Четверг, 20.07.2017, 23:40
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [19]
Другие статьи [7]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [11]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [4]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [4]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация

Регистрация, исследование и описание, атрибуция и каталогизация дужных (ямских) колокольчиков

РЕГИСТРАЦИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ, АТРИБУЦИЯ И КАТАЛОГИЗАЦИЯ ДУЖНЫХ (ЯМСКИХ) КОЛОКОЛЬЧИКОВ

(опыт и методика научной обработки коллекционного материала)

Поступление нового материала в коллекцию – всегда праздник, в особенности, если за этим следует его изучение, атрибуция и описание. Если научно-исследовательская работа с коллекционным материалом вовсе не производится, то собираемый материал, по большому счету, не является коллекцией, а представляет собой собрание однородных предметов. Коллекцией оно станет, если материал надлежащим образом описан, атрибутирован и каталогизирован. Если коллекционер занимается этим редко – периодически, то накопившийся материал со временем грозит обезличиться, поскольку индивидуальные признаки коллекционных предметов забываются, они как бы не приобретают лица и места в числе аналогичных. Кроме этого, весьма трудно заниматься научной обработкой и описанием материала, когда его накопилось, скажем, 50-100 единиц. Зато регулярная работа с 2-5 вновь прибывшими экземплярами доставляет удовольствие и делает работу коллекционера осмысленно-целевой, содержательной.

Сам коллекционер, становясь исследователем, обретает знания и уверенность знатока того материала, что ему полюбился. Коллекция приобретает строгий научный порядок. Со временем коллекционер-исследователь, все более увлекаясь научной обработкой коллекционного материала,вынужден приобретать новые знания, необходимые для работы с коллекционным материалом. Эти специфические и глубокие познания может обеспечить только наука. Так, накопление сведений о дужных колокольчиках, как о физическом теле и сигнальном устройстве, со временем начинает становиться задачей и страстным увлечением. Исследователь, получая из различных научных источников сведения, уточняет свой собственный каталог, накапливает знания относительно колокольчиков в других коллекциях, и даже тех, которых никогдаи не видел. На этом этапе исследователи объединяют свои усилия, помогают друг другу с атрибуцией и каталогизацией. Эти сведения, с введением в научный оборот, становятся достоянием научной общественности, расширяют знания о колокольчиках, а множество новых и новых колокольчиков приобретают «свое лицо» и место в каталогах. Чем тщательней они исследуются, тем становятся более интересны, и попадая в научный оборот тщательно описанными, являются определителем для другого материала, требующего атрибуции.

Регистрация.

Регистрация коллекционного предмета представляет собою его цифровое или буквенное обозначение, либо то и другое вместе, т.е. нумерацию, дающую возможность легко найти данные о нем, либо получить любую информацию, не отыскивая его самого в числе других аналогичных предметов. Эта же работа обеспечивает общий учет колокольчиков, а также учет их по видам, регионам их происхождения, по мастерам изготовителям, времени их производства, размерам и конкретным особенностям. Исходя из этого, регистрация дужных колокольчиков бывает: общая, с нумерацией по мере поступления предметов в коллекцию и более узкая – видовая и регионально-авторская, ведущаяся параллельно.

Специально-видовая регистрация обеспечивает учет колокольчиков уже после общей регистрации по их видам: дужные колокольчики, ботала, дверные, вызывные, сувенирные, декоративные и т.д.

Порядок общей регистрации.

Организация ее проста: тетрадь с твердой обложкой (возможно ежедневник) на каждой своей странице имеющая нумерацию подобно той, когда нумеруют страницы. Это и будет номером того коллекционного предмета, что будет записан на этой странице. Здесь размещают сведения о входящем в коллекцию лишь одном предмете. Это его номер общеколлекционный. Здесь же делаются пометки о том, когда приобретен предмет, у кого, из какого привезен региона, его стоимость и главное – надписи на нем, знаки, декоры, основные физические величины, особенности. Тут же, используя бумажный ценник (продается рулонами, с отрывными частями, самоклеющимися), колокольчики помечаются с изнанки приклеиванием (ценника) с номером колокольчика, соответствующим общерегистрационному, а возможно и видовому. Эти ярлычки хорошо отклеиваются с помощью капли воды, что дает возможность легко поменять его на другой с уточненными сведениями.

Порядок видовой регистрации.

Здесь же, в этом регистраторе, ведется видовой номерной учет, т.е. по виду коллекционного материала (записывается через дробь): дужные колокольчики, ботала, бубенцы, вызывные колокольчики, сувенирные, и т.д. Внутри вида идет своя порядковая нумерация. В результате получается дробь, в которой левая цифра – номер экземпляра общеколлекционный, а правая – номер внутри вида, например: 201/ДК–78 (общеколлекционный номер 201, Дужный Колокольчик 78).

Порядок регионально-авторской регистрации.

Она выглядит в виде строки, например ДК-78, К-18/П.Л.-4, где ДК – дужный колокольчик, К- Касимов, П.Л. - Петр Лабзенков. В практике оказываются важными все регистраторы, которыми отслеживаются как общее количество коллекционных предметов, так и отдельно их виды, региональные центры литья, т.е. география происхождения и авторов-литейщиков. По номеру, маркированому на самом колокольчике, просто и скоро отыскиваются сведения о нем научно-исследовательского характера: 201/ДК-78, К-18/П.Л.- 4. Указывая в каталоге часть шифра, скажем, исключая общий, или регионально-авторский, сохраняются конфиденциальные данные о коллекции, которые коллекционер не хотел бы афишировать при публикации каталога или описи. Если такового порядка будут придерживаться все коллекционеры, то только им будет понятно, о каком виде и авторе дужного колокольчика идет речь.

Исследования и описание.

Для исследования дужных колоколов необходимы следующие инструменты:

  • штангенциркуль (до 150 мм.),
  • лупа,
  • линейка (лучше металлическая),
  • кронциркуль,
  • весы (до 1 кг., лучше 1,5 кг., точные  ±2 гр., электронные).

До начала исследования, если они проводятся впервые, необходимо тщательно изучить приведенную на этом же сайте статью «Дужный колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство». Описание представляет собою фиксацию результатов исследования.

Ныне сложилось несколько систем исследования и описания:

  • По Киму В.А. – см. его каталог,
  • По упрощенной системе – Хрунова В.И., по определителям Сурова М.В. или  Глушецкого А.А. – смотреть соответствующие издания ( иллюстрации из них, что дают возможность определить схему описания, приведены в конце этой статьи).
  • По усложненной и более полной системе предлагаемой мною, что так же приводится в конце статьи.

Выбор системы и порядка исследований, а затем описания и фиксации данных весьма важен и принципиален потому, что его придется придерживаться годами. Не рационально и неправильно часть материала исследовать или описывать, придерживаясь разных порядков. Чем полнее система научного исследования, тем лучше.

Научно-исследовательская работа опирается на следующие принципы: полноты, всесторонности и объективности. В этих требованиях производятся любые исследования. Исходя из этого, все, что может быть исследовано силами коллекционера, должно быть исследовано и зафиксировано, т.е. описано. Не описывать исследуемое, это все равно, что не исследовать вовсе. Коллекционер не в состоянии исследовать химический состав металла колокольчика и по понятным причинам этого не выполняет. Вместе с тем, с помощью секундомера может измерить декремент затухания звука, тональность и т.д.. Эти исследования производятся на слух, т.е. несовершенно (кроме того, у всех разная острота слуха и восприятие звучания), по этой причине большинство исследователей не включают в исследование и эти характеристики.

Исследования дужного колокольчика как физического тела и сигнального устройства – это исследования, связанные с измерением физических величин. Эти исследования доступны каждому с помощью простейших измерительных приборов, а описание, т.е. фиксация их в определенном порядке дело вовсе организационно-техническое, производящееся строго последовательно и однотипно. Трудностью является лишь методика, позволяющая аналогично и единообразно, строго последовательно измерить и фиксировать в описи эти данные. Строгое единообразие отображения полученных при исследовании данных каждого колокольчика является залогом последующего успешного сведения всех описаний, выполненных разными исследователями, в один сводный каталог по регионам литья.

Наиболее сложной частью исследований и фиксации является выполнение ручной прорисовки надписей и знаков на колокольчике. Все это возможно и лучше заменить фотографированием с обязательной печатью фото: общего вида колокольчика и узловых – детальных (увеличенных). Создать вручную (прорисовкой) макет надписи трудно и достаточно долго. Откатать надпись с помощью красителя (графита, как получают на бумаге оттиски с монеты) трудно технически. Исходя из этого, самый верный способ – ручная прорисовка. Этому надо учиться и овладевать этим искусством. Уже за неделю - месяц видны хорошие результаты. Здесь главное не красота, а документальность, поскольку важны углы постановки букв относительно друг друга, особенности их графического изображения, детали декоров и шрифтов. Эта индивидуальность имеет принципиальное значение для атрибуции. Своя специфика есть в этом и в случае фотографирования. Важен масштаб (одинаковый) для каждого слова и декора.

В принципе: чем достовернее (документальнее) выполняемая прорисовка изображения с колокольчика, тем лучше. При оформлении учетного листа (иллюстративного каталога) важен и порядок подачи узловых и фрагментарных фото.

Атрибуция.

Когда полностью проведены исследования, осуществлено описание, возможно приступить к атрибуции. В этой части весьма важным является обладание как можно большим числом описей (уже произведенных коллекционерами), опубликованных каталогов-определителей, книг и справочников по истории дужных колокольчиков, развитию кустарного промысла их литья, творчества отдельных мастеров и особенностей самих дужных колокольчиков, изготавливаемых в разных центрах литья. Чем больше сведений об аналогах исследуемого колокольчика, тем достоверней произведенная атрибуция. Не обладая знаниями о дужных колокольчиках и не вооружившись источниками о них невозможна никакая атрибуция.

Иногда даже тщательные поиски аналогов, хотя бы близких по виду, отделке, текстам, не дают результатов. Такие колокольчики атрибутируются только по центрам их литья (Касимовский, Пурехский,Слободской, Валдайский и др.) либо еще и по времени изготовления, если есть об этом данные, или по мастеру-изготовителю. Вместе с тем, если на колокольчике отсутствуют и эти сведения, то вывод (атрибуция) остается спорной и сами колокольчики в каталог заносят к неустановленному авторству, либо только по определению центра литья, либо к тем, что пока не поддаются атрибуции. Чем больше опыта и знаний у исследователя, чем более у него возможностей работы с описями и каталогами, тем более дужный колокольчик раскрывает тайну о себе, и атрибуция становится все более и более бесспорной.

В атрибуции имеет значение не только опыт исследователя, его знания, но и умение анализа, сопоставления, что называют профессиональным чутьем. Порою знание таких частностей, как особенности формы и размеров ушей, петель, послелитейных проточек, шрифтов, фрагментов отдельных букв, ошибок (недостающие или лишние буквы), неполные части (недоливы) изображений декоров дают ключ к точной атрибуции. Обнаружение таких частностей и фиксация их особенно важны при исследовании подписных авторских колокольчиков, так как обнаружение тех же частностей на неподписных колокольчиках будет соответствующим ключом к их атрибуции. Но и в этом могут быть ошибки и неточности. Впоследствии открываются причины допущенных ошибок, приведших к неправильной атрибуции, а восполнение недостающих знаний приводят к более точной и обоснованной атрибуции. Так, с годами, приобретается опыт атрибуции и ширятся знания среди не только специалистов, но и исследователей-коллекционеров, уточняются описи, исправляются, дополняются каталоги, устраняются неточности, появляются нужные публикации с интереснейшими сведениями, ведутся дискуссии.

Каталогизация.

Сведение описей в каталог – дело завершающее кропотливую работу коллекционера-исследователя, требующееся перед публикацией данных о коллекции и введении в научный оборот всего собранного им коллекционного материала. Нет ничего более радостного, чем выход из печати каталога частной коллекции – гордости коллекционера-исследователя, признания его как ученого.

Каталоги строятся по определенному принципу. Придерживаясь правила строгого порядка размещения каждого колокольчика в каталоге его просто находить всем, кто привык ими пользоваться. Место колокольчика в каталоге это всего лишь номер раздела региона изготовления, номер мастера-изготовителя, номер по порядку в этом подразделе о виде колокольчика.

Например: для отыскания в каталоге сведений о колокольчике отлитом в с. Пурехе Нижегородской губернии «Дарь Валдая» № 3/0 завода Е.С.Клюйкова с надписью на крыше вокруг уха, с номером под ним, следует обратиться к разделу «Изготовители Нижегородской губернии», исходя из того, что на колокольчике указано место изготовителя – с. Пурех Нижегородской губернии. Открывая каталог, скажем Кима В.А., раздел 4 – «Нижегородская губерния», далее здесь же подраздел изготовителя – Е.С.Клюйков, находим внутри этого подраздела «Колокольчики с надписью по юбке Дарь Валдая со сведениями о заводчике на крыше». В перечислении аналогичных колокольчиков, наконец, находим нужный под номером 3/0. Здесь читаем все технические данные о нем, изложенные исследователем Кимом В.А. и сравниваем с данными, полученными при исследовании своего колокольчика из коллекции. Таким образом, производим полную атрибуцию, сославшись на Кима В.А., как исследователя аналога. При опубликовании Вашего каталога колокольчик из вашей коллекции, как аналог, попадет под просчет, с указанием его особенностей, если таковые имеются. Это даст возможность знать общее число сохранившихся таких (аналогичных) колокольчиков, хотя бы тех, что уже введены в научный оборот.

Внутри каждого подраздела колокольчики одного и того же вида, скажем, мастера Клюйкова, различаются годом выпуска и размером. Их помещение в каталоге строится по принципу о года к году, от большего по размеру к меньшему, либо уже по имеющимся заводским номерам.

Описание.

Главное в деле исследования и описания – единообразие изложения (порядка) приведения обязательных к исследованию величин. Хорошо было бы иметь краткое руководство или инструкцию выполнения этой работы. Это весьма бы упростило работу по сведению всех наработанных данных в единый каталог колокольчиков, производимых в одном центре литья. Видов каталогов пока только два – цифровой-буквенный и иллюстративный. Первый – тот, который мы все знаем – Кима, Хрунова, Сурова, Глушецкого, автора этой статьи. Иллюстративный, на бумажном носителе или в электронной форме – еще почти не известный. На бумажном носителе – это твердый лист (180-200 гр/м2) формата А4 взятый по горизонтали, где слева фото не менее 10х15 общего вида колокольчика, ниже, по длине всего листа ручная прорисовка надписи по юбке, справа от фото фрагменты слова, детали и узлы колокольчика в фотографиях разного, чаще всего мелкого формата, как и вся надпись пословно, декоры юбки, тулова, а ниже прорисовки – технические данные (возможно и на обороте листа), т. е. сам текст описи этого колокольчика, его особенностей, порядок произведенной атрибуции, сравнительные материалы (фото, прорисовки с других аналогов).

Такие листы, расставленные в строгом порядке, и образуют иллюстрированный каталог. Строится он на тех же принципах, что и любой каталог: регион литья (отдельный альбом) или ящик, мастер (разделы в альбоме) или ящике; а отдельные файлы – конкретные колокольчики в порядке их датировки, размеров (от большего к меньшему).

Примером каталогизации и описания могут служить извлечения из каталогов различных исследователей, показанные в конце этой стати.

**************************************************************

Тщательная работа по исследованию и описанию дужных колокольчиков рано или поздно приведет к своду их в каталоги по регионам (центрам литья) и производителям. Это приведет к  возможности просчета сохранившихся единиц, как уже введенных в научный оборот, так и новых, что будут обнаружены и описаны. Облегчена будет не только атрибуция, но и научная работа вообще, оперирование сведениями технического характера в научных статьях.

Коллекционирование дужных (ямских) колокольчиков, как ни одно коллекционирование  открывает необыкновенно захватывающую научную работу по их исследованию. Эти предметы, как изделия мастеров поддужно-литейного кустарного мелкотоварного промысла, многообразны по размерам, формам, текстам, украшениям, отделке, датировке являются артефактами. Они необычайно индивидуальны, емки по своим характеристикам. Большая радость быть тем исследователем, что вводит в научный оборот как известный и уже хорошо описанный колокольчик, что будет иметь значение лишь к просчету сохранившихся единиц, так и тех редких, что дошли до нас в единичных экземплярах.

**************************************************************

Примеры описания ямских (дужных) колокольчиков в каталогах разных авторов.

Ким В.А.

Глушецкий А.А.

Хрунов В.И.

Суров М.В. (изображение приводится с ксерокопии каталога, находящейся в распоряжении автора статьи)

Сукач С.И. (каталог-справочник)

Каталог собрания Валдайского музея

Сукач С.И. (иллюстрированный каталог)



С.Сукач

Категория: Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация | Добавил: sun (26.02.2013)
Просмотров: 8925 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2017-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[20.05.2017]   [Другие статьи]
Колокола в собрании музея Свято-Покровского монастыря (0)
[15.05.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол «Варлаам» на колокольне Софии Киевской (0)
[12.05.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Обыкновенное колокольное чудо (0)
[30.03.2017]   [Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация]
Твоя колокольная коллекция. Часть 2. (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz