Среда, 20.09.2017, 06:44
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [19]
Другие статьи [7]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [14]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [4]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [4]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство

Ухо дужных (ямских) колокольчиков. Опыт исследования и сравнительного анализа

Ухо дужных (ямских) колокольчиков.Опыт исследования и сравнительного анализа

Когда спрашивают о дужных колокольчиках, я обычно отвечаю вопросом на вопрос: «А что Вам известно вообще о них?». Подавляющее большинство ничего не знает, другие так мало и порой такое ошибочное, даже фантастическое, что лучше бы не знали ничего. В этом случае, начиная, как говорят, с чистого листа, возможно было бы составить систему знаний и даже сделать человека знатоком. И только редкие люди вспоминают о дужных колокольчиках из русской литературы, что опоэтизировала этот красивый, звучащий предмет, являющийся по своему назначению сигнальным устройством:

 «Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылится слегка,

И замолк мой ямщик, а дорога

Предо мной далека, далека.»

(И.П.Макаров, единственный в русской поэзии автор из ямщиков)

************************

Вот мчится тройка удалая

В Казань дорогой столбовой

И колокольчик «Дар Валдая»

Гудит уныло под дугой

(«Тройка», русская песня, Ф.Н.Глинка)

Дужный колокольчик, как физическое тело,представляет собой полый конус, отлитый из бронзы, служащий для образования звука, происходящего от удара языка о его внутреннюю стенку. С целью подвеса колокольчика сформирована его верхняя часть в виде крыши с ушком, а внутри противоположно от него поставлена железная петля. К ней и крепится свободно раскачивающийся язык. Он, ударяясь по краю внутренней стенки, приводит ее к вибрации. Это и создает звучание – характерный звон. Таким образом, дужный колокольчик – является простейшим сигнальным устройством.

Поскольку такие небольшие колокольчики (максимальный диаметр до 150 мм и  вес до 1000 гр.) использовались при гужевой езде, крепились на дуге коренника при троечной езде, потому и назывались дужными или ямскими. При всей кажущейся простоте этого физического тела и сигнального устройства, оно сложно и с инженерной и технологической точки зрения. От этого так много еще тайн сохраняет этот овеянный славой знаковый для России предмет истории и культуры.

Внимательно исследуя любой дужный колокольчик, мы замечаем, что ухо – самая простая, не участвующая в звукообразовании часть. Вместе с тем, взявшись в любом месте за колокольчик и попробовав привести его к звучанию, мы результата не получаем. Не держась за ухо, не получишь звука. В порядке эксперимента, взяв колокольчик за язык или подвесив за петлю, на которой крепится язык, мы все же можем добиться звучания, но оно не  полноценно, поскольку колокольчик перевернут, от чего образующийся звук не получит резонансной аккумуляции. Акустика его в таком положении весьма несовершенна.

Удерживая рубашку колокольчика, мы лишаем ее вибрации. Именно поэтому ухо является незаменимым и как бы самым главным несущим элементом. На него более всего приходится физических усилий, как на удерживающий элемент, всего физического тела. Это знали мастера и с особой тщательностью изготавливали ухо. Столетний опыт изготовления колокольчиков определил их наилучшую форму с точки зрения износоустойчивости. Опыт же их эксплуатации вносил поправки в дело конструирования, формовки и отливки. Ухо должно было обеспечить жизнеспособность всего колокольчика, который непрерывно работал сутками, месяцами, в сложных условиях непогоды и бездорожья.

Именно поэтому множество колокольчиков, у которых скололось ухо, падали в дорожную грязь, снега и воды, безвозвратно терялись, а некоторые находились только весной. Найденные колокольчики чаще всего сохранялись в крестьянских избах в качестве украшений. Именно эта частая (более 50%) причина их поломки обеспечила сохранность колокольчиков до наших дней, пусть и в поврежденном состоянии.

Типы ушей дужных (ямских) колокольчиков.

В России, где производились дужные колокольчики кустарным образом чаще всего руками крестьян, свободных от сельхоз работ, а в последствии в небольших частных мастерских и заводах, было четыре основных центра их литья. Валдай Новгородской губернии, Слободское Вятской губернии, Касимов Рязанской губернии и Пурех Нижегородской губернии. Отливали их и в других местностях, но либо эпизодически, либо случайно в виде проб: в Вологодщине, Урале, Тюмени, Твери, Туле, Саратове и других местностях.

В каждом из регионов литья колокольчики отличались друг от друга формой и размерами, массой, надписями, отделкой.

Самое удивительное, что колокола отличались и геометрией ушей. Специалисты не только по конфигурации уха определяют регион его литья, но и с большой долей вероятности – мастера, который изготовил колокольчик. Форма уха, его особенности, являются неким определителем региона его происхождения (центра литья) и в меньшей или большей степени в зависимости от его своеобразия, самого мастера, что его изготавливал. Таким образом, знания об этой незначительной части дужного колокольчика весьма важны для специалистов и тех, кто их коллекционирует и изучает.

Валдай

Здесь на Валдае зародился кустарный литейный промысел дужных (ямских) колокольчиков. Именно здесь более всего накапливался опыт их изготовления, совершенствовались технологии, подбирались химические составы металлов.

Валдайские колокольчики толстостенны, массивны, и даже несмотря на встречающиеся небольшие размеры (80-100 мм. в диаметре) чрезвычайно звучны. Именно они составили славу данному колокольчику. «Валдайский» – говорил народ, значит хорош и замечателен звучностью, прочностью, скромной красотой.

Удержать массивный колокольчик средних размеров валдайского производства за ухо – уже ощутимое усилие на руку. А он, то, работает под дугой. Его жизнь – бой – звучание, постоянная динамика. Исходя из этого, валдайские мастера предпочитали уши массивные, прямой конфигурации, почти ровные по толщине и сверху и снизу, с небольшим отверстием (просветом) для захвата. Чаще всего они крепились к дуге сыромятным ремнем. Иногда на дуге их крепилось несколько: большой (мужик), средний (баба) и маленький вроде детки. Подобрав их по тональности, получали гармоничное, красивое звучание.

Края уха валдайских колокольчиков не бывают никогда «острыми» (чаще заовалены), просвет почти никогда не выглядит «разбитым», потерявшим форму от эксплуатации. Конструктивная надежность уха обеспечила валдайским колоколам хорошую износоустойчивость и долгую жизнь.

Усредненные размеры ушей валдайских дужников таковы:

Малые

80-112±5 мм.

Средние

115-130±5 мм.

Крупные

132-148±2 мм.

Усредненные размеры ушей*

т. 6-7 в. 18 ш. 15-15*

т. 7-9 в. 24 ш. 22-23

т. 8-10 в. 18 ш. 21-24

т. 6-7 в. 17 ш. 13-16

т. 9-11 в. 20 ш. 19-23

т. 7-8 в. 22 ш. 22-26

т.7-8 в. 21 ш. 20-22

т. 10-13 в. 21 ш. 20-22

т. 7-9 в. 22 ш. 20-25

* - Здесь и далее:

т – толщина – вверху, по верхней горизонтальной плоскости (имеющей технологический центр) и у основания;

в – высота – от основания до верхней горизонтальной плоскости, без учета возможного выступа под ним;

ш – ширина – верху и у основания.






Слободское

Особенность слободских дужных колокольчиков состоит в том, что их размеры не отличаются большим разбросом. Большинство из них имеют диаметр от 80 до 125 мм., за редким исключением изделий нескольких поздних мастеров, что производили продукцию уже по пурехскому образцу. Вместе с тем, все они тяжелы и конструктивно требуют усиленного уха.

Особенности его в большой раскосости. Они напоминают усеченные пирамиды с массивно широким и толстым основанием и значительно сужающимся и утонченным верхом. По высоте они уступают валдайским. Такая конфигурация оправдана и максимально обеспечивала стабильность их работы.

Уши слободских колокольчиков всегда правильной геометрии, слегка заовалены по краям с аккуратным небольшим отверстием.

Усредненные размеры ушей слободских дужников таковы:

Малые

80-100±5 мм.

Средние

105-125±5 мм.

Крупные

130-140±5 мм.

Усредненные размеры ушей

т. 6-10 в. 20 ш. 13-20

т. 5-10 в. 21 ш. 17-20

т. 6-11 в. 22 ш. 20-24

т. 7-12 в. 18 ш. 16-20 (мощная пирамида)

т. 9-15 в. 19 ш. 17-24 (мощная пирамида)

т. 7-11 в. 22 ш. 20-25

Повреждения ушей у слободских колокольчиков встречаются редко и это не только за счет усиленной их износоустойчивости, но и правильной формы, обеспечивающей при падении удар на плечо (место перехода крыши в тулово), а не на ухо или место удара – ухо-крыша.




Касимов

Уши касимовского литья дужных колокольчиков по своей конфигурации, плотности, в том числе и внешнему виду, занимают как бы промежуточное положение между валдайскими и слободскими. Отличием является то, что они слегка раскосы, то есть по ширине верха и низа имеют легко уловимую разницу, в тоже время, не выглядят пирамидами, как слободские. Касимовские мастера в конфигурации ушей держались более валдайских форм, но с желанием усилить таковые и сделать их изящнее, придать более правильную геометрическую форму.

Отверстие (просвет) в них расположен строго посредине, иногда в результате длительного использования он слегка развальцован. края заовалены, реже встречаются с фасками.

Усредненные размеры ушей касимовских дужников таковы:

Малые

80-105±5 мм.

Средние

110-125±5 мм.

Крупные

130-140±3 мм.

Усредненные размеры ушей

т. 5-7 в. 15 ш. 14-17

т. 7-10 в. 20 ш. 16-23

т. 8-10 в. 20 ш. 17-22

т. 5-7 в. 16 ш. 13-16

т. 7-8 в. 19 ш. 19-21

т. 9-11 в. 22 ш. 20-22

т.7-10 в. 18 ш. 18-21

т. 7-9 в. 22 ш. 18-20

т. 7-8в. 23 ш. 18-23

Касимовские колокольчики чаще других встречаются с поврежденными ушами либо вовсе без них. Причина этого в некоторой технологической ошибке. Так, постановка мощной петли из железа изнутри колокольчика на том же самом месте, где снаружи стоит ухо часто мешает качественному их литью. Разная плотность металлов (железо-бронза) на месте лапок петли создавала сложности в обеспечении плотности у основания уха. Мелкая постановка при формовке петли угрожала ее вывалом при эксплуатации, а глубокая - сколом уха. Это последнее происходило еще от неоднородности металлов на стыке ухо-петля при литье изделия, как раз на месте где только и может располагаться ухо. Эту задачу касимовские мастера решали почти век, и нашли выход, состоящий в уменьшении массы петли, ее размеров, расплескивании их краев, входящих в литую бронзу, их дополнительным укреплением за счет прилива металла (горка у основания петли).






Пурех

Уши пурехских колокольчиков совершенно не похожи на те, что выполнялись в других регионах. Их вообще следует разделить на образцы раннего литья, когда мастера несколько копировали касимовское и валдайское литье (до 1865 года) и более поздние (до 1914 года). Разнообразие форм пурехских колокольчиков, их декоративность и ориентировка использования не только для гужевой езды и обусловила формирование ушей высокими, узкими, стройными. В них всегда аккуратно выполнялся просвет таким образом, чтобы в этом месте не ослабилось и без того тонкое ухо. Часто встречаются пурехские колокольчики с весьма выработанными эксплуатацией отверстиями, что верхняя горизонтальная плоскость вообще отсутствует (просвет в виде одного длинно выработанного овала). Края ушей аккуратные, со строгим углом и «острым» краем, без фаски и не заовалены.

Усредненные размеры ушей пурехских дужников таковы:

Мелкие

60-80±5 мм.

Малые

80-100±5 мм.

Средние

100-120±5 мм.

Крупные

120-140±5 мм.

Усредненные размеры ушей

т. 3-4 в. 14 ш. 10-13

т. 7-9 в. 20 ш. 13-18

т. 5-8 в. 22 ш. 16-22

т. 6-9 в. 26 ш. 18-24

т. 3-5 в. 16 ш. 10-13

т. 4-7 в. 20 ш. 15-20

т. 3-6 в. 18 ш. 14-18

т. 6-8 в. 25ш. 20-26

т. 4-5 в. 16 ш. 14-16

т.5-7в. 20ш. 15-19

т. 4-6в. 20ш. 15-20

т. 6-8 в. 23 ш. 18-22

Удивительно, что пурехские колокольчики, имеющие, казалось бы, самые непрочные и тонкие уши, редко встречаются поврежденными в виде отбитых или сколотых частями ушей. Замечательно выдержали эксплуатацию колокольчики известных мастеров Е.С.Клюйкова, М.М.Трошина, А.М.Трошина, Г.Е.Тепленина, Ф.А.Веденеева, и других, что изготавливали массовую товарную продукцию.

Хорошо сконструированы и выполнены уши на знаменитых пурехских колокольчиках «Дар Валдая».







Уши дужных (ямских) колокольчиков других центров литья

Особого многообразия здесь нет. На колокольчиках, изготовленных мастерами за пределами традиционных центров литья в начале и до средины XIX века чаще литейщики склонялись к валдайским формам и размерам, а со второй половины XIX века стали преобладать касимовские тенденции и вятские. А уже новое литье, что изготавливалось в конце XIX –начале XX века все было устремлено к копированию пурехского. Каждый мастер, выбирая ту или другую нравившуюся ему форму уха, формовал его всегда так по своему, что для специалиста-знатока это очевидно. Зачастую и регион отлива этих редких колокольчиков, как и мастера, если его продукция не подписана, специалисты определяют в первую очередь по конфигурации и массе уха.

Ремонт и реконструкция уха.

Практика показывает, что в условиях мастерской, где имеются электрические инструменты и фрезы, сварочное оборудование и необходимый материал для сварки бронзы, навыки мастера, работающего с металлом, дают возможность осуществить ремонт ушей дужных колокольчиков и даже реконструкцию – постановку нового уха.

Ремонтными работами являются: постановки утраченной части уха, заделка провала (верхней горизонтальной планки на которой есть технологический центр) в связи с износом, уменьшение просвета до круглого и т.д. Это всегда сложно, поскольку отсутствуют сведения о размерах и форме утраченного. Отыскать таковые негде, поскольку существующие методики описи дужных колокольчиков не включают приведение размеров уха, его описания. Единственное, что в этой части доступно узнать, это высоту уха, его конфигурацию (в описях Кима В.А., более подробно в моем каталоге).

Реконструкцией уха является изготовление нового взамен утраченного, постановка его по месту сваркой (бронзой по бронзе), послесварочное снятие швов, полировка и устарение металла на месте выполненных работ. Эти наиболее сложные работы могут быть выполнены только специалистом, знающим дужные колокольчики и обладающим навыками такой работы. Самой большой сложностью является знание того, какой конфигурации, размера (точно) было «родное» утраченное ухо.

Отсутствие навыков работы с металлами, слабая обеспеченность необходимыми материалами и инструментами так же препятствуют выполнению этой сложной работы. При таком положении за нее нельзя браться вообще всем тем, кто не сможет ее выполнить не только профессионально точно и аккуратно, но и обеспечить максимальную достоверность, слитность нового уха со всем изделием.

Необходимо ли вообще заниматься ремонтом и реконструкцией, остается спорным вопросом  в научных кругах. Отремонтированный и реконструированный предмет утрачивает свою историческую подлинность.

Если же, все-таки работы проводятся, то об этом обязательно необходимо упоминать в описи, где приводятся данные этого колокольчика.









Общий вид колокольчика после реконструкции и надпись по юбке:


****************************

Изучение дужных колокольчиков как физического тела и сигнального устройства, особенно их описание, должно осуществляться установленным научным порядком, с соблюдениями исследователями идентичных методик, порядка описи и приводимых в них данных, выработанных для этого специалистами.

Изучение ушей дужных колокольчиков кропотливая, но захватывающая научная работа. Над теми колокольчиками, у которых ухо сделано красиво, правильно и прочно, работали талантливые конструкторы и модельщики, формовщики и литейщики. Очень часто такими разносторонними знаниями обладал один мастер-литейщик. Он сам, в одном лице самозабвенно годами трудился, самосовершенствовался и достигал великолепных результатов в изготовлении дужного колокольчика, во многом сохраняющего свою тайну и до наших дней.

С.Сукач, 2012


Категория: Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство | Добавил: sun (05.10.2012)
Просмотров: 2112 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2017-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[22.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Большой колокол харьковского Свято - Благовещенского храма (0)
[21.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол Якова Скоры (0)
[14.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол Якова Скоры (0)
[20.05.2017]   [Другие статьи]
Колокола в собрании музея Свято-Покровского монастыря (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz