Суббота, 18.11.2017, 15:07
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [19]
Другие статьи [8]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [16]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [4]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [4]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Ученные-кампанологи Украины

Историк украинского колокольного литья – Модзалевский В.Л. и его исследовательская работа «До історії українського ліярства»

Историк украинского колокольного литья – Модзалевский В.Л.

и его исследовательская работа «До історії українського ліярства» (про людвисарів та конвисарів)

Модзалевский В.Л.Кампанология – наука о колоколах знает множество имен инженеров, художников, литейщиков и исследователей колоколов, что в истории этого дела оставили по себе добрую память.  Среди этих замечательных ученых роль украинского историка, искусствоведа, культуролога и исследователя Модзалеского Вадима Львовича занимает значительное место. Широта его интересов, глубина эрудиции и интеллекта, знаний и трудолюбия, аккуратности и усердия просто поражают.

Прожив недолгую, но яркую в научном отношении жизнь (1882-1920) В.Модзалевский благодаря своим исследовательским трудам занял особое и весьма видное место в украинской культуре. Среди его многочисленных трудов мы находим великолепные и весьма глубокие исследования в области истории развития колокольного дела в Украине.

Родился Вадим Модзалевский 9апреля 1882 года в Тифлисе (ныне Тбилиси) в семье писателя и педагога Льва Николаевича Модзалевского. Его отец происходил из украинского казацкого рода с польскими родословными корнями. Его мать также дворянка, семья которой всегда имела широкие связи среди ярких представителей культурной жизни России. Предки матери Вадима Модзалевского также относились к старинным украинским казачьим родам. Исходя из этого Вадим, как и его брат Борис, воспитывался в строгости и послушании, уважении к украинской культуре, языку и истории. Большое влияние на Вадима имел его старший брат Борис (1874-1928), известный историк, пушкинист и библиограф. Семья Модзалевских проживая под Петербургом, в поместье расположенном в Гдовском уезде имела широкие связи в культурной среде северной столицы. Среди их родственников были потомки А.С.Пушкина, сохранялись тесные родственные связи с семьями писателя Владимира Галактионовича Короленко и ученого Вернадского Владимира Ивановича. Другом их семьи был Василий Руммель, известный русский генеолог, который оказал значительное влияние на формирование Вадима, как будущего ученого. Его памяти Вадим Модзалевский посвятил одну из своих основных и фундаментальных работ – «Малоросійський Родословник».

Учился Вадим Модзалевский в Екатерининском училище Петербурга и Первом Кадетском корпусе, где ярко проявились его способности к историческим наукам, культурологи и другим общественным дисцыплинам.

Вместе с тем, высшее образование он получил окончив 1902 году Николаевское инженерное училище Санк-Петербурга. Первые научные публикации В.Модзалевского относятся к 1901году в «Русском Библиографическом словаре» и «Литературном вестнике». После 1905 года он занимал должность воспитателя Первого Кадетского корпуса в Санкт-Петербурге. В это время он много работал над созданием «Малоросйського родословника». Жизнь в столице для молодого ученого была трудна и отвлекала от углубленной исследовательской работы. Он уезжает на Украину. С 1911 года, приняв приглашение Черниговской губернской земской управы, он возглавляет местный историко-краеведческий музей.  С 1912 года В.Модзалевский избирается секретарем Черниговского дворянства. Эта должность обеспечила ему необходимые средства для жизни исследований, творческих и научных работ. Он в продолжении нескольких лет активно печатается в журнале «Украина» и «Украинском научном сборнике». Живя в Чернигове, Вадим Львович  возглавлял губернскую архивную комиссию, а после революции основал Общественный Комитет Охраны Памятников Истории, Культуры и Искусства на Черниговщине. С 1918 года Вадим Модзалевский стал заниматься исследованиями старинного украинского искусства. В результате его творческой работы, печатались «Очерки искусства старой Украины», где первыми разделами являлись описания черниговских церквей. В этом же году он переезжает в город Киев, где работает председателем Архивного отдела Центральной Рады. Последние годы жизни Вадим Львович подружился и жил в одной квартире с Нарбутом Георгием Ивановичем, основоположником украинской графики. Нарбут пережил его всего на несколько месяцев.

В. Модзалевский скончался 3 августа 1920 года от заболевания, не грозившего смертельной опасностью. В условия недостатка медикаментов и врачебной помощи в этот период Гражданской войны, он фактически погиб от неоказания ему медицинской помощи.

В киевский период жизни В. Модзалевский уделил время в своих следованиях исследованию и описанию становления и развития колокольного дела в Украине.

К наиболее известным, но малодоступным к изучению работам В.Модзалевского относиться статья «До історії українського ліярства»(про людвисарів та конвисарів). Статья достаточно большого обьема, весьма информативна и дает основное представление о развитии колокольного дела в Украине. Особенно обширен исторический материал относительно  семнадцатых восемнадцатых веков, ноавтора интересовало и зарождение колокололитейного производства в Украине, и он дает некоторые сведения об этом из сохранившихся документальных и литературных источников. Вцелом статья посвящена истории монументального литья – пушек и колоколов, распространенности такого промысла и центрах литья, исторически складывающихся особенностей украинских колоколов как физического тела и сигнального устройства, их декорирования, текстовки.

В.Модзалевский не разделяет исторические факты литья пушек и колоколов, приводя о них сведения параллельно, поскольку одни и те же литейщики одновременно занимались литьем пушек и колоколов.

Поскольку украинские литейщики занимались литьем не только пушек и колоколов, но и других литых изделий из цветных металлов, принято было разделять профессии литейщиков на конвисарив и людвисарив. Так, конвисари занимались литьем изделий из меди: домашней утвари, посуды, предметов культа для церквей и более крупных изделий, в частности для приготовления пищи для большего количества людей – котлов и казанов. В этот же период получило большое распространение в Украине самогоноварение и для этих целей изготавливались специальные аппараты. Этих специалистов литейщиков, как бы выделяющихся из конвисарив, называли котлярами (до сих пор распространенная украинская фамилия).

Людвисары  изготавливали литые изделия из бронзы. Во все времена они имели заказы, в том числе от армии. Людвисары - привилегированные литейщики, занимающиеся исключительно монументальным литьем, то есть больших изделий из бронзы, требующих украшения свободных площадей, а главное, совершенствования технологии литья и самих изделий. Эта профессия была связана с тонкими процессами формовки изделий, творческим подходом к их украшению и стилистики. В их задачу входило создание не только годных к эксплуатации пушек и колоколов, но и преданию им вида произведений искусства. Этим оправдывались и значительные затраты на их производство. В.Модзалевский объясняет приход термина людвисарство на Украину из Польши, где слово Ludwisarnia означает литейку – место, где производят литье металлов. Позже, с развитием украинской речи и выхода из употребления слова людвисар, литейщиков называли: ліярниками, ливарниками, и лишь изредка в Караптском регионе - гісерями (с немецкого). В период расцвета колокольного литья в Украине(семнадцатый-восемнадцатый век), которому и посвячено исследование В. Модзалевского, в народе и в документах литейщиков колоколов именовали людвисарями, а их профессию людвисарством, а литейки – людвисарнями. Это была уважаемая профессия еще и тем, что давала возможность этим профессионалам зарабатывать значительные средства на постоянных заказах церковных приходов, держать связь с богачами и магнатами – заказчиками колоколов, пользоваться их защитой и покровительством.

Зарождение национального украинского литья колоколов В.Модзалевский связывает с практикой этого дела в Германии и Польше. Именно в Карпатском регионе с центром во Львове, как наиболее близким территориально к западноевропейским  центрам металлообработки и происходило становление этого дела. Немецкими мастерами из Нюренберга искусство литья было привнесено в Краков, где сложилась общепервичная школа  славянского литья колоколов. Известными мастерами литейщиками в Германии были братья Себальд и Ганс Бегемы. Их помощниками, ставшими также известными литейщиками, были Глязер, Губер и Шмукер. Вчасности, известно, что Бегемы в 1520 году отлили большой колокол для короля Польши, который в честь его и был назван Сигизмундом. Король Польши Сгизмунд-Август имел и своих королевских литейщиков Виталия и Шпрингеля. В конце шестнадцатого вначале семнадцатого века литье колоколов уже было настолько распространено, что большие литейки были в Варшаве и Кракове, Львове и Галиче. Документально известны литые монументальные изделия, датируемые 1509 годом. С этого времени и началась история колокольного литья в Украине. Интересно, что В.Модзалевский  не упоминает в статье о «Староюрском » колоколе Якова Скоры, что был отлит во Львове в 1341 году. Вместе с тем, приводит сведения о двухпудовом колоколе церкви Введения в городе Владимире-Волынском, отлитом, согласно надписи на нем, в1346году (Теодорович «Владимир-Волынский» стр.110, ссылка на Щербановского Д.Н. ). Из того же источника приводятся сведения о колоколе села Зимнего на Волыни, датируемого 1587 годом, что подарен князем Александром Чарторижским. Остается невыясненным, какие литейщики и где отливали эти колокола. 

Значительное внимание В.Модзалевский в своих исследованиях уделяет анализу регионального становления и развития литья колоколов. Его заслуга в том, что он более других исследователей уделил вниманию истории развития колокололитейного дела на Левобережной Украине в: Киеве, Нежине, Волыни, Стародубе, Почепе, Новгород-Северске и Глухове. Со знанием дела В.Модзалевский, хотя и не является собственно исследователем колоколов, разделяет практику литья их на Правобережной и Левобережной Украине. Если литье колоколов на Правобережной Украине развивалось под влиянием традиций литья Германии и Польши, то на Левобережной, это влияние сказывалось значительно меньше до полной выработки здешними мастерами собственного стиля, форм колоколов и их декоров. Такой постепенно складывающийся стиль привел к новой национальной школе литья.

С.Сукач

Г.Сумы 2011 г.

Часть 2. Старинные колокола и регионы колокольного литья упомянутые в работе В.Л.Модзалевкого

Часть 3. Мастера-литейщики колоколов и сведения об отлитых ими колоколах упомянутые в работе В.Л.Модзалевкого


Категория: Ученные-кампанологи Украины | Добавил: sun (11.03.2011)
Просмотров: 1585 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2017-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[09.11.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол «Казацкий – священника Григория» (0)
[04.11.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол «Казацкий – священника Григория» (0)
[01.11.2017]   [Другие статьи]
О сверхтяжелых колоколах и их назначении (0)
[22.07.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Большой колокол харьковского Свято - Благовещенского храма (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz