Русская гужевая езда
«Какой русский не любит быстрой езды…?» О какой езде, да еще быстрой, идет речь, когда разогнаться, из-за отсутствия дорог невозможно. Каким образом достичь этой быстрой езды русскому человеку, когда единственной тягловой силой была лошадь? Способ единственно возможный – на лошадях, запряженных особым способом, чисто по–русски, на тройке, по льду замерзшей реки. Летит, летит тройка борзых рысаков, поднимая за собой вихри снега, радуя сердце человека, боготворящего красоту.
Тройка – это особый способ упряжки лошадей: по три вряд, придуманный доселе неизвестным русским умельцем, очевидно страстным любителем быстрой езды, покорившей душу и сердце нашего народа. Но вот, удивительное дело, прижилась троечная езда только в славянском мире. Что западнее – в просвещенной Европе, что в Азии, где особо всегда любили и почитали лошадей, что в Новом Свете, освоенным с помощью гужевых повозок – она не нашла широкого применения, не рождала восторга и восхищения современников. Но надо видеть, что делается ныне с любыми зрителями на ипподромах при выезде русских троек на показательных выступлениях, на конных торгах, когда в полный аллюр несется русская тройка, да еще под свист и удалые крики ямщика. Люди встают с мест, рукоплещут, умиляются, восторгаются, а знатоки и плачут. Все счастливы!!!
«Эх тройка – птица тройка…» - сказал Н.В.Гоголь и мир подхватил эти слова, сделал их известными во всем мире. Воспетая в песнях, романсах, любовной лирике тройка стала символом соединения любящих сердец и страсти, преодоления пространств и не только на русском бездорожье, но и между людьми. О, сколько наших людей, лишенных Родины, живя, вернее мучаясь где-то там, за пределами России, закрыв глаза, грезили заснеженными просторами, по которым несется, позванивая колокольцами и бубенцами, лихая, удалая тройка! Это чудо романтики! Собственно, чуда-то здесь никакого и нет: три лошади в упряжке выставленные в ряд, бок к боку, морда к морде. Из них коренник – средняя в оглоблях и под дугой, а две других, боковые, пристяжные, чаще всего, обычные верховые, привязанные по бокам, с относительно свободным ходом. Если коренник идет рысью (это когда лошадь ставит отдельно каждую ногу), а это не что иное, как результат особой выучки хода, то пристяжные, бегущие рядом – идут галопом, ставя ноги попарно. Такой порядок хода образует сильную, солидарную тягу необыкновенной красоты, поскольку каждая лошадь бежит индивидуально красиво, но составляя при этом живописное трио.
Вид идущей аллюром тройки – живая, динамичная картина. Даже равнодушный к лошадям человек увидев единожды такую упряжку в действии, запоминает её на всю оставшуюся жизнь.
Красота и слаженность хода поражает! Оказывается, что такой порядок упряжи дает не только преимущества быстрой езды в непогоду, в условиях бездорожья, но и удобства перепряжки (замены лошадей) это наилучший вариант в тяжелых климатических условиях, необозримых пространств страны, долгой весеннее-осенней распутице, да и летних хлябий.
Коней любили, берегли, холили, жалели, баловали, не говоря о том, что хорошо кормили, поили, мыли, лечили и обожали. Все! Люди любых сословий – от крестьянина, где лошадка в хозяйстве была кормилицей, до их высокоблагородий - военных, обычно состоятельных людей, для которых верховая лошадь была другом, побратимом, боевым соратником, неоднократно спасающим жизнь, все трепетно и нежно относились к лошадям. Многие полагали, что они нечто большее, чем животные. Кроме этих чувств к лошади, каждый знал, что на протяжении веков, никакой другой тяги, кроме конной, не было. Транспорт из всех возможных единственный – гужевой.
Эта небольшая заметка, предваряющая новую страничку на сайте о гужевой езде. Об этом можно и даже необходимо писать книги научные, исторические, этнографические, поскольку это не только часть нашей истории, но и культуры, глубоко народном явлении. В истории нашего народа это оставило свой след. Без этого, возможно, сама история человечества была бы другая.
В этой рубрике планируется рассказать и, главное показать, на примерах старых почтовых открыток, фотографий, иллюстраций в книгах, нотных сборников, даже фарфора, росписи шкатулок, подносов, литой бронзы – изображения упряжек, в том числе троек. Здесь пойдет речь о почтовой гоньбе, городском транспорте, пассажирских перевозках в ХIХ веке, одноконных и двуконных крестьянских упряжках, в которых ходили те самые семейные кормилицы. Будут показаны различные виды транспортных средств от богатых карет, до различных хозяйственного назначения повозок.
Ушло все это в историю. Уже редко кто заметит лошадь на пахоте, в работе по заготовке дров в лесу, на строительстве, запряженной в сани или повозку, для перевозки пассажиров и, даже, свободно пасущуюся на лугу. Поэтому тема эта настолько стара, что может оказаться совершенно новой, востребованной и нужной для нас, как единого народа.
Тема эта на сайте о колокольчиках не случайна. Дужный колокольчик – символ троечной езды и России. Мы, глядя на колокольчик, думаем о гужевой езде, а рассматривая изображение троек и конных упряжек, невольно отыскиваем колокольчик, бубенцы. Где же они здесь, эти народные любимцы? А не найдя, огорчаемся, вроде бы художник так умело изобразив упряжку и лошадей, обидел нас тем, что не изобразил всеми нами любимый колокольчик – символ, а по сути всего лишь – сигнальное устройство.
Пользователей сайта ожидает много новой информации, много открытий и сюрпризов, того что они никогда не знали, даже не догадывались. Много той красоты, что дарит нам радость. Планируется выложить на сайте отрывки текстов из родной классической литературы о гужевой езде в прозе, поэзии, воспевающих старые времена и порождающие чистые сокровенные чувства любви к Родине и самой жизни.
Подробнее о троечной езде, шорных и металлических деталях упряжи, порядке ее оснащения и управления – в статьях С.И.Сукач 1.«Опыт и практика гужевой езды в России», 2. «Эх тройка! Птица тройка!» В источнике «Ямские (дужные) колокольчики»: статьи и исследовательские материалы, том 2 изд. Ярославна г.Сумы 2009г.
С. Сукач г.Сумы январь 2014г.
|