Колокол Гетмана Мазепы глуховского
литейщика Карпа Балашевича – шедевр украинского колокольного искусства
К концу семнадцатого столетия практика
отлива колоколов на Украине приобрела систематический и широкий характер. К
этому времени уже сложились центры
колокольного литья во Львове, Киеве, Волыни. Все большее значение приобретали
новые центры литья на Левобережье и, в особенности, в северо-восточной его
части. Колокола, изготавливаемые украинскими мастерами, уже имели свое национальное своеобразие, и все
более отходили от немецких и польских, русских и белорусских образцов. Складывалась
национальная практика украшения колоколов, надписей, шрифтов и декоров. Такие
своеобразные подчеркнуто-украинские колокола отливались в регионе Стародуба,
Почепа, Новгород-Северского и Глухова. Здесь, в Глухове, благодаря литейщикам
из семьи Балашевичей сложилась совершенно новая практика литья колоколов,
отличающаяся в особенности украшением колоколов, от аналогичных изготавливаемых
в других местностях. По мнению известного
исследователя украинского колокольного литья В.Л.Модзалевского, в городе
Глухове в начале 90-х годов семнадцатого века (возможно и ранее этого), возник
литейный двор Иосифа Тимофеевича Балашевича. Здесь отливались пушки. Несмотря
на давно окончившуюся Народно-Освободительную войну 1648-1654года,
государственные заказы на изготовление пушек носили все еще регулярный
характер. Занятость и конкретная работа каждого литейщика была взята властями
под строгий контроль с целью их рациональной работы по отливу пушек. Литье
колоколов сдерживалось еще и тем, что дорогие металлы расходовались строго
целевым назначением. Сведений о том, что Иосиф Балашевич отливал колокола, пока
нет. Вместе с тем, этот литейщик был новатором в деле украшения пушек, его
творческие усилия, вкус и профессиональные навыки привели к тому, что он стал
основателем новой школы литых декоров в Украине. Эти декоры были высокими в профиль,
превалировали крупные изображения, складывающиеся в красивые и законченные
композиции. Практику литья пушек продолжил сын И.Балашевича Карп Иосифович
Балашевич. По утверждению В.Л.Мовзалевского К.Балашевич, имея свою литейку в
1693 году, самостоятельно отливал заказные пушки. Умер К. Балашевич в 1735году.
Следует полагать, что с 1699 года Карп Балашевич стал отливать и колокола.
Широта площадей колокольных форм, требующих украшений, давала мастеру большой
потенциал к развитию декоров. К.Балашевич понаитию понимал, что перенести на
колокола практику нанесения высоких в профиль декоров, как их выполнял отец, из-за
ухудшения от этого звучания колоколов, невозможно, в связи с этим, декоры,
выполняемые К.Балашевичем на колоколах, уже низкие в профиль – уплощенные, но
необыкновенно яркие и самобытные по своему содержанию. Этот мастер был лишен
возможности, по изложенным выше причинам, отливать колокола больших размеров,
следуя практике, уже сложившейся в России. Заказчики колоколов – богачи,
сановники, военоначальники и даже церковные приходы, не имели достаточно
больших средств на приобретение дорогих цветных металлов, как и не могли
надолго отвлекать литейщиков от работ по отливу пушек.
Колоколов, отлитых К.Балашевичем,
известно только три. Один из них отлитый 1700 году для Веригинской церкви, что
в предместье Глухова, здесь же и находиться. Колокол невелик и скромен по
украшениям, имеет типичную украинскую форму. На шее колокола надпись: «Во имія
отца исина
исвятаго духа амінъ со оружился звон сей до храму рождества пресвітаія
богородиці верегинъского
року 1700 месяца марта для коштом истаранием пана уласовіча мороза значного
козака сотне глуховъской». На плаще колокола клеймо с
надписью: «Карп Иосифович Делатель». В другом клейме изображение Богородицы. По
нижнему краю колокола расположен скромный фриз из полуколец.
Колокол 1716 года Предтеченской церкви
в городе Стародубе, известен по описанию летописи этой церкви: «Особенно
замечателен большой колокол. На наружной его стороне находится следующая
замечательная надпись вылитая в три ряда славянскими кирилличными буквами: «благословеніем
бога отца и поспешаніем сына и совершеніем духа сооружился звон сей в граде
глухове до града стародуба до храму святого славного пророка предтечи и крестителя
господня іоана коштом ясновельможного его милости ивана скоропатского гетьмана войск его
царского пресветлого величества запорожских року 1716».
С одной из сторон отлит герб
гетьмана с полным его титулом по начальным буквам: «ИСГВЕЦПВЗ», а с
противоположной образ Богоматери с младенцем, а с третей голубь в венке с
надписью наверху «голубь», а с противоположной имя мастера: мастер Карп Болашевич».
Настоящим шедевром украинского
колокольного искусства является Мазепин колокол Карпа Балашевича, отлитый в
1699 году, обнаруженный в Домницком монастыре, что невделке от города Борзны на
Черниговщине. Маловероятно, что такое богатое и дорогое изделие отливалось для этого монастыря. Очевидно, что
после событий 1708 года – увода с поля боя под Полтавой украинских войск гетманом
И.Мазепою и последовавших политических гонений с целенаправленным уничтожением
всего, что было связано с этим деятелем, колокол с изображение Мазепы был
умышленно спрятан в глубинке в малоизвестном и малопосещаемом монастыре. Здесь
он сохранялся в подвешенном виде в очепном сооружении в малодоступном месте,
среди других значительно больших и малоинтересных, с точки зрения науки,
колоколов. Обнаружен он был здесь научной комиссией в 1927 году, что работала в
городе Борзне и его окрестностях, в том
числе и Домницком монастыре. Несмотря на
технические трудности исследования, учеными, понявшим историко-культурную ценность
этого колокола, производилось его тщательное описание. Вместе с тем,
выполнялись только наружные исследования с неполным снятием физических
величин, без взвешивания, которое
особенно было затруднено тем, что он был оснащен кованным очепным сооружением.
Колокол укреплен на горизонтальном дубовом брусе, кованными массивными
пластинами, взятыми к ушам и брусу. Сооружение крепилось к вертикально стоящим
стенам в углублениях оборудованных металлом. Оснащен колокол языком, к которому
крепилась веревка. И все же, поскольку деревянный брус на концах своих был
оснащен металлическим штырями, входившими в стеновые углубления, заложенные
металлическими вставками, следует полагать, что колокол использовался в очепном
варианте, то есть на поворотной оси из дубового бруса. Все это, более
западноевропейское обустройство, давало
возможность устроителям полагать, что колокол не будет раскрыт как украинское
национальное изделие. А за счет высоты крепления никто не исследует его исторического происхождения.
Все это, безусловно, сделано изначально для спасения шедевра.
Из измерений колокола известно, что
он диаметром понизу 100см. Исходя из традиционной украинской формы колокола,
следует полагать, что высота его до середины короны равнялась так же 100см, а
диаметр крыши в два раза меньше нижнего диаметра. Для колокола это небольшие
размеры и с учетом, возможно даже, утолщенных его стенок, вес его не составлял,
очевидно, даже 100 пудов.
Колокол имеет шатровую форму с
незначительным скосом сверху от плеча и достаточно резко падающим плащом с
середины тулова до нижнего своего края. Достаточно мощные уши короны стоят на
трех выступах сформированных на крыше колокола, что усиливает ее крепления. Колокол
оснащен кованным языком с вырезом по краю под ремень или веревку. Крепился он
ремнем к петле, находившейся на дне колокола.
Колокол богато украшен кольцевыми орнаментами, вензелями,
изображениями, гербом и различными декорами. По верхнему краю ниже крыши идет
круговое кольцо рельефно сформированного растительного декора несколько
зауженного кверху под ним три валика, а между ними надпись в две строки « рок А.Х.Ч.Ө».
ниже букв большой роскошный акантовый рельеф с изображением ангельских личиков.
В середине корпуса изображение голубя со сложенными крыльями и надпись
«Голубь». С противоположного бока на колоколе в барочном картуше надпись:
«Карпъ Иосифович Дълатель». Между изображением голубя и картуша с надписью на
всю ширину колокола, вплоть до полосы из ангельских личиков, весьма рельефно
выполненный образ «Воскресенья». С противного бока этого большого декора
рельефный герб, выполненный в виде буквы Т. Здесь же полумесяц и шестиконечная
звезда, буквы: «І.С.М.Г.В.Е.Ц.П.В.З.» Рядом с гербом с правой стороны фигура во
весь рост в верхней одежде и длинном плаще, в широкой и высокой шапке с пером,
с саблей на боку. Левая рука фигуры операеться на бедро, а в правой булава, что
поднята и возложена на плечо. Это и есть фигура гетмана Ивана Мазепы. С
противоположной стороны изображение голубя - надпись: «ВЪСУ КАМНЄЙ Л.В.»,
выполненная прорезыванием в металле.
Безусловно, такое нерядовое изделие
глуховского мастера должно было обратить на себя внимание не размерами и весом,
а тщательной работой по его украшению. Колокол
выполнялся так, что бы он понравился заказчику и слихвой оправдывал заплаченный
за его изготовление большие деньги.
Подтверждение того, что фигура,
выполненная на колоколе символизирует гетьмана Ивана Мазепу является надпись из
больших начальных букв с точками между ними и расшифровуеться как полный титул:
«І-оан С-тепанович
М-азепа Г-етьман В-ойскъ
Е-го Ц-арского П-ресветлого В-еличества З-апорожских».
Изображением герба гетмана
Мазепы виде буквы Т, что некоторыми
учеными трактуется как гербовый крест, так же подтверждается принадлежность
колокола. Исторически достоверно установлено, что герб гетьмана Мазепы имел
т-образную форму с некоторой раздвоенностью внизу нижнего вертикального
фрагмента, но в интерпретации Карпа Балашевича он абсолютно отвечает тем
аналогам, что сохранились в истории культуры Украины.
Горделивая поза фигуры, выполненная
в полный рост с булавою в руке, возложенной на плечо, в богатой одежде и
высокой шапке, с саблей на боку, также свидетельство принадлежности колокола
гетману, как святыни и символа громогласной власти. Неслучайно эта фигура
помещена рядом с гербом, поскольку в комплексе отражают высшую власть, что в
Украине принадлежала только гетману. Не оставляет сомнения в гетманской
принадлежности колокола и дата его отлива.
В целом колокол является шедевром и
занимает в истории колокольного искусства Украины значительное и весомое место.
Такое положение в истории колокололитейного искусства, даже в мировом плане, он
занял в связи с мастерством выполнения декоров. Это мастерство свидетельство не
только высших технологических возможностей литейщика, но и искуснейшей и тщательной формовки изделия.
Для времени изготовления этого колокола, когда еще не было достаточно высоких
технологий формовки и литья, достичь такой безупречной тонкости проработки
деталей было делом почти недосягаемым. Точность, с которой выполнены детали
украшений поражают. Комиссия тщательно описала саму фигуру, символизирующую
личность Ивана Мазепы. Некоторые ученые утверждали, что эта фигура
несимволическая, а является документально-точным образом гетмана. Заявления эти
имели основания, хотя бы потому, что лицо фигуры максимально персонифицировано.
В описании лица значиться: «Лицо продолговатое, худощавое с резко очерченным
носом, не выраженными скулами, бородой и выпуклым подбородком. Тонкие усы не
закрывают рта, чванливое выражение губ подчеркивает характерный образ, а
незначительно поднятый нос, относительно нижней части лица, придает ему некое
своеобразие. Из под шапки виден широкий лоб, а между дугами густых бровей –
суровая морщина. Уши слегка оттопырены». Такое детальное описание лица возможно
только с четкой проработкой деталей дающих не только общее представление о типе
лица, но и личностных чертах.
Вместе с тем, по этому подробно
выполненному портрету на колокольной бронзе доподлинно узнать гетмана не
представляется возможным. Причина этого кроется в том, что доныне не
сохранилось ни одного исторически достоверного изображения Мазепы в живописи,
графике, рисунке. Портреты, экспонируемые в зарубежных музеях, выполненные
разными художниками, лишь предположительно, а не документально предлагаются как
образ гетмана. Он ли это изображен на колоколе? Да это не так, уж, и важно. Даже если фигура гетмана на колоколе
всего лишь символ, это не умоляет ценности колокола и оценки его, как шедевра
украинского колокольного литья.
Остается открытым лишь вопрос – где
ныне колокол Мазепы? Комиссия обнаружившая колокол, и столько сил потратившая
на его исследование, в своей информационной записке обозначила: «Ныне монастырь
занимает молодая коммуна. Вопрос о культовых сооружениях, предметах, найденных
здесь, их целевом использовании и сохранении на повестке дня. Вскоре медь
второстепенных колоколов Домницкого монастыря найдет себе место в большой
индустриальной плавильной печи, а колокол Мазепы навеки умолкнет в музее». Не
очутился ли и он в этом индустриальном плавильном котле, остается для нас загадкой. Было бы весьма
печально сознавать, что, то, что предками создано и сохранено с таким трудом,
погублено потомками так бездумно, нелепо и преступно.
С. Сукач, 2011год
Используемая литература:
1.
Борис
Пилипенко «Видатна пам’ятка вкраїнського людвісарства (Мазепин дзвін)», - по
машинописной копии. Институт рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского АН.
Украины Ф.Х.- спр. 17 954.
2.
П.Н. Жолтовский «Художнне лиття на
Україні XIV-XVIII ст..», Изд. «Наукова думка». м.Київ, 1973 р.
|