Среда, 20.09.2017, 06:56
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [19]
Другие статьи [7]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [14]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [4]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [4]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии

Дужно-колокольный промысел России (Краткий очерк истории кустарного дужно-колокольного литейного промысла России)

Дужно-колокольный промысел России (Краткий очерк истории кустарного дужно-колокольного литейного промысла России)

 Зарождение такого кустарного промысла, как литье из бронзы небольших колокольчиков и бубенцов, предназначенных в качестве сигнальных средств на гужевые экипажи, обусловлено рядом причин, как будто никоим образом не связанным с ним. Одними из главных оказались экономические причины в виде все возрастающей необходимости быстрого сообщения между городами, и в первую очередь, между столицами – Москвой и Петербургом. Это привело к реконструкции и улучшению существующих дорог, строительству новых. Так, первая и единственная дорога с твердым покрытием, стала функционировать между столицами на всем протяжении только в 1834 году. Однако задолго до этого поиски увеличения скорости движения в условиях плохих дорог, а подчас и вовсе по бездорожью, привели к изобретению русской тройки. На практике было доказано, что русская традиционная упряжь «гусем» (по две лошади в ряд) уступает упряжи по три в единственный ряд, где коренная рысистая, а две боковые, пристяжные, идущие галопом. Такая упряжь позволила значительно увеличить скорость, улучшить маневренность и обеспечить удобство и быстроту смены лошадей. В описании А.И.Герценым во 2 части романа « Былое и думы» смены лошадей на почтовой станции Козьмодемьянск в последних днях декабря 1837 года находим: «Сани были заложены по-русски: тройка в ряд, одна в корню, две на пристяжке, коренная в дуге весело звонила колокольчиком. В Перьми и Вятке закладывают лошадей «гуськом», одну перед другой, или двое в ряд, а третью впереди. Так сердце и стукнуло от радости, когда я увидел нашу упряжь». Немалую роль сыграло и повышение государственных требований к почте: введение графиков и дисциплины движения почтовых экипажей. Настоятельным требованием жизни оказалось обеспечение почтовых троек эффективными сигнальными устройствами, которые позволили бы не снижать скорости движения на занятой полосе ни при каких обстоятельствах и заведомого оповещения о следовании экипажа пешеходов, ямщиков, гонщиков скота, и главное, служащих почтовых станций, обязанных в течение нескольких минут менять уставших лошадей на «свежих». Предполагалось, что ямщик, наподобие западноевропейских форейторов, будет трубить в почтовый рожок. Их даже приобрели за границей, обучали ямщиков почтовой службы пользованию, но с точки зрения этих людей из народа, рожок походил на детскую дудку, смешную и нелепую, недостойную образа лихого ямщика. В русской действительности он так и не прижился. Ямщики в случае необходимости подачи сигнала - свистели и орали во все горло, но и это, в особенности в плохую погоду, не обеспечивало оповещения. Кому-то пришла мысль использовать небольшой колокольчик, подвесив его под дугой. Колокольчик, традиционно уважаемый предмет в народе, имеющий чудесную, обтекаемую форму, стойкий в работе, обладающий резким и долгим звуком, слышным за версту, настолько полюбился, что вскоре стал обязательным атрибутом гужевых экипажей. Востребованность колокольчиков русским население была высока, их приобретали люди различных сословий, даже крестьяне, и, не смотря на достаточно высокую цену, покупали охотно. Изготовлялись они кустарями – кузнецами и литейщиками, пробовали свои силы в новом деле и крестьяне. Производились они десятками тысяч в год. Уже с середины 19 века это был обычный для сельских местностей кустарный промысел, которым занимались сотни лиц. Работы производились в примитивных, на скорую руку сооруженных, литейках или даже в банях, маленьких частных заводиках на которых использовался наемный труд. Производители колокольчиков были заинтересованы в поисках наиболее рациональной формы, их размера, красоты звучания. Стоимость их колебалась от дорогих, в несколько рублей, отлитых по персональному заказу с фамилией владельца, до - копеечных, сработанных в заводских, пусть примитивных, но уже конвейерных условиях. 

По общему, сложившемуся правилу, принято считать наиболее ранней датой появления колокольчика – 1802 год, поскольку сразу в нескольких центрах литья датировка произведена на самих изделиях достаточно четко и бесспорно этим годом. Этот факт не вызывает сомнения. Вместе с тем, дужный колокольчик на русских дорогах появился значительно раньше, а вот датировка на них производилась именно с этого года. По мнению видного ученого в этой области - В.А. Кима, одновременная датировка 1802 годом колокольчиков отливаемых в разных центрах литья и не связанных между собою обусловлена каким-то государственным предписанием. Думается, что такое могло быть, и это вполне объясняет ситуацию. В энциклопедическом словаре «Россия» Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (Санкт-Петербург, 1898 год) в экономическом отделе - литера «К» - «почта, телеграф и телефон» находим: «при учреждении министерств в 1802 году почтовый департамент был присоединен к Министерству внутренних дел». Эти сведения могут в определенной степени подкреплять наши догадки.

Читая А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» произведение, которое впервые появилось в продаже в мае 1790 года, мы находим неоднократные упоминания о ямских колокольчиках. Так, уже в первой главе «Выезд» читаем: « Я лежу в кибитке. Звон почтового колокольчика, наскучив моим ушам, призвал, наконец, благодетельного Морфея» (бог сна в греческой мифологии). И далее в главе «Хотилов»: « Но теперь дуга коренной лошади звенит уже в колокольчик и зовет меня к отъезду». Вместе с тем, в главе «Валдай» автор ни словом не обмолвился о валдайских колокольчиках, тем более о существовании здесь кустарного промысла.

Это дает возможность предполагать, что производство дужных колокольчиков имело место в России уже с середины 18 века, и очевидно, связано с изобретение русской тройки и времени широкого применения упряжи такого типа. Как считают специалисты и исследователи, колокольчики отливались в это время без каких-либо надписей. Это затрудняет их атрибуцию, тем более точную привязку ко времени и месту отлива. Эта трудность определения будет преодолена при более тщательном исследовании первичных технологий формовки и литья, химии металла, изысканий в области пластики литья.

Рост производства дужных колокольчиков с начала 19 века шел в ногу с развитием сети дорог. Уже в первой четверти века дужный колокольчик стал привычным атрибутом русских дорожных экипажей. Они во множестве двигались не только по европейской части России. Интересную схему русских почтовых трактов (главных дорог) разработал А.К. Ганулич (журнал «Наука и жизнь» 1982 год, №7). Кроме Валдая, где изготавливались знаменитые колокольчики, на карте следует отметить следующие центры литья: Тверь, Московская губерния, Тула, Касимов, Павлово, Пурех, Слободское, Елабуга, Сарапул, Кунгур, Суксун, Тюмень. И это далеко не полный перечень городов и весей где их отливали. Широкое использование колокольчиков обывателями, двигающимися и по почтовым трактам, все больше и больше вносило дезорганизацию в работу почтовой службы. В 30-х годах в соответствии с правительственным предписанием была всем запрещена езда с колокольцами по почтовым трактам и городам кроме почтовых экипажей и следователей, выезжающих на место происшествия. Выполнение этого предписания строго контролировалось. Так, у В.А.Слепцова (1836 – 1878) в очерке «Владимирка и Клязьма» (1861) читаем в рассказе ямщика: «Исправник, это, сейчас выскочил! Кто такой? спрашивает. Как вы можете с колокольчиком ездить? Нечто не знаете, строго запрещено, кто не на почтовых, чтобы колокольчика ниотнють не иметь!? Это что еще за новость? Ямщик! Ворочай назад! Поезжай за мною в город! Вот, я вас!»

Такое запрещение вызвало рост производства бубенцов, ездить с которыми никому не «возбранялось». Бубенец представляющий собой глухой колокольчик шаровидной формы с прорезями и глазками, имел значительно более слабый звук, чем любой из колокольчиков, но давал возможность подбирать их в ряд по тональности и создавать ансамблевое, гармоничное звучание. Поскольку по проселкам разрешалось ездить и с колокольчиками, то их подбор одновременно с бубенцами создавал неповторимый по красоте звук при движении тройки полным аллюром. Это вызывало всеобщее восхищение. Такая музыка в народе называлась ямской гармонью. Звуки движущейся тройки с нарастающей силой были слышны издалека, и народ выбегал на дорогу посмотреть и послушать это диво.

С.Сукач, г.Сумы

Продолжение следует...

Дужно-колокольный промысел России (Часть 2). Город Валдай Новгородской губернии, город Касимов Рязанской губернии


Категория: История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии | Добавил: sun (11.04.2011)
Просмотров: 2738 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2017-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[22.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Большой колокол харьковского Свято - Благовещенского храма (0)
[21.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол Якова Скоры (0)
[14.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол Якова Скоры (0)
[20.05.2017]   [Другие статьи]
Колокола в собрании музея Свято-Покровского монастыря (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz