Четверг, 20.07.2017, 23:42
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [19]
Другие статьи [7]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [11]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [4]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [4]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство

Пояса и юбки дужных (ямских) колокольчиков

Пояса и юбки дужных (ямских) колокольчиков (исследование и сравнительный анализ)

Дужный (ямской) колокольчик в русской истории предмет символический. Его появление, видимо, еще в XVIII-м веке, было обусловлено новыми реалиями экономической и культурной жизни страны. И это не случайно. Оно совпало по времени с развитием сети дорог, реформами почты, введением новых порядков перевозки товаров и пассажиров, а вцелом, наступлении капиталистических производственных отношений. Этот период знаменателен ростом экономики, оживлением культурной жизни общества, формированием среднего класса.

Уже с начала девятнадцатого века колокольчик становится востребованным не только как сигнальное устройство для экипажей на гужевой тяге, но и как предмет быта, участвующий в обрядах, народных гуляниях. И все же, его основное назначение - в качестве сигнального устройства в упряжной троечной езде.

«Что за тройка без колокольцев?» - говорили в народе: «Скучна езда даже в малый аллюр без колокольцев да бубенцов!» Народ звучание это любил, тройками любовался, а звон, ни с чем не сравнимый, именовал ямской гармонью. Всякий ямщик, кучер, да и конюхи, что обслуживали барские выезды, знали в них толк: разбирались в разной тональности звучания, внешнем виде, отделке, качестве. Когда мода пошла на колокольчики, то всякий, имеющий к ним охоту и применяющий в деле, желал иметь их до десятка. Народ любил дужный (ямской) колокольчик, радовался его заливистому звуку. Так он и летел весело с тройками, задорно звеня, в метельную погоду, когда она позволяла мчать или уныло звенел под дугой в ненастные дождевые дни, когда русское бездорожье усугублялось трудно преодолимыми грязями.

Изучением дужного (ямского) колокольчика, его историей и развитием кустарного дужно-литейного промысла стали заниматься только во второй половине двадцатого века. С тех времен много опубликовано материалов, книг, статей, глубоких исследований.

Ряд статей о дужном (ямском) колокольчике, как физическом теле и сигнальном устройстве помещено на этом сайте. Этот очередной материал, об исследовании поясов и юбок дужных колокольчиков.

Несколько мыслей о терминологии в науке о дужном (ямском) колокольчике

Колокольная терминология в науке кампаналогии существует так же давно, как и сама эта наука. Складывалась она еще с начала истории литья больших колоколов из названий, что давали мастера этого огненного дела. Различие в терминологии дужного (ямского) колокольчика и больших колоколов происходит от отличия тех и других, их назначения, технологии производства и отделки. Исходя из этого, термины, относимые к большим колоколам почти не применимы в науке о колоколах малых.

Предположительно мастера, изготавливающие дужные (ямские) колокольчики, разрабатывали и вводили в обиход названия их частей и форм, оформления и отделки отдельно и независимо от давно сложившейся терминологии в науке о больших колоколах. Поскольку колокольчик был изобретен мастерами из народа, эти названия были просты, естественны и непритязательны. Дужный (ямской) колокольчик прост и близок народному быту, а поэтому сам, как обычный предмет должен был иметь простую терминологию. В народе его ассоциировали с танцующей (вертящейся в танце) барышней в праздничном народном платье. Исходя их этого народ и именовал его и его части обиходными простыми словами взятыми из бытовой речи.

Ухо колокольчика, как навершие, символизировало голову. Крыша с ухом и выступом под ним – шею с воротником и плечевой пояс, ниже которых тулово (оно – основная часть, по вертикали занимающая до половины высоты колокольчика). Собственно, тулово – торс. Ниже торса одежда знаменуется поясом. В одежде он хозяин всему что ниже, поскольку удерживает юбку. Весьма образно, просто, по народному мудро!

Следует упомянуть и то, что не все в науке о дужном (ямском) колокольчике имеет такую же логически верную, простую и четкую терминологию, а многое вовсе не озаглавлено, т.е. не имеет своего названия. Чем моложе наука, тем более недостает в ней общепринятой терминологии. Жизнь вносит свои коррективы и рано или поздно все получает свое название.

Пояса дужных (ямских) колокольчиков, их разновидности и отличия

Собственно пояс – это узкая часть (по высоте) колокольчика, следующая ниже тулова, как промежуточная часть между ним и юбкой. По своему назначению, эта промежуточная часть, является элементом удерживающим юбку. Она, вибрируя под ударами языка, образует характерное звенящее звучание. Несмотря на всю простоту конструкции колокольчика, юбка является сложной его частью. Удержать вибрирующую юбку так, что бы она не разрушила все тело колокольчика – большая техническая задача. Чем жестче, удерживающий юбку пояс, тем больше он «сковывает» ее вибрацию, что негативно сказывается на звучании, а чем тоньше, «нежнее» удерживающий ее пояс, тем звонче и «ярче», продолжительнее звучание, но тем больше опасность ее повреждения или отделения от тулова – раскола радиально от места нанесения наиболее частых ударов языком.

Правильно выстроенный пояс: его конфигурация, ширина, толщина, качество металла, соотношение его толщины и формы в области окончания тулова и начала юбки, массы последней, свидетельствует о совершенстве всего колокольчика, как физического тела, способного производить звучание. Конструктивно и технологически это всегда представляло большую задачу. Не обеспечив оптимального решения, мастера не получали звучащего колокольчика. Как бы он ни был красив и аккуратен в отделке, не звенящий колокольчик есть брак. А хорошее изделие, с великолепным звуком, но не износоустойчивое – всего лишь игрушка на несколько дней. Мастера - изготовители дужных (ямских) колокольчиков еще задолго до второй половины ХIХ-го века решили эти задачи. Разработав более совершенные технологии формовки и отлива своих изделий, они обеспечили их красоту, вполне оправданные формы и пропорции, добились замечательных звуковых данных при максимальной износоустойчивости колокольчика.

Как правило, пояса состоят из валиков и желобков. Валики формируются на изделии еще при его формовке, повышением в этой области металла, а впоследствии в процессе послелитейной обработки, как и желобки, протачиваются токарно. Только некоторые валдайские мастера, особенно первой половины XIX века оставляли пояса непроточеными, видя в этом особую естественную крастоу изделия. На некоторых колокольчиках вместо желобка иногда выполняли ленточку, косо поставленную касательно к юбке. Такая конфигурация пояса более приемлема для массивных колокольчиков. Этим он усиливается за счет отказа от выборки металла для желобка. Варианты наборов валиков и желобков и составляют конструктивные особенности поясов. В зависимости от количества этих элементов, пояса бывают простой и сложной конфигурации.

К простым поясам относятся:

- с единственным валиком;

- с единственным желобком;

- парный: с валиком и желобком, когда валик расположен выше или ниже желобка;

- из двух валиков, когда верхний шире и выступает над нижним;

- из трех валиков, когда верхний заметно больше остальных;

- из трех равных по величине валиков;

- из трех мелких желобков, когда они выполнены через равные, иногда весьма незначительные промежутки. Пояс такой конфигурации часто принимают за ряд желобков с непроточенными валиками между ними.

На практике, чаще всего, колокольчик протачивался сплошь, в том числе и валики, сформированные на изделии еще в период формовки повышением металла, желобки, тулово, верх и низ юбки.

Иногда, на отлично украшенных, аккуратных изделиях, мастера на поясе выполняли, кроме валиков и желобков, проточки в виде рисок и канавок, как бы подчеркивая его красоту. Эти элементы декора, по изложенным уже причинам, никогда не выполнялись широкими и глубокими. Лишь изредка такие декорные элементы избирались пурехскими мастерами. От таких декоров в области пояса пришлось отказаться и перенести их на юбку, где рисками подчеркивали тексты либо отграничивали их сверху, либо снизу.

Сложные пояса, состоящие из повторов желобков и валиков, мы находим на колокольчиках традиционных форм пурехских мастеров, носящих название «полугранный» и «новосибирский». В этих колокольчиках юбки укорочены, а у полугранных и огранены, а пояса играют, кроме их функционального назначения, еще и декоративную роль, чем придают этим колокольчикам своеобразный и оригинальный вид. В этих колокольчиках пояса складываются из маленького валика сверху и ниже их широкого желобка, затем следует большой валик с узким желобком либо в иной последовательности: маленький валик с узким желобком и большой валик с широким желобком. В этих колокольчиках пояса настолько широки, что составляют треть их общей высоты (взятой без уха) и, чаще всего, заметно шире юбок, почти равны укороченным туловам.

В других, весьма декоративных колокольчиках, но не имеющих названия в классификации, называемых «с юбками стаканом», сибирских, украшенных «сеточкой по верху юбки», пояски состоят лишь из единственного мелкого валика.

Часто встречаются пояски из небольшого валика и косой ленточки. Такие пояса характерны для колокольчиков с «куполообразной крышей» (специального названия они так же не имеют), колокольчиков «особой формы с двухъярусной крышей и ограненной юбкой» (так же не имеющих специального названия).

В «Шадринских» колокольчиках мы находим такие же пояски, но в другой последовательности: косая ленточка вверху и небольшой валик внизу.

Весьма оригинальны в декоративном отношении пояски «Казанских» резных колокольчиков, состоящих из одного валика, украшенного стилизованной буквой «Ж», поставленной в ряд касанием друг к другу.

Красиво украшены пояса колокольчиков «куполообразных с богатой орнаментацией». Они широки – до 20 мм (пятая часть от общей высоты), своеобразны по форме и декорному оформлению.

Все эти колокольчики произведены пурехскими мастерами, экспериментировавшими в поисках новых форм колокольчиков. Они прилагали большие усилия, чтобы заинтересовать покупателей разнообразием своей продукции, и в конечном счете завоевать российский рынок колокольной продукции малых форм. Весьма широкий ассортимент продукции выпускался заводом Клюйкова Егора Спиридоновича и это при том, что все виды, в том числе новые - экспериментальные, были весьма высокого качества, отличались отменной отделкой, дизайном, хорошим звучанием и доступной ценой.

Новаторский подход к делу, все новые и новые технологии, применяемые пурехскими мастерами, обеспечение высокого качества колокольчиков, новизна их форм, отделки, разнообразия форм, размеров привели к тому, что к концу ХIХ века и началу ХХ-го, российский рынок колокольчиков малых форм был, исключительно, пурехским. Народ обратил на них внимание, они стали популярны и, главное, доступны в цене. Все это привело к тому, что дужный (ямской) колокольчик стал любимым народным бытовым предметом широкого спектра употребления и обеспечил их всемирную славу.

Юбки дужных (ямских) колокольчиков их разновидности и отличия

Юбка дужного (ямского) колокольчика самый главный его элемент, отвечающий за звукообразование. Работает она в согласии с языком, ударяющимся о ее внутренний край, иногда усиленный утолщением металла. Это, так называемое «усиление плотности», как полагали, должно было играть роль утолщения края у обреза юбки, то есть в месте нанесения ударов языком, на практике не являлось гарантом спасения колокольчика от повреждений или вовсе от разрушения. Практика исследований колокольчиков, в этом отношении, подтверждает факт образования повреждений: радиальных трещин юбок и даже поясов, и, особенно, трещин у обреза даже при наличии такого усиления. Видимо эти повреждения все же происходят от несовершенства качества бронзы, ее устойчивости ударам, порождающим усталость металла. Чаще всего это происходит по причине неправильно подобраного по весу и длине языка, интенсивности работы колокольчика и ряда других условий. В частности колкость бронзы многократно возрастает в связи с передозировкой олова, добавляемого в расплав меди. Гибельны для дужного колокольчика удары, наносимые по нему снаружи, поскольку он имеет структуру внутреннего напряжения.

Юбка дужного колокольчика традиционной формы представляет собой круто изогнутую поверхность, начинающуюся после пояса и оканчивающуюся обрезом. По сечению эта часть колокольчика все возрастает по толщине к низу. Этим её строением и достигается максимальная вибрация, приводящая к звучанию.

Геометрически юбки различны. Эти отличия обуславливаются в первую очередь их крутизной, а также высотой т.е. пропорцией относительно высоты тулова и других частей колокольчика. Если в исследовании юбки все ее физические величины возможно измерить, затем вычислив пропорции, то крутизну – угол её склонения к обрезу, измерить весьма сложно. Таких инструментов у большинства исследователей нет.

У колокольчиков из разных регионов их изготовления размеры высоты юбок незначительно, но все же имеют отличия. Наиболее своеобразны, в этом отношении, юбки пурехских колокольчиков. Те из них, которые изготавливались в конце ХIХ-го начале ХХ-го века, в период поиска новых форм и звуковых характеристик, имеют явные тенденции к увеличению высоты и своеобразию крутизны. Такие колокольчики характерны для практики литья Веденеева Ф.А., товарищества Трошина И.М. и Бадянова А.И. В конечном результате, эти опыты, в поисках наиболее оптимальной формы юбок , привели к новациям, воплотившимся в серийном колокольчике «Дар Валдая». Это хорошо усматривается по литью такой формы заводоми Клюйкова Е.С, вышеупомянутого товарищества Трошина И.М. и БадяноваА.И., заводом наследников Алексея Трошина, а в еще более ранние годы – заводом Трошина Михаила Макаровича.

Своеобразные колокольчики, в этом же отношении, производились до 1890-го года заводом Федота Макаровича Трошина. От серии к серии, выпускаемые этим заводом колокольчики, меняли форму, где «росли» юбки и становились все круче и изогнутее.

Если обычная высота юбки, относительно всей высоты колокольчика, взятой без уха, составляет 22-28%, то юбки колокольчиков «Дара Валдая» от 28% до 33%, а у колокольчиков Веденеева Ф.А. , как заказных (единичных) и «по особому заказу» (серийных) от 30% до 33% и даже более. Интересен факт «роста» юбок у валдайских мастеров Митрофанова Ивана в 50-х годах ХIХ века и особенно Митрофанова Ивана Степановича (очевидно, это один и тот же мастер) в 60-е годы и даже у Нефедова Василия в сороковые годы ХIХ-го века и тем более у Нефедова Андрея, отливавшего продукцию к концу ХIХ-го века. Недаром название «Дар Валдая» мы впервые находим на юбках колокольчиков мастера Ивана Митрофанова, датированных 1855-м годом. Из этого факта следует и то, что не пурехским мастерам принадлежит право введения в колокольный оборот этого знаменитого слогана.

Надписи и декоры, располагаемые на юбках

Юбки место расположения текстов и декоров. К сожалению, неровности внешней поверхности юбки из-за текстов, здесь располагаемых, ухудшают звуковые характеристики колокольчика. Большинству изготовителей колокольчиков это было известно из работ знаменитого русского акустика протоирея Аристарха Израилева. Исходя из этого, в последней четверти ХIХ-го века тексты и декоры стали все чаще размещать не на юбках, а на туловах, крыше, дне и изнаночных поверхностях. Такая практика наблюдается в большей степени на колокольчиках пурехских изготовителей, в том числе и на заказных единичных изделиях. Такого же порядка стал придерживаться Веденеев Ф.А и Клюйков Е.С.

Надписи и декоры юбок на колокольчиках, изготовленных в разных регионах весьма типичны, характерны, а поэтому безошибочно узнаваемы. Исходя из этого, надписи и декоры тщательно исследуются, описываются и фиксируются. Чаще всего, исследователями они прорисовывались вручную. С развитием цифровой фотографии это дело стало проще. И тот и другой способ фиксации кропотлив и требует навыков. Оно того стоит, поскольку хорошо обработанные надписи, знаки и декоры, попадая в научный оборот, дают возможность проводить сравнительный анализ коллекционного материала. Без знаний декоров, шрифтов, надписей, знаков, абревиатур производить атрибуцию новых поступлений вовсе невозможно.

Тема надписей, декоров и знаков, помещаемых изготовителями дужных колокольчиков на юбках, не может быть раскрыта в рамках настоящего материала, в связи с большим объемом информации. Вместе с тем, следует упомянуть, что яркими образцами юбочных надписей являются те, что выполнялись на валдайских колокольчиках с 1802 года мастерами: Филипом Терским, Егором Митрофановым, неизвестными мастерами, чьи колокольчики датированы с 1804 по 1816 годы, а так же здешними мастерами на колокольчиках, отлитых в последующие годы.

Оригинальные надписи, выполнены слободскими мастерами Вятской губернии, Касимовскими - Рязанской губернии, Пурехским - Нижегородская губернии, а так же, городов: Саратова, Перми, Тюмени. Заслуживают особого исследования юбочные надписи и декоры на колокольчиках вологодских мастеров.

Надписи юбок:



Часто мастера дужных (ямских) колокольчиков оформляя надписи на юбках, включали сюда же декоры. Они служили разделителями между словами или группой слов. Иногда, чтобы придать большей стройности текстам, обрамляли их сверху и снизу точечными дорожками. Был моден к концу 19 века и ограничитель в виде шнура, косички и т.д. Слободские мастера Бородин В. и Макушин В. уже в 1807 и 1817 году производили надписи в два ряда, вплетая в текст растительные орнаменты, а пурехский мастер Веденеев Ф.А. создал весьма оригинальный колокольчик с юбочными растительными декорами.


(декор на колокольчике Веденеева Ф.А.)

Весьма интересны, красивы и нарядны надписи и декоры, выполненные на юбках пурехскими мастерами. Следует отметить в этой части работы мастера Ерохина А.А., братьев Молевых Ивана и Андрея, Тепленина Г.Е., Малышева Я.Ф.


(надпись на колокольчике Ерохина А.А.)

Весте с тем, главными украшениями юбок были сами тексты. Они формировались из традиционно сложившихся шрифтов. В этой части следует отметить работы талантливых мастеров Касимова. Здесь производились шедевры дужных (ямских) колокольчиков. Эти талантливые работы и по сегодняшний день удивляют людей, приводят в восторг коллекционеров и исследователей, что специализируются на изучении декорирования предметов быта и обихода, которыми были и колокольчики.

Шрифты касимовских колокольчиков и надписи безошибочно узнаваемы. Большинство колокольчиков касимовских мастеров только и украшены юбочными надписями. Иногда сами буквы, поставленные в ряд, выполняли роль декора. Вместе с тем, некоторые мастера пошли дальше и украшали юбочные надписи замысловатым декором. Геометрически заимствовали его из икон, книжной графики, гончарных изделий и т.п.

мастер Влас Скарняков

мастер из сельца Алешино

Встречаются касимовские колокольчики, украшенные по юбке только одной буквой, поставленной в ряд.

Великолепные работы касимовских мастеров весьма выигрывают на фоне простых и скромных работ пурехских мастеров. Здесь шрифты применялись типографские (газетный шрифт), особенно со второй половины XIX века и уже в XX веке. Такой практики придерживался, например, Е.С.Клюйков.

Особо следует остановиться на юбочных надписях, выполняемых валдайскими мастерами, начиная с 1802 года. Ранее этого года подписных дужных (ямских) колокольчиков пока не обнаружено. Многие исследователи полагают, что только с 1802 года стали известны технологии нанесения надписей на колокольчики. Изучая эти первые надписи, выполненные Филиппом Терским, Никитой Смирновым, Иваном Смирновым, Алексеем Смирновым, Егором Лебедевым мы не находим их примитивными или неаккуратными. Вовсе нет, они строги, изыскано красивы и технологически выполнены почти совершенно. Последующие поколения литейщиков, и не только валдайские, учились у этих мастеров.

Изучение декорирования юбок и вообще колокольчиков – дело весьма увлекательное. Декоры разнообразны, индивидуальны и заслуживают того, чтобы этому были посвящены большие исследовательские работы.

Декоры юбок растительные



Декоры юбок геометрические


Изучение юбочных надписей, декоров и знаков весьма объемная и сложная работа. Созданием кассы букв и цифр, декоров, слов и слоганов, фамилий и надписей и т.д., встречающихся на дужных (ямских) колокольчиках по регионам их производства, мастерам и годам их изготовления, возможно было бы решить все трудности изучения не только надписей, но и атрибуции последних.

Эта весьма большая и сложная работа оказала бы огромную помощь в атрибуции неизвестных (по авторству) колокольчиков, помогла в исследовании стилистики, оформления и украшения колокольчиков. Такая работа могла бы быть выполнена коллективными усилиями нескольких исследователей, заинтересованных такой задачей. Это дело будущего.

В рамках настоящей статьи не может быть дана всеобъемлющая характеристика геометрии юбок со сравнительным анализом отличия их на колокольчиках разных регионов литья, поскольку сайт не является строго академическим источником информации и рассчитан на широкий круг пользователей. Такие отличия есть. Однако они незначительны и могут быть интересны лишь специалистам в области колокольной физики и звучания дужных (ямских) колокольчиков.

О различной форме колокольчиков, их частей, включая юбки, возможно составить мнение из многочисленных фото на сайте и тех колокольчиков, что встречаются в коллекциях любителей и исследователей.

Изучение дужного (ямского) колокольчика, как физического тела и сигнального устройства, занятие захватывающее и требующее определенных знаний, опыта, методики исследований и фиксации данных. Без любви к этому маленькому, бронзовому, звонкому чуду, дело это не возможно вовсе!

С.Сукач, г.Сумы


Касимовские колокольчики
Графические изображения профиля части пояса и юбки дужных колокольчиков, выполненные автором вручную. Изображены наиболее характерные формы.


1. Форма колокольчика - "Валдай классический" (Братья Лабзенковы,1865 г.)
2. Форма колокольчика - "Конусная" (мастер Мазурин)
3. Форма колокольчика - "Валдай каплевидный" (автор неизвестен)
4. Форма колокольчика - "Конусный" (автор, предположительно, С.Ленин)
5. Форма колокольчика - "Конусный" (автор неизвестен)
6. Форма колокольчика - "Валдай классический" (автор неизвестен)
7*. Форма колокольчика - "Валдай" (автор неизвестен)
* - профиль отсутствует в прорисовке


Валдайские колокольчики
Графические изображения профиля части пояса и юбки дужных колокольчиков, выполненные автором вручную. Изображены наиболее характерные формы.


1. Форма колокольчика - "Промежуточная между классической и каплевидной" (мастер Иван Митрофанов)
2. Форма колокольчика - "Дар Валдая" (мастер Иван Степанович Митрофанов)
3. Форма колокольчика - "Валдайская без названия" (мастер Андрей Нефедов)
4. Форма колокольчика - "Валдайская Коническая" (мастер Алексей Чистюнин)
5. Форма колокольчика - "Валдайская Классическая" (неизвестеный мастер)


Слободские колокольчики
Графические изображения профиля части пояса и юбки дужных колокольчиков, выполненныеавтором вручную. Изображены наиболее характерные формы


1. Форма колокольчика - "Валдай классический c укороченной юбкой" (масетр Лука Каркин, 1813 г.)
2. Форма колокольчика - "Валдай каплевидный" (автор Катаев В.Т., 1859 г.)
3. Форма колокольчика - "Дар Валдая" (автор Василий Ситников)
4. Форма колокольчика - "Пурехская с высокой юбкой" (братья Ситниковы, 1880 г.)
5. Форма колокольчика - "Валдай классический с укороченной юбкой" (автор Прокопий Серебряков, город Елабуга Вятской губернии)


Cаратовские и Тюменские колокольчики
Графические изображения профиля части пояса и юбки дужных колокольчиков, выполненныеавтором вручную. Изображены наиболее характерные формы


1. Форма колокольчика - "Валдай каплевидный" (Город Саратов. Автор Степан Мурашов)
2. Форма колокольчика - "Валдай классический" (Город Тюмень. Автор Гилев.)


Пурехские колокольчики
Графические изображения профиля части пояса и юбки дужных колокольчиков, выполненныеавтором вручную. Изображены наиболее характерные формы


1. Форма колокольчика - "Шадринская" (автор Е.С.Клюйков)
2. Форма колокольчика - "Валдайская" (автор Я.Ф.Малышев)
3. Форма колокольчика - "Дар Валдая" (братья Молевы)
4. Форма колокольчика - "Пурехская Дар валдая" (автор Веденеев Ф.А.)
5. Форма колокольчика - "Валдай классический" (автор Солуянов)
6. Форма колокольчика - "Валдайская с укороченной юбкой" (братья Трошины)
7. Форма колокольчика - "Валдай классический" (атор Веденеев Ф.А. /по особому заказу/)
8. Форма колокольчика - "Пурехсккая с высокой юбкой" (автор В.В.Мялкин)
9. Форма колокольчика - "Коническая пурехская" (автор Веденеев Ф.А.)

Категория: Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство | Добавил: sun (20.12.2013)
Просмотров: 3384 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2017-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[20.05.2017]   [Другие статьи]
Колокола в собрании музея Свято-Покровского монастыря (0)
[15.05.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол «Варлаам» на колокольне Софии Киевской (0)
[12.05.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Обыкновенное колокольное чудо (0)
[30.03.2017]   [Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация]
Твоя колокольная коллекция. Часть 2. (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz