Пятница, 29.03.2024, 05:08
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [22]
Другие статьи [11]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [40]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [5]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [5]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство

Тулово дужных (ямских) колокольчиков и их декорирование

Тулово дужных (ямских) колокольчиков и их декорирование

(исследование и сравнительный анализ)

Тулово – самая широкая (высокая) часть дужного колокольчика. Она выполняет несколько весьма важных задач. Исходя из этого, конструктивно она сложна, хотя в оценке дужного колокольчика как физического тела и сигнального устройства, лишь косвенно участвует в образовании звучания. Стоит только взять колокольчик не за ухо а за тулово и как бы не пытались Вы извлечь из него звук, разумеется, не получиться. А дело в том, что тулово – та часть (промежуточная между крышей-плечем и поясом-юбкой), что удерживает вибрирующую юбку от ударов языка должна быть свободна от любого воздействия, т.е. свободной, иначе будет гасить те самые вибрации юбки. Другое его назначение – обеспечение аккумуляции звука, т.е. роли резонатора. Сама конструкция колокольчика, как усеченного конусного замкнутого тела, определяет эту функцию. Думается, что мастера-литейщики колокольчиков знали обо всем этом и, следуя объективным физическим законам звука, совершенствовали эту часть колокольчика постоянно – более века их производства. Исследуя колокольчики первой четверти 19 века, мы находим, что конфигурация тулова, толщина стенок, неоднородность плотности по всей длине угла склонения, менялась. Так, из однородно толстостенных колокольчиков валдайских мастеров мы встречаем иные, более тонкие, скажем, датированные 1802-1810 годами «ГОДА СЕЙ КОЛОКОЛОКЪ ГОРОДА ВАЛДАЯ» (Ким раздел 7/28А) так и датированные 1804-1817 «СЕЙ КО ЛИТЬ ВАЛДАЕ КОГО ЛЮБЛЮ ТОГО ДАРЮ» (Ким раздел 7/29В). Тоже среди касимовских. От толстостенных – тридцатых-сороковых годов мастеров И.Кислова, В.Клюзина, А.Лабзенкова, И.Маврина, К.Солодовникова, Е.Баранова до более тонких, изготовленных на 20-30 лет позднее – И. Ленина, Е.Мазурина, Н.Кислова. Мастера искали, пусть и опытным путем проб и ошибок, ту рациональную форму тулова, его толщину, для достижения максимального эффекта звучания.

Эти поиски завершили только пурехские мастера, создав ряд колокольчиков и необыкновенной формы (не традиционной), экономных по массе металла и поражавших всех своим неординарным, ярким, долгим, чистым звучанием. Колокольчики массового производства «Дар Валдая» завоевали рынок и принесли заслуженное признание пурехским мастерам. Немалую роль в этом сыграли и поиски оптимальных пропорций колокольчиков, высоты в нем тулова, отношения его к обществу размеру и массе. Мастера пришли к решению о том, что тулово все же должно иметь среднюю плотность между плотностью крыши и юбки, но с уменьшением толщины к поясу. Со временем она уменьшилась настолько, особенно по линии начала первого валика пояса, что стала иногда причиной разлома колокольчика, точно по этой линии, на две части: крыша + тулово и пояс + юбка.

Тулово и форма колокольчика.

Коллекционеры-исследователи в своих описях все чаще стали разделять колокольчики традиционной валдайской формы на валдайские классические и валдайские каплевидные. Думается, что автором введения в научный оборот этого новшества является А.А.Глушецкий. В его каталоге-справочнике «Литъ в Касимове» мы эту градацию наблюдаем уже на практике. Приводя данные о производстве колокольчиков мастерами-литейщиками по годам, он делит их колокольчики по форме на валдайские классические и каплевидные. Отличие в них незначительное, но все же оно явно и достаточно четко наблюдается. Исходя из этого, автор прав, и его решение разделить эти колокольчики на разные типы по форме вполне обоснованное. Основание этого в том, что тулово в колокольчиках валдайских классических прямое по линии склонения от плеча к поясу, а у валдайских каплевидных оно вогнутое. В целом такой колокольчик по форме действительно схож с каплей – телом, сужающимся к верху и расширяющимся к низу по плавной кривой линии.

Следует отметить, что и сами мастера и не только касимова, но и слободские и валдайские делали это отличие. Так, традиционной классической формы колокольчики это уверенно средние по размеру изделия, начиная с диаметра 117 мм и более, а каплевидные от 115 мм. в диаметре с уменьшением до 100 мм. Думается, что такое условное разделение по форме и по размерам вполне оправдано.

Еще одна форма колокольчика – «валдайский конический», иногда именуемый «с расклешенной юбкой» связана со специфическим строением тулова, плавно переходящего к юбке и с небольшим, особо не выдающимся поясом. Эта форма колокольчика напоминает усеченный конус, но с несколько вогнутыми сторонами, свободно ниспадающими книзу, действительно, напоминая расклешенную юбку. Часты колокольчики такой формы у мастеров Касимова, в частности у М.Н.Кислова, И.С.Ленина, С.Ленина, Н.И.Кислова, но ранее такую форму мы встречаем у мастеров Валдая. Так, мастер Иван Митрофанов в 1855 году отлил такой типичной формы колокольчики, назвав их «Дар Валдая», выполнив такую надпись на юбке.

В более позднем варианте такие же формы колокольчиков отливались и мастерами Пуреха. Мастер Веденеев Ф.А. часто заказные колокольчики изготавливал именно такой формы. Объясняется такая популярность нетрадиционной и полюбившейся формы колокольчиков тем, что они необыкновенно звучны, средней величины (диаметром 130-140 мм.), износоустойчивы и красивы.

Другими колокольчиками с укороченным туловомм как и юбкой, где предпочтение мастера отдавали фигурному поясу и ограненной юбке и частично ограненному тулову лишь в нижней его части, являются сибирские полугранные. Именно за то, что тулово их не полностью огранено они и называются «полугранными». Эта «сибирская» форма колокольчика отличается не столько огранкой части поверхности, сколько сложным строением пояса, придающим колокольчику весьма оригинальную форму.

Их близким собратом является колокольчик формы «новосибирский», конечно ничего общего не имеющий с одноименным городом. При том же строении формы колокольчиков «сибирский полугранный» эти не имеют огранки вовсе. Их отличает только сложный высокий пояс, притом, что тулово все же еще более уменьшено, чем в полугранных.

Декоративными и весьма импозантными являются небольшие колокольчики «сибирские резные», у которых тулово украшено специальным узором в виде трезубцев (напоминающих изображения на гербе Украины), поставленных в ряд. Этот орнамент все же ближе к татарским мотивам, почему эти колокольчики иногда называют «казанскими». В этом типе колокольчиков именно тулово является местом сплошного декора, занимающего всю его поверхность, что является редкостью и своеобразием отделки.

Интересны строением гречушные колокольчики и вновь в связи с оригинальным решением дизайна его формы. Эта форма известна с начала 19 века и использовалась как ботало для домашнего скота. Эти совсем уж маленькие колокольчики конусной формы с ушком на круто заканчивающейся покатой крыше, которая как бы венчает крышу и главное с туловом, что не имеет видимого раздела с юбкой. Выполняемый на них валик не является поясом, выполняет декоративную роль. Бывают такие колокольчики и подписными, даже датированными.

Перечесть все колокольчики, где бы как то в их строении выделялось тулово, в рамках этой статьи, невозможно, да и не диктуется необходимостью, поскольку эта особенность в целом относится к строению колокольчика, т.е. к их форме, о чем речь пойдет в специальных статьях.

Тулово и крыша (свод) колокольчика.

При традиционной – классической форме колокольчика мы явно наблюдаем линию раздела крыши и тулова, которую принято называть плечом. Именно от этой линии измеряется высота тулова (от плеча до верхней линии пояса). Исследователь Ким В.А. именно до линии плеча измерял высоту колокольчика вообще, не включая в нее высоту крыши и высоту уха. В каплевидном строении колокольчика мы часто не находим линии плеча. Она как бы условна, поскольку крыша (свод) крута и поката и из-за этого она сама как бы плавно переходит в строении колокольчика в ту его часть, что является туловом. Лишь в начале практики исследования и описания колокольчиков определение этой линии доставляет трудности. С опытом условная линия плеча обнаруживается так же просто, как и в традиционных колокольчиках.

Толщина крыши (свода) также неравномерна, как и самого тулова и понижается до места стыковки с туловом. В этом месте исследователи иногда находят проточку, именуемую «скосом» (термин Кима В.А.). Это чаще всего токарная послелитейная проточка по краю крыши (свода) в виде фаски, выполняемая с целью придания колокольчику большей стройности (стильности); возможно, и умышленного занижения плотности металла по краю (плечу).

Такой скос обычно был моден у литейщиков касимова, почти никогда не наблюдался в пурехских формах, хотя редко, но присутствует в практике литья слободских, тюменских, саратовских мастеров.

Тулово и пояс колокольчиков

Местом перехода тулова к поясу является верхний элемент пояса. Это весьма важное место удержания вибрирующей юбки, т.е. место усталости металла, которое нередко приводит к расколу колокольчика. Это место наименьшей толщины в колокольчике. Мастера стремились усилить его при литье, а затем при проточке сгладить до состояния возможного меньшего с внешней стороной колокольчика. Цель – придать колокольчику совершенно правильную геометрическую форму (стройность), достичь его аккуратности, могла бы повредить ему при эксплуатации, вплоть до разрушения колокольчика. Исходя из этой дилеммы, каждый мастер по-своему решал эту проблему. Практика усиления этого места (особенно у пурехских мастеров) привела к добавке металла на этом месте с изнанки изделия. Это наблюдается в ряде форм тех мастеров, которые на месте последнего элемента пояса и начале юбки с изнанки отливали ответный валик.

Изнанка тулова как место расположения надписей.

Изнанка колокольчика вообще удобное место для осуществления здесь надписей. Нанесение здесь текста технически проще, чем в других частях, оно может быть выполнено процарапыванием по мягкому формовочному материалу. Вместе с тем, именно по изнанке тулова это делалось не так часто.

Чаще исследователи находят такие надписи на изнанке юбки, пояса или донца.

Надписи эти чаще относятся к сообщениям о производителе, номере серийного изделия. Характерно это для мастера из с. Пуреха – Веденеева Ф.А., делающего длинные сообщения о заказном характере единичного изделия: «СЪ СЕРЕБРОМЪ», «ПО ОСОБОМУ ЗАКАЗУ», сообщении сведений о заказчике и т.д. Мастер Клюйков Е.С. на своих качественных изделиях иногда ставил здесь букву «К». Слободской мастер Желваков В.Ф. делал здесь надписи именно процарапыванием по формовочному материалу.

Лицевая часть тулова как место декорирования.

Лицевая часть тулова дужных колокольчиков – традиционное место для расположения декоров, товарных знаков, украшений. Если валдайские колокольчики традиционно не украшались по тулову, а касимовские лишь изредка, то слободские и в особенности пурехские украшались непременно. Исследование самих декоров, их художественных, стилистических особенностей – отдельная и очень большая тема, требующая самостоятельных исследований и изложения.

Несколько исследователей дужных колокольчиков занимались сбором разновидностей изображений, помещаемых на туловах колокольчиков, их исследованием, сравнением, традициями их размещения в разных регионах литья. Среди этих исследователей особое место занимает Ким В.А., создавший систему описания, каталогизации дужных колокольчиков и весьма интересовавшийся художественной частью их украшения, надписями, значками, стилистикой. Много в этом направлении работали исследователи Глушецкий А.А., Хрунов В.И., Любашевский М.М., Боев А.А., Крайнов-Рытов Л.Л. и др. Вместе с тем, каталога описей этих декоров с точным указанием авторов литейщиков их разновидностей, художественных особенностей региональной специфики нет и поныне. Эта работа требует обработки огромного количества материала, новых фото, цифровых методов фиксации и учета, строгих описаний и сравнительных исследований. Задача настоящей статьи лишь познакомить читателей с многообразием видов декоров, их региональных отличий, заимствований и только потому, что они помещались на тулове.

Всего видов декоров, которыми мастера дужников украшали свои изделия, сотни, а с их различиями будет более тысячи. Каждый мастер стремился к тому, чтобы ряд производимых им колокольчиков украшался индивидуально и оригинально, и тем эти украшения в определенной степени служили бы одновременно торговыми марками. Каждый имел излюбленный им тип украшений, совершенствовал технологии их нанесения, художественное качество, четкость деталей и т.д. Вместе с тем, часто эти украшения, особенно на колокольчиках массового изготовления, не отличались разнообразием или качеством.

Среди мастеров пуреха отличные по качеству украшения тулова у Веденеева Ф.А., Ерохина А.А., Малышева Я.Ф., братьев Молевых Ивана и Андрея, Тепленина Г.Е., братьев Трошиных Алексея и Федота.

В то же время у Клюйкова Е.С., большая часть изделий по тулову не украшена, этой практике следовали и производители товарищества И.М. Трошина и А.И. Бадянова, заводчик М.М. Трошин.

Среди слободских мастеров проявили свой талант в этом Каркин И.Т. и Каркин Лука, в особенности Катаев В.Г., братья Поповы (1848) и Серебряков Прокопий, изображавший странных птиц, возможно сказочных персонажей.

Излюбленными декорами тулова у касимовских мастеров были изображения одноглавых орлов (мастера Митюнин И.А., Мамонов И.И., Ленин И., Ленин С., Мазурин Е., Кислов Н.И., и т.д.).Лишь немного мы находим разнообразия в декорах тулова у касимовского мастера Ленина И.С. – Георгии, цветочки; Мазурина Е. – растительные мотивы.

Многообразие изображений, которыми мастера украшали тулова колокольчиков, поражает. Даже если их всех сгруппировать в отдельные виды, список будет весьма внушительным. Из наиболее часто встречающихся возможно выделить следующие (приведены в порядке от более часто встречающихся до редких, единичные не упоминаются):

- декоративные проточки тулова, производимые токарно;

 

- одноглавые орлы, которые принято именовать «польскими» (коллекционеры в шутку называют «курицей»);

 

- Георгии Победоносцы в овалах, медальонах, щитах и т.д.;

 

- медали (аверс и реверс), которыми награждали изготовителей колоколов на выставках;

- растительные орнаменты: пальметы, связки трав, цветы, трехлистники, веточки, корзинки с фруктами, веточки, листки, елочки, ягоды, вазоны с цветками;

 

   

- гербы в виде шестиугольного клейма с двуглавым орлом;

 

   

- геометрические: в виде кругов с точками, колец, знаков трефы, бубны, сердечек, вензелей;

 

   

- якоря с буквами и без них;

- птицы (голубки, в том числе летящие), сказочные персонажи в виде фениксов, сокола;

- всадники с саблями, пиками, едущие на осликах и т.д.;

- маскароны (стилизованные изображения лиц);

- изображения животных (морды львов);

- картуши с буквами либо в обрамлении цветов.

Изредка среди украшений на тулове упоминались номера серийных изделий: Но2й, номер 1й (Веденеев Ф.А.). Часто пурехские мастера на тулове кроме изображений Георгия Победоносца перемежали их растительными разделителями в виде трилистников-пальмет, выходила некая дорожка изображений. Повторность изображений декоров зависела от размеров самого колокольчика и размеров самих клейм с декорами и изготовителя. Увлечение украшениями приводило иногда к перегрузу колокольчика изображениями. Это относится, в основном, к пурехским изделиям периода конца 60х – 70х годов. Производители поняли, что это удорожает и усложняет производство массовой товарной продукции и отказались от этого.













 

Исследовательская работа декоров тулова кропотлива и длительна. Для выполнения ручных прорисовок необходимо владеть навыками этого специального жанра графики и уметь воспроизводить данные вплоть до микро деталей. Для фиксации этого материала надо быть либо хорошим фотографом, либо рисовальщиком-графиком. Все приведенные в статье декоры рисованы мною много лет. Длительность этих занятий дала лишь определенные и незначительные навыки в технике изображения даже простых фигур, цифр, букв и т.д. Мною же были впервые написаны и опубликованы исследовательские статьи о многообразии форм и изображений таких декоров тулова, как орлы («Орлы слободские, касимовские и пурехские», стр. 113-123), Св. Георгиев («Святой Георгий Победоносец в декорах дужных (ямских) колокольчиков», стр. 95-113) в книге «Ямские (дужные) колокольчики (статьи и исследовательские материалы)» том 2, издательство Ярославна, г. Сумы, 2009 г.

 

Тулово как место повреждения дужных (ямских) колокольчиков

Поиски новых конструктивных особенностей тулова часто приводили к ошибкам, что вели к повреждению колокольчиков вплоть до их разрушения.

Встречающиеся повреждения:

- провал крыши с утратой уха и петли с растрескиванием крыши (свода) и образованию радиальных трещин тулова (чаще всего это результат утилизации колокольчика ударом молотка по уху сверху при расположении колокольчика на ровной поверхности). Возможно вертикальное падение колокольчика на жесткую поверхность ухом вниз строго вертикально;

- ремонт с постановкой нового (взамен утраченного) уха, осуществлявшегося клепкой (на горячую посадку) «ножек» нового уха сквозь просверленные в крыше отверстия, что, как правило, приводит к образованию трещин тулова, начиная с крыши;

- провалы тулова, чаще всего вследствие ударов молотком для пробы звучания.

- недоливы металла в области тулова при изготовлении, связанные с ошибками в формовке;

- попадание в расплав металла при изготовлении изделия инородного тела (мусора) с последующим его выпадением, что приводило к растрескиванию колокольчика при его эксплуатации в месте ослабления металла (образовавшемся отверстии) либо вверх, либо вниз;

- просверленные отверстия – результат поисков серебра владельцами, желающими его извлечь (особенно, когда на колокольчике о нем упомянуто);

- спиливание декоров (особенно орлов, чаще двуглавых) – результат страха владельцев колокольчиков быть наказанными властями за контрреволюцию и пропаганду монархического строя.

Все повреждения тулова исправляются с большим трудом и влекут изменение колокольчика редко в лучшую сторону зрительно, но худшую по причине утраты оригинальности. Любые работы по восстановлению требуют совершенных материалов, навыков ремонтных работ и чреваты утратой самого колокольчика. Что касается восстановления звучания колокольчика как сигнального устройства, то это недостижимо вообще.

Заключение.

Тулово колокольчика – одна из сложных его составляющих. Оно многое определяет в части формы колокольчика, его индивидуально-оригинального внешнего вида, характеристик звучания, его декоративности.

Эта часть колокольчика совершенствовалась мастерами-литейщиками все время их изготовления.

Исследование тулова, как части физического тела колокольчика, декоров, располагаемых на нем – дело будущего.

С.Сукач, июнь 2013

***************************************************************************************************

 

Графическое изображение профиля части крыши, тулова, пояса дужных (ямских) колокольчиков, выполненные вручную автором.
Изображены наиболее характерные формы тулова колокольчиков.

 

 ***

1. Форма колокольчика - "Валдай классический" (Слобода. Лука Каркин)
2. Форма колокольчика - "Дар валдая" (Пурех. Григорий Тепленин) 
3. Форма колокольчика - "Конусный /расклешенная юбка/" (Касимов. Мастер Мазурин)
4. Форма колокольчика - "Промежуточная форма между конусной и Дар Валдая" (Касимов. Мастер из сельца Алешина)
5. Форма колокольчика - "Валдай каплевидный" (Слобода. Братья Поповы)
6. Форма колокольчика - "Конусный" (Касимов. Степан Ленин)
7. Форма колокольчика - "Дар Валдая" (Пурех. Федот М.Трошин)
8. Форма колокольчика - "Валдай каплевидный" (Слобода. В.Т.Катаев)
9. Форма колокольчика - "Особая форма с ограненной юбкой и надписью по второму ярусу крыши" (Пурех.)
10. Форма колокольчика - "Дар Валдая" (Пурех. Мастер не установлен)
11. Форма колокольчика - "Каплевидный" (Касимов. Мастер Агап)
12. Форма колокольчика - "Валдай классический" (Валдай. Иван Митрофанов)
13. Форма колокольчика - "Конусный" (Валдай. Мастер не установлен)
14. Форма колокольчика - "Особая, с крутой юбкой" (Пурех. А.А.Ерохин)

 ***

Категория: Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство | Добавил: sun (06.11.2013)
Просмотров: 4812 | Рейтинг: 4.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2024-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.12.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
ГОСУДАРЕВ ДАР (0)
[12.10.2020]   [Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство]
Взаимные влияния литейных практик ямских (дужных) колокольчиков в основных центрах их производства (0)
[27.01.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокола сумского Пророко-Ильинского храма (0)
[06.01.2020]   [Другие статьи]
Валдайский колокол завода братьев Усачевых в харьковской частной коллекции (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz