Пятница, 29.03.2024, 10:08
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [22]
Другие статьи [11]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [40]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [5]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [5]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Исторические колокола и звоны Украины

Большой колокол мастера Константина Михайловича Слизова

Большой колокол мастера Константина Михайловича Слизова Александровской колокольни Собора Успения Пресвятой Богородицы в г. Харькове
(история храма Успения Пресвятой Богородицы и Александровской колокольни, колоколов и единственного ныне используемого в качестве часового)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Место, где возведен великолепный храмовый комплекс – собор Успения Пресвятой Богородицы и Александровская колокольня для всех харьковчан является исторической и духовной святыней, центром современного города, сложившегося со времен его основания - крепости 1654 года. Именно здесь она была заложена с учетом высоты холма, открывающихся далей, близости реки Лопань, протекавшей у её стен. Это народное мнение верно во всех отношениях еще и потому, что отвечало задачам обороны от врагов и вполне обеспечивало жизнь небольшого числа тогдашних жителей. Вся городская жизнь со времён его основания строилась в пределах площади этой крепости. Так продолжалось многие десятилетия, здесь возводились здания как светские, так и духовные.

Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) – один из прославленных в истории украинских православных храмов, неоднократно посещаемый русскими царями и иерархами православия, всегда занимал центральное место на плане города.

 

Монархи Росcийской Империи и Иерархи Российской православной церкви, посещавшие храм Успения Пресвятой Богородицы

Храм является официально признанным пятым из двенадцати символов города Харькова.

 

Собор Успения Пресвятой Богородицы. г. Харьков

 

Собор Успения Пресвятой Богородицы. г. Харьков

 

Александровская колокольня cобора Успения Пресвятой Богородицы. г. Харьков

 

 

 

 

Расположен храм с колокольней на известном ныне всем харьковчанам месте – Университетской горке, на берегу реки Лопань. Квартал, занимаемый собором, ограничивается улицами Университетской, Квитки-Основьяненко и Соборным переулком. Колокольня с учетом её громадной высоты – 89,5 метров, практически главенствует над всем городом. Это чтимое место как верующими, так и горожанами - символ преемственности старого и нового, архитектурной красоты, изящества и монументальности.

ИСТОРИЯ ХРАМА УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Первое упоминание об Успенском соборе г. Харькова относится к 1658 г. В донесении воеводы Офросимова в г. Москву значится следующая запись: «…а въ харьковскомъ, государь твое царское богомолье построена соборная церковь Успенье Пресвятыя Богородицы краснаго и новаго леса, а лесь, государь на ту соборную церковь возили ратные люди въ прошломъ во 1657 году при воиво (воевода) Селифонтову».

Таким образом, изначально Успенский храм был заложен в первые два года после основания города Харькова. Из донесения видно, что он был деревянный, построенный из местного леса, который заготавливали казаки под началом первого харьковского воеводы Селифонтова. Дальнейшими исследованиями того же места, где и ныне стоит этот храм установлено, что эта церковь была площадью не более 70 квадратных метров, весьма бедно украшена и оснащена. Ещё во время её строительства священники церкви Еремий и Василий, диакон Иосиф ездили в г. Москву «испросить денег у самого царя». Известно, что царь Алексей Михайлович челобитную удовлетворил. Было издано несколько указов, касающихся строительства харьковской крепости, её оснащения. В одном из указов идёт речь непосредственно об Успенском храме:

«Лета 7166 (1661) августа въ день по государеву цареву и великаго князя Алексия Михайловича ... указу окольничему Θеодору Михайловичу Рытищеву да Григорью Михайловичу Аничкову да дьякам Давиду Дерябину да Игнатью Матвееву да Андрею Семину … указано послать изъ приказу Большого дворца въ новый городъ въ Харьковъвъ соборную церковь Успенія Пречистые Богородицы книги евангеліе напрестольное, апостолъ псалтырь со воследованиемъ, минею общую, шестодневъ тоежъ соборные церкви съ попомъ Иваном Афанасьевым».

Вместе с тем, это деревянное строение к 1685 году уже не могло обеспечивать церковные службы и рядом с ним заложили новый кирпичный храм Успения Пресвятой Богородицы.

Строительство осуществлялось с 1685 г. по 1687 г. под руководством полковника Авидия Григорьевича. Это был храм крестообразного образца с пятью куполами. Освящен храм в 1688 году белгородским митрополитом Аврамием. Возведена рядом с храмом каменная колокольня. Старый деревянный храм вплоть до начала XVIII века использовался как часовня.

Летом 1733 года от случившегося в городе великого пожара пострадал и храм Успения Богородицы. От него остались одни каменные стены. Усилиями городских жителей и заботами протоиерея Григория Александрова в 1734 году храм восстановили, однако, сомнения в надёжности используемых каменных стен, всё-таки оставались. В 1770 году трещины в стенах расширились и, уже составляли угрозу обрушения здания. Храм разобрали полностью, и было решено строить новый по образцу здания Священномученика Климента, возведенного в 1762-1770 годах в Москве на Пятницкой улице. Строительством «вчерне готовой» церкви, семь лет, руководил протоиерей Михаил Швенский и церковный староста, поручик Фёдор Анастасьевич Греков. Только в 1783 году храм был возведен полностью. Ныне он выглядит так же, как и в те далёкие времена. К нему в первой половине XIX века (1821-1844г.г.) пристроили колокольню, организовав вход в церковь, проходя через неё. Аналогично в архитектурном отношении входа в церковь решен был вопрос при строительстве Благовещенского и Озерянского храмов.

Церковный двор огородили деревянной изгородью еще в 1779 г., в последствии, в 1791 г. заменили на каменную, расположив её с восточной стороны (ныне улицы Квитки-Основьяненко).

ИСТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ КОЛОКОЛЬНИ

По окончанию строительства храма Успения Пресвятой Богородицы стал вопрос о возведении колокольни. Он наиболее предметно обсуждался собранием прихожан 12.11.1818г. и 13.02.1819г. По предложению протоиерея Андрея Прокоповича, полагавшего необходимым колокольню воздвигнуть знаковой, то есть необычайно высокой, стройной и в наилучшем архитектурном решении, что и было оговорено в документах собраний прихожан. По-иному не могло и быть, поскольку было решено возвести её в честь царя Александра І и победы русских войск над наполеоновской армией в Отечественной войне (1812-1814г.г.). Колокольню решили назвать Александровской. Это великолепное сооружение проектировал профессор харьковского императорского университета Евгений Васильев. Ему удалось воплотить мечту прихожан – жителей Харькова о сооружении самой высокой колокольни в России. Вместе с тем, это вызвало решительные возражения властей. Как значится в истории постройки Александровской колокольни, городской голова Ломакин потребовал изменения проекта. В представленном проекте колокольня должна была быть высокой в 90 метров, в то время как самой высокой колокольней была Ивана Великого в Московском Кремле высотой в 81 метр. Городские власти полагали, что в этом состоит некая гордыня и неуважение к приоритету столицы России. Архитектор Е.А. Васильев, будто бы выполняя указания властей, проект переделывал. 8 мая 1820г. был утвержден проект новый - переделанный, где колокольня представлялась меньше 80 метров высотой. Удивительно, что вся проектная документация на строительство: поярусное деление здания, его несущие конструкции, их размеры, архитектурное решение - осталось прежним. В августе 1821г. священником Павлом была заложена колокольня. Её строительство длилось долгие годы с перерывами. С 1837 года работы продолжались уже под руководством архитектора А. Тона и в ходе строительства в проект вносились изменения. Только к началу 40-ых годов ХІХ века основные работы были завершены и над колокольней выставили дубовый оббитый железом и медью позолоченный крест высотой 5 метров и весом 25 пудов (400 кг). Окончательный вид колокольня приобрела только в 1844году.

Вид на Успенский собор с Московской улицы через начало Николаевской площади и Шляпный переулок. 1860-е годы. Фото из википедии.

Харьков. Московская улица. По центру фото колокольня Успенского собора (www.shukach.com)

Фундамент колокольни заглублен в грунт на 10 метров; толщина несущих стен составила более 6 метров; высота каменной кладки от цоколя более 68 метров; общая высота колокольни 89,5 метров; использовано кирпича - 3,5 миллиона штук; 65,5 тонн металлосвязующих элементов. Стоимость строительства составила 110 тыс. рублей серебром или 400 тыс. ассигнациями.

Решением Святейшего Синода 4 ноября 1846г. Успенский собор приобрёл статус кафедрального, а Покровский собор, до этого бывший кафедральным, стал монастырским храмом. Летом 1862 г. за средства городской казны в выполнение решения городского общества от 03.05.1855г. на колокольне установлены часы французского производства фирмы “Борель”. Они исправно служили (были заменены лишь в 1959г.) с диаметром циферблата 3,7 метра и длиной минутной стрелки более 1,5 метра.

В ХХ веке колокольню неоднократно ремонтировали. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. пострадали все здания вокруг храма и колокольни. Храмовый комплекс так же требовал ремонта. Впоследствии уже в 1970 – 1980 годы производились значительные ремонтные работы, во время которых верхнюю часть колокольни обнесли строительными лесами. Видимо они, увеличив ветровую нагрузку, привели к тому, что в урагане 1975г. сильно пострадала её вершина: сдвинулся купол и погнулся шпиль. На восстановление колокольни потребовались огромные затраты.

Верх колокольни Успенского собора в Харькове после урагана 1975. Фото из википедии.

Верх колокольни Успенского собора в Харькове. Современный вид.

Только после 2006 г., когда в г. Харькове были сданы в эксплуатацию два жилых здания в 25 этажей и высотой больше 91 метра, Александровская колокольня уступила им своё первенство в высоте.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

КОЛОКОЛА АЛЕКСАНДРОВСКОЙ КОЛОКОЛЬНИ

По окончании строительства колокольни в 1844 году было установлено готовых к бою 12 колоколов, по всей вероятности11из них – зазвонные. Самый малый – трельный весом 8 кг. Наиболее часто в звонах участвуют небольшие колокола и реже те, что имеют вес в несколько тонн. Самый большой весил 201 пуд 32 фунта (3 т 305 кг). Был ли это новый набор колоколов и на каком заводе их производили - пока не известно (требует отдельных архивных поисков). Быстрее всего, это были колокола свободного подбора.

В сентябре 1863 года самым большим из них стал подаренный заводчиками харьковского колокололитейного завода братьями Рыжовыми Павлом Ивановичем и Иваном Ивановичем колокол весом в 1003 пуда (16,4 тонны). Его освящение и поднятие на первый ярус колокольни производился при большом стечении народа. Этот колокол участвовал в звонах и его “голос” был хорошо знаком и привычен харьковчанами.

В 1886 году к колокольне пристроили часовню, освященную в честь Святого Николая. Здесь же устроили иконостас и поместили знаменитый серебряный колокол весом в 18 пудов (около 300 кг) чистого серебра, отлитого в честь чудесного спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе близ станции Борки под Харьковом в октябре 1888 года. (Статью об этом колоколе можно прочитать на этом же сайте).

В серебряный колокол обязаны были звонить ежедневно в полдень во славу Господа, чудесного спасения императора и членов его семьи. На колоколе выполнены изумительные по красоте и необычности орнаменты с монограммой инициалов императора и рельефным изображением имён его детей. Этот колокол был отлит на средства, собранные по всей России, на заводе Рыжова Павла Павловича по инициативе священников харьковской епархии. После свержения монархии в 1917г. по инициативе священников той же епархии и решением новых властей г. Харькова, колокол подлежал переплавке, как лом серебра.

До 1920 года он находился в часовне при Успенском соборе, а затем был уничтожен переплавкой. На протяжении второй половины 20-ых годов из собора были вынесены все ценности, в том числе и резной золоченый иконостас XVIII века, изготовленный по эскизу великого зодчего барокко Бартоломео Франческо Расстрелли (в последствии он сгорел во время войны на складе харьковского художественного музея).

В 1929 году были снесены все пять куполов Успенского собора, сняты и переданы в переплавку все колокола, включая и “Рыжовский”. Внутри храма построили перекрытия, поделив здание на два этажа. Подверглись разрушению декоративные элементы фасада.

Ныне на Александровской колокольне находится единственный колокол, использующийся в качестве часового. Он расположен в верхней части второго яруса и к нему можно подойти вплотную за счёт специально возведенной сварной металлической площадки. Обрамление колокола металлическими полосами и несовершенство этой не круговой, а квадратной площадки, затрудняет его исследование.

Бой часов осуществляется в автоматическом режиме ударом молота снаружи. В месте приложения силы молота имеются повреждения в виде скола по краю колокола, повреждены буквы слов до состояния невозможности их прочтения.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛОКОЛА

Испросив разрешение и благословение духовных властей, с разрешения настоятеля храма, удалось подняться к колоколу. К нему ведут сварные металлические, узкие, достаточно надёжные лестничные пролёты, которые были сооружены в 1959 г. и состоят из 280 ступеней. Они дают возможность подняться вплоть до часов. Колокол находится на втором ярусе, для достижения которого необходимо преодолеть подъём девяти пролётов по 12- 13 ступеней.

Колокол надёжно укреплён тросами за корону к балке. Язык подвязан с возможностью обеспечения атаки в ручном режиме и возврата его на стартовое место. Колокол крупный, визуально весом более 3-х тонн, с нижним диаметром 145 см и высотой 140 см без короны. Её высота – 30 см. На колоколе размещены надписи в шесть рядов по всей поверхности. Шрифты старославянского письма, некоторые буквы незнакомы, что затрудняет чтение. Удаётся оно с трудом, для чего необходимо составлять каждое слово в отдельности, увязывая со смыслом всей фразы и читаемого текста в целом. Согласно с изложенными на нем сведениями он заказной, оплаченный духовенством Змиевского монастыря и местным казачеством как подпрапорными, т.е. офицерами, так и простыми казаками.

Колокол мастера Константина Слизова

Колокол мастера Константина Слизова

Декор верхней части колокола и фрагмент надписи

На колоколе три иконы: Успения Пресвятой Богородицы, Святого Николая и Преображение Господне. Кроме этого, по центру расположен большой орёл с распростёртыми крыльями, в центре которого изображен портрет императрицы Елизаветы Петровны. Строки текста разделяют изображения иконы "Распятие с предстоящими" и Архистратига Михаила, расположенные вертикально.

Колокол мастера Константина Слизова. По бокам видны изображения двух икон.

Колокол мастера Константина Слизова. Изображение иконы Святого Николая.

Колокол мастера Константина Слизова. Изображение иконы Успения Пресвятой Богородицы.

Колокол мастера Константина Слизова. Изображение иконы Преображения Господня.

Колокол мастера Константина Слизова. Изображение иконы "Распятие с предстоящими" (выше) и Архистратига Михаила (ниже) между строками текста.

Колокол мастера Константина Слизова. Литое изображение орла с портретом в центре.

Колокол мастера Константина Слизова. Изображение лица Императрицы Елизаветы по центру орла.

Колокол мастера Константина Слизова. Декоры и текст на колоколе.

Колокол мастера Константина Слизова. В верхней строке фрагмент текста с датой "1755 ГОДУ АВГУСТА 20 ДНЯ"

 

 

 

 

Надпись на колоколе без самой нижней строки. Пять строк текста общей высотой 35 см, две верхние отделены валиком. Над верхней строкой валик, выше которого декоры в виде херувимов, под нижней строкой точечная дорожка и растительные декоры.

Фрагмент текста на колоколе (без самой нижней строки), декоры над и под тестом, разделительные валики и точечная дорожка, ниже ее декоры в виде сердцевидных фигур, наполненных растительным орнаментом.

Надпись на колоколе. Самая нижняя строка, расположенная по нижнему краю колокола. Место удара часового молота, где текст деформировался и не читается вовсе, обозначено звездочками.

Место удара часового молота, где текст деформировался и не читается вовсе. В результате мощных ударов с внешней стороны образовался скол.

Ниже пространства, заполненного текстами, помещены изображения икон и большого орла с распростёртыми крыльями.

Последняя строка текста помещена по нижнему краю колокола , и не занимает всей длинны окружности. Текст, помещенный здесь, сообщает о весе колокола и его изготовителе.

Означение веса колокола

Слово "ВЕСОМ" и знак, отлитый после него

Слово "ПУДЪ", цифра после него, проставленная штихелем и декор

Вес колокола не означен в традиционной форме. В строке надписи после слова «ВЕСОМ» отлито три вертикальных черты. Они явно отлиты, возможно, представляли букву Ш или Щ. Низ этих вертикальных элементов “подрабатывался”, т.е. сколот зубилом, явно заметны следы от этого инструмента. Возможно – это более поздняя “подработка”, на этом месте должен быть показан основной вес колокола. Автор его не отлил. Очевидно, при подготовке формы и на этапе формовочных работ он был не уверен в окончательном весе всего колокола, поэтому его не указал. Далее в строке текста отлито слово «ПУДЪ», после которого штихелем проставлена цифра «10».

Cведения об изготовителе

«ЛИЛ МАСТЕР МОСКОВСКОЙ ПЕРВОЙ ГИЛДИИ КУПЕЦ КОСТАНТИН СЛИЗОВЪ»

 

Фрагмент надписи с указанием имени императрицы Елизаветы Петровны

Фрагмент надписи с указанием имени княгини Екатерины Алексеевны - будущей императрицы Екатерины ІІ

Фрагмент надписи с указанием имени иеромонаха Ионикия Богаевского

Фрагмент надписи с указанием имени полковника Федора Краснокутского

Фрагмент надписи со словом "ВОѠНО", пока не находящим толкования (вторая строка центр)

Фрагмент надписи со словами с выносом букв выше уровня строки (встречается во всей надписи)

1. Об упомянутых в тексте лицах.

1.1. Императрица Елизавета Петровна – дочь Петра І Великого (1709-1761г.). На русском троне с 1741г. и до смерти 1761г. На престол возведена гвардией.

1.2. Наследник её императорского величества великий князь Петр ІІІ Федорович (1728-1762г.). Российский император с 1761г. Петр Федорович – Карл Петр Ульрих – немецкий принц – сын герцога Гольштейн-Готторингского Карла Фридриха и Анны Петровны – дочери Петра І, внук Петра І. В России с 1742г. На русском троне с 1761г. по 1762г. Свергнут и убит в результате государственного переворота, организованного его женой Екатериной Алексеевной, будущей императрицей Екатериной ІІ.

1.3. Императрица ЕкатеринаII (1729-1796г.).На русском троне с 1762г. Немецкая принцесса Софья Фредерика Августа, пришедшая к власти, свергнув мужа Петра ІІІ с помощью его же гвардии.

1.4. Павел Петрович (1754-1801г.). Российский император с 1796г. Павел І – сын Петра ІІІ и ЕкатериныІІ. Убит в 1801г. заговорщиками дворянами.

1.5. Отец архимандрит Лука – игумен Киево-Печерской лавры.

1.6. Иеромонах Ионикий Богаевский. Игумен Змиевского Казачьего монастыря.

1.7. Полковник Изюмского полка Федор Краснокутский. Известно, что Федор Фомич Краснокутский был последним командиром Змиевского драгунского казачьего полка с 1752г. и до его расформирования в 1755г. Вышел в отставку несколькими месяцами раньше.

1.8. Купец Константин Слизов. Константин Михайлович Слизов – московский купец І гильдии, алдерман (староста) с 1760г. московского цеха артиллерийско-колокольных дел. Известный в России мастер – литейщик колоколов и автор исследуемого колокола. Собраны сведения о его 33 колоколах. Только несколько из низ уцелели до наших времен: в г. Москве в храме Святой Троицы в Останкино и в Большом театре. В г.Санкт-Петербурге - в Смольном (требуются доисследования).

2. Об упомянутых населенных пунктах в тексте.

г. Москва – заложен как крепость в 1147г. (не позже) на реке Москве. Под этой датой упомянут в летописи. Ныне столица России.

г. Змиев – ныне районный центр Харьковской обл.

г. Изюм – ныне районный центр Харьковской обл.

3. Описание порядка надписей и декоров на колоколе.

Надписи на колоколе выполненны в 6 рядов следующим порядком: ниже декоров, расположенных на плече колокола, идут строки текста, отграниченные валиком. Ниже первых двух верхних строк поставлен следующий валик. После него следуют еще три строки текста, и они тоже подчеркнуты точечной дорожкой. Ниже точечной дорожки расположен в круговом обрамлении декор в виде сердцевидных фигур, наполненных растительным орнаментом. Такое украшение часто применяемое в отливке колоколов украинскими мастерами. У самого низа колокола помещена последняя строка, занимающая не всю поверхность окружности колокола. В этой завершающей строке автор помещает сведения о себе и весе колокола. Чтение строк текста начинается с верхней (начиная с даты), обеспечивается по кругу, слева направо, с переходом после окончания на следующую нижнюю строку.

4.Некоторые пояснения отдельных слов и выражений:

2-я строка – слово “ГДаре” и “ГДарне” – сокращенное слово “Государе” и “Государыне”.

3-я строка – слово “всостоящий” – числящийся в штате полка (несмотря на малолетство мальчиков, родившихся в царской семье, им присваивались воинские звания и они числились служащими воинскую службу за определёнными полками.

4-я строка – слово “припісный”– подведомственный. Змиевской монастырь был приписан к Киево-Печерской лавре. Слово “пдна” – возможно с ошибкой – Пана; “забытия”, “воωно - пока не поддаются пояснению.

5-я строка – “коштом” (с укр.яз.) – денежными средствами или за чей счет выполнялся заказ.

6-я строка – “итого” – всего; “и любителей” – и верующих, т.е. любящих веру и церковь.

Каким же образом этот колокол попал на Александровскую колокольню? Быстрее всего он был отправлен властями из Змиевского монастыря после его закрытия в Харьков для строящейся Успенской церкви.

Согласно описи 1844г. (окончания строительства Александровской колокольни) в наборе из 9 колоколов числится самый большой – 201 пуд (3 т 200 кг). Примерно так же весит и колокол Змиевского монастыря мастера К.М. Слизова. По состоянию на 1929 г. все колокола были сняты с колокольни. Известно, что все, кроме большого, были зазвонными и трельными. Таковые обычно вывешиваются “кучно”, чтобы обеспечить доступность работы с ними. Большой колокол мог быть вывешен и выше (так как уже тогда использовался как часовой). Снять его с высоты было уже трудно. Очевидно, власти удовлетворились сдачей “Рыжовского” – 16-ти тонного. В документах могли указать, что все колокола были сняты. При этом пояснив, что оставлен не церковный, а часовой. Такая версия не более чем предположение. Подтвердить или опровергнуть её могут лишь сведения из архивов.

ИСТОРИЯ КОЛОКОЛА

История создания заказного колокола порой напоминает сюжет для рассказа, а то и романа. Эта история связана с людьми, пожелавшими иметь в своём приходе колокол определённого размера и формы, с особенностями звучания и декорного оформления. Как правило, истории о колоколах – это рассказ о тех мастерах, которые создавали его, прикладывая не только свои силы и знания, но подчас, даже рискуя своей жизнью. Во времена XVII–XVIII веков практика отлива колоколов оставалась опасным для жизни занятием. Необходимы были не только знания, но и смелость, точный расчет литья металла, особая осторожность и везение. Кроме этого история в части доставки и подъёма колокола на звонницу; об отношении к нему прихожан и жителей; незримая, но явная уважительная связь с колоколом звонарей, любящих его, иначе никакого звона невозможно достичь. Среди знаменитых колоколов мемориальные и исторические, заслуживающие особого к ним отношения, шедевры колокололитейного искусства и совсем неизвестные - забытые всеми

Исследуемый колокол Александровской колокольни в г. Харькове как раз и относится к потерянным в истории. Происхождение его относится ко второй половине XVIII века, когда у священников и казачества города Змиева сложилось желание иметь у себя в приходе большой, с могучим звучанием, колокол. Заказывали его для Змиевского Николаевского мужского монастыря. Этот монастырь, имеющий славную историю, был последним пристанищем для казаков, лечившихся здесь после ранений, инвалидов, убогих, бедных, бездомных. Располагался он в восьми верстах от Змиева на правом берегу реки Северский Донец в живописной местности, где горы, покрытые зелёными лесами, стоят стеной вокруг речной долины. На краю этой долины находилась известнейшая в ту пору святая обитель. Ныне на этом месте можем найти лишь остатки щебня.

НИКОЛАЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ В Г. ЗМИЕВЕ

Описание этой обители (как бы, не самое полное), относится ко времени, близкому к его уничтожению. Из ведомости 1784 года узнаём об имуществе монастыря. В ней перечисляются все земельные угодья, числящиеся за ним, его строения, имущество. Во множестве он владел землями пахотными, сенокосами и лугами, садами и огородами. Отдан он был под начало Киево-Печерской лавре вместе с отведенными ему правительством России в 1768 – 1679 г.г. и в 1689 году землями, да самим монастырём купленными в 1673, 1680, 1683 и 1689 годах. Монастырь был центром не только духовным, но и культурным, обеспечивался силами монахов и трудников, приносил немалую пользу обществу. Из истории известно, что монастырь уже существовал в 1668 году, но год основания – неизвестен.

Поскольку основан монастырь казаками, то и именовался Казачьим Змиевским. Главный храм монастыря назван в честь Святого Николая, в народе назывался Николаевским казацким. Есть основания полагать, что какое-то время храм назывался Преображения Господня, поскольку в своей истории назывался и Преображенским Николаевским. Существовал монастырь до 1787 года, пережив саму Запорожскую Сечь, которую упразднили по указу императрицы Екатерины десятью годами ранее. Храм разобрали. Часть имущества продали в село Водолагу (Харьковской губернии), где доселе сохраняется величественный деревянный иконостас резной работы.

В монастырском храме были и колокола. Известно, что “крымцы” (татары) осуществив набег (до 1724г.) увезли даже колокол. Стараниями властей он был возвращен, но не в обитель, а князю Меньшикову.

Монастырь был богат и исправно управлялся самими монахами. Известно документально из грамоты, датированной 1692 годом, что монастырём управлял игумен Иона, а игумен Манассия – постриженец Киево-Печерской лавры в 1673 г., переведён из Змиевского монастыря в архимандриты Куряжского монастыря (под г. Харьковом) для устроения новой обители.

В 1735 году управлял делами монастыря игумен Илларион из дворян Негребицких, а перед ним был Иаков Волчанский. В 1737 году назначен новый игумен Гавриил Краснопольский. Под 1741 годом упоминается игумен Мартиниан Лабач. Его преемником был игумен Патермуфий, упоминаемый 1745 годом, а последним игуменом был Фаддей Руцкий. Из числа братии известен иеродиякон Геннадий Дробицкий, в миру был подпрапорным Харьковского полка, и звали его Григорием Степановичем Дробицким.

О богатстве монастыря ходили легенды, совершенно недалёкие от правды. Из документов того времени известно, что одного леса за монастырём было 6 тысяч десятин, 17 садов, большое количество огородов, лугов, выпасов. Перечень построек различных сооружений хозяйственного назначения как-то: гончарни, мельницы, пивоварни, погреба, коптильни, конюшни, хлева, склады и амбары занимали несколько страниц ведомости.

О ЗМИЕВСКОМ КАЗАЧЕСТВЕ

По разным хронологическим данным Змиевской монастырь был заложен еще в 1650-х годах и охранялся казаками. Возведена крепость в 1640 году как опорный рубеж для отражения набегов крымских татар, продолжавшихся вплоть до 1736 года. Она служила оплотом защиты монастыря и всех населённых пунктов.

С 1656 года по указу русского царя повсеместно назначались воеводы, поскольку в это же время возводились новые города – крепости, среди которых, известны: Изюм, Чугуев, Харьков, Ахтырка, Сумы. Здесь сосредотачивались войска из числа казаков, приписанных к военным полкам. Казаки занимались сельским хозяйством, то есть жили постоянно с семьями как обычные крестьяне, но были военнообязанными, т.е. строевым составом.

Всё Змиевское казачество было включено в состав Изюмского казачьего полка. После смерти 14.02.1751г. знаменитого украинского полковника, командира этого полка – Ивана Григорьевича Квитки на эту должность в 1752г. был назначен полковник Фёдор Фомич Краснокутский. Он был последним командиром этого полка, поскольку в 1755г. полк расформировали. Имя его означено в тексте колокола.

* * *

Там же упомянут ряд лиц духовного звания и «знатных казаков», которые принимали активное участие в деле приобретения колокола. Очевидно они же являются основными вкладчиками средств на такой исключительно дорогой по тем временам колокол. Из исторических данных о Змиевском монастыре известно, что последним игуменом был Патермуфий, его имя находим под 1745 годом. Колокол датирован десятью годами позже. Игумены – управители менялись довольно часто, но из текста на колоколе ясно следует, что заботами о заказе и оплате колокола был обличен игумен иеромонах Ионикий Богаевский.

Колокол датирован 1755 годом августа 20, отлит в городе Москве. Означен и изготовитель – Константин Слизов.

МОСКОВСКИЙ КОЛОКОЛЬНЫЙ МАСТЕР КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СЛИЗОВ И ЕГО КОЛОКОЛА

Точная дата рождения знаменитого колокололитейного мастера не установлена. Некоторые исследователи полагают, что он родился в 1730 г. Этому есть и подтверждения. В книгах московского купечества за 1747г. найдена следующая запись: «Кошельной Слободы: Константин Михайлов сын Слизов 17 лет живет за Сретенскими воротами, в приходе у Спаса, в Спасской, своим двором, имеет мастерство колокольное – 12 р. прибыл по указу из губернской канцелярии в 740 году Переяславского уезда Зальского вотчины Данилова монастыря подмонастырской слободы из крестьян».

Вызывает сомнения, указанный возраст – 17 лет. Быстрее всего это ошибка. Мог ли парень такого возраста иметь собственность и, главное, быть колокольным мастером и по указу “канцелярии губернской ” прибыть на жительство и работу в Москву в 1740 году. Известен колокол отлива 1742 г. мастера К.М. Слизова. И это невозможно, поскольку в 12 лет колокольным литьем никто не занимался. Следовательно, мастер родился ранее 1730 г.

В другом письменном историческом источнике, из которого так же невозможно сделать вывод о его возрасте «Переписных книгах за 1739 – 1745 года: указаны два двора, ему принадлежащих, что у Спаса в Спасской по улице Понкратьевской левой стороны 117 Кошельной Слободы второй гильдии Константина Михайлова сына Слизова….; Панкратьевской вторым переулком по другой стороне в том же приходе 576».

Вообще о мастере К.М. Слизове сохранилось мало сведений, что очень странно, поскольку он был известен не только в Москве, но и по всей России. Более сохранилось сведений о его колоколах, что отливались с 1742 года. Установлено, что по состоянию на 1763 г.им отлито 30 заказных колоколов. Документальных описаний колоколов собрано – 33. Это весьма значительная колокололитейная практика. Известны его колокола, отлитые с 1742 г. – по 1766 г.:

  • Колокол 1742, апреля 22 дня, для собора царского села Рубцово-Покровское весом 138 пуд 7 фунт (2,263 тонн). На нём изображен Спаситель с двумя ангелами и двуглавый орёл с поднятыми крыльями.
  • Колокол 1744,августа 1 дня, Вознесенского кремлёвского монастыря весом 102 пуд 28 фунтов (1,682 тонны)
  • Колокол 1745, марта 20 дня, для Сретенского монастыря в Москве весом 198 пуд 10 фунтов (3,200 тонн).
  • Колокол 1745, декабря 1 дня, для церкви Святого Иоанна Богослова Андреевского монастыря в Москве весом 359 пуд (5,800 тонн).
  • Колокол 1746, октября 30, дня перелитый в Переяслав-Залесском из старого с добавлением 100 пудов для Николаевского монастыря на болоте весом 321 пуд 20 фунтов (5,200 тонн).
  • Колокол 1747 года апреля 12 дня в Покровскую обитель на Убогих Домах в Москве весом 66 пудов 27 фунтов (1,090 тонн).
  • Колокол 1748 года апреля 6 дня для Никитского монастыря в Москве весом 30 пудов 36 фунтов (500 кг).
  • Колокол 1750, марта 28 дня, полиелейный для Покровского монастыря на Убогих Домах весом 130 пудов (2 тонны).
  • Колокол 1750 года июля 1 дня для Покровской церкви в Старом Левшине на Могильцах весом 80 пудов (1300 кг).
  • Колокол 1750 года декабря 15 дня вседневный для церкви Алексия митрополита на Глинцах и церкви Вознесения в Кадашах весом 400 пудов (6,400 тонн).
  • Колокол 1751 года июля 15 дня для церкви Живоначальной Троицы в Стрелецкой слободе весом 109 пудов (1750 кг).
  • Колокол 1753 года для Зачатьевского девичьего монастыря в Остожинке весом 150 пудов (2,400 тонн).
  • Колокол 1753, июня 20 дня, в город Тулу для церкви Николо-Зарецкой (Демидовской) весом 124 пуда 12 фунтов (2 тонны).
  • Колокол 1754, февраля 2 дня, в город Мещевск (Калужской губ.) в храм мужского монастыря Великомученика Георгия весом 136 пудов 4 фунта (2,200 тонн).
  • Колокол 1754, марта 27 дня, в церковь Воскресения Христова в Остоженке весом 30 пудов 3 фунта (490 кг).
  • Колокол 1754 года в город Ярославль Большой Благовестник для Успенского собора весом 700 пудов (11,400 тонн).
  • Колокол 1754 года для церкви Николы Мокрого весом 40 пудов (650 кг).

Особый интерес представляет практика отлива колоколов этим мастером в 1755 году, поскольку обнаруженный колокол в Харьковском Успенском храме датирован этим же годом. Отливался этот колокол в г. Москве.

  • Колокол 1755, апрель, для Ивановского девичьего монастыря весом 155 пудов (2,500 тонн).
  • Колокол 1755, июнь, для церкви Святой Троицы в Останкино (Москва) весом 11 пудов 15 фунтов (180 кг).

Примечание: вес последнего в списке колокола в литературном источнике указан явно неправильно, поскольку он сохранился до наших дней и, судя по фото, весит несколько тонн.

  • Колокол 1755, декабрь, в Ярославль для второй колокольни городского Успенского собора весом 400 пудов (6,400 тонн).

Как установлено, после 1755 года мастер Слизов К.М. отливал колокола в 1756- 1758, 1760, 1762-1763 годах. Такая большая практика отлива колоколов мастером была отмечена правительством России. Согласно реформ царя Петра I, городские ремесленники обязаны были по западноевропейскому образцу разделяться на гильдии (цеха), во главе каждой назначался старшина – алдерман. В 1760 году гильдию московских литейщиков пушек и колоколов возглавлял Константин Михайлович Слизов. На колоколе, отлитом в 1760 году, марта 7 дня в г. Москве для Санкт-Петербургской церкви адмиралтейства в числе данных о победах российских войск на море, значится надпись: «лил сей колокол алдерман Константин Михайлов сын Слизов». Все известные колокола этого мастера подписаны его именем.

На колоколе 1745 года, марта 20 дня, отлитого для Сретенского монастыря г. Москвы, названном “Большой Благовестник” читаем надпись: «ЛИТ СЕЙ КОЛОКОЛ В БЫТНОСТЬ ИГУМЕНА ЛАВРЕНТИЯ УВАРОВА ТЩАНИЕМ ЕГО; ЛИЛ МАСТЕР КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВ СЫН СЛИЗОВ ОН ЖЕ И ЧЕЙКИН» весом 195 пудов 10 фунтов (3,150 тонн). Колокол находился в Сретенском монастыре г. Москвы. Эту надпись впервые опубликовал в 1896 году Алексей Мартынов, которому посчастливилось забраться на колокольню над Святыми Воротами и списать её с колокола.

Примечание: это колокол единственный, где автор дополнительно указал кроме своей еще и фамилию Чейкин. Исследователи полагают, что это его же фамилия по матери. Мастер полагал, что упомянуть эту фамилию его долг перед семьёй и памятью матери.

Звучание этого колокола москвичи могли слышать в конце 20-ых годов ХХ века.

* * *

Колокола выдающегося мастера колокололитейного искусства России Слизова Константина Михайловича были признаны ломом бронзы и уничтожены переплавкой в 1929 – 1933 годах.

Ныне увидеть и услышать чудом сохранившийся до наших дней колокола мастера Слизова К.М. возможно в Останкино (Москва) на колокольне церкви Святой Троицы. Колокол отлива 1755 года, июня месяца.

Второй сохранившийся колокол этого мастера, отлитый в декабре 1750 года для церкви Вознесения в Кадашах с надписью:

«БОЖИЕЙ МИЛОСТИЮ ВЫЛИТ СЕЙ КОЛОКОЛ В ЦАРСТВУЮЩЕМ ГРАДЕ МОСКВЕ ПРИ ДЕРЖАВЕ БЛАГОЧЕСТИВЕЙШИЯ И САМОДЕРЖАВЕЙШИЯ ВЕЛИКИЯ ГОСУДАРЫНИ НАШЕЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ ВСЕЯ РОССИИ, ПРИ НАСЛЕДНИКЕ ЕЯ ВНУКЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО БЛАГОВЕРНОМ ГОСУДАРЕ КНЯЗЕ ПЕТРЕ ФЕДОРОВИЧЕ И ПРИ СУПРУГЕ ЕГО БЛАГОВЕРНОЙ ГОСУДАРЫНЕ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ ЕКАТЕРИНЕ АЛЕКСЕЕВНЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ СВЯТЕЙШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СИНОДА ИЖДИВЕНИЕМ ШЕЛКОВОЙ ФАБРИКИ СОДЕРЖАТЕЛЯ ИВАНА, НИКИТИНА СЫНА, САДОВНИКОВА ПРИ СВЯЩЕННИКЕ ФЕДОРЕ АМВРОСИМОВЕ. ВЕСУ 400 ПУД (6,400 тонн) А ЛИЛ ЕГО МАСТЕР КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВ СЛИЗОВ».

На колоколе изображены иконы Воскресения Христова, Успения Богородицы, Божией Матери Тихвинской. Он находится с 30-х годов ХХ века в Москве в здании Большого театра. Сохранилось несколько колоколов мастера Слизова К.М. в Санкт-Петербурге, один из них находится в Смольном, несколько других (очевидно) – часовые.

Сравнение колоколов мастера Слизова К.М. отлива 1755г. для церкви Святой Троицы в Останкино (г. Москва) и колокола, обнаруженного в г. Харькове на Александровской колокольне Свято-Успенского храма.

Колокол на колокольне Живоначальной Троицы в Останкино. г Москва

Колокол Успенского Собора. г. Харьков

Общий вид колокола

Общий вид колокола

Фрагмент надписи на колоколе с указанием имени автора

Фрагмент надписи на колоколе с указанием имени автора

Декор колокола верх

Декор колокола верх

Надпись на колоколе, отлитом в 1755 году, для Змиевского монастыря, в начале текста, почти полностью совпадает с началом надписи на колоколе, отлитом в этом же 1755 году для церкви Воскресения, что в Кадашах, сохраняемого в здании Большого театра (г. Москва).

* * *

Исходя из собранных материалов, изложенных в настоящей статье, установлено, что на Александровской колокольне храма Успения Пресвятой Богородицы в г. Харькове находится колокол, отлитый в Москве знаменитым московским колокольным мастером Константином Михайловичем Слизовым в 1755 году для Змиевского казацкого монастыря по заказу духовенства и казачества.

Вид на колокол в западном проеме второго яруса колокольни

Автор статьи приносит свои благодарности за аказание помощи в исследованиии колокола:

- Отцу Дионисию управления Харьковской Епархии

- Отцу Виталию (Виталию Анатольевичу Мартынюку)

- Отцу Константину (иерею Константину Сергеевичу Реве)

Сведения о колоколах Слизова К.М. взяты из статьи Григория Романова (г. Москва) «Святыни Сретенского монастыря» [www.pravoslavie.ru], из статьи Юлии Москвичевой "Константин Слизов" [www.zvon.ru] и энциклопедии А.А.Глушецкого «Колокольное дело в России во второй половине XVIII – начале XX века» .

С. Сукач, декабрь 2017 г – февраль 2018 г..

Категория: Исторические колокола и звоны Украины | Добавил: sun (10.02.2018)
Просмотров: 2109 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2024-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.12.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
ГОСУДАРЕВ ДАР (0)
[12.10.2020]   [Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство]
Взаимные влияния литейных практик ямских (дужных) колокольчиков в основных центрах их производства (0)
[27.01.2020]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокола сумского Пророко-Ильинского храма (0)
[06.01.2020]   [Другие статьи]
Валдайский колокол завода братьев Усачевых в харьковской частной коллекции (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz