Крыша (свод) дужных
(ямских) колокольчиков (опыт исследования и сравнительного анализа) Кому ныне не знаком
дужный (ямской) колокольчик? Уж сколько за последние несколько лет написано о
нем, о его истории, назначении и роли в жизни как городского, так и сельского
народа, его использовании в троечной езде, обрядах и ритуалах. Вновь, как и в
былые годы его славы, к нему вернулась популярность и народная любовь.
Благодаря изучению его как учеными, так и исследователями-знатоками расширился
круг сведений об этом красивом предмете, как физическом теле и сигнальном
устройстве. Этот небольшой,
красивый, задорно звенящий колокольчик стал в истории конца XIX – начала XX века послом доброй воли России – своей Родины, где
более века звучал в упряжке троек, несущихся бесконечными просторами. Куда бы ни
привели нас путешествия – в Западную Европу, Дальний Восток, Америку, или в
самой России мы встретим его – скромно выполняющего отведенную ему роль
сигнального устройства на дуге лошади. Радует он людей и катающихся детей в
фиакрах по Парижу, звоном своим на шее слона, таскающего бревна в Индии, в
Аравийских песках на верблюдах, мерно шагающих по пустыне. Красуется он в
витринах антикварных салонов столиц государств Европы, Америки, Азии. Вместе с тем,
сведения о нем чаще всего не научно-исследовательского характера, зачастую
овеянные легендами, преданиями, фантазиями собирателей-коллекционеров, видящих
в нем кроме красоты формы и совершенной отделки, еще и тайну великолепного
звучания. Редко встречаются исследовательские, сравнительно-аналитические
работы. Эта статья одна из таких проб, имеющая целью описать и сравнить разнообразные
физические величины крыш (сводов) этих колокольчиков. Внимательно
исследуя дужный колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство, мы, в
первую очередь, обращаем внимание на его навершие – ухо, предназначенное для
удержания всего устройства, и крышу (свод), из которой оно как бы вырастает.
Все это естественно в зрительном восприятии, так как колокольчик,
представляющий собой полое конусообразное тело из литой бронзы, как бы начинается
с этой части. Эти конструктивные
элементы имеют огромное значение для его функционирования и долголетия,
правильной и эффективной эксплуатации. Хотя и ухо и крыша (свод) не участвуют в
звукообразовании, а лишь удерживают весь колокольчик на весу, без них его
невозможно подвесить к дуге и, главное, получить звонкое колокольное звучание.
За какую бы часть, кроме уха, сочлененного в одно целое с крышей, мы не держали
бы его, при ударе полноценного звука не получим. А все оттого, что именно эта
часть, замыкающая конусную полость, словно венчает ее, служит и для аккумуляции
звучания. В ходе многолетних
исследований дужных колокольчиков, проводимых мною, в том числе и той части, что
принято называть крышей, сложились определенные знания являющиеся предметом изложения
в настоящей статье. Крыша (свод)
является той частью дужного колокольчика, которая удерживает всю его массу, что
при ударе вибрирует и издает звучание. Конструктивно крыши принято в описях и
каталогах различать по форме. Чаще всего ее характеризуют высотой и крутизной.
В некоторых колокольчиках, чаще всего с крутой и покатой (высокой) крышей, эта высота
буквально «на глаз» не определяется, поскольку не отграничевается четкой
границей, которую в обычных условиях принято называть плечом. Эта линия плеча в
обычных сводах плоских крыш четко отделяет крышу от начинающегося тулова. Формы крыш (сводов)
принято именовать: - плоскими; - слегка выпуклыми
– высотой 3-5 мм; - выпуклыми – 5-6 – 8 мм.; - крутыми – 8-10 мм.; - крутыми покатыми
– более 10 мм. Высота покатости
крыши, как правило, связана с особенностями форм дужных колокольчиков,
изготавливаемых в разных центрах литья и времени их производства. Так, пурехские
колокольчики, часто имеют плоские или слегка выпуклые крыши. Поздние
колокольчики, изготавливаемые некоторыми мастерами Слободского центра (Желваков
В.И., братья Поповы (Егор, Иван, Николай, Гаврила) – 1879 г.) повторяют
традиционные формы пурехских мастеров. Вместе с тем, те же пурехские колокольчики,
произведенные до 1865 года, имеют выпуклые крыши, а традиционные колокольчики
слободских мастеров вообще с крутой или даже покатой крышей. Своеобразные крыши
у колокольчиков касимовских мастеров. Здесь, впрочем, особого разнообразия не
усматривается. Они почти всегда имеют либо небольшую, либо среднюю высоту. Каждый мастер
выбирал такую форму колокольчика, которая нравилась ему, и следовал в своей
практике литья этому образцу. Так колокольчики Баранова Е. всегда с выпуклыми
крышами (4-6 мм.),
у Кислова И.Д. – еще более выпуклые (6-9 мм.), а у Кислова Н.И. менее высокие (5-8 мм.), у Лабзенкова
Александра – слегка выпуклые (5‑7 мм.), а у Лабзенкова Петра и Макара –
выпуклые (более 7-8 мм.).
Предпочитал невысокую конфигурацию крыши и мастер Лёнин И.В. (4-6 мм.). Старшее поколение
касимовских мастеров (до 1860 года) формовало колокольчики со средней высотой
крыши (6-8 мм.).
Такой практики придерживались мастера Мазурины. Валдайские мастера предпочитали
построения крыши колокольчиков от выпуклых – покатых до средне-выпуклых, хотя в
начале XIX века колокольчики этого центра
литья изготавливались с традиционно крутой – покатой крышей. Наблюдается вообще
тенденция к тому, что изготовленные повсюду колокольчики в первой половине XIX века имели более крутые высокие крыши, а после, с
развитием новых технологий и методов литья, становились все менее крутыми,
вплоть до того, что потеряли к концу века вовсе свою высоту – стали плоскими. По украшениям крыши
следует различать следующим порядком: −
с выступом под ухом; −
с проточкой по краю (скос); −
с кольцевыми декоративными проточками вокруг уха; −
с литыми буквами или знаками; −
с надписями вокруг уха и номером под ним; −
двухъярусные крыши с надписями по второму ярусу; −
куполообразные с надписью по кольцу вокруг уха. Колокольчики с
выступом под ухом смотрятся стройнее, более вытянуты вверх, хотя по высоте эти выступы
не более 2-4 мм.
Образовались они в результате послелитейной токарной проточки крыш. Такой
практики из касимовских мастеров особенно придерживался Лёнин И.В. Следует
считать, что уступ под ухом – это часть крыши, а не уха. Весьма часты
проточки по краю крыши – скос (фаска, взятая на месте плеча) в практике литья
касимовских литейщиков Мазуриных, Лабзенковых. Понижение высоты крыши в месте
скоса как бы делает ее круче и утончает место стыковки крыши с туловом. Возможно, это не
только декоративный прием, но и мера, влияющая на звучание колокольчика. В этой
области требуются специальные исследования. Абсолютно лишь
декоративную функцию выполняют кольцевые проточки вокруг уха. Они бывают двух
видов: либо в виде кольцевых канавок, либо кольцевых проточек небольшой ширины.
Таких декоративных проточек бывает либо три, либо две. Нечасто, но
встречаются крупные литые буквы на крыше – опознавательные знаки определенного
мастера. Такая практика наиболее характерна для мастеров Тюмени (Шапошников
В.М., Шапошников Д.М.), встречаются с буквами «Т» и «К», пока не поддающиеся
атрибуции. Колокольчики с
надписями на крыше и номерами под ухом пурехского производства. Такие колокольчики
изготавливали многие тамошние мастера. Такая практика стала характерной к концу
XIX – началу XXвека (Клюйков Е.С., Веденеев Ф.А., наследники Трошина
А., товарищество Бадянова А.И. и Трошина А.М.). Вынос сведений о заводе
изготовителе на крышу уменьшал затраты на сложные формовки многословных текстов
по юбкам, улучшал качество звучания колокольчиков, так как любые украшения и
тексты на юбке явно приводят к снижению декремента затухания звука, его чистоты
и силы. Колокольчики с
двухъярусной крышей с надписью на последнем, с номером в утопленном флажке под
ухом, ограненной юбкой производились заводом Е.С.Клюйкова, а в последствии (до
1914 года) «Товариществом Бадянова А.И. и Трошина И.М.». Эти колокольчики
необычны своей формой, красотой звучания, являются вершиной качества и красоты дужно-литейного
промысла. Колокольчики с
куполообразной крышей и надписью по ней по кольцу вокруг уха, производились
заводом Е.С.Клюйкова. Это весьма оригинальные по своей декоративности и красоте
изделия двух видов: - колокольчики без
украшений по тулову и юбке (гладкие); - несколько
отличающиеся по стилю оформления с украшениями (у Кима В.А. в каталоге - «с
богато орнаментированной юбкой»). Последние имеют надписи на дне. Надписи на
крыше произведены весьма мелким газетным шрифтом по кольцу, расположенному
ближе к предполагаемому плечу (так как крыша весьма крутая – покатая с плавным
переходом к тулову, без видимой линии плеча). Колокольчики
гладкие номерные: от больших №4/0 – диам.128мм. до малых,
вплоть до №10 – диам.55 мм. Такие же
изделия богато украшенные от № 3/0 до № 0 выпускались и заводом
Веденеева Ф.А., но с надписями на дне. Интересны небольшие
колокольчики (в каталоге у Кима В.А. – «казанские резные»). Они составляют
номерной ряд (производитель Клюйков Е.С. от №1 до №7 (возможно даже и до №10) и
товарищество Бадянова и Трошина). Колокольчики украшены по тулову интересным
геометрическим узором, напоминающим татарские мотивы. Похожий ряд
производился с неукрашенным туловом (по каталогу Кима В.А. – «сибирский – юбка
стаканом», производители Клюйков Е.С. и товарищество Бадянова и Трошина) с
надписями по плоской крыше. Аналогичные изделия
выпускались массовым порядком этими же заводами без надписей на крыше, а только
номерами, расположенными здесь же, нанесенные ударом пуансона. Конструктивные
особенности крыши (свода) дужных (ямских) колокольчиков нельзя рассматривать
обособленно от конструкций уха и петли. Эти составляющие свода являют собой
хоть и разные детали, но должны рассматриваться в комплексе. Все они были
взаимно связаны еще в период формовки изделия и его литья. Именно поэтому в
случае повреждения какой либо из частей (ухо или петля) страдает вцелом вся
крыша. Происходит это от того, что весь металл (бронза), составляющий свод,
удерживает эти элементы. Изначально при ошибках формовки уха страдает и
конструкция удержания петли и наоборот. Неправильно поставленная петля в период
эксплуатации колокольчика, расшатываясь вместе с креплением, выламывает и ухо.
Из всех повреждений дужных колокольчиков, поломки в области крыши, включая уши
и петли, составляют до 70%. Ремонт и тем более реконструкция утраченного весьма
сложны, чаще всего невозможны и не оправданы. Крыша (свод)
дужного (ямского) колокольчика – важная конструктивная его часть, имеет самую
большую толщину. Она не принимает участие в образовании звука но удерживает ухо
и петлю, последнюю для обустройства подвеса языка, и удерживая вибрирующую
рубашку, является фундаментальной частью всего изделия. Исходя их этого и
других особенностей, литье дужных ямских колокольчиков производилось таким
образом, что они в формовочной опоке (ящике) располагались в опрокинутом
состоянии, т.е. ухом и крышей вниз. Это обеспечивало лучший пролив
расплавленного металла и отхода газов. В
это самое нижнее место попадал металл максимальной температуры, хорошо
размешанный, с нормальным содержанием олова. Исследуя дужные
колокольчики как литейные изделия, изготавливаемые с начала XIX века и на протяжении его, вплоть до начала XX века, явно усматривается совершенствование технологии
их изготовления. Это в первую очередь касается совершенствования формовки,
литья и конструктивных особенностей крыши (свода). Мастера знали важность
и особенность этой части колокольчика и уделяли этому особое внимание. Совершенствуя
колокольчик конструктивно, улучшая качество формовки, состав металла,
мастера-литейщики добились к концу XIX века высокой
степени износоустойчивости колокольчика и тем обеспечили им долгую жизнь. ***********************************************
Касимовские колокольчики




***********************************************
Пурехские колокольчики 


***********************************************
Слободские колокольчики 

***********************************************
Валдайские колокольчики 


************************************************************************************************************************* 



С.Сукач
|