Староюрский колокол Якова Скоры 1341 года – памятник истории и культуры Украины
Этот колокол по праву открывает список самых древних и знаменитых колоколов Украины. Есть основания полагать, что это также самый древний из славянских колоколов, дошедших до нашего времени. По праву он считается национальной реликвией, уникальным памятником колокольного литья, культуры, науки и техники.
Юрский колокол и ныне находится на своем посту – звоннице Юрского собора во Львове, для которого и был отлит.
Его высота вместе с короной 85см, нижний диаметр 71см, вес – 415кг. На венце двухрядная надпись: «В лъто 6848 сольян бы колок сей светому Юрию при князи Дмитриі игумену Євъфимьем». Никакой орнаментации на колоколе нет. Две пары горизонтальных валиков обрамляют надпись сверху и низу. По средней части тулова в косом ряду, в обратном порядке букв произведена надпись от руки, уже по сухому формовочному материалу выцарапиванием: «а писал Скора Яков».
Колокол всегда обращал на себя внимание своей древностью, технологией изготовления, надписями и был неоднократно исследован с конца восемнадцатого и начале девятнадцатого века. С 1816года стали одна за другой появляться публикации исследовательского характера относительно этого колокола, как писали тогда – «безусловно являющегося памятником средневековой Европейской культуры, науки и техники».
В 1837 году Д. Зубицкий высказал догадку о немецком происхождении этого колокола, отлитого во Львове заезжим литейщиком, которому в качестве подручного придали Якова Скору.
Исследователь К.Бадецкий в конце 30-х годов двадцатого века, соглашаясь с Зубицким, тщательно проанализировав заметки об этом колоколе, появившиеся в различных источниках таких авторов как: Альнпека, Бандке, Ходиленко, Левицкого, Кампелевича, Зубицкого, Собещанского, Петрушевича, Ступицкого, Білоуса, Вагилевича, Андрияшева и Ланиченко, подтвердил их выводы о древности колокола и его уникальности. Если до сих пор нет единого твердого мнения об авторстве Якова Скоры, как создателя колокола, то проведенные исследования определили бесспорность подлинности колокола, места и датировки его отлива.
Упомянутый в надписи князь Дмитрий, не кто иной как Любарт Дмитрий, сын великого князя Литовского Гедемина. Сам год отлива 1341, знаменателен тем, что Галицкая Русь, боровшись с польским владычеством во времена Казимира ІІІ, смогла освободить город Львов в этот год. Некоторые ученые вообще отливку колокола связывают с торжествами по этому поводу.
Исследуя этот колокол, все ученые отмечают его стройность, высокую технологичность и аккуратность отливки. Отмечается и то, что форма колокола, его параметры, пропорции отвечают немецким образцам колокольного литья того времени. Здесь следует отметить, что украинские литейщики к этому времени, не выработали какой либо другой формы и следовали традиционным, сложившимся к этому времени, образцам. Вместе с тем, шрифты, использованные для надписи славянские, и выполнены достаточно аккуратно и искусно.
К сожалению, невозможно сравнить Юрский колокол ни с одним другим колоколом того времени, поскольку таковые не сохранились. В книгах г.Львова лишь упоминаются европейские мастера, что работали в это время во Львове. Ближайшим к Юрскому колоколу стоит изделие Фальтена Валентина – большой колокол, отлитый в 1491году для Львовской ратуши. Судя по всему, ничего общего ни по форме, ни по массе, выполненным на нем надписям с Юрским колоколом, он не имеет. Он так же не сохранился, но составленный чертеж и описания дают нам о нем представление.
Часть исследователей Юрского колокола, хотя и не в большинстве, приводя веские аргументы, настаивают на авторстве Якова Скоры. Такое же мнение имел и видный исследователь украинского литья Жолтовский Павел Николаевич. Эти исследователи в выводах о том, что именно Яков Скоров – автор отливки, приводят следующие доводы: во-первых, Яков Скора не мог, по известным причинам, в ряду, где упоминает князя и игумена поставить и свое имя; во-вторых, Скора Я., пишущий графически грязно и с ошибками не мог быть определен властями немецкому мастеру в подмастерья, для выполнения славянских шрифтов или другой не менее тонкой технологической задачи. Он выполнял исключительно литейную часть работы, а не формовку. И наконец, утверждалось, что многие литые изделия того периода, в том числе и колокола даже русского литья, авторами подписывались подобным образом: «А писал…». Остается неразрешимым вопросом, как утверждали другие: «мог ли литейщик, выполнявший такое совершенное литье, произвести такую надпись прямым порядком букв, выцарапыванием по сухой форме фактически портя красоту колокола? Не выглядит ли это технологическим хулиганством вовсе постороннего к литью человека, случайно оказавшегося у формы, готовой к заливке металла».
Другие ученые и исследователи колокола приводили не меньшее количество доводов и аргументов в опровержение этих соображений.
Несмотря на все эти споры об авторстве Якова Скоры, бесспорным является то, что Юрский колокол отлит во Львове, украинскими мастерами, о чем свидетельствуют славянский текст, как официально произведенный на колоколе, так и выполненный отруки. Исходя из этого, никто не оспаривает национальной принадлежности колокола, его подлинности и даты отлива.
Из книги С.Сукач «Украинская колокольная историография» (очерки колокололитейного искусства). Глава: XIV век. Город Львов. Юрский колокол Якова Скоры.
С.Сукач, Сумы 2011
|