Четверг, 20.07.2017, 23:42
Сайт о колоколах и колокольчиках, о мире звучащей бронзы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство [19]
Другие статьи [7]
История ямского (дужного) колокольчика и кустарного дужно-литейного промысла Росии [7]
Исторические колокола и звоны Украины [11]
Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация [10]
Колокольчики разного назначения [4]
Гужевая езда. Русская образцовая почта. [2]
Ученные-кампанологи России [4]
Ученные-кампанологи Украины [5]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация

Твоя колокольная коллекция. Часть 2.

ТВОЯ КОЛОКОЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ. ЧАСТЬ II.
Опись колокольной коллекции как научно-исследовательский документ. Её смысл и назначение. Каталогизация.

Структура описи.

Опись является рабочим документом, позволяющим знать все и в любое время, а если она в электронном виде, то и где бы вы не находились, о любой частности каждого колокольчика Вашей коллекции. В зависимости от объема собранных Вами данных на каждый из колокольчиков включая фото и прорисовки, они могут быть настолько информативными, что разыскивать конкретный колокольчик будет не нужно. Любая частность: размер, форма, пропорции его частей, шрифты, надписи, номера и декоры все окажется в электронной памяти.

Опись состоит из разделов по регионам их литья и подразделов колокольчиков определенных мастеров. В свою очередь эти подразделы состоят уже из конкретных данных колокольчиков по годам отлива, а когда они не датированы, то позиционируемых от больших по диаметру обреза юбки, до самых малых. Последним подразделом в конкретной региональной части описи будет раздел: “безавторских”, при том, что эти колокольчики явно определяются по региону отлива. Самым же последним разделом в описи будет тот, куда войдут и “безавторские” и “безадресные”, когда неподписной колокольчик, не имеющий ни текста, ни знаков, ни декоров, иногда даже и совсем этим, но не поддающийся атрибуции ни по месту его литья, ни по автору–литейщику. Опись обязана быть строго структурированной, т. е. абсолютно устроенной по единым принципам систематизации материала.

Рекомендация: не следует торопиться печатать выполненную вручную опись. Возможно её составлять и не в рукописном варианте, а в электронной версии и печатать только тогда, когда это требуется. Опись возможно и отсылать тому, кто владеет компьютером, в электронном виде. Коллекция растет по прибытии каждого нового колокольчика и убытии, когда экземпляр замещается лучшим по сохранности и т. д. Новые экземпляры надо вставлять на их места, “раздвигая” уже сложившийся порядок.

Подразделы мастеров в региональных частях описи располагать в алфавитном порядке, ориентируясь на первую букву фамилии. Не датированные, но подписные в подразделе “мастер - изготовитель” ставить отдельной группой. То же “неподписные”, но имеющие знаки, декоры, номера, в том числе и “голые”. Со временем возможны перестановки колокольчиков не только внутри определенного Вами региона литья и его мастеров, но и переноса вовсе в другой регион. Это “ломает” опись, её необходимо “держать” в постоянной динамике. С каждой сотней единиц (возможно и меньше) её следует и вовсе переделывать, уточнять и исправлять. Другое дело – подготовка описи к печати, т. е. книжного варианта. В этом случае работы так много, что одному справиться сложно. Необходимо привлекать специалиста по верстке и расположению текста, требуется согласования в части масштаба прорисовок отдельных декоров, знаков. Проще, чем это “выдумывать”, изучать описи, как это делали другие исследователи. Дело это кроме затратного во времени, затратно по деньгам.

Структура (порядок) описи конкретного колокольчика.

Сведения, добытые в процессе исследования конкретного колокольчика, являются техническим содержанием описи. Все сведения приводятся единообразно и в строгом порядке. Такой порядок не установлен никем. При таком положении каждый сам себе исследователь и составитель. В этом большая беда, поскольку добытое в исследованиях и не описанное или плохо описанное – пустое бессмысленное дело. Плохо описанное – не образует доверия у тех, кто пользуется описью, а описанное не по методике невозможно использовать при составлении «сводных каталогов регионального литья ямских (дужных) колокольчиков». Такие каталоги рано или поздно будут составляться и издаваться. Нет возможности «сложить» такой каталог, когда исследователь в описи приводит данные одних частей колокольчика, а другой считает, что следует приводить иные. Обязан быть широкий перечень обязательных данных в описи и узкий. Меньше этой «узкой» нормы описывать нельзя, и это при том, что нормы полноты исследований и описания не может существовать вовсе. Увы, такой узкой нормы нет, выход один: исследовать и описывать абсолютно всё, тогда составители сводных региональных каталогов выберут то, что им необходимо, а иное отвергнут. Но отвергнутое – это ваше личное достижение, Ваша опись окажется полнее, чем сводный каталог.

Согласно разработанной мною системы, опись конкретного колокольчика выглядит так:

Ручная прорисовка надписей, декоров, аббревиатур, знаков и номеров, еще лучше цифровое фото колокольчика и его отдельных узлов.

Исследовательская часть:

1. Форма колокольчика – (см. статью о форме колокольчика).

2. Диаметр по обрезу юбки в миллиметрах.

3. Диаметр крыши по плечу.

4. Высота общая от обреза юбки (когда колокольчик стоит на плоскости до плеча – линии схождения крыши и тулова по Киму В. А.), либо от обреза юбки до основания уха. В этом случае необходимо приводить все высоты колокольчика по его частям.

5. Высоты по частям и их пропорции по вертикали: высота юбки, пояса, тулова, крыши, уха.

6. Измерения уха, которые имеют три величины – 1) две толщины (верх и низ), 2) две ширины (верх и низ) и 3) высоты (см. статью об ушах).

7. Крыша – форма, особенности строения, надписи, декоры (см. статью о крышах).

8. Тулово – склонение тулова от плеча до пояса (измерению не поддается). Декоры, проточки поверхности (при наличии) (см. статью о тулове).

9. Пояс – форма пояса, составляющие его части (валики, желобки, ленточки, проточки и. т. д.), особенности проточки и др. (см. статью о поясах).

10. Юбка – место расположения надписи (верх, середина, низ), оформление надписи (дорожки сверху или снизу), шрифты, цифры, пропуски букв, неправильности постановки, пропуски слов, разделители между словами. Угловое склонение юбки, что весьма важно, измерить как и тулово пока нет возможности в связи с отсутствием измерителя. (см. статью о юбках)

11. Изнанка – характер поверхности, надписи, знаки (см. статью об изнанках).

12. Плотность – толщина стенки по краю колокольчика (большого диаметра), часто в разных местах с добавкой металла до 0, 5 мм. Этот наплыв металла по внутренней поверхности у обреза юбки часто называют уплотнением, выглядит он как добавочный металл толщины стенки изнутри колокольчика.

13. Проточка – в описании следует указывать токарные проточки от крыши до обреза, широкие и узкие, их порядок постановки, размеры по ширине.

14. Дно – описание дна – поверхность, место постановки петли или её остатков, либо следов от неё, наличие прилива – металла, дополнительно укреплявшего петлю, надписей, номеров, знаков (см. специальную статью на сайте).

15. Петля – форма петли, если круглая, то ее диаметр, способ изготовления (проволока, ковка, литье), сечение, либо если она трапецеидальная, то ширину и высоту. Ощущаются трудности измерения, поскольку объект исследования внутри. Необходим специальный штангель (часть исследователей такие измерители делают сами – это добавки в виде столбиков, крепящихся к губкам). (см. статью о петлях)

16. Язык – его форма, вес, длина, толщина. Форма языка бывает разной: в виде ударного кольца, кованого пальца, гирьки на проволочном подвесе и др. (см. статью о языках)

17. Масса колокольчика – взвешивание на электронных весах путем удержания в руке языка так, чтобы он не касался петли. Так получаем чистый вес колокольчика. Взвешивая вторично вместе с языком, получаем в разнице вес языка.

18. Цвет металла – определяется визуально:

– черный (часто горелый в масле),

– серый или темно-серый до черного – покрытый патиной,

– красноватый – недостаток олова

– желтый,

– желто-зеленый (с примесями других металлов, часто латуни или её лома),

– ярко-желтый (чаще всего после полирования),

– матово-желтый без патины (с большим содержанием олова 20- 22%).

Часто колокольчики серебрились тонким слоем этого металла. Опусканием всего колокольчика в кислые растворы, содержащие соли серебра, обеспечивается покрытие его поверхности тонким слоем серебра. Такие колокольчики имеют следы серебрения и изнутри.

19. Сохранность по пятибалльной системе (указано максимальное количество баллов при определенном дефекте):

– затертая поверхность или со следами от множества ударов – 4

– потеря петли – 4

– полировка с абразивом (чаще всего пасты ГОИ) – 4

– сверлёные отверстия в крыше – 4

– потеря уха – 3,5

– спилы декоров или текста – 3,5

– трещина (с утратой звука) – 3

– раскол (зияющая трещина) колокольчика – 2,5

– провал тулова – 2

– потеря части юбки скол – 2

– грубая сварка с утратой текстов – 2

– провал крыши (утрачено ухо и петля) – 1,5

– аккуратная работа по сварке трещин с зачисткой швов только с изнанки – 4

– отдельные детали от колокольчика (верхняя часть до пояса и нижняя пояс и юбка) – лом, не оценивается.

20. Вторичные и третичные отливки – не оцениваются по бальной системе. (см. специально написанные статьи во втором томе опубликованного трехтомного издания).

Отсутствие языка не является дефектом, так как производители снабжали ими свои изделия очень редко. Такие языки принято называть «родными». В подавляющем большинстве их ставили в местных кузнях сами владельцы колокольчиков. Все ударные предметы, являющиеся заменителями языка: гайки, шайбы, мебельные ручки, свинчатки и т. д. следует с колокольчиков снять. Необходимо помнить, что снаружи по колокольчику удары наносить нельзя, это ведет к расколу, как нельзя использовать для боя и языки с большим (избыточным) весом и длинной. Их избыточность в части длины, толщины и веса сразу же заметны и при эксплуатации ведут к расколу или повреждению колокольчика.

Аналоги исследуемых колокольчиков и примечания.

Закончив описание колокольчика, необходимо разыскать аналоги, т. е. наиболее близкие к нему по форме в первую очередь в практике того же литейщика, реже в регионе его литья, возможно даже за его пределами. Изучать всё, что может помочь найти похожие колокольчики: описи, каталоги, исследовательские печатные работы, брошюры, книги. Найдя, указывать, где эти сведения обнаружены, что совпадает, а что не совпадает с тем, что Вами атрибутируется. Обязательной является ссылка на источник, откуда взяты сведения об аналоге. В случае его отсутствия вся работа по поиску аналога является бессмысленной.

В примечаниях вправе сообщать любые свои личные мысли и о качестве литья и допущенном браке, ошибках в текстах, причинах образования повреждений и т. д. Главное, об основаниях производимой Вами атрибуции.

Каталогизация

Хорошо выстроенная опись в структурном отношении – это уже каталог. Стоимость таких работ очень высокая, поскольку эти усилия по сбору материала длительны, работа с ним кропотливая, требующая знаний не только колокольного литья, но и методик исследований и описаний. Это титанический труд. Коллекции, тщательно исследованные, правильно и полно описанные с приложением к ним описей, в случае продажи или обмена по стоимости возрастают в разы. Продаваемый или обменивающийся колокольчик, т. е. выбывающий из Вашей коллекции, хорошо снабжать описью с указанием всех его данных, как они сформированы в Вашем каталоге. Задача составления сводных каталогов регионального литья ямских (дужных) колокольчиков может быть решена при усилиях множества исследователей. Сводные каталоги – Валдая, Касимова, Слободского и Пуреха, других более редких центров литья раскроют многие тайны и решат задачу атрибуции почти на 100 %.

Исходя из этого, описывая колокольчики не только своей коллекции, но и чужие, случайные включаемые Вами в собственный каталог (необходимо отдельно отмечать от своих, как делал это Ким В. А. – постановкой буквы к порядковому номеру описываемого колокольчика) следует быть последовательным, аккуратным, честным и принципиальным исследователем. По составленным Вами описям, каталогам, возможно статьям судят о вас как о специалисте.

Рекомендация: читать помещенные на этом же сайте статьи относительно коллекционирования колокольчиков и работы с ними, составления описей, каталогизации.

1. Физическое тело ямского (дужного) колокольчика сигнального устройства особого назначения.

2. Отличия ямских (дужных) колокольчиков от других аналогичных схожих с ним по форме и назначению.

3. Многообразие форм и видов ямских (дужных) колокольчиков.

4. Цикл статей (4 статьи): формы и виды ямских (дужных) колокольчиков – Валдайских, Касимовских, Слободских и Пурехских.

5. Цикл статей о частях, составляющих физическое тело колокольчика – уши, крыши, тулова, пояса, юбки, дна и петель.

6. Регистрация, исследования, атрибуция и каталогизация ямских (дужных) колокольчиков (опыт и методика научной обработки коллекционного материала).

7. Ямской (дужный) колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство (опыт исследования и описания).

8. Второе рождение дужного колокольчика (опыт сложной реставрации).

9. Система оценки ямских (дужных) колокольчиков.

10. О единой системе описания ямских (дужных) колокольчиков.

11. Коллекционирование ямских колокольчиков и бубенцов (проблемы, трудности, задачи).

12. Будущее ямского (дужного) колокольчика.

13. Поддужные колокольчики на Украине.

Несколько слов в заключение.

Дело, которому ты служишь, в том числе и коллекционирование, требует любви. Без этого все заботы лишь тяготы. Любое коллекционирование, в том числе ямских – дужных колокольчиков затратно в средствах и времени, сил и нервов. Всё это не может быть обязанностью, долгом, нагрузкой. Оно приобретает смысл только в условиях увлеченности, уважения к культуре, истории, памяти предков, красоте, созданной поколениями в подарок нам, потомкам, ныне живущим. Увлеченность коллекционеров является побудительной основой к их деятельности не только ради личной причастности к красоте и истории, но и общественной задачи сохранности ценностей и сведений о них. Эти ценности, хотя и имеют материальную (денежную) оценку, но бизнес на этом, как и вложение денег – дело недостойное и аморальное. Все это неоценимый подарок нам из XIX и начала ХХ века. Колокольчики - свидетели истории и культуры. Подчас, всё лучше сохраняется и изучается в частных коллекциях, чем в музеях. Всё более ширится экспозиционная работа коллекционеров, когда материалы годами собираются, изучаются, описываются, публикуются, готовятся к выставкам.

Все эти радости – этапы жизни коллекционеров–исследователей. Именно за этот труд и увлеченность коллекционеров уважает народ. Сами коллекционеры воспитываются на этих чувствах, делают нас всех одаренными красотой, наполняют жизнь радостью.

Разобравшись со своей коллекцией, тщательно её опишите по уже отработанным схемам. Сообщите миру данные о своих любимцах. Будьте помощниками и наставниками тем, кто в этом благородном деле делает первые робкие шаги.

С. Сукач, ноябрь 2016 – март 2017г.

Приложения.

Пример описания колокольчиков коллекции из каталога автора.

Пример описания колокольчиков коллекции из каталога Кима В. А.

Пример описания колокольчиков коллекции из каталога Хрунова В. И.

Список аббревиатур из каталога Кима В. А. (для примера лишь начало списка).

Примеры прорисовок текстов (из материалов описи автора статьи).

Твердый лист формата А4 иллюстрированного каталога автора статьи.

В принципе, каждая коллекция должна быть собрана в описаниях фото (по каждому колокольчику) на одном листе. Сколько колокольчиков, столько и таких листов. Это затратная идея. В электронном виде менее затратная, но проигрывает визуально. Одно дело, с экрана монитора, другое – на традиционном твердом по плотности листе. Фото крепятся двусторонним скотчем. (В иллюстративном примере выполнен фотомонтаж – на бумаге фото уха и петли, а так же часть текста размещены на обратной стороне листа формата А4.)

Измерительные инструменты.

Штангенциркули разной длинны, позволяющие производить измерения до 150 мм..

Штангенциркуль с удлиненными губками для измерения петель (после измерения толщина, равная зазору между губками, как излишняя, отнимается от реально полученных данных)

Глубиномер

Кронциркуль для измерения высот с усовершенствованной удлиненной измерительной штангой.

Настольные электронные весы.


 

Категория: Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация | Добавил: sun (30.03.2017)
Просмотров: 104 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2017-2012
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние статьи
[20.05.2017]   [Другие статьи]
Колокола в собрании музея Свято-Покровского монастыря (0)
[15.05.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Колокол «Варлаам» на колокольне Софии Киевской (0)
[12.05.2017]   [Исторические колокола и звоны Украины]
Обыкновенное колокольное чудо (0)
[30.03.2017]   [Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация]
Твоя колокольная коллекция. Часть 2. (0)
Сделать бесплатный сайт с uCoz