Коллекция (количество, качество и
смысл)
Коллекционирование и научно-исследовательская работа
Коллекция чего-либо - собрание однородных предметов, состоящее из
ряда аналогов объединенных либо практическим назначением, происхождением,
авторством, либо любым другим свойством. Коллекции отличаются от собраний
систематизацией материала. Эта систематизация является результатом постоянно
проводимой научно-исследовательской работы с описанием коллекционных предметов.
Понятным образом, коллекционер отличается от собирателя тем, что он
исследователь, подчас, уже даже и не своей коллекции, а аналогичного материала
вообще. Научные материалы, добытые коллекционером-исследователем, в первую
очередь, данные составляемых им описей предметов личной коллекции, впоследствии
используются составителями каталогов. Таким порядком систематизированные данные
всех коллекционных предметов вводятся в научный оборот.
Чем больше коллекция включает в себя предметов, тем более широкие
и глубокие исследования вынужден производить коллекционер. Он все больше и
больше погружается в науку с целью получения знаний необходимых для поисков
совпадений и отличий в ряду аналогов — исследуемых им предметов. На следующем
этапе исследований коллекционер уже озадачен выявлением закономерностей в
исследуемом ряде однородных предметов и объективно существующих свойств, как и
отсутствия таковых. На этом этапе исследований одни группы аналогов
рассыпаются, поскольку, как оказывается, не образуют общности, другие
выстраиваются в другие группы и ряды по обнаруженной в них общности, либо хоть
какой-то детальной идентичности. Процесс этот не может быть окончен, пока есть
что исследовать. Это одно из оснований, по которому коллекции стремятся к
росту, т.е. увеличению числа коллекционных предметов.
Небольшие собрания, а подчас и многосотенные, что не исследуются,
а лишь собираются для эстетического удовлетворения приобретателя, так и
остаются всего лишь украшением интерьера. Коллекционные предметы тешат амбиции
человека, полагающего себя коллекционером, обладателем несметного сокровища —
наибольшей в стране тематической коллекции. Чаще всего, на практике, это всего
лишь фантазии собственника.
Все коллекционные предметы, в зависимости от их редкости, красоты,
единичности в ряду аналогов, более или менее ценны. Это качество определяется в
каждом конкретном случае исследователем, что досконально знает исследуемый
материал, редкость как отдельных групп, так и отдельных предметов, их свойств и
т.д. Он же в процессе исследования выявляет несоответствия и признаки, не
вписывающиеся в «природу» ряда и на этом основании отбраковывает фальшивки и
подделки. Собрания, что не исследуются, часто оцениваются собирателем ошибочно
с завышением ценности, редкости им собранного материала. Подчас они содержат и
вообще случайно попавшие предметы в коллекционный ряд, не относящиеся по своей
природе к теме коллекции (т.е. то, что не является, скажем, фотоаппаратом в
коллекции таковых, средневековой картиной, музыкальным инструментом,
колокольчиком, монетой, наградой и т.д.).
Отсутствие у собирателя полной и подробной описи коллекционного
материала чревато большими сложностями в случаях его претензий по возврату
именно тех предметов, что выдавались им для временного экспонирования на
выставках, возврату из органов следствия, скажем в случаях изъятия по
подозрению в неправомерном владении, либо в случаях заявления в милицию в связи
с хищением как отдельных предметов коллекции, так и в ее полном объеме.
Часто собирателю по его требованиям, даже через суд, возвращают, вместо
изъятых иные аналогичные предметы, но не того качества, редкости, ценности и
т.д.
Спор о том, те ли это предметы или иные, что изымались, когда нет их подробной
описи совершенно беспочвенный, поскольку собиратель доказать ничего не может.
В случае тщательного описания коллекционного материала, вполне
возможно, на основе определения качества (ценности) каждого единичного
коллекционного предмета, выставить ему балл, в соответствии с таблицей
специально для этого разработанной группой коллекционеров-исследователей. Это
дает возможность производить рейтинги коллекций (на качество), когда
коэффициент качества коллекции определяется путем деления совокупных баллов
всех коллекционных предметов на их общее число.
Все чаще практикуется составление списка коллекционеров-исследователей
и собирателей тематических коллекций, означением коллекций под цифрой списка. В
этом случае уже образуется некий режим секретности позволяющий свободное
упоминание или ссылку в публикациях и интернете на частные собрания без указания
фамилий владельцев и мест нахождения коллекций.
Знания коллекционера-исследователя уникальны и драгоценны для
науки. Они используются даже экспертами, научными работниками, поскольку узки и
глубоки в профиле знаний относящихся к искусству, науке, литературе и истории.
Весьма часто именно к коллекционерам-исследователям обращаются за разрешением
сложных вопросов в области оценки предметов искусства, принадлежности таковых к
определенному авторству, а не к ученым вооруженным научно-технической, исследовательской
базой, специальными методиками исследований.
«Растаскивание» коллекционного материала в частные собрания,
особенно когда к ним нет доступа для исследователей, по причине отказов
владельцев, губят научную работу. Этим часто грешат и музейные работники,
отказывающие исследователям выдать предметы хотя бы для визуального осмотра.
Для исследователя предпочтительнее ждать и надеяться, что искомый предмет,
недостающий в ряду, появится, хотя бы в описях коллекций, каталогах, чем знать,
что он есть, но совершенно недоступен к исследованию.
В приобретении любого коллекционного материала, когда он не
исследуется и не вводится в научный оборот, смысла практически нет. Если кто
это и делает, то либо для удовлетворения личных амбиций, славы среди подобных
себе, либо для отмывания или выгодного вложения денег.
Смысл коллекционирования в изучении и распространении знаний о
любимом предмете, его популяризации как свидетеля истории, культуры, техники и
технологий, искусства и т.д. Исходя их этого цель любого коллекционирования -
сбор и обработка научных знаний о коллекционном предмете путем систематизации
данных о нем, описания их в соответствии со строго установленным порядком с
целью введения данных в научный оборот. Добытый таким образом научный материал
станет основой для создания сводных каталогов.
Собирательство и коллекционирование как коммерция, совсем уже
другая область, – экономического (рыночного) порядка. Создание
ценоустанавливающих справочников не входит в круг научных знаний о
коллекционном предмете иматериале. Научные
работы, которыми являются каталоги и описи, таких данных содержать не могут.
Весьма важно понять каждому собирателю, что обладание
коллекционным предметом какой-либо, даже самой высокой стоимости, редкости и
уникальности, не может быть препятствием к научно-исследовательской работе с
ним, тому, кто это желает делать.
Дело науки и культуры требует самоотверженности, честности и
ответственности каждого коллекционера и собирателя.
С.Сукач
|