Четверг, 20.07.2017, 23:40
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [19]
Другие статьи [7]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [11]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [4]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [4]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство

Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство

ЯМСКОЙ (ДУЖНЫЙ) КОЛОКОЛЬЧИК КАК ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО И СИГНАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (опыт исследования и описания)

Немного истории.

Более ста лет насчитывает история ямского колокольчика - простого сигнального устройства, используемого при гужевой езде. В девятнадцатом - начале 20-х веков экипажи, перевозящие пассажиров, как и почту, были на конной тяге и колокольчик под дугой был необходимым атрибутом, символом преодоления расстояний разъединяющих людей. Колокольчик пользовался всенародной любовью. Несущиеся по дороге почтовые экипажи, оглашающие все окрест мелодичным звоном, народ встречал с восхищением.

Сложилось ошибочное мнение, что история колокольчика начинается с 1802 года. Такое суждение сформировалось в связи с тем, что ямские колокольчики имеют первую датировку в своих надписях с 1802 года. Вместе с тем, внимательно читая А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» мы находим упоминания о ямских колокольчиках, с которыми ездили экипажи по этой дороге на всем ее протяжении. Исходя из того, что это литературное произведение впервые продавалось в Петербурге в мае 1790 года, то понятно, что колокольчики нашли свое распространение еще в последней четверти 18 века, а возможно и раньше. Другим подтверждением их существования в это время являются судебные документы о разделе имущества, описи имущества несостоятельных должников, где упоминаются колокольчики и приводится их стоимость.

Совершенно очевидно, что до 1802 года колокольчики отливались без надписей и датировок, и поэтому затруднено определение точного времени их изготовления. С 1802 года подписные колокольчики стали производить как рыночный товар литейщики Валдая (Филипп Терской, Алексей и Никита Смирновы, Егор Лебедев) и другие литейщики, чья продукция известна с неединичных экземпляров, дошедших до нашего времени. Интересно, что мастера-литейщики, производящие аналогичную продукцию в других регионах России, стали также и в тоже время производить подписные изделия (Касимов Рязанской губернии мастер А.Халдеев с 1804 года). В Слободском Вятской губернии с 1806 года Лука Каркин, а Василий Бородин, Илья Трифонович Каркин, Михаил Макушин с 1807 года. Датировку ямских колокольчиков, начиная с 1802 года, одни исследователи объясняют появившейся в то время технологией нанесения текстов на литые колокольчики небольших размеров, другие, же, актом распоряжения властей, поскольку именно в этом году впервые в России образованы министерства и ведомства. Почтовая служба была подведомственна Министерству внутренних дел. Именно почтовая служба и была массовым заказчиком ямских колокольчиков для почтовых троек.

Почему это так, тоже имеет свое объяснение. Начиная с 1834 года, когда основная дорога России из Петербурга в Москву уже была сдана в эксплуатацию в сквозном режиме, специальным распоряжением властей была запрещена езда, каких бы то ни было экипажей с колокольчиком, кроме почтовых троек. Такое распоряжение было необходимо с целью упорядочения работы персонала почтовых станций, обеспечивающих быструю смену лошадей экипажам, перевозящим государственную и ординарную почту. Другие экипажи, двигающиеся с колокольчиками, мешали этому, дезориентируя служащих.

Однако это распоряжение касалось только езды экипажей по почтовым трактам и улицам городов. На других дорогах эти ограничения не вводились, и потому ямской колокольчик весело звенел по проселкам, радуя людей в городках и весях.

Именно любовь народная к звучной ямской езде обеспечивала восстребованость колокольчиков и повлекла становление, а затем и расширение кустарного литейного промысла ямских колокольчиков и бубенцов. Стоимость только заказных (единичных) колокольчиков была значительна и далеко не всем доступна. Что же касается рыночной продукции, то с середины 19 века стоимость колокольчиков была не так высока, чтобы сбивать спрос на них, что позволяло приобретать их всем имеющим личные выезды и даже как сувениры, сообщающие сведения о месте и годе изготовления.

Металлы для литья колокольчиков.

Ямской колокольчик - литое изделие из бронзы. Лишь единичные, как раритеты, пробы литья, производились из чугуна. Металлы для отливки: олово и медь приобретались кустарями-литейщиками по рыночным ценам, они были дороги и потому при изготовлении продукции экономились. Чем легче изделие, тем меньше его себестоимость и тем больше прибыль. Лишь путем совершенствования практики-формовки и литья мастера добивались внешней красоты изделия и его мощного звучания, радующего слух. Каждый литейщик сохранял в тайне только ему известную пропорцию металлов для литья колокольчиков, технологии и приемы формовки, порядок литья. Каждый из них мечтал достичь совершенства в пластике литья, красоте изделий и звучании. Многое из секретов мастеров и по сегодня остается для нас тайной.

Производимые анализы металлов ямских колокольчиков показывают, что доля меди близка к 80%, а олова к 20%. Чем больше олова, тем дороже изделие, потому что стоимость этого металла, привозимого в Россию из-за границы, всегда была весьма высока. Правильная пропорция, в которой доля олова соблюдена, обеспечивала защиту изделия от окисления аккуратность пластики литья, красоту звучания. Вместе с тем, даже незначительная передозировка олова приводила к колкости изделия, что недопустимо, поскольку колокольчик - ударное сигнальное устройство. Даже правильное соотношение металлов, правильные технологии изготовления колокольчиков, не гарантировали их долгой эксплуатации. Большая часть их раскалывалась от удара языков, терялась в пути от скола уха. Иногда, в качестве добавки к металлам для изготовления колокольчиков, с целью уменьшения их себестоимости добавляли колокольный лом, и даже лом меди, самоваров, отстрелянных гильз. Все это чрезвычайно ухудшало звуковые характеристики изделия.

Легенду о содержании серебра в ямских колокольчиках развеял исследователь В.Ф.Потехин. Им установлено, что среднее суммарное количество серебра в колокольчиках с надписью «СЪ СЕРЕБРОМЪ» - 0,04%, в то время как во всех ямских колокольчиках, что им исследовались - 0,05%. Вывод этого исследователя состоит в том, что серебро в ямских колокольчиках присутствует лишь как естественная природная примесь в металлах, из которых отливаются изделия. Даже колокольчики с надписью «СЪ СЕРЕБРОМЪ», не содержат серебра, специально вкладываемого в расплав. Такие вложения относятся лишь к заказным (единичным) изделиям. Заказчик по своему желанию определял, сколько серебра должно быть вложено в заказываемое им изделие, он же и выдавал это серебро литейщику, либо отдельно оплачивал этот металл. Всегда в этом случае на ямских колокольчиках производилась надпись о вложении серебра в золотниках. Чаще такие надписи делались с изнанки колокольчиков. Думается, что случаев обмана литейщиками заказчиков о вложения серебра не было, поскольку литейщики были верующими и потому абсолютно уверенными в том, что звучность их изделий обеспечивается не иначе как Даром Господним. Как они полагали, грешить в этом было неуместно и опасно. По своей инициативе литейщик никогда в расплав не добавляли серебро. Они боролись за снижение себестоимости изготавливаемой продукции, наращивали производительность своего труда, что бы больше производить дешевых и красивых, сильно звучащих колокольчиков, обеспечивая этими мерами рост своей прибыли. Они попросту были бедны, что бы покупать серебро и вкладывая его в расплав рисковать утратить, хотя бы в колокольном браке. Они опытным путем сами пришли к выводу, что серебро не улучшает качество звучания. Вместе с тем, большинство колокольчиков серебрилось, то есть покрывалось тонким слоем серебра с целью уберечь изделие от коррозии, потемнения до черноты и зеленой патины. Таким образом, серебро, все же присутствует! Наиболее ярко выглядит серебрение в нестертых местах, скажем по надписи, после тщательной мойки колокольчика.

Основные размеры и вес колокольчиков.

Ямские колокольчики никогда не бывают больше 150мм диаметром и массой более 1кг. Большинство из них имеет диаметр по низу юбки 105-107мм либо 117-120 мм. Масса колокольчиков первой группы варьируется от 300-350 до 500-550 грамм, а второй до 850 грамм, в пределах этого же веса и ямские колокольчики с диаметром 130-135мм, как валдайских мастеров середины 19 века, так и новых форм, даже еще больших диаметров, отлитых мастерами Пуреха. Вес ямских колокольчиков зависит от толщины формовки стенок. Чем более совершенствовались технологии формовки, тем, со временем, стенки становились тоньше. Это обеспечивало красоту изделия, а в ряде случаев не ухудшало и качество их звучания. Так литейщики, совершенствуясь в практике литья, уходили от излишне затратного производства, обеспечивали прибыль.

В общую массу изделия не входит вес языка. При взвешивании колокольчика его следует удерживать в руках, таким образом, чтобы он не касался внутренних стенок петли, на которой закреплен.

К большим ямским колоколам относятся все те, что более 130мм по обрезу юбки. Иногда диаметр колокольчиков, изготовленных позже 1870 года, доходит до размеров 147 -148мм. Эти изделия знаменуют итоги поисков новых методов и технологий формовки и литья. Такие колокольчики красивы, необыкновенно звучны и почти всегда составляют гордость коллекций.

Самые маленькие колокольчики, что применялись для украшения экипажей, санок, шорных изделий и сбруи с диаметром менее 100мм весят от 170грамм и меньше. Совсем, уж, маленькие с диаметром 50мм и меньше служили как рыбацкие и декоративные. Знала русская культура и одежные (нашивные) колокольчики, которые меньше 10мм в диаметре. Ими украшалась одежда девочек.

Основные формы.

Условно, поскольку официальных названий у многих форм ямских колокольчиков нет, их принято делить на традиционные, выработанные мастерами-литейщиками Валдая и, новые, разработанные, в основном, мастерами Пуреха. В свою очередь, в каждой из этих больших групп, колокольчики разнятся между собой геометрией и параметрами отдельных частей, пропорциями высоты отдельных частей, пропорциями диаметров крыши, пояса и юбки. В описании - Ф -(форма) означается следующими названиями :

  • Валдай классический или просто Валдай;
  • Валдай каплевидный ;
  • Дар Валдая (валдайских мастеров);
  • Валдай конусный (с расклешенной юбкой).

Новые формы:

  • Полугранные;
  • Неограненные (Новосибирские);
  • Сибирские;
  • Сибирские подписные;
  • Сибирские с юбкой-стаканом;
  • Дар Валдая (пурехских мастеров);
  • Куполообразные;
  • Особой формы (юбка граненая, крыша двухъярусная с надписью);
  • Шадринского фасона;
  • Сибирские резные (Казанские).

Колокольчики особого назначения, формы которых специфичны:

  • Декоративные;
  • Дверные;
  • Ботала (подшейные для сельскохозяйственных животных);
  • Гречушники.

Наиболее традиционные ямские колокольчики, что отливались с начала 19 века валдайскими мастерами, хорошо узнаваемы и привычны. Изделия такой формы массово производились во всех колокололитейных центрах, включая и Пурех. Новые, же, формы разрабатывались, чаще всего литейщиками Пуреха и здесь же обливались. В Пурехе совершенствовалась поздняя практика литья ямских (дужных) колокольчиков. Особый вклад в славу русского ямского (дужного) колокольчика привнес заводчик Е.С.Клюйков, чей завод с 1880года массово производил чрезвычайно разнообразную продукцию. Итогом поисков литейщиков-кустарей лучшего звучания, рациональной массы колокольчика, красоты его формы, износоустойчивости, являются колокольчики «Даръ Валдая» пурехских мастеров. Колокольный ряд этих изделий от самого крупного - 4/0 до самого маленького №5. На подписных формах указаны заводы изготовители. Нередко на изнанке или дне, реже по юбке делались надписи «съ серебромъ», что вовсе не означало добавку серебра в металлы при литье. Исследователями ямских колокольчиков в области их звучания и звуковых отличий, установлено, что наилучшее звучание достигалось отнюдь не содержанием серебра, а рационально подобранными размерами, формами и массой колокольчиков, параметрами его отдельных частей и, конечно, качеством металлов.

Очевидным является то, что любые надписи, декоры на юбке и даже тулове ухудшают звуковые характеристики. Исходя из этого, многие литейщики Пуреха перенесли большинство текстов на крышу колокольчика.

Исследования колокольчиков и составление каталога-справочника.

Исследования ямских колокольчиков мною производились в строгой последовательности измерений и описаний, как его частей, так и надписей, декоров, особенностей. Итоги последовательного исследования отражены в таблицах со следующими позициями:

Ф - форма колокольчика. Описание форм колокольчиков затруднены тем, что часть из них не имеет официальных названий, а некоторые из них называются по-разному в различных регионах России. Исследования форм - большая и кропотливая работа. Фактически она, с учетом особенности звучания, еще не проводились. Важно разработать терминологию и правила описания колокольчиков.

Д - диаметр взятый по наружной линии обреза юбки. (Все измерения здесь и в дальнейшем произведены в миллиметрах. В случае разбежности показаний в 1-2мм в разных точках измерения выставлялось наибольшее значение. К примеру: в одной из точек диаметр колокольчика равен 115,5 мм, в другой -116 мм, в третей - 117, и в нескольких других так же - 117мм, при таком положении, в описи выставлялся окончательный размер 117мм).

Д1 - диаметр крыши взятый по линии плеча (плечо - условная линия либо ясно видимое ребро перехода крыши в тулово).

В - высота колокольчика, взятая от линии обреза юбки до основания уха. Следует отметить тот факт, что многими исследователями не разделяется мнение о том, что высота должна браться до основания уха. Они полагают, что в высоту колокольчика следует включать и высоту его уха. Вместе с тем, если мы исследуем ямской колокольчик как физическое тело, то это утверждение абсолютно верное, однако, если мы исследуем его как сигнальное устройство, то имеют значение высоты, лишь тех его частей, что берут участие в звукообразовании. Ухо колокольчика, элемент, исключительно предназначенный для его удержания в положении максимально эффективном для звуковой отдачи.

Таким образом, есть основания не включать высоту уха в высоту колокольчика как сигнального устройства. Высоты, имеющие принципиальное значение :

Вюбк - высота юбки есть размер, взятый от линии обреза колокольчика до нижней линии пояса;

Впоя - высота пояса есть размер, взятый от нижней линии его до верхней;

Втул - высота тулова, значение взятое от верхней линии пояса до плеча;

Вкр - высота крыши, значение взятое от плеча до основания уха включая и высоту выступа на котором иногда находится ухо. Цифры в процентах есть пропорции конкретных частей высоты к основной высоте колокольчика как сигнального устройства.

У - ухо. Описание его формы, включая и выступа, характерной и особенной для каждого региона колокольного литья. Измерения: т – толщина, то есть верха и низа уха в профиль; в - высота, размер от верхней горизонтальной  планки до  основания;  ш - ширина,  размер  верхней планки с технологическим центром и нижней части у основания. Такие подробные измерения уха диктуются необходимостью практики определения региона литья неподписных форм колокольчиков по конфигурации уха. Возможны описания общего износа уха, отверстия (просвета). В случае утраты уха приводятся сведения об остатках его или места где оно находилось. Размеры уха в случае его реконструкции не приводятся.

Кр - крыша. Описание ее формы в зависимости от сферичности плоскости от основания уха к линии плеча: прямая, слегка выпуклая, выпуклая крутая, крутая - покатая. Описываются и проточки по краю крыши (скос). Описание крыши включает возможные декоративные кольцевые проточки на ней, а случае расположения здесь текста и номера, всех этих данных, вплоть до характера шрифтов, его размеров.

Тул - тулово. Основная коническая часть колокольчика от условной лини плеча и до верхней линии пояса. Это важнейшая часть колокольчика, являющаяся, в основном, резонатором звука, производимого юбкой. В его описаниях, к сожалению, в связи с техническими трудностями измерения, не приводятся размеры угла отклонения от плеча к поясу, и возможной кривизны поверхности (каплевидности), что трудно вообще поддается измерению и описанию. Часто на тулове располагаются украшения виде орлов, гербов, медалей, Георгиев, различных декоров, надписей, номеров. С целью полной картины этих художественных деталей в описях проводятся ручные прорисовки, осуществляется их описание. (Следовало бы эти исследования выделить в отдельное издание «Своеобразный фотокаталог» с расположением таковых по мастерам и регионам изготовителей). Такой справочник был бы незаменимым подспорьем в деле определения происхождения неподписных колокольчиков.

Тулово - часть колокольчика, наиболее уязвимая к повреждениям, в связи с наименьшей толщиной стенки металла. Наименьшая толщина ямского колокольчика на линии основания тулова, она же верхняя линия пояса. Это фактическое место удержания юбки. Растрескивание металла по этой линии, окончательно приводит к расколу изделия на две части - тулова с ухом и пояса с юбкой. Ремонтное сочленение этих двух частей колокольчика любыми методами не удается. В других случаях реставрационные работы, предпринятые с целью ликвидации трещин и проломов, в описи приводятся.

Поя - пояс. Наиболее часто пояс ямских колокольчиков состоит из валиков и желобков. Их количество, размеры, последовательность различна и описывается, как правило, на основе визуальной оценки. Иногда вместо желобка, особенно в новых формах, используется профиль виде косой ленточки, а вместо валиков полукруглой формы повышение метала на 1-2мм. Чаще всего пояс - проточная часть колокольчика. Место расположения пояса, его ширина по отношению к высоте тулова и юбки, угол отклонения тулова, как и юбки, определяют форму колокольчика, его стройность.

Юбк - юбка - основная звукообразующая часть колокольчика, имеющая, как и тулово, самостоятельный угол (сферичность отклонения). На юбках наиболее часто производитель колокольчика сообщал данные о себе, помещал товарные знаки, используемые как разделители в надписи. Часто отливался и год выпуска изделия. На заказных колокольчиках по юбке помещали сведения о заказчике и другие сведения, которые он пожелал. Изредка на юбках помещались слоганы, поговорки и пословицы, прибаутки, шутки, пожелания и назидания. В описи помещены ручные прорисовки надписей юбок, приводятся размеры букв и цифр, допущенные ошибки виде пропуска букв при формовке, перечеканки цифр, а в отдельных случаях выделяются для сравнительного анализа группы букв, цифр, с характерными углами постановки относительно друг друга, особенности шрифта, его элементов.

Пл - плотность. Представляет собой толщину колокольчика по его краю. Это весьма неточные данные толщины, поскольку внутренний край колокольчика, у обреза, часто имеет утолщение (усиление) в связи с тем, что это есть линия боя, то есть, то место, куда наносятся удары языком. Износоустойчивость колокольчиков часто обеспечивалась уплотнением его края, поэтому мастера, в особенности касимовские, уделяли этому особое значение и не считались с расходом металлов на обеспечение их прочности. Необходимо отметить, что в разных частях своих ямской колокольчик имеет разную толщину стенок.

Прот - проточки. Послелитейные токарные проточки колокольчика производились с целью улучшения его внешнего вида, декорирования, а зачастую, при сплошной проточке, уменьшению излишней его массы. Только после серебрения колокольчика производились токарные проточки. За счет этого он выгладил в отдельных частях белым, а в других - желтым - очень нарядно и празднично. В описании проточек упоминаются декоративные кольцевые на поверхности крыши и тулова, их ширина и количество. Кроме этого описывается проточка выступа под ухом, пояса, юбки, в случае наличия на ней надписи, проточки сверху и снизу обреза юбки. В случае сплошной проточки таковая упоминается без уточнения проточек его частей. Чаще всего эти проточки выполнялись мастерами на примитивных токарных станках одними и теми же режущими инструментами. Особенности выполнения этой роботы разными мастерами, их навыки и традиции дают иногда возможность определить, какие колокольчики изготовлены в одной и той же мастерской, а вместе с тем, и того литейщика, что произвел безымянную массовую продукцию.

Изн - изнанка. Почти всегда это необработанная поверхность, по которой возможно определить структуру и качество формовочного материала, которым пользовался мастер. Именно эта поверхность наиболее ярко сохраняет серебрение, поскольку внутренняя поверхность колокольчика менее страдает от воздействия среды и эксплуатации. В описании колокольчиков, в этой части, упоминаются возможные здесь надписи, номера изделий, сведения о производителе. Чаще всего, сведения об изделии, как заказном, располагались именно здесь. Указание количества вложенного в металл серебра, по желанию заказчика, производилось в золотниках, которые являются единицей меры металла.

В описи приводятся прорисовки этих надписей, цифр, знаков и т.д. В новых формах колокольчиков   пурехских мастеров с изнанки иногда производились профили с геометрией наружной поверхности в обратном порядке, скажем, на месте валика, что с наружи, желобок изнутри. В описании приводится порядок такого излома внутренней поверхности.

Дно - внутренняя поверхность крыши, на которой крепится петля. Этот профиль колокольчика является самой толстой его частью. Обусловлено это тем, что в толщине металла (крыша-дно) крепится массивная петля. Здесь, же, на дне, нередки надписи об изготовителе изделия, его порядковом номере в ряду аналогичных изделий, аббревиатуры, знаки, надписи «съ серебромъ». В описи приводятся прорисовки и любые другие сведения, что означены мастерами на дне.

Пет - петля. Это кованное изделие из стали, заранее изготавливаемое либо заказываемое литейщиками у местных кузнецов. Иногда (особенно у слободских мастеров) петли выполнены как литые изделия.

У пурехских мастеров с 60-х годов петли почти всегда проволочные из заводского прокатного металла сечением от 2 до 10мм, чаще всего 4-5мм.

По кованным петлям на безымянных изделиях возможно определить авторство литейщика, поскольку они, как правило, петли заказывали массово у одного и того же кузнеца. Эти мастера, каждый по своему, изготавливали петли, что отражалось на их форме, размерах и особенностях ковки прута, как заготовки для их поштучного изготовления. Принято эти кованые петли означать по формам: треугольным, трапециям, полукруглым, круглым, петлеобразным.

В описи приводятся размеры петель, данные по их сечению, высоте, ширине у самого дна и наверху. Возможны описания особенностей ковки, усилению стенок петли дополнительным металлом, их постановки относительно дна и внутренних поверхностей тулова.

Некоторые мастера, ставя массивные петли, вынуждены были дополнительно укреплять их приливами металла, что обеспечивалось еще в период формовки изделия.

В описании возможны упоминания об износе петель, причинах их выпадения из мест постановки в результате ошибок формовки. Встречаются колокольчики залитые на дне белым металлом. Есть основания полагать, что при ошибке формовки крыши и дна (влекущих недостаточность толщины металла в этой области) и опасности выламывания, особенно массивных петель, сами изготовители доливали белый металл на дно, обеспечивая упрочнение ее постановки.

Я - язык - ударная часть ямского колокольчика. Язык всегда изготавливался из стали виде кольца на кованной восьмерке (стержня с загибами на концах) либо веретенообразного стержня. Отличие состояло в креплении языка к петле. Касимовские мастера предпочитали в более дорогие свои изделия ставить языки виде кольца на кованной восьмерке. Кольцевые языки были удобны к привязке сыромятным ремнем при выезде на столбовую дорогу, либо быстрой езде по ухабистой дороге. Там, где колокольчики использовались без выезда на почтовые тракты, ставили языки в виде кованных стержней («пальцев») с несколько утолщенной ударной частью. Кольцевые языки иногда подвязывались к петле сыромятным ремнем, а в пурехских колокольчиках проволочными скрутками.

Вес языка имел принципиальное значение, поскольку легкий не извлекал при ударе максимально громкого звука, а массивный, особенно с излишней массой, разбивал колокольчик. Практика использования колокольчиков показывала, что достаточной массой являлись языки в 10% от веса колокольчика и уже опасными были те, что превышали 15% его веса.

Колокольчики в большинстве продавались, как готовые изделия, без языков. Сами хозяева колокольчиков, в зависимости от того по каким дорогам с ними будут ездить, заказывали у местных кузнецов к ним языки - требующее привязки или нет. Все эти работы производились в сельских кузнях, иногда весьма грубо, в полном несоответствии с красотой и изящностью колокольчика.

В описях подробно приводятся данные о формах языков всех встречающихся видов, их размеры, системы привязки, другие данные. Часто можно определить, как долго эксплуатировался колокольчик с поставленным в него языком, является ли он изначальным, то есть «родным».

М - масса. Общий вес (включая вес петли) но, за исключением веса языка, составляет массу колокольчика. Большая масса, то есть более 500 грамм при диаметре 105-107мм. является излишней, как и более 700 граммовая при диаметре 117-120мм. свидетельствует о несовершенной формовке изделия, неотработанных технологиях литья и вцелом - затратном производстве. В этом отношении более совершенными в технологическом отношении являются слободские колокольчики братьев Поповых 1848 года, Катаева В.Т. 1859 года, и более поздние изготавливаемые в этом регионе. Затратными с нерациональной массой, очевидно, являются колокольчики литые в Касимове (Скорняков, Баранов, Клюзен). Небольшой, стройный и нетяжелый колокольчик с сильными звуковыми характеристиками всегда был образцом товарной продукции для русских литейщиков. В результате технологической эволюции литья колокольчиков в Пурехе произведен колокольчик «ДАРЪ ВАЛДАЯ» с диаметром 130-135мм и плотностью 3,5-4мм, №4/0 и 3/0, массой 550-700грамм, ставший вершиной качества массового производства ямских колокольчиков.

М1 - масса языка - есть разница веса от общего взвешивания и взвешивания с удержанием языка.

Цвет - цветность металла, из которого отлит колокольчик, может сообщить нам пропорции меди и олова в нем, примесях лома, послелитейной отделки серебром. При тонком визуальном анализе, не прибегая к химическим исследованиям, можно с уверенностью определять качество использованной для литья меди и олова:

  • темный металл до почернения всего колокольчика чаще всего свидетельствует о повышенном содержании меди, (обычно красной) и недостатке в отливке олова. Это хорошо видится на тщательно отмытых колокольчиках;
  • темный металл с отдельными пятнами патины свидетельствует о неравномерном содержании олова в расплаве;
  • желтый яркий цвет и отсутствие окислов, слабое потемнение колокольчика свидетельствует о достаточном содержании в расплаве олова;
  • желто-зеленоватый цвет - о добавке лома и не столько бронзы или меди, сколько латуни. Редко, но встречаются колокольчики, покрытые пока неустановленным ярко-желтым металлом. Они не темнеют и не окисляются.

С - сохранность. Ямские (дужные) колокольчики в подавляющем своем большинстве сохранившихся до наших дней, изделия когда-то применявшиеся по своему прямому назначению. Сохранность их во многом зависит от степени изношенности и тех повреждений, что они получили. Принято сохранность их оценивать по пятибалльной системе. Лишь колокольчик сохраняющий полное звучание, небитый, неиспещеренный ударами по поверхности, оценивается на - 5.

В зависимости от наличия повреждений снижается балл:

  • Колокольчики без уха - 4;
  • Лопнувшие, без видимых повреждений (глухари), утратившие звук- 3;
  • Лопнувшие, с видимыми повреждениями, в том числе провалами - 2;
  • Комплексные повреждения (отсутствие уха одновременно и другие повреждения) - 1.

Отдельные части колокольчиков по бальной системе не оцениваются, так как уже не составляют целого.

Необходимо отметить, что даже битые ямские колокольчики, как предметы исследования колокольной науки (кампанологии), имеют ценность. Среди таких изделий могут быть редкие, а иногда и единичные изделия. Вопрос реконструкции, чаще всего уха, ремонта сваркой трещин, для частичного восстановления звучания, является неоднозначным. Ремонтные работы с целью улучшения внешнего вида изделия, дошедшего до нас поврежденным, возможны лишь тогда, когда опираются на науку о колоколах, знания металлов, высоких технологий сварки. Они производятся в строгой технологии и последовательности. Уборка сварочных швов в связи со сложной профильностью поверхности колокольчиков весьма затруднена, а по текстам невозможна. Исходя из этого, в большинстве случаев колокольчики в коллекциях принято сохранять в том виде, в котором они дошли до нас. Описывая колокольчик, следует обязательно указывать его повреждения. Требуют тщательных описаний и работы провидение по реконструкции (сооружении новых ушей), реставрации, включая мойку.

Справочная робота.

В разделах «примечание» производится анализ данных о колокольчиках с целью установления возможного авторства, времени и места отливки, сообщаются сведения о произведенных работах по реконструкции отдельных частей колокольчиков, реставрационных и отделочных работах.

Приложение к справочнику-каталогу.

Впервые к каталогу-справочнику в приложении, отдельно от описи, приводятся прорисовки надписей, декоров, владельческих меток.

Весь этот материал расположен по регионам изготовления колокольчиков и мастерам-производителям. Такая визуальная информация дает возможность проследить совершенствование технологии, отливки продукции, качество формовки надписей, украшений, их аккуратность и красоту.

Приведение в таком же порядке разделителей в надписях, часто являющихся товарными знаками, подтверждают авторство тех литейщиков, что не сообщили о себе сведений на массовой товарной продукции.

Для удобства пользования приложением, сведения сосредоточены по разделам:

  • надписи: по месту их расположения и содержанию. Тоже знаки - номера, аббревиатуры разделители;
  • декоры: по месту их расположения - тулова и юбок, их художественного содержания.

Аналитическая работа.

Поиски аналогов тем колокольчикам, что исследовались и описывались, затруднены в связи с отсутствием полных описаний. Следует отметить, что до сих пор не разработана единая форма по которой бы производилась опись исследуемых колокольчиков всеми коллекционерами-исследователями, музейными работниками. При таком положении, свести все те описи колокольчиков, что произведены к настоящему времени, в единое целое, как справочник, весьма сложно. Мною для отыскивания аналогов описываемых колокольчиков использовались следующие источники:

-    Ким В.А. «Ямские колокольчики и бубенцы» (сводный каталог-справочник). - г.Ростов Великий - 1998 год;

-   Хрунов В.И. «Колокольчики России» (каталог коллекции). - г.Чехов - 2000 год;

-   Глушецкий А.А. «Лить в Касимове» (каталог-справочник). - г.Москва - 2005 год;

-    Суров М.В. «Вологодчина. Невостребованная древность». - г.Вологда - 2001г.;

-    Сборник. «Колокола: история и современность.» Москва 1985 год;

-   Опись коллекции Валдайского музея колоколов. - г.Валдай - 2004г.

-   Опись коллекции Любашевского М.М. - г.Москва - 2003г.

 

Сукач Сергей Иванович

Действительный член Ассоциации колокольного искусства России.

Украина, г. Сумы 2008 год.


Категория: Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство | Добавил: sun (12.01.2013)
Просмотров: 4193 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0
2  
Здравствуйте! Нашли Валдайский колокольчик. Очень интересно узнать, к какому времени он относится. На юбке надпись - "Купи денег не жалей со мной ездить веселей" и буквы М Е, но даты нет.

0
1  
Автор статьи поднимает актуальный вопрос о единой форме описания поддужных колокольчиков. Это способствовало бы созданию сводного каталога поддужных колокольчиков , имеющихся как в частных, так и в музейных коллекциях. Замечу, что в музеях краеведческих, исторических, в которых мне доводилось бывать,колокольчики представлены вообще без указания их параметров, без указания места, где они отливались и имён мастеров. Да и коллекционеры описывают колокольчики на своё усмотрение. Считаю, что рекомендации автора по описанию колокольчиков необходимо взять за основу тем, кто берёт в руки колокольчик с целью занесения данных о нём в каталог коллекции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2017-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[20.05.2017]   [Другие статьи]
Колокола в собрании музея Свято-Покровского монастыря (0)
[15.05.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол «Варлаам» на колокольне Софии Киевской (0)
[12.05.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Обыкновенное колокольное чудо (0)
[30.03.2017]   [Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация]
Твоя колокольная коллекция. Часть 2. (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz