Жолтовский П.Н. – искусствовед и
историк украинского колокольного литья. Даже по прошествии
четверти века, со смерти Павла Николаевича Жолтовского, видного украинского
ученого, искусствоведа и историка, энтузиаста охраны памятников старины,
этнографа, исследователя истории живописи и прикладного искусства, народной
деревянной архитектуры, музейщика, собирателя изделий национальных промыслов,
автора многочисленных публикаций и книг, трудно сказать в чем он оставил
наибольший след, чем больше обессмертил
свою жизнь и свое дело. Павел Николаевич был истинным певцом красоты изделий
украинских народных промыслов. Он завещал нам беречь и изучать эту красоту
созданную руками наших предков. Дар видеть красоту, созданную нашим народом, у
негоот Бога. Родился Павел
Николаевич в 1904 году в селе Мислятин Изясловского уезда Камянецк-Подольской
губернии (ныне Хмельницкая область) в семье священника. Доподлинно известно,
что и его предки также были священниками. С детства, окружавшие Павла
Жолтовского предметы быта, церковной утвари, отправления культа, одежда и
украшения, формировали в нем уважение к их создателям, учили ценить все то, что
радует глаз и душу. Уже с юности Павел
Николаевич учительствовал в сельской школе невдалеке от города Шепетовки. С
уверенностью можно утверждать, что посещение им краеведческого музея в городе
Житомире, определило его судьбу. Рассматривая экспонаты музея, и восторгаясь их
красотой, он поделился этим с сотрудником музея Василием Кравченко, украинским
фольклористом и этнографом. Дружба между ними во многом повлияла на дальнейшую
судьбу молодого человека. Об этом вспоминает сам Павел Николаевич: «Я,
очевидно, не стал бы этнографом, если бы в Житомирском музее тогда не было
работы. Лишь один этот случай повлек в моей судьбе большие перемены. Василий
Кравченко, с которым я поддерживал отношения, был другом Стефана Таранушенко
(впоследствии известный искусствовед и историк архитектуры), директором Харьковского
музея Украинского искусства. Когда же этому музею оказался необходим работник,
В. Кравченко предложил мою кандидатуру. Так в 1925 году я стал научным
сотрудником Харьковского музея». В 1932 году Павел
Николаевич окончил Киевский художественный институт, где, кроме всего изучал и
музейное дело. Это было сложное и тревожное время. Не миновали и его ужасы
репрессий. По безосновательному и лживому доносу он был арестован, томился в
тюрьмах и ссылках. В 1971 году сам Павел Николаевич рассказывал друзьям: «Это
было страшное время. Аресты были повальными, и мы их ожидали, как неминуемое со
дня на день. Вспоминаю, что Харьковский художественный музей организовал в
центральном парке выставку новых поступлений - икон. Выступал с речью Владимир
Петрович Затонский (1888-1938) советский государственный и партийный деятель,
академик АН УССР (вставка автора). В
повышенном тоне он заявил,что среди
присутствующих есть диверсанты и предатели и их необходимо разоблачать».
Буквально вскоре П. Жолтовский был арестован и осужден по ст.58-2 Уголовного
кодекса на три года исправительно-трудовых лагерей. Находясь в местах лишения
свободы, ему приходилось заниматься тяжелым физическим трудом, терпеть лишения
и страдания. На кратковременных курсах в местах лишения свободы он приобрел
навыки поиска полезных ископаемых и работал с геологами в Приуралье и Татарии.
Освободившись из мест лишения свободы в апреле 1936 года, в связи с ограничениями,
объявленными ему властями, он не мог возвратиться на Украину до января 1946
года. Все это время он работал помощником
геологов и прорабом в земле- и водоустроительных организациях Средней Азии,
Урала и Башкирии. Он вынужден был часто менять место жительства и работал в
Ташкенте, Бухаре, Нижнем Тагиле, Казани и Уфе.
Все эти годы занимался и исследовательской работой в Татарском
художественном училище. В годы Великой Отечественной войны он работал в
Уфимской карстовой партии и одновременно научным сотрудником Уфимского
художественного музея. По действующему тогда закону, осужденные по статье 58
мобилизации на фронт не подлежали. После Отечественной
войны Павел Николаевич Жолтовский поселился в городе Львове, и с 1946 года
работал в Государственном музее этнографии и художественных промыслов Украины в
должности научного сотрудника, а в последствии заведующего отделом и
заместителя директора по научной работе. В 1955 году Павел Николаевич
защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Отображение социальной и
национальной борьбы украинского народа в памятниках искусства ХVI-XVIII века.».
Продолжая эти же изыскания и углубленно изучая
историю металлообработки и литья на Украине, он издал альбом
«Художественные металлические изделия западных областей Украинской ССР ХVI-XIX
века», книги «Художественный металл» (1972) и «Художественное литье в Украине
ХIV- XVIII век» (1973). Эта его работа, относящаяся к исследованию
монументального литья – пушек и колоколов наиболее известна специалистам
исследующим историю колокольного искусства и фактически открывает систематику
научного исследования украинского национально колокольного литья. Это особенно ценно,
поскольку таких исследований заканчивающихся фундаментальными публикациями
очень мало. Причиной тому почти полное отсутствие ученых по истории и
технологии такого литья с академическим образованием, в малодоступности
колоколов находящихся на звонницах и в связи с разобщенностью материала по всей
территории страны. Главное же в том, что старые колокола в большей части
уничтожены в войнах либо переплавлены, как металлолом в периоды компаний по
борьбе с религией. Заслуга П.Н. Жолтовского состоит в том, что он
методически и скрупулезно собирал годами всяческие документальные материалы по
колокольному литью. Его интересовало не только литье периода ХIV- XVIII века, о
чем он написал замечательный исследовательский труд, но и в целом история
зарождения и развития этого дела в Украине. Особое внимание им уделено развитию
колокольного литья во Львове и Карпатском регионе. Именно П. Жолтовский описал, систематизировал
и ввел в научный оборот множество сведений о сохранившихся колоколах старого
литья от знаменитого Юрского колокола Якова Скоры до работ мастеров 30-х годов
XVIII века: Станке Антония, Петриковского Франциска, Ольшевского Мартина и
Бельмана Иоанна. Это его трудами собраны сведения, где ныне и в каком состоянии
находятся те немногие колокола, что являются историческим достояние Украины –
шедеврами мирового литья. Следует упомянуть,
что некоторые нынешние современные исследователи истории колоколов России и
Западной Европы критически относятся к включению изделий этих мастеров к
украинскому колокольному наследию. Многие из них утверждают, что территориально
во времена отлива этих колоколов Львов и Закарпатье относились в Австро-Венгрии
и литейщики фактически были иностранцами. Вместе с тем, относя их к украинской
истории колокольного литья, П.Н. Жолтовский исходил из того, что эти территории были
заселены украинцами, составляющими подавляющее большинство народа, и именно они
являлись основными заказчиками. Здесь задолго до них сложилась украинская школа
и традиции отлива колоколов. Это выражалось в развитии национальных форм
колоколов, украшений, содержащих украинские мотивы и соответствующие вкусам
населения, славянских шрифтов и текстов. Литейщики, что изготавливали эти колокола,
ассимилировались с населением, женились, жили семьями, имели детей, из числа которых
воспитывались и подготавливались новая смена колокольных мастеров. В практике отлива
колоколов эти мастера следовали требованиям украинских заказчиков, особенно в
части украшения их национальными мотивами, тем самим формировали особый
национальный стиль. Литейщики искали новые более звучные формы обладавшие
свободными широкими площадями, на которых возможно было бы размещать сложные
законченные композиции. В этом и состояла новизна и новаторство работы по литью
колоколов упомянутых литейщиком. Думается, что решение П. Жолтовского о
включении колоколов Карпатского региона к украинскому историческому литью не
случайно и имеет под собою веские основания. В книге попутно с
историей практики литья пушек автор приводит общеисторические данные и о литье
колоколов. Чаще всего литье пушек и колоколов выполняли одни и те же мастера,
причем отлив колоколов, всегда ограничивался властями. Практически все
литейщики выполняли госзаказы по литью пушек, даже в периоды между войнами. На
это целевым образом расходовались дорогие металлы. Колокола отливались как
исключение по особенному повелению высочайших должностных лиц или самого
гетьмана. Вместе с тем, П. Жолтовский подчеркивает, что в даже самые
суровые времена Национально-Освободительной войны 1648-1654 года колокола все
же отливались, правда, небольших размеров, но такой красоты и совершенства, что
и поныне являются национальной гордостью Украины и образцами мировой
колокольной культуры. Приводя исторические
данные о литье колоколов в Украине, П.Жолтовский четко разделяет несколько
различную практику литья в правобережной и левобережной части Украины. Если
зарождение и становление украинского колокольного литья он относит к львовскому
центру литья, то уже с шестнадцатого века описывает самостоятельную и все более
независимую практику литья в Киеве, на Волыни, Бережанах, а несколько позже
Почепе, Стародубе, Чернигове, Глухове, Новгород-Северском и других местах. Старанием П.Н.
Жолтовского составлен основной список литейщиков, отливавших колокола на
Украине и даже их подмастерий, заказчиков колоколов, но лишь тех о ком
сохранила история документальные свидетельства. Спасая колокола от
переплавки, в том числе потерпевших от военных действий, лопнувших от износа, и
понимая, что всего не спасти, П.Н. Жолтовский во множестве изготавливал
гипсовые отливки декоров, надписей, пластики в виде икон, изображения святых,
даже далеких от иконографии. Работы П. Жолтовского достаточно часто
печатали, понимая, что они имеют национально-историческое значение. К таким
работам его относиться небольшая статья «Колокола Украины» помещенная в
сборнике «Колокола. История и современность», издательство Наука, Москва, 1985
год. В 1980 году в Москве
Павел Николаевич защитил докторскую диссертацию «Украинская живопись XVII-XVIII
столетия» по изданной двумя годами ранее монографии. Труды П.Н. Жолтовского отмечались правительством.
В 1971 году за работу шеститомного труда «История украинского искусства», он
был удостоен Государственной премии Украины, а 1984 году за исследовательский
труд «Проблемы развития украинской художественной культуры XVIII-XIX», премии
И.Я. Франка. Скончался Павел
Николаевич в 1986 году Замечательную статью
о нем, о его трудах, заботах о сбережении и изучении, популяризации
национально-культурного наследства написал его коллега Архип Данилюк. Он
вспоминает: «В 1985 году в музее была организована выставка «Русские ямские
колокольчики XIX - XX века из коллекции одессита М. Шершнева». На ее открытие пригласили
Павла Николаевича, он как специалист художественного литья говорил очень много
интересного о колоколах Украины. Так он сообщил, что еще в XІV веке во Львове
был изготовлен большой колокол весом в полтонны. Этот древнейший колокол –
«Святоюрский», что сохранился до наших дней, был отлит в 1341 году. На нем есть
надпись местного мастера - Якова Скоры. Это, очевидно, самый древний колокол
славянского литья. Говорил ученный уверенно, поскольку был исследователем и
основоположником науки и имел на это полное право, как автор трех книг о
художественном металле и статьи «Колокола на Украине», которая как раз в это
время и была напечатана.
С. Сукач, Сумы 2011 Используемая литература: 1. Архип Данилюк «Шляхами України»
етнографічний нарис, - Львів. вид. «Світанок», 2003р.
|