Колокола сумского Свято-Воскресенского Кафедрального собора
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3892_s1.jpg) |
Сумской Свято-Воскресенский Кафедральный собор
|
Этот храм в Сумах все жители и знатоки местной истории, архитектуры, градостроительства, полагают первейшей исторической достопримечательностью города. В основе такого суждения факты, подкрепляемые документально. Древность этого строения бесспорна. Церковь возводилась, в первоначальном значении, не только как храм, но и как крепость. Это первое каменное здание в городе Сумах. Когда оно было заложено и сколько лет строилось, кто его проектировал и как оно выглядело первоначально, установить, пожалуй, будет уже невозможно.
Документальными источниками подтверждается, что храм был освящен в 1702 году. Считается, что этот год и должно полагать временем окончания строительства. Факт не вызывает споров и местные жители торжественно в 2002 году праздновали 300-летие своего любимого городского храма.
Вместе с тем, церковь закладывалась и возводилась во времена сумских полковников основателей города– Герасима и Андрея Кондратьевых. По всей вероятности, его изначальное строительство финансировалось этими благодетелями. Храм является усыпальницей рода Кондратьевых.
Город Сумы основан после окончания Народно-Освободительной войны 1648-1654 г. г., когда по границе Слободской Украины закладывались казачьи города-крепости. Известно, что в числе таковых были города Чугуев и Изюм в Харьковской обл., сам город Харьков, а на севере - Ахтырка и Сумы.
Закладка крепости полковником Герасимом Кондратьевым на высоком холме с протекающей под ним речушкой, которая невдалеке впадает в реку Псел является доказанным историческим фактом. Выполняя приказ властей, он с воинством и штатскими людьми, быстрее всего, членами семей казаков, и всеми охочими поселиться здесь на постоянное жительство, закладывал крепостные стены, возводил первые постройки.
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3870_s2.jpg) |
Высота картины, украсившая здание в самом в центре города, составляет более 9 м и относится к наиболее крупным стрит-арт-объектам города. Возле портрета Герасима Кондратьева на стене изображены старая сумская крепость, фамильный герб. Работа над полотном продолжалась в течение трех недель. Последний мазок сумские художники Егор Авдеенко и Роман Линник положили 11 октября 2013 года. (rama.com.ua)
Портрет подпсан:
«Гарасимъ Кондратьев. Засновник м.Суми»* (* - «основатель г. Сумы»)
Ниже, на стилизованном бумажном свитке надпись витиеватым рукописным шрифтом:
« Городъ суминъ построенъ въ дубовом лѣсу, по мѣрѣ окола всего города и съ посадомъ 3426 сажень, по городу 4 башни съ проѣзжими вороты. 23 башны глухих, по острогу 8 проѣзжихь воротъ изъ города тайникъ къ рѣкѣ Пслу, вода въ немь добра»
|
Мурал с изображением Герасима Кондратьева, основателя г.Сумы, его герба и надписи
|
Полковник Г. Кондратьев, представляющий здесь первоначальную власть, доносил вышестоящим властям о закладке крепости, её строительстве и тех трудностях, которые поселенцы решают своими силами. Великие трудности преодолевали первые поселенцы: пожары, эпидемии, нападения татар, трудные из года в год погодные условия.
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3895_s1.jpg) |
Сумской Свято-Воскресенский Кафедральный собор
|
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3995_s1.jpg) |
Сумской Свято-Воскресенский Кафедральный собор
|
Храм вполне отвечает своей архитектурой крепости в два этажа с окнами-бойницами.
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3911_s2.jpg) |
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3914_s2.jpg) |
|
Собор является памятником архитектуры, о чем гласит соответствующая надпись
|
В окончательном варианте Воскресенский собор, сложился весьма поздно, только в 70-ых годах ХХ столетия. Много раз храм претерпевал архитектурные изменения, достройки и перестройки, совершенствования. Только благодаря бережному отношению ко всему первоначальному в архитектуре этого памятника, он не потерял своего облика, а только стал краше и своеобразнее, аккуратнее и собраннее. Этот каменный храм среди древнейших памятников истории Слобожанщины представляет настоящий исторический и архитектурный шедевр.
Нынешний облик храма, поражает своей монументальностью и собранностью, он явно может служить образцом тех церквей, которые одновременно возводились и как оборонительные сооружения. Храм является ярким представителем архитектурного стиля украинского слобожанского барокко. Стены толщиной в 1,5 метра, узкие глубоко “утопленные” окна, напоминающие бойницы, двух-ярусность (2 этажа), глубокие подвалы и подземные ходы, ведущие к реке (ныне не доступные к исследованиям) подтверждают задачу первоначальных проектантов и строителей, возводящих церковь по всем правилам тогдашней фортификации -создания неприступного оборонительного сооружения.
Ныне службы в храме проводятся на двух ярусах – нижнем (тёплый - зимний), освящен во имя святого Андрея Первозванного и верхнем (летнем), освященным во имя Воскресения Христового.
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3917_s1.jpg) |
1-й ярус – нижний
|
Чудесно смотрится храм как единый комплекс вместе с колокольней, построенной в 1906 году. Первоначальная, имевшая шатровую форму, не выстояла в бесконечных городских пожарах и набегах крымских татар – крымцев, продолжавшиеся в этой местности вплоть до 1730-ых годов.
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3879_s1.jpg) |
Колокольня Воскресенского собора
|
Своим архитектурным своеобразием, древностью, украшениями, неповторимым обликом Свято-Воскресенский сумской храм как-бы единственный в своём роде. Он ценен не только как архитектурный шедевр Слободской Украины, каких уже нет, но и как исторический памятник крепости духа нашего народа, преемственности поколений людей, что основали здесь город, а также тех, кто хранил и оберегал его, связывал свою жизнь с этим храмом – символом нашего свободолюбивого народа.
Колокольня и колокола храма
![](/086_Sum_SvVs/IMG_4477_s1.jpg) |
Колокольня Воскресенского собора
|
![](/086_Sum_SvVs/IMG_4161_s2.jpg) |
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3909_s2.jpg) |
Центральные ворота прохода через колокольню к храму
|
Камень Иерусалима
|
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3907_s2.jpg) |
Памятный крест с надписью:
«В цій древній козацькій святині-фортеці молилися:
Святий праведний Петро Багатостраждальний Калнишевський
Святитель Димтрій Ростовський (Тупало)
Святитель Інокентій Іркутський (Кульчицький)
Святитель Іосаф Бєлгородський (Горленко)»
|
Здание храмовой колокольни является частью архитектурного ансамбля и своим своеобразием подчёркивает монументальность основного сооружения. Стиль колокольни – необарокко, трёх-ярусная. Наблюдается та же массивная стройность, не создающая перегруза. Колокольня является истинным украшением комплекса. Архитектурные элементы на фасаде колокольни гармонично продолжают содержание с элементами декорирования фасада самого храма.
Здесь на третьем ярусе расположены колокола, звон которых стал привычным для горожан. Всего колоколов 7. Это зазвонные небольшие колокола, подобранные в тон звучания, являются достаточными для осуществления уставных звонов. Основной ударной частью являются 4 колокола, очевидно, одного и того же производителя. Колокола новые и исправные к бою. Их особенностью является нетрадиционная форма. Изготовители колоколов опирались на исторический прообраз украинских слободских колоколов: высокие стройные уши, собранные в розетку, изящная корона, вместе с тем, надёжно обеспечивающая удержание массы колокола. Колокола массивные для своего размера, по форме вытянутые к низу. Таким построением обеспечивается их надёжность и устойчивость в звонах. Изготовитель на колоколах не означен, надписей на них нет.
Колокола вывешены по три в северном и южном проемах. К ним можно подняться надёжными сходами: 23 каменно-бетонных ступени, ведущих на первый ярус и 47 металлических сварных ступеней, ведущих на второй и третий ярус.
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3945_s1.jpg) |
Колокола в северном проеме. Условная нумерация №№1,2,3 (слева направо)
|
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3923_s1.jpg) |
Колокола в южном проеме. Условная нумерация №№ 4,5,6 (слева направо)
|
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3925_s1.jpg) |
Центральный большой колокол. Условная нумерация №7
|
Исследование и описание колоколов
КОЛОКОЛ № 1
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3952_s2.jpg) |
Диаметр – 24 см, высота без короны – 20 см, с короной – 27 см.
|
Сигнальный колокол с надписью на плаще «М П С» (министерство путей сообщений). Отлит из чугуна, производитель неизвестен.
КОЛОКОЛ № 2
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3954_s2.jpg) |
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3960_s2.jpg) |
надпись по полосе декора – «К И Ї В»
|
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3959_s2.jpg) |
Диаметр – 16 см, высота без короны – 16,5 см, с короной – 20 см.
|
декор
|
Колокол сигнальный, надпись по полосе декора – «К И Ї В». Очевидно, отлит в киевской мастерской, производившей мелкие формы колоколов, в том числе и вызывные.
КОЛОКОЛ № 3
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3968_s2.jpg) |
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3970_s2.jpg) |
Диаметр – 13 см, высота без уха – 9 см, с ухом – 12 см.
|
Надпись на дне колокольчика «СЪ СЕРЕБРОМЪ»
|
Надпись на дне колокольчика «СЪ СЕРЕБРОМЪ». Дужный колокольчик пурехского производства, конец ХІХ начала ХХ века.
КОЛОКОЛ № 4
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3941_s2.jpg) |
Диаметр – 35 см, высота без уха – 26 см, высота с ухом – 38 см.
|
Колокол без надписей и декоров, нетрадиционной формы: высокая корона с узкими длинными ушами.
Колокола с номерами № 4, № 5, № 6 и № 7 произведены одним и тем же изготовителем, но на самих колоколах он нигде не обозначен. Только колокол № 6 имеет полосу декора по низу плаща.
КОЛОКОЛ № 5
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3936_s2.jpg) |
Диаметр – 30 см, высота без короны – 26 см, с короной – 38 см.
|
КОЛОКОЛ № 6
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3934_s2.jpg) |
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3984_s2.jpg) |
Диаметр – 30 см, высота без короны – 23 см, с короной – 30 см.
|
Декор по низу плаща
|
Колокола № 4, № 5, № 6 и № 7 имеют одинаковые языки в виде яйцеобразного ударника на проволочном подвесе и кольцом снизу под верёвку.
КОЛОКОЛ № 7
![](/086_Sum_SvVs/IMG_3950_s2.jpg) |
Диаметр – 50 см, высота без короны – 41 см, с короной – 58 см.
|
Все колокола исправны и используются для звонов. Требуют ухода – мойки от птичьего последа, укрепление тросами подвеса колоколов № 4, 5, 6.
На рабочем месте звонаря находится имущество: мебель, строительные материалы, которые представляют неудобства и могут быть причиной травмирования звонаря при его работе в условиях пониженной видимости.
![](/086_Sum_SvVs/IMG_4187_s2.jpg) |
Вид на храм со стороны моста с ул. Горького
|
![](/086_Sum_SvVs/IMG_4485_s1.jpg) |
Перекресток улиц: Кооперативная (справа прямо), Воскресенская (слева верх), Набережная реки Стрелки (слева направо)
|
Здесь проходила граница древней сумской крепости, по периметру защищенной высокими крепостными стенами
![](/086_Sum_SvVs/IMG_4453_s1.jpg) |
Вид на храм с улицы Воскресенской
|
Автор выражает признательность за оказание содействия в изучении колоколов, их фотографирование и помощь в процессе исследования:
Отцу Мефодию.
Звонарю Дмитрию Жидимию.
С. Сукач, апрель – сентябрь, 2018 г.
|