Суббота, 18.11.2017, 15:11
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [19]
Другие статьи [8]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [16]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [4]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [4]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство

Изнаночные поверхности дужных (ямских) колокольчиков

Изнаночные поверхности дужных (ямских) колокольчиков (исследования и сравнительный анализ)

Описывая дужный (ямской) колокольчик, как физическое тело и сигнальное устройство, мы, наконец, обращаемся к той его части, которая является изнаночной, т.е. внутренней.

Когда вы перевернете колокольчик ухом вниз, вам откроется дно с петлей, на которой крепится язык, а, возможно и он сам, если таковой там имеется, и широкая, коническая изнаночная поверхность всего колокольчика. Выглядит она менее интересно, чем лицевая, поскольку не отделана, чаще всего, не содержит текстов, декоров, даже знаков. Вместе с тем, она интересна, важна и представляет нам достаточно большую информацию. Что касается той изнаночной поверхности, что именуется дном (донцем), петли, языка на нем, то, в соответствующих статьях, они исследованы и описаны как в целом, так и в частностях. Остается тоже сделать с широкой, круговой, замкнутой изнаночной поверхностью.

Форма.

Перевернувшему дужный колокольчик открывается полость конуса с усеченной вершиной. Форма почти полностью повторяет геометрию самого колокольчика с лицевой стороны за исключением мелких деталей: выступающих поверхностей области пояса, т.е. валиков и желобков. Исключение составляют лишь некоторые, достаточно редкие, формы пурехских мастеров, на которых с целью усиления прочности колокольчиков повторяли на изнанках геометрию валиков и желобков с точностью до наоборот: на месте валика, что с лицевой стороны – желобок, а на месте последнего – валик. Эти конфигурации на поверхности изнанки принято называть линиями излома. Однако, это не значит, что это излом как повреждение. Это термин, означающий конфигурации на поверхности изнанки пояса, т.е. области наиболее терпящей усталость металла. На касимовских колокольчиках такое же повышение металла с изнанки мы наблюдаем в области окончания юбки, вплоть до ее обреза. Это возвышение, называемое «усилением плотности», как полагали мастера, должно было бы укреплять край колокольчика, наиболее терпящий нагрузку от ударов языка. В подавляющем большинстве, форма изнанки дужных (ямских) колокольчиков неизменно остается гладкой, без повторения лицевых неровностей колокольчика.

Отливка дужного колокольчика предполагает тщательную формовку внутренней (изнаночной) его части. Выполнение этого является обязательным условием обеспечения его звучности и длительного декремента затухания звука.

Поверхность (цветность и фактурность)

Изнаночная поверхность дужного колокольчика часто выбелена и выглядит более чистой и менее окисленной. Она чище – меньше содержит наслоений, которыми загрязнена лицевая сторона. Это объясняется тем, что колокольчик хранится, чаще всего, в вертикальном положении, стоя на обрезе юбки или, находясь в подвешенном состоянии за ухо. И в том и в другом случае внешняя, лицевая сторона, более контактирует с агрессивным воздействием среды. Поэтому и серебрение (выбеленность), более сохраняется с изнаночной стороны. Еще до процесса послелитейной токарной проточки колокольчик серебрится. Его опускают в растворы, содержащие соли серебра. После этого проточенные поверхности колокольчика сияют яркой бронзой, а места непроточенные оставались посеребренными, т.е. белесыми. Не проточенные места с надписями и декорами также остались посеребренными (выбеленными), а потому и меньше подвергались окислению (почернению) и коррозии. Лишь со временем проточенные части тускнели и темнели, вплоть до почернения, а выбеленные (посеребренные) выпачкивались жиром с рук, различными бытовыми наслоениями, «закапчивались» от испарений, дымов и т.д. Значительно лучше сохранялись поверхности с изнанки - посеребренные , более защищенные от воздействия агрессивной, внешней среды. Слой серебрения весьма тонок, в микронах, не может свидетельствовать о том, что колокольчик содержит серебро. Этот слой на столько тонок, что даже не закрывает фактуры изнаночной поверхности. По этой фактуре легко определить качество формовочной смеси, которой традиционно пользовался литейщик. Так, мелкие точки по всей поверхности, свидетельствуют о наличии в смеси песка, а пластичность ее образует ровную, без оспин и точек, поверхность. Исключительно редко дужные колокольчики токарно протачивались с изнанки. Это могло быть при грубом литье, когда отливались не колокольчики, а болванки для последующей двухсторонней проточки под готовый колокольчик. В этом случае, изготовитель получал красивую гладкую поверхность колокольчика с обеих сторон и плохое – «тусклое» его звучание.

Надписи и знаки на изнаночных поверхностях.

С 1802 года дужные (ямские) колокольчики стали отливать с текстами, в которых сообщалось о годе и месте изготовления, имя производителя, а в случае индивидуального заказа, по желанию заказчика, его имя, иногда как имя дарителя, так и имя одариваемого. На колокольчиках, даже являющихся товарной серийной продукцией, производили надписи в виде пожеланий, пословиц, прибауток, шутливых посланий, слоганов. Все более частыми стали случаи украшения колокольчиков растительными декорами, в моду вошло изображение товарных знаков производителей. Все это богатство декора располагалось на лицевой стороне колокольчика, как говорят в народе «товар лицом». И действительно, колокольчик , предмет декора, поэтому производители стремились его оформлять красиво, нарядно, импозантно, празднично. Но вот беда, к концу ХIХ века стало известно, что неровности поверхности колокольчика, которыми являются надписи и декоры, особенно на юбке, ухудшают его звуковые характеристики – «грязнят звон» и «срезают» время декремента затухания звука. Некоторые производители стали переносить декоры на тулово, где обычно помещались только единичные декорные изображения, а надписи на крышу и дно. Вот когда производители обратили внимание на широкие площади изнанки, где возможно было бы помещатьдаже большие тексты. Конечно, бессмысленно помещать декоры с изнанки, здесь они не к месту и кто их здесь увидит? А вот надписи – другое дело! Кстати, надписи помещались здесь задолго до акустических рекомендаций ученых и исследователей.

Так, известны колокольчики, отлитые валдайскими мастерами во второй половине ХIХ века со знаками с изнанки. Такая же практика была у слободских мастеров. Особенно часто встречаются работы мастера Желвакова В. с надписью на изнанке о его авторстве. Достаточно часто, так же, оформлялись здесь надписи и вологодскими мастерами. Такой порядок нанесения надписей практиковался потому, что техника их нанесения , на этом месте, проще чем на юбках, да и технологически это обеспечивалось более доступными средствами. Наиболее показательна практика нанесения надписей на изнанке дужного колокольчика мастером Желваковым. Он, изготавливая гладкие колокольчики с лицевой стороны, помещал текст с изнанки, выполняя его процарапыванием букв на мягком формовочном материале. Неизвестные нам вологодские литейщики, действовали этим же порядком, помещая сведения о заказчике с изнанки дужника. Иногда они ставили здесь год отливки и даже полную дату.

Особенно часто обращались к изнаночным поверхностям для нанесения текстов пурехские мастера. Такие тексты выполнялись типографским шрифтом мастером Веденеевым Ф.А. Здесь им помещались слова: «По особому заказу», «сЪ серебромъ», сообщались сведения о производителе и заказчике, упоминалось о добавке серебра в золотниковых мерах. Заводчик Клюйков Е.С. не так часто использовал изнанки для текстов, но и у него мы находим сообщения об улучшенном качестве изделия – «Прочное» или букву «К». Напротив, в практике литья дужных колокольчиков, касимовскими мастерами, нанесение текстов с изнанки большая редкость – исключение из правил. В подавляющем большинстве, мастера этого региона наносили тексты на юбках и дне.

Повреждения (трещины, сколы, провалы, расколы на части)

Изнанка место, где отчетливо видны малейшие повреждения. Если лицевая часть колокольчика загрязнена, затерта, побита (в оспинах), что весьма затрудняет оценку целостности, т.е. причину отсутствия звучания, то изнанка более чистая дает возможность сразу же все установить. Чаще всего, тонкие, не толще волоса, трещины расположены по поверхности пояса (по наиболее глубоким линиям проточки), что с лицевой части почти не заметны. Отсутствие звука или короткий декремент затухания свидетельствуют о серьезных повреждениях колокольчика. Обнаружения дефекта с лицевой части так же возможно при тщательном исследовании поверхности с помощью лупы. Хорошо заметны трещины радиальные, начинающиеся с обреза юбки и валика усилителя плотности. Они бывают тонкими, не более 10мм длиной, но имеют тенденцию "к росту" и расколу колокольчика. Поскольку, все дужники имеют внутреннее напряжение, часто тонкостенные (пурехские) раскалываясь радиально, образуя широкие до 10-20 мм. вертикальные разломы, которые меняют конфигурацию колокольчика. На толстостенных колокольчиках встречаются сколы по обрезу. Это результат ударов неправильно подобранного языка. Нередки следы от ударов языков коротких (так же неверно подобранных) в области изнанки тулова или пояса, что ведет к расколу дужного колокольчика на две части по круговой линии пояса и до полного отделения юбки от тулова.

Встречаются колокольчики с провалами в области тулова – жертвы ударов на пробу звучания (чаще молотком) с лицевой стороны. Провалы в области крыши, с выпадением петли и уха (одновременно), результат падения колокольчика строго ухом вниз на жесткую, ровную поверхность. Такое же повреждение дужников связано с их подготовкой к утилизации (переплавке), когда удар наносился тяжелым молотком, сверху вниз, по уху при том, что колокольчик стоял на жесткой ровной поверхности (наковальне). Этим достигалось выделение из бронзы инородного металла – стальной петли. Встречаются колокольчики с провалами в области тулова по причине дефектности литья (недоливы металла) или попадания в расплав инородных тел, чаще всего железного мусора, с последующим выпадением его из стенок колокольчика. Все это очень хорошо усматривается с изнанки. К сожалению, исправить, т.е. реставрировать колокольчики, невозможно, а неоправданное вмешательство в физическое состояние, даже незначительно поврежденного, приводит к еще худшим последствиям, либо утрате оригинальности.

Изнанка колокольчика – рабочая поверхность его тела. Эта сторона имеет еще большее значение, чем лицевая, поскольку ее участие в звукообразовании имеет принципиальное значение. Это рабочая поверхность стабилизирующая колокольчик в состоянии звучания. Знание физики этой области открывает многие тайны колокольчика - этого замечательного сигнального устройства, что восторгает своими звуковыми возможностями многие поколения людей.

Удивительно, но факт, дужный колокольчик способен улучшать настроение, вызывать улыбку, дарить радость. Позвоните колокольчиком, стоя на проселочной дороге, на тропинке в роще, на лесной полянке, берегу реки и вы почувствуете прилив сил, некое чувство слитности с иными давно прошедшими временами, с нашими предками, что так же восхищались этим звоном, как и мы.

С.Сукач, г. Сумы.

декабрь 2013 г.


Изнаночные надписи
Слободской мастер Желваков Василий. Надпись на изнанке юбки выполнена рукописным шрифтом «Мастеръ въ Слоблдскомъ Желваковъ»
Колокольчик неизвестного пурехского мастера с надписью на изнанке «ШАПОШНИКОВА СЪ СЕРЕБРОМ», по юбке «ВАЛДАЙ». Предположительный автор М.М. Трошин
Колокольчик «полугранный» неизвестного пурехского мастера с надписью на изнанке «СЪСЕРЕБРОМЪ» на дне «000»
Колокольчик «Дар Валдая» Неизвестного пурехского мастера с надписью по изнанке «СЪ   СЕРЕБРОМЪ» на дне «№2»
Заказной колокольчик пурехского мастера Веденеева Ф.А. с надписью по изнанке юбки «ПО ЗАКАЗУ И.В.ЗОЛОТАРЕВА  СЪСЕРЕБРОМЪ» и на дне вокруг петли «ЗАВОДА Ф.ВЕДЕНЕЕВА»
Заказной колокольчик пурехского мастера Веденеева Ф.А. с надписью по юбке «ПОЗАКАЗУ ВДОВЫ МАРИИ МАСАЛИТИНОИ ВЪ КЬЕВЕ». Надпись на дне вокруг петли «:7 ЗОЛОТ : СЕРЕБР».
Надпись на изнанке «. Г . ВАЛДАИ»
Заказной колокольчик пурехского мастера Веденеева Ф.А. с надписью по юбке «ПОЗАКАЗУ ВДОВЫ МАРЫИ ВАСИЛ МАСАЛЬСКОИ В К». Надпись на изнанке пояса «6.ЗОЛОТ.СЕРЕБРА.». Надпись на дне вокруг петли «.0.»

Категория: Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство | Добавил: sun (27.12.2013)
Просмотров: 2185 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2017-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.11.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол «Казацкий – священника Григория» (0)
[04.11.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол «Казацкий – священника Григория» (0)
[01.11.2017]   [Другие статьи]
О сверхтяжелых колоколах и их назначении (0)
[22.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Большой колокол харьковского Свято - Благовещенского храма (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz