Пятница, 26.04.2024, 21:36
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [22]
Другие статьи [11]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [40]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [5]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [5]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация

Коллекция (количество, качество и смысл)

Коллекция (количество, качество и смысл)

Коллекционирование и научно-исследовательская работа

Коллекция чего-либо - собрание однородных предметов, состоящее из ряда аналогов объединенных либо практическим назначением, происхождением, авторством, либо любым другим свойством. Коллекции отличаются от собраний систематизацией материала. Эта систематизация является результатом постоянно проводимой научно-исследовательской работы с описанием коллекционных предметов. Понятным образом, коллекционер отличается от собирателя тем, что он исследователь, подчас, уже даже и не своей коллекции, а аналогичного материала вообще. Научные материалы, добытые коллекционером-исследователем, в первую очередь, данные составляемых им описей предметов личной коллекции, впоследствии используются составителями каталогов. Таким порядком систематизированные данные всех коллекционных предметов вводятся в научный оборот.

Чем больше коллекция включает в себя предметов, тем более широкие и глубокие исследования вынужден производить коллекционер. Он все больше и больше погружается в науку с целью получения знаний необходимых для поисков совпадений и отличий в ряду аналогов — исследуемых им предметов. На следующем этапе исследований коллекционер уже озадачен выявлением закономерностей в исследуемом ряде однородных предметов и объективно существующих свойств, как и отсутствия таковых. На этом этапе исследований одни группы аналогов рассыпаются, поскольку, как оказывается, не образуют общности, другие выстраиваются в другие группы и ряды по обнаруженной в них общности, либо хоть какой-то детальной идентичности. Процесс этот не может быть окончен, пока есть что исследовать. Это одно из оснований, по которому коллекции стремятся к росту, т.е. увеличению числа коллекционных предметов.

Небольшие собрания, а подчас и многосотенные, что не исследуются, а лишь собираются для эстетического удовлетворения приобретателя, так и остаются всего лишь украшением интерьера. Коллекционные предметы тешат амбиции человека, полагающего себя коллекционером, обладателем несметного сокровища — наибольшей в стране тематической коллекции. Чаще всего, на практике, это всего лишь фантазии собственника.

Все коллекционные предметы, в зависимости от их редкости, красоты, единичности в ряду аналогов, более или менее ценны. Это качество определяется в каждом конкретном случае исследователем, что досконально знает исследуемый материал, редкость как отдельных групп, так и отдельных предметов, их свойств и т.д. Он же в процессе исследования выявляет несоответствия и признаки, не вписывающиеся в «природу» ряда и на этом основании отбраковывает фальшивки и подделки. Собрания, что не исследуются, часто оцениваются собирателем ошибочно с завышением ценности, редкости им собранного материала. Подчас они содержат и вообще случайно попавшие предметы в коллекционный ряд, не относящиеся по своей природе к теме коллекции (т.е. то, что не является, скажем, фотоаппаратом в коллекции таковых, средневековой картиной, музыкальным инструментом, колокольчиком, монетой, наградой и т.д.).

Отсутствие у собирателя полной и подробной описи коллекционного материала чревато большими сложностями в случаях его претензий по возврату именно тех предметов, что выдавались им для временного экспонирования на выставках, возврату из органов следствия, скажем в случаях изъятия по подозрению в неправомерном владении, либо в случаях заявления в милицию в связи с хищением как отдельных предметов коллекции, так и в ее полном объеме.

Часто собирателю по его требованиям, даже через суд, возвращают, вместо изъятых иные аналогичные предметы, но не того качества, редкости, ценности и т.д.

Спор о том, те  ли это предметы или иные, что изымались, когда нет их подробной описи совершенно беспочвенный, поскольку собиратель доказать ничего не может.

В случае тщательного описания коллекционного материала, вполне возможно, на основе определения качества (ценности) каждого единичного коллекционного предмета, выставить ему балл, в соответствии с таблицей специально для этого разработанной группой коллекционеров-исследователей. Это дает возможность производить рейтинги коллекций (на качество), когда коэффициент качества коллекции определяется путем деления совокупных баллов всех коллекционных предметов на их общее число.

Все чаще практикуется составление списка коллекционеров-исследователей и собирателей тематических коллекций, означением коллекций под цифрой списка. В этом случае уже образуется некий режим секретности позволяющий свободное упоминание или ссылку в публикациях и интернете на частные собрания без указания фамилий владельцев и мест нахождения коллекций.

Знания коллекционера-исследователя уникальны и драгоценны для науки. Они используются даже экспертами, научными работниками, поскольку узки и глубоки в профиле знаний относящихся к искусству, науке, литературе и истории. Весьма часто именно к коллекционерам-исследователям обращаются за разрешением сложных вопросов в области оценки предметов искусства, принадлежности таковых к определенному авторству, а не к ученым вооруженным научно-технической, исследовательской базой, специальными методиками исследований.

«Растаскивание» коллекционного материала в частные собрания, особенно когда к ним нет доступа для исследователей, по причине отказов владельцев, губят научную работу. Этим часто грешат и музейные работники, отказывающие исследователям выдать предметы хотя бы для визуального осмотра. Для исследователя предпочтительнее ждать и надеяться, что искомый предмет, недостающий в ряду, появится, хотя бы в описях коллекций, каталогах, чем знать, что он есть, но совершенно недоступен к исследованию.

В приобретении любого коллекционного материала, когда он не исследуется и не вводится в научный оборот, смысла практически нет. Если кто это и делает, то либо для удовлетворения личных амбиций, славы среди подобных себе, либо для отмывания или выгодного вложения денег.

Смысл коллекционирования в изучении и распространении знаний о любимом предмете, его популяризации как свидетеля истории, культуры, техники и технологий, искусства и т.д. Исходя их этого цель любого коллекционирования - сбор и обработка научных знаний о коллекционном предмете путем систематизации данных о нем, описания их в соответствии со строго установленным порядком с целью введения данных в научный оборот. Добытый таким образом научный материал станет основой для создания сводных каталогов.

Собирательство и коллекционирование как коммерция, совсем уже другая область, – экономического (рыночного) порядка. Создание ценоустанавливающих справочников не входит в круг научных знаний о коллекционном предмете иматериале. Научные работы, которыми являются каталоги и описи, таких данных содержать не могут.

Весьма важно понять каждому собирателю, что обладание коллекционным предметом какой-либо, даже самой высокой стоимости, редкости и уникальности, не может быть препятствием к научно-исследовательской работе с ним, тому, кто это желает делать.

Дело науки и культуры требует самоотверженности, честности и ответственности каждого коллекционера и собирателя.

С.Сукач

 

Категория: Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация | Добавил: sun (27.09.2011)
Просмотров: 3489 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Логинов Алексей  
0
Хорошее размышление для думающего человека.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2024-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.12.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
ГОСУДАРЕВ ДАР (0)
[12.10.2020]   [Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство]
Взаимные влияния литейных практик ямских (дужных) колокольчиков в основных центрах их производства (0)
[27.01.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокола сумского Пророко-Ильинского храма (0)
[06.01.2020]   [Другие статьи]
Валдайский колокол завода братьев Усачевых в харьковской частной коллекции (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz