2,5 гр.

1. Бубенец. Литье, бронза. 2. Часть колокольчика. Возможно рыбацкий. Литье, бронза. 3. Бубенец. Литье, бронза. 4. Бубенец. Литье, бронза. 5. Верхняя часть литого бубенца. Литье, бронза. 6. Бубенец. Литье, бронза. 7. Бубенец. Литье, бронза. 8. Часть мелкого колокольчика без уха. Литье, бронза. 9. Древний бубенец вытянутой овальной формы. Литье, бронза.

Колокольная археология является единственным источником литых из бронзы колокольчиков и бубенцов древнего и старого литья. Эти образцы являются свидетелями становления и развития литейного дела, совершенствования колокольчиков как сигнальных устройств.

Придет время и весь этот благородный материал кто-то возьмется изучать, описывать, систематизировать, атрибутировать, раскроет с полнотой сведений о красоте изделий древних мастеров-литейщиков, в результате чего одарит человечество новыми данными о колокольчиках и бубенцах, переживших десятки, а возможно и сотни поколений.

Колокола (очерк истории начала колокололитейного дела в Киевской Руси и редких колокольных артефактах в Украине).

Изредка находятся и крупные колокола, как отлитые в Украине, так и те, которые в древние времена были привезены на наши земли. Их назначение – осуществление звонов, а место размещения – колокольни-звонницы. Находят их чаще в земле: чем древнее, тем глубже, реже в водах рек и озер. Нередки случаи, что и в болотах. Из века в век их губили пожары, в которых они расплавлялись, войны, где они разбивались от попадания пуль и осколков, а главное от хищнического отношения к ним властей, которые без жалости умышленно уничтожали народные памятники культуры. Народу сообщалось, что металл нужен для обороны: изготовления гильз артснарядов и стрелкового оружия или промышленности для изготовления деталей машин. Дорога колокольная бронза и много охочих на дармовой металл, что не защищен ни законом, ни волей народа. Власти всегда считали, что у колоколов нет хозяев, хотя почти все они изготавливались за средства народа собираемые по копейкам, годами, конкретно на нужды их отлива.

В 30-е годы XX века колокола уничтожались самым варварским способом под предлогом борьбы с церковью и религией. Воинствующие атеисты с беспощадной методичностью сбрасывали колокола с колоколен, будто мстя им. Полагали, что «разрушив все до основания», включая историю и культуру, «а затем» вступят в светлое завтра. Так гибли в переплавке национальные  памятники истории и культуры, народное достояние, накопленное веками.

Люди, как могли, спасали колокола – снимали их тайно и бережно, прятали – закапывали или топили. Сколько могли, помнили люди об этом, передавая тайну их места нахождения из поколения в поколение, но безжалостное время все же стирало это из памяти. Много их, безвестных, покоятся в местах уже неизвестных никому. Случайно их находят и как раритеты демонстрируют в музеях, частных коллекциях. А сколько же их, уже в наше время, хотя бы последние десять-двадцать лет, погубили переплавкой исключительно ради жалких денег, получаемых глупцами за металлолом?

Самые древние украинские колокола принято, условно, делить по времени их изготовления на «домонгольские» и «послемонгольские», вернее изготовленные до нашествия татаромонгольских орд и после него. Колоколов домонгольского периода – Киевской Руси X-XI в., не то что мало, их фактически нет. Известны единицы. Толи их было мало и они погибли в бесконечных пожарах и войнах, толи их вывезли вражьи люди на восток, толи еще не найдены из тех, что спрятаны. Лишь единицы известны из случайно найденных в Киеве при раскопках фундаментов Десятинной церкви либо земляных работах, что почти постоянно ведутся в столице.

В других городах, что западнее Киева, тем более восточнее, на Подоле, их не найдено вовсе. Самый древний, кстати, объективно датированный, славянский колокол – Юрский – имеющий в науке название Якова Скоры, отлит в 1341 году, сохраняется в соборе Святого Юры в г. Львове. Он не археологический, испокон веков он находился там, где и находится ныне. Он счастливо пережил все лихие времена и продолжает служить свою службу.

Из исторических хроник, что скрупулезно составлялись в Западной Европе, известно, что колокола, вовсе не единичные, отливались уже в XI веке как товарная продукция. Безусловно, они изготавливались не только на заказ, но и как продукция литейных мастеров и в Киевской Руси. Одни могли доставляться в Киев, другие попадали в города западнее его. Производили их не для красоты, а как сигнальные устройства, поэтому они были достаточно прочны и способны прожить века при правильной эксплуатации. Еще в начале XIX века были основания полагать, что колокола в XI веке могли быть в Десятинной церкви. Как бы ни первые археологические раскопки древних фундаментов Десятинной церкви осуществлялись в 1824 годы. Их возглавлял митрополит Киевский Евгений (Болховитников). Тогда было найдено два колокола. Один из них коринфской меди, лучше сохранившийся, весом два пуда 10 фунтов. Именно он считается самым древним и относится к периоду домонгольского нашествия. Найдены здесь же фрагменты (39 шт.) от разбитых колоколов очевидно того же периода. Вместе с тем, твердой уверенности в том, что эти колокольные находки представляют украинское национальное литье, до сих пор нет. Неизвестно и доныне, где эти колокола и их фрагменты.

В других местах Киева так же в археологических раскопках и случайно при проведении земляных работ находили древние колокола. В национальном историческом музее Украины в городе Киеве экспонируются два колокола, датируемые XI-XII и XII-XIII веками. Те ли это колокола, что найдены в 1824 году? Понятно, что нет. Так, доподлинно установлено, что колокол XI-XII века не является Украинским.

Колокол XI-XII в. (36,5 и 29,7 см – 14 кг.) из Германии. Найден на улице Хорева в Киеве. Бронза, литье.

Колокол XII-XIII в. и его часть в виде скола (церковь Богородицы Десятинной в Киеве)

Размеры колоколов этой поры колеблются от 30 до 60 см. в нижнем диаметре. Основной металл – медь, содержит до 20-24 % олова. Форма колоколов близка к западноевропейской, что отливались в эти же времена. Некоторые из них содержат надписи славянскими буквами, другие латинскими. Очевидно, среди появившихся своих использовали и привозные. Сходство колоколов позволяет считать их в каких-то частях аналогами и это результат сложившейся в те времена повсеместно практики формовки и литья колоколов. Есть основания считать, что колокололитейным делом изначально, в его зарождении, занимались монахи, и уже за ними, на более профессиональном уровне, ремесленники литейщики. На упомянутом староюрском колоколе читаем: «Сольян бысть колокол сий ... игуменом ефимием».

Из Галицко-Волынской летописи 1258 года известно, что здесь уже в эти времена изготавливались местными мастерами колокола. Из немногочисленных отлитых изделий, что дошли до нас с ХІІІ века, возможно сделать вывод о значительном влиянии польско-немецких традиций литья металлов вообще и колоколов в частности. Это же наблюдаем и в форме староюрского колокола.

Из Галицко-Волынской летописи 1288 года известно, что князь Владимир Васильевич сделал дорогие подарки церквям во Владимире, Перемышле, Каменец-Литовске, Чернигове и Луцке. А для церкви Святого Георгия в Любомире, что на Волыни подарил колокола, что: «...полія же колокола дивны слышаніємб такихъ же бысть во всей земли». Из этого следует вывод, что дарились колокола местного литейного производства (полія), что поражали современников своими звонами (дивны слышаніємб) и желаемых для всех земель (такихъ же бысть во всей земли). Это первое документальное подтверждение о литье колоколов на Руси.

Документально подтверждается, что с конца XIV века во Львове и Галицко-Волынском княжестве было уже цеховое средневековое обустройство кузнечно-литейного дела и колокола отливались здесь во множестве.

Возвращаясь к исследованиям археологического порядка следует согласиться, что колокола как домонгольские так и тем более после монгольского нашествия могут быть объектами находок на Правобережной Украине. Теоретически, на левобережной Украине колоколов домонгольского периода не должно быть вовсе, поскольку тогда эти земли были еще плохо освоены и даже мало заселены. Последняя находка 2015 года древнего украинского литого колокола под городом Каневом на речке Супий проливает некий свет на эту часть колокольной истории.

Фрагмент крты с обозначением места находки

Колокол найден на глубине более 1,5 м. Из-за неаккуратной работы лопатой на нем остались следы в виде царапин и потертостей. Колокол традиционной славянской формы, как и те, что отливались в XI-XIII веке. Формовка производилась неаккуратно. Формовочный материал содержит много песка. Металл рыхлый, «грязный». По нижнему краю недолив и по этому же месту снизу вверх идет трещина. Колокол не имеет линии боя, поскольку не использовался по назначению. Такое впечатление, что он вообще является браком литья.

внешний вид колокола в раскопе (часть колокола закрыта случайно попавшим в кадр коленом рабочего)

внешний вид после очистки

"корона"

декор

вид снизу, отчетливо заметны места крепления колышков петли

вид изнутри снизу: обрез юбки, недолив металла по краю, трещина

На колоколе отсутствуют надписи. Из декора только крест. Его форма необычна. Он более напоминает меч, чем на крест.

Обмером колокола установлено:

Высота без короны – 500 мм.

Высота короны – 160 мм.

Диаметр короны - 150 мм.

Диаметр проушин короны – 16 мм.

Диаметр нижний – 380 мм.

Толщина стенок – равномерна по всей высоте, до 20 мм.

Вес – около 24 кг.

Невдалеке от места обнаружения колокола найдены фрагменты от колоколов аналогичных форм.

фрагмент короны колокола

фрагменты короны колокола

фрагменты тела колокола ("черепки")

Это может свидетельствовать о том, что в данной местности, возможно, находилась литейная мастерская.

Обнаруженный объект, определяемый как колокол древнего литья, имеет форму, традиционную для украинских колоколов того времени, но не похожую на приводимую в литературе. Принято именно такую форму именовать «сахарная голова».

Мы наблюдаем более выпуклую форму верхней его части с равномерным уклоном плаща книзу, более близкие размеры по диаметрам его частей – верхнего и нижнего.

Именно найденный колокол по форме своей соответствует наименованию «сахарная голова». Колокол, датированный XI-XII веком, что найден на улице Хорева в г. Киеве относится к древним колоколам формы «улей», а колокол, датируемый XII-XIII веком, найденный в развалинах Десятинной церкви - "сахарная голова".

Думается, что находка 2015 года проливает свет на первичные технологии литья колоколов, существовавшие до татаро-монгольского нашествия. Примитивная формовка, «грязный» металл могут свидетельствовать вообще о начальных попытках литья без достаточного оборудования и навыков к этому.

Необходимы серьезные исследования в части химии металлов на образцах литья того времени для сравнения с найденным. Это позволило бы пролить свет на время его литья и относимость к определенному периоду производства колоколов в Украине.

Находятся на Украине колокола и более позднего литья. Особое внимание заслуживают колокола «Полковые» или «походные», как их еще называют, времен Национально-Освободительной войны 1648-1654 года. Эти следует изучать не только как объекты археологических находок, но и как исторические памятники Украинской военной славы и побед. Но это уже другая колокольная тема, которой следует уделить особое внимание.

Используемая литература:

Жолтовский П.Н. «Художнє лиття на Україні XIV-XVIII в.», Наукова Думка, Київ, 1973 р.

«Колокола на Украине», «Колокола, история и современность», Наука, Москва, 1985 г.

Пыляев М.И. «Исторические колокола», 1890 г.

Оловянишников Н.И. «История колоколов и колокололитейное искусство», 1912 г.

Модзалевский В.Л. «До історії українського ліярства (про людвисарів і конвисарів)»

Журнал «Наше наследие», №5, 1991 г., Россия, Москва.

Кіндратюк Б.Д. «Дзвонарська культура України», Прикарпатський національний університет ім. В.Стефаника, 2012р.

Сукач. С.И. «Украинская колокольная историография (очерки колокололитейного искусства)», Ярославна, Суми, 2009р.

В.А.Биднов «Колокола», раздел первый «Короткие исторические ведомости», первоисточник – журнал ELPIS Варшава, 1931 г.

Журнал «Дзвони в історії і культурі народів світу», науковий збірник №5, изд. «Твердыня», Луцк, 2015 г.

С.Сукач, ноябрь-декабрь 2015г.

Категория: Исторические колокола и звоны Украины | Добавил: sun (30.01.2016)
Просмотров: 1030 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Древний пастушеский (ботало) колокольчик. Литье, бронза.
низ прямоугольник 43х50 мм.
высота до уха - 60 мм.
вес - 105 гр.
Найден в лесу в Киевской обл. Володарском районе

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2017-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[22.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Большой колокол харьковского Свято - Благовещенского храма (0)
[21.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол Якова Скоры (0)
[14.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол Якова Скоры (0)
[20.05.2017]   [Другие статьи]
Колокола в собрании музея Свято-Покровского монастыря (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz