Пятница, 29.03.2024, 08:41
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [22]
Другие статьи [11]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [40]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [5]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [5]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Ученные-кампанологи Украины

Жолтовский П.Н. – искусствовед и историк украинского колокольного литья

Жолтовский П.Н. – искусствовед и историк украинского колокольного литья.

Жолтовский П.Н.Даже по прошествии четверти века, со смерти Павла Николаевича Жолтовского, видного украинского ученого, искусствоведа и историка, энтузиаста охраны памятников старины, этнографа, исследователя истории живописи и прикладного искусства, народной деревянной архитектуры, музейщика, собирателя изделий национальных промыслов, автора многочисленных публикаций и книг, трудно сказать в чем он оставил наибольший след, чем больше  обессмертил свою жизнь и свое дело. Павел Николаевич был истинным певцом красоты изделий украинских народных промыслов. Он завещал нам беречь и изучать эту красоту созданную руками наших предков. Дар видеть красоту, созданную нашим народом, у негоот Бога.

Родился Павел Николаевич в 1904 году в селе Мислятин Изясловского уезда Камянецк-Подольской губернии (ныне Хмельницкая область) в семье священника. Доподлинно известно, что и его предки также были священниками. С детства, окружавшие Павла Жолтовского предметы быта, церковной утвари, отправления культа, одежда и украшения, формировали в нем уважение к их создателям, учили ценить все то, что радует глаз и душу.

Уже с юности Павел Николаевич учительствовал в сельской школе невдалеке от города Шепетовки. С уверенностью можно утверждать, что посещение им краеведческого музея в городе Житомире, определило его судьбу. Рассматривая экспонаты музея, и восторгаясь их красотой, он поделился этим с сотрудником музея Василием Кравченко, украинским фольклористом и этнографом. Дружба между ними во многом повлияла на дальнейшую судьбу молодого человека. Об этом вспоминает сам Павел Николаевич: «Я, очевидно, не стал бы этнографом, если бы в Житомирском музее тогда не было работы. Лишь один этот случай повлек в моей судьбе большие перемены. Василий Кравченко, с которым я поддерживал отношения, был другом Стефана Таранушенко (впоследствии известный искусствовед и историк архитектуры), директором Харьковского музея Украинского искусства. Когда же этому музею оказался необходим работник, В. Кравченко предложил мою кандидатуру. Так в 1925 году я стал научным сотрудником Харьковского музея».

В 1932 году Павел Николаевич окончил Киевский художественный институт, где, кроме всего изучал и музейное дело. Это было сложное и тревожное время.

Не миновали и его ужасы репрессий. По безосновательному и лживому доносу он был арестован, томился в тюрьмах и ссылках. В 1971 году сам Павел Николаевич рассказывал друзьям: «Это было страшное время. Аресты были повальными, и мы их ожидали, как неминуемое со дня на день. Вспоминаю, что Харьковский художественный музей организовал в центральном парке выставку новых поступлений - икон. Выступал с речью Владимир Петрович Затонский (1888-1938) советский государственный и партийный деятель, академик АН УССР (вставка автора). В повышенном тоне он заявил,что среди присутствующих есть диверсанты и предатели и их необходимо разоблачать». Буквально вскоре П. Жолтовский был арестован и осужден по ст.58-2 Уголовного кодекса на три года исправительно-трудовых лагерей. Находясь в местах лишения свободы, ему приходилось заниматься тяжелым физическим трудом, терпеть лишения и страдания. На кратковременных курсах в местах лишения свободы он приобрел навыки поиска полезных ископаемых и работал с геологами в Приуралье и Татарии. Освободившись из мест лишения свободы в апреле 1936 года, в связи с ограничениями, объявленными ему властями, он не мог возвратиться на Украину до января 1946 года.  Все это время он работал помощником геологов и прорабом в земле- и водоустроительных организациях Средней Азии, Урала и Башкирии. Он вынужден был часто менять место жительства и работал в Ташкенте, Бухаре, Нижнем Тагиле, Казани и Уфе.  Все эти годы занимался и исследовательской работой в Татарском художественном училище. В годы Великой Отечественной войны он работал в Уфимской карстовой партии и одновременно научным сотрудником Уфимского художественного музея. По действующему тогда закону, осужденные по статье 58 мобилизации на фронт не подлежали.

После Отечественной войны Павел Николаевич Жолтовский поселился в городе Львове, и с 1946 года работал в Государственном музее этнографии и художественных промыслов Украины в должности научного сотрудника, а в последствии заведующего отделом и заместителя директора по научной работе.

В 1955 году Павел Николаевич защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Отображение социальной и национальной борьбы украинского народа в памятниках искусства ХVI-XVIII века.». Продолжая эти же изыскания и углубленно изучая  историю металлообработки и литья на Украине, он издал альбом «Художественные металлические изделия западных областей Украинской ССР ХVI-XIX века», книги «Художественный металл» (1972) и «Художественное литье в Украине ХIV- XVIII век» (1973). Эта его работа, относящаяся к исследованию монументального литья – пушек и колоколов наиболее известна специалистам исследующим историю колокольного искусства и фактически открывает систематику научного исследования украинского национально колокольного литья. Это особенно ценно, поскольку таких исследований заканчивающихся фундаментальными публикациями очень мало. Причиной тому почти полное отсутствие ученых по истории и технологии такого литья с академическим образованием, в малодоступности колоколов находящихся на звонницах и в связи с разобщенностью материала по всей территории страны. Главное же в том, что старые колокола в большей части уничтожены в войнах либо переплавлены, как металлолом в периоды компаний по борьбе с религией.

Заслуга П.Н. Жолтовского состоит в том, что он методически и скрупулезно собирал годами всяческие документальные материалы по колокольному литью. Его интересовало не только литье периода ХIV- XVIII века, о чем он написал замечательный исследовательский труд, но и в целом история зарождения и развития этого дела в Украине. Особое внимание им уделено развитию колокольного литья во Львове и Карпатском регионе. Именно П. Жолтовский описал, систематизировал и ввел в научный оборот множество сведений о сохранившихся колоколах старого литья от знаменитого Юрского колокола Якова Скоры до работ мастеров 30-х годов XVIII века: Станке Антония, Петриковского Франциска, Ольшевского Мартина и Бельмана Иоанна. Это его трудами собраны сведения, где ныне и в каком состоянии находятся те немногие колокола, что являются историческим достояние Украины – шедеврами мирового литья.

Следует упомянуть, что некоторые нынешние современные исследователи истории колоколов России и Западной Европы критически относятся к включению изделий этих мастеров к украинскому колокольному наследию. Многие из них утверждают, что территориально во времена отлива этих колоколов Львов и Закарпатье относились в Австро-Венгрии и литейщики фактически были иностранцами. Вместе с тем, относя их к украинской истории колокольного литья, П.Н. Жолтовский исходил из того, что эти территории были заселены украинцами, составляющими подавляющее большинство народа, и именно они являлись основными заказчиками. Здесь задолго до них сложилась украинская школа и традиции отлива колоколов. Это выражалось в развитии национальных форм колоколов, украшений, содержащих украинские мотивы и соответствующие вкусам населения, славянских шрифтов и текстов. Литейщики, что изготавливали эти колокола, ассимилировались с населением, женились, жили семьями, имели детей, из числа которых воспитывались и подготавливались новая смена колокольных мастеров.

В практике отлива колоколов эти мастера следовали требованиям украинских заказчиков, особенно в части украшения их национальными мотивами, тем самим формировали особый национальный стиль. Литейщики искали новые более звучные формы обладавшие свободными широкими площадями, на которых возможно было бы размещать сложные законченные композиции. В этом и состояла новизна и новаторство работы по литью колоколов упомянутых литейщиком. Думается, что решение П. Жолтовского о включении колоколов Карпатского региона к украинскому историческому литью не случайно и имеет под собою веские основания.

В книге попутно с историей практики литья пушек автор приводит общеисторические данные и о литье колоколов. Чаще всего литье пушек и колоколов выполняли одни и те же мастера, причем отлив колоколов, всегда ограничивался властями. Практически все литейщики выполняли госзаказы по литью пушек, даже в периоды между войнами. На это целевым образом расходовались дорогие металлы. Колокола отливались как исключение по особенному повелению высочайших должностных лиц или самого гетьмана. Вместе с тем, П. Жолтовский подчеркивает, что в даже самые суровые времена Национально-Освободительной войны 1648-1654 года колокола все же отливались, правда, небольших размеров, но такой красоты и совершенства, что и поныне являются национальной гордостью Украины и образцами мировой колокольной культуры.

Приводя исторические данные о литье колоколов в Украине, П.Жолтовский четко разделяет несколько различную практику литья в правобережной и левобережной части Украины. Если зарождение и становление украинского колокольного литья он относит к львовскому центру литья, то уже с шестнадцатого века описывает самостоятельную и все более независимую практику литья в Киеве, на Волыни, Бережанах, а несколько позже Почепе, Стародубе, Чернигове, Глухове, Новгород-Северском и других местах.

Старанием П.Н. Жолтовского составлен основной список литейщиков, отливавших колокола на Украине и даже их подмастерий, заказчиков колоколов, но лишь тех о ком сохранила история документальные свидетельства.

Спасая колокола от переплавки, в том числе потерпевших от военных действий, лопнувших от износа, и понимая, что всего не спасти, П.Н. Жолтовский во множестве изготавливал гипсовые отливки декоров, надписей, пластики в виде икон, изображения святых, даже далеких от иконографии.

Работы П. Жолтовского достаточно часто печатали, понимая, что они имеют национально-историческое значение. К таким работам его относиться небольшая статья «Колокола Украины» помещенная в сборнике «Колокола. История и современность», издательство Наука, Москва, 1985 год.

В 1980 году в Москве Павел Николаевич защитил докторскую диссертацию «Украинская живопись XVII-XVIII столетия» по изданной двумя годами ранее монографии. Труды П.Н. Жолтовского отмечались правительством. В 1971 году за работу шеститомного труда «История украинского искусства», он был удостоен Государственной премии Украины, а 1984 году за исследовательский труд «Проблемы развития украинской художественной культуры XVIII-XIX», премии И.Я. Франка.

Скончался Павел Николаевич в 1986 году

Замечательную статью о нем, о его трудах, заботах о сбережении и изучении, популяризации национально-культурного наследства написал его коллега Архип Данилюк. Он вспоминает: «В 1985 году в музее была организована выставка «Русские ямские колокольчики XIX - XX века из коллекции одессита МШершнева». На ее открытие пригласили Павла Николаевича, он как специалист художественного литья говорил очень много интересного о колоколах Украины. Так он сообщил, что еще в XІV веке во Львове был изготовлен большой колокол весом в полтонны. Этот древнейший колокол – «Святоюрский», что сохранился до наших дней, был отлит в 1341 году. На нем есть надпись местного мастера - Якова Скоры. Это, очевидно, самый древний колокол славянского литья. Говорил ученный уверенно, поскольку был исследователем и основоположником науки и имел на это полное право, как автор трех книг о художественном металле и статьи «Колокола на Украине», которая как раз в это время и была напечатана.

 

С. Сукач, Сумы 2011

 Используемая литература:

1. Архип Данилюк «Шляхами України» етнографічний нарис, - Львів. вид. «Світанок», 2003р.

Категория: Ученные-кампанологи Украины | Добавил: sun (18.02.2011)
Просмотров: 2948 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2024-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.12.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
ГОСУДАРЕВ ДАР (0)
[12.10.2020]   [Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство]
Взаимные влияния литейных практик ямских (дужных) колокольчиков в основных центрах их производства (0)
[27.01.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокола сумского Пророко-Ильинского храма (0)
[06.01.2020]   [Другие статьи]
Валдайский колокол завода братьев Усачевых в харьковской частной коллекции (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz